Структурная трансформация НацЭкономики,цели,задачи,принципы 2011-2015 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурная трансформация НацЭкономики,цели,задачи,принципы 2011-2015




Структурные преобразования, осуществляемые в межотраслевых комплексах и отраслях народного хозяйства, в соответствии с целенаправленной системой мер государственной структурной политики, а также под воздействием научно-технического прогресса и запросов внутреннего и внешних рынков, определяют изменение всех макроэкономических структур страны. Воспроизводственная структура экономики характеризует соотношение ее секторов по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства. На стадии производства — это соотношение промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости, которое представляет собой важнейшую макроэкономическую пропорцию, отражающую достигнутый уровень развития производительных сил страны. Вал добавл стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Она является основой валового внутреннего продукта. ВВП —важнейший обобщающий показатель, характеризующий конечный результат как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг. На стадии производства он рассчитывается путем суммирования валовой добавленной стоимости всех отраслей с учетом потребленной в процессе производства стоимости основного капитала.

По объему производства ВВП на душу населения определяют уровень социально-экономического развития страны. Главным показателем выступает рост ВВП на душу населения(в Беларуси составляет около 70 % мирового уровня). Однако это значительно ниже, чем в экономически развитых государствах мира и Европы.

При этом расходы на конечное потребление домашних хозяйств (приобретение потребительских товаров и услуг, платных услуг учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.) в расчете на душу населения уменьшаться не должны, но могут увеличиться по мере роста ВВП при некотором снижении их доли.Доля расходов государственных учреждений и абсолютные их размеры при совершенствовании структуры государственного управления должны уменьшаться. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в связи с развитием рыночной инфраструктуры будут возрастать. Чистый экспорт товаров и услуг в связи с необходимостью импорта высокопроизводительного оборудования и новейших технологий, конструкционных материалов, а также топливно-энергетических ресурсов в ближайшие годы могут иметь отрицательное значение.

Структура использования валового внутреннего продукта: конечное потребление, валовое накопление, чистый экспорт товаров и услуг и другие. Соотношение секторов экономики в зависимости от форм собственности свидетельствует об уровне развития рыночных отношений в стране.

Закономерностью развития отраслевой структуры экономики

является цикличность обновления технологий и отраслей. Ученым были выделены следующие фазы цикла преобразований: • начало цикла — появление важных технологических нововведений, приводящих к росту производительности труда и прибыли (возрастающая часть волны); • середина цикла — массовое распространение новых технологий на другие отрасли и сферы деятельности (достижение максимального пика волны); • окончание цикла — постепенное снижение эффективности данной группы нововведений (падающая часть волны).

Совокупность взаимосвязанных научно-технических направлений, реализующих кластер базисных нововведений, образует технологический уклад. В экономической литературе описаны шесть технологических укладов. Ключевым фактором

первого было изобретение текстильной машины, второго — парового двигателя и станков, третьего — электродвигателя и

технологии производства стали, четвертого — двигателя внутреннего сгорания и технологических процессов нефтехимии, пятого — микроэлектронных компонентов, шестого — генной инженерии и нанотехнологий.

В Беларуси, по ориентировочным оценкам Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики, подавляющая часть промышленной продукции (68 %) производится в условиях четвертого технологического уклада, 22—23 % — третьего и 9—10 % — пятого и шестого. Основные причины отставания — разрушение научно-инновационного и производственного потенциалов, низкий уровень наукоемкости ВВП (0,8 %) по сравнению с развитыми странами (5—6 %).

64 Цели и функции гос. регулирования

Госуд-ное регулир-ние экономики - это целенап­равленная деятельность государства в лице соответствующих органов, которые посредством разных способов, приемов, форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение экономических и социальных задач соответствую­щего этапа развития экономики.

Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике. Для регулирования социально-экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наемными работниками и т.д.

Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности.

Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются:

• бюджетно-налоговая политика; • денежно-кредитная политика;

• ценовое регулирование; • амортизационная политика;

• прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Функции государственного регулирования экономики:

За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:

• эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

• формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;

• обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

• реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

• развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

• проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

• формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

• поддержка социально незащищенных групп населения;

• охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

• формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов; и др.

 

65 Структура государственного управления в Республике Беларусь

Одним из важных условий реализации государством сво­их функций по эффект-ому управлению экономикой при переходе к рынку является формир-ние соответствующей структуры госуд-го управления и аппарата.

В соответствии с Конституцией Правительство (Совет Министров) РБ обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, госуд. политики в области науки, культуры, образования, оплаты труда и т.д.

Система госуправления РБ построена по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств (Мин-во архитектуры и строительства; внутренних дел; ЖКХ; здравоохранения; Иностранных дел; Культуры; образования; промышленности и т.д), 5 госкомитетов (таможенный;пограничных войск;госкомитет по авиации; по науке и технологии; КГБ), 8 комитетов при Совете Министров РБ (по материальным резервам; по земельным ресурсам,геодезии и картографии; по делам религии и национальностей; по архивам и делопроизвоству) и 8 госорганизаций, подчиненных Правительсву РБ (Белгостпищепром; Белнефтехим; Беллегпром; Белкоопсоюз; Бел. Железная дорога).

Министерства и госуд. комитеты являются респуб-ми органами госуд. управления (функциональными или отраслевыми), проводящими госу­д. политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) дру­гих респуб. органов госуд-го управления РБ.

В центральных аппаратах министерств, госуд. ко­митетов по решению Президента РБ могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции со­ответствующего министерства, государственного комитета.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствую­щих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, гориспол­комов и местных администраций. Из республиканских орга­нов управления экономикой и социальной сферой свои терри­ториальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, при­родных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и соци­альной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики, а также Госкомитет по имуществу РБ.

Структурные подразделения местных исполнит-х и распоряд-х органов, обеспеч-их реализацию на своей территории госуд. политики в отдельных от­раслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполко­мов, соответствующим республиканским органам государс­твенного управления.

Необходимо отметить, что сложившаяся система госуд-го управл. экономикой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих пол­номочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же пол­номочия закреплены за различными уровнями управления.

Формирование в РБ социально ориенти­рованной рыночной экономики требует повышения эффек­т-ти взаимодействия органов отраслевого и территор-го управления при решении как общегосуд-ых, так и регион-ых проблем, что, в конечном счете, обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

 

 

66 Финансовая система национальной экономики.

Финансы - совокупность эко­н отношений по формир, распред и исп-нию фондов ден средств, или финан ре­сурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти от­ношения через финансовую систему — совокупность различных сфер финан отношений, форм и методов обра­зования и использования фондов ден средств. Она вклю­чает: бюджеты различных уровней; фонды соц, иму­щественного и личного страхования; валютные резервы гос; денежные фонды организаций, фирм, др коммерческих и некомм структур; прочие спе­цфонды. Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.В организационном плане она охватывает со­вокупность финансовых учреждений страны. Фи­нансово-кредитная система. РБ включает бюд­жетную систему, банковскую систему, + финансовые средства внебюджетных фондов, учреждений, орг и граждан. На терр РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валют­ная политика.

Осуществляя переход от централизованной плановой к ры­ночной экономике, РБ строила систему финансов одновременно с созданием комплекса гос институтов независимой страны: внешней политики, обороны и безопасности, нац экономики, управления и др. Клю­чевую роль в этом процессе играли и играют становление систе­мы финансов, пронизывающей все сферы общества и, выработка и реализация финансовой политики. Финансовая политика - совокупность целей, средств их реализации и мероприятий по обеспечению эф­фективной мобилизации фин ресурсов, их перераспределения и использования для выполнения гос своих функций. Фин политика - органичная часть соц-экон политики гос-ва.

 

 

67 Бюджетная система национальной экономики.

Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год.

Бюдж. с-ма —это основ. на экон. отнош-ях и юр. нормах совок-ть всех видов бюджетов, действ-х на территории страны. Согл. Констит.РБ бюдж. с-ма РБ вкл республ. и местный бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

Расходы бюджета опр-ся программами соц-экономич. разв-я РБ и соответствующей админ-террит. ед-цы, осущ-ся по направлениям и в размерах, установл-х законадат-вом РБ и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Дефицит бюджета – превыш-е расходов бюджета над его доходами. Профицит бюджета – превыш-е доходов бюджета над его расходами.

Бюджетное устройство в РБ основ на принципах единства бюджетной системы, полноты, реаль­ности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входя­щих в бюджетную систему, и определяется админ-терр делением. В бюджетную систему как са­мостоятельные части включаются республ и местные бюджеты. Консолидированный бюджет РБ сост-т бюджеты 6 обл, г. Минска и республ бюджет. В соотв с законом в РБ могут создаваться внебюдж-е фонды – ср-ва правит-ва и местных властей, связ. с финанс-ем расходов, не вкл. в бюджет. Они формир-ся за счет обязат-х целевых отчисл-й. К ним относ. Фонд соц. защиты насел-я Министерства труда и соц. защиты РБ и др. Сбалансир-ть бюджетов всех админ-тер­р единиц -необходимое усло­вие бюдж-финанс. политики. Бюджет-важный рычаг воздействия на экономику и стимул-я ее роста. Осн. ф-ции бюд­жета: перераспределение ВВП, гос регу­лирование и стимулирование эко, фин обеспече­ние соц политики.

Доходы консолидир. бюджета РБ в 2011г. сост. Br85 трлн. 433,5 млрд., что сост. 111% в сопост. ценах к уровню 2010 года(план-105%). Расходы консолидированного бюджета в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличились на 49,3%. По отношению к ВВП они составили 29%. бюджет РБ в 2011 г. исполнен профицитом +6,502 трлн. руб., или +2,4% к ВВП.


68 Налоговая система национальной экономики

Налоговая система – совок-ть всех взимаемых в гос-ве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. Основы бюдж-нал-ой системы страны заложены Конституции РБ. Налог — это принудит-но изымаемые гос или местн органы власти ср-ва с физ и юр лиц, необх-е для осу­щ-я гос-вом своих функций. 2 осн функции налогов: фискальную и эко (рег-щую и распр-ную). Фискальная функция основная в формировании денежных фондов государства. Эко функция - исп налогов качестве инструмента перер-ния НД, влияния на процесс производства и инвестиций, на масштабы и темпы роста эко.

Налоги:прямые,кот-ми облаг-ся д-ды и имущ-во (на недвиж, земель­ный, за польз-е прир рес, на прибыль и др.), и косв-е, вкл в цену тов,ра­бот,услуг в виде надбавок,оплач-х покуп(ак­цизы, НДС). В организационном плане все налоги, отчисления и сборы подр на 3 гр:

- пла­тежи, упл из выручки (косвенные налоги: НДС, акцизы);

- платежи, включаемые в себестоимость ПТРУ(налог на недвижимость, земельный, за использ-е прир. ресурсов);

плате­жи, уплачиваемые из балансовой прибыли (налог на прибыль).

Мер-я по дальнейшему совершенствованию налоговой с-мы:

1.Сокр-е кол-ва примен-х налогов, сборов – с 2006-2011 г отменено 17 налог. платежей. В наст время в состав налог. с-мы входит 30 платежей, имеющих налог. характер. Но в рамках обычной деят-ти предпр-е уплачивает только НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологич и земельный налоги.

2.Повыш-е привлекат-ти упрощенного налогообл-я

4.Упрощение процедур налог. контроля и налог. администр-я – плательщикам дана возм-ть предоставлять в налог-е органы налоговые декларации в электронном виде.

Доля платежей, контр-х налог органами, в д-дах консолидир. бюджета сост. 63%, в т.ч. республ. бюджета - 41,6%. План по НДС выполнен на 108%, в бюджет поступ. свыше Br14 трлн. от НДС. В структ. д-дов консолидир. бюджета поступл-я по дан источнику заним. 27%. Поступл-я от подох. налога сост.Br9,317 трлн. (103% к плану). От налога на прибыль получ Br8,689 трлн. (105% к плану). По акцизам поступл-я составили Br5,496 трлн.

 

69 Валютная система и валютный контроль
Вал сист Бел явл сост част нац ден сист, пр-ет собой прав форму орг-ии вал отн в стр и рег-ся нац зак-ом в соот-ии с треб-ми, прав и норм межд права. Ее важн элем явл нац вал -бел рубль. С ноября 2001 он соотв прав огранич-ой конвер-ми валют. Вал курс -соотн обмена ден ед разных стр,обусл-ое их покуп спос-ю и рядом др внешнеэк и пол факторов. Это цена вал одной стр,выр в вал др стр. С 1993 офиц курс бел рубля уст-ся Нац банк по отн-ию к своб и огр-но конвертир-ым вал. Вал огранич -сист гос мер,регламен-их пор осущ-ия опер резид и нерезид с вал ценн-ми. Золотовал резервы явл одним из ключ эл вал сист. Межд рез РБ-это высоколикв иностр акт,сост из монетарного золота,спец прав заимст-ия РБ в МВФ,а также вал рез,кот могут быть оперативно исп для провед интервенций Нац банка на вал рынках в целях стаб курса нац вал,фин-ия Прав-ом имп тов и услуг. В Бел регламент-ся реж функ-ия нац вал рынка -структ-ая сост фин рынка,сов отн-ий,возник на осн спроса и предл по пов пок-прод иност вал,сделок с вал ценн-ми и вал инвестиц.Прав база вал сист и вал пол гос-ва закр в новой ред Банк код РБ и Зак РБ”О вал ре-ии и вал конт”.Можно отм,что в РБ сформир и функц-ет вал сист,кот основ на совр прав базе,способств обеспеч эк без-ти и уст эк росту,а также акт интегр стр в мир вал сист. С целью обесп эк без-ти и реал эффект мер в сфере вал рег-ия в стр сформир сист вал контр,деят орг и агентов кот напр на обеспеч соблюд резидент и нерезид треб-ий вал зак-ва РБ. Осн напр вал конт явл:опред соотв-ия провод вал опер вал зак-ву;обеспеч конт за перемещ иностр вал и иных вал цен-ей через тамож гран РБ;предотвращ легализации дох,получ преступным пут,фин-ия террористич и иной деят;проверка полн и дост-ти учета и отчетн,а также анализ данных учета,отчетн и инф по вал опер. Его орг явл:1.Совет Мин РБ-опред компетенцию республ орг гос упр и иных гос орг-ий,подчин Правит РБ,обл исполнит комитетов по вопр вып-ия ими ф-ий агентов вал контр 2.Нац банк-осущ вал контр за соверш банками и НКФО вал опер 3.Комитет гос контр-формир базу дан,осущ контр за вып орг и агентами вал контр своих ф-ий,а также коорд-ет деят этих орг 4.Гос тамож комитет-осущ орг-ию вал контр за перемещ резид и нерезид через тамож гр РБ вал цен-ей. Агентами явл:1.органы гос управ,респ орг гос упр,обл(Минский гор)исполнит комитеты-осущ контр за возвр в страну и исп-ем подчин-ми им юр лицами, инд предпр выр от Э,пред-ют инф об их внешнеэк деят;выявл наруш вал зак-ва 2.банки и НКФО,осн функ-ии кот заключ в получ док-ов,объясн,справок и свед о провед вал операц 3.таможни(как агенты вал контр)производят тамож оформл экспорт-ых и импор-ых тов,осущ контр за оформл док и собл зак-ва,регламентир порядок ввоза и выв вал цен-ей, и др ф-ии.

 

70 Социальная политика и направления развития
Под соц пол пон-ся провод-ая гос структ,обществ орг-ми,орг местн самоупр-ия,а также производств коллективами сист мер,напр-ых на достиж соц целей и рез,связ с повыш общ благосост,улучш кач жизни людей и обеспеч соц стаб,соц партн-ва в обществе. Она стр на осн след принц: 1.соц справед-гос должно гар всем гражд уст-ый соц минимум,предост-ть возм распред-ия матер благ и услуг в зав-ти от кол-ва и кач-ва личного труда индивидума и обесп адресную защ соц уязвимых слоев нас 2.соц солид-ти-перер-ие ден ср через сист нал и пособий от имущих к малообесп катег граждан,уст-ие для них льготного дост к соц благам и усл 3.индив соц отв-ти-требует от индивидов прилож макс усилий для самопом и самообеспеч 3.соц партн-ва-предпол реш соц проблем совместн усил гос-ва,профс и наним-ей на осн их равноправия,обяз и равной отв-ти в прин и исп-ии договоренностей 4.соц компенсации-обеспеч прав и соц защ-ти граждан,необх для восполнения огр-ий,обусловл-ых их соц статусом 5.субсидиарности-зак-ое рег-ие взаимод-ия гос и негос структур в соц сфере и поддержку последних. Исходя из сод-ия и принц соц пол можно выд ее осн напр-ия:1.Пол дох нас(жизн ур,потребит корзина,сем сбережения,общее благосост) 2.Пол в сфере труда и труд отн-ий(опл труда,охрана тр и соц страх-ие,зан-ть граждан и др) 3.Соц поддержка и защ нетруд-ых и малоимущих слоев нас(пенс обеспеч,соц обслуж,соц гарантии и др) 4.Осн напр-ия разв отр-ей соцсферы(охрана здор,образов,наука,культура,физ кул и спорт) 5.Пол в обл совр инфраструктуры(жилищные усл,коммуникации,обеспеч трансп ср-ми и усл связи,торг и быт обслуж) 6.Миграц-ая пол(вынужд миграция,защ прав и интересов соотеч-ов за рубежом,внешн труд мигр) 7.Пол в отн-ии отд категорий граждан(сем,молод-ая пол,пол в отн-ии пожилых и инвалидов и др) Гл цель соц пол-обеспеч стаб ур и кач жизни нас и созд усл для разв челов потенциала. В соот-ии с пост целью приорит напр соц пол на 2011-2015 гг явл:1.укрепл здор,увел рожд и ожид прод жизни нас 2.обеспеч эффект зан-ти нас,в т ч путем мод-ии сущ-их и ввода нов восокопр-ых раб мест 3.повыш реал з.пл. как осн ист ден дох граждан,обесп ее более тесной увязки с конечн рез пр-ва и рост пр-ти труда 4.формир стаб,фин уст пенс сист,спос противостоять буд демограф изм 5.сов-ие соц защиты нас за счет усил адресности оказ соц помощи,разв сист поддержки семей с детьми,повыш эффект-ти и доступн соц обслуж 6.дальн разв интеллект и культ потенциала нации.

 

71. Межотр. Экономическая интеграция: понятие, факторы развития.

 

Межстрановая экономическая интеграция - процесс хозяйственно-политического объединения отдель­ных стран на основе рационального межгосударственного раз­деления труда и формирования устойчивых всесторонних свя­зей на различных уровнях и в различных формах.

Экономическая интеграция, в ходе которой происходит взаи­моувязка процессов воспроизводства, образование тесных хо­зяйственных, научно-производственных и торговых связей, обеспечивает благоприятные условия для каждой из участву­ющих в ней стран.

Интеграционное сотрудничество позволяет хозяйствующим субъектам иметь более широкий доступ к различным ресурсам, к новейшим технологиям, а также наращивать объемы произ­водства продукции в расчете на рынок всех объединяющихся стран, создается возможность более эффективно совместными усилиями решать общие социальные и экологические проблемы.

Дальнейшее углубление международного разделения труда, достижения в развитии средств информации, связи и транспор­та обусловили интернационализацию экономики и ее глобали­зацию.

Международная экономическая интеграция обусловлена ря­дом объективных факторов, среди которых важнейшее значе­ние имеют:

• углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства;

• ускорение научно-технического прогресса, развитие и внед­рение информационных технологий;

• расширение региональных группировок;

• формирование региональных рынков;

• интернационализация хозяйственной жизни;

создание транснациональных корпораций и финансово промышленных групп.

 

 

72. формы и механизмы международной эконом. интергации.

инт процессы реализуются в разл формах с использ механизмов:

• мировая торговля товарами и услугами;

• международное производственное сотрудничество;

• международное научно-техническое сотрудничество;

• формирование регион интеграц объединений

Мировая торговля — это сфера междун товарно-ден отношений, представляющих собой совокупность внешней торговли всех стран земного шара.

Мт –двух и многоотраслевая, приграничная. Основной орг формой Межд торг является оптовая.

международное производственное сотрудничество- отрасл и внутриотр специал отдельных стран по изгот ряда продуктов или их частей (агрегатов, узлов, деталей), с целью достиж массового производства, высокого ур. производительности труда на базе новой техники и технологии, снижение издержек производства и др.

большую роль в разв мировой хоз инт играет научно-техническое сотрудничество, которое осущ в виде разраб и реализ совместных программ, научно-исслед и проектно-конструктор. работ, форм. совместных научно- исслед групп специалистов или орг.

Для преодоления препятствий, создаваемых государственными границами, создаются региональные интеграционные объединения, действующие в соответствии со спец соглаш имеющ свои орг структ и руков органы.

Самая простая форма экономической инт — зона свободной торговли, между стран-уч и которой отменяются торговые огран, прежде всего таможенные пошлины. Следующей формой интеграционного объединения явл тамож союз — соглаш группы стран о взаимной отмене таможенных тарифов и уст единой тарифной политики по отнош к 3-им странам.

Более сложн формой эк инт является общий рынок, обеспечивающий его уч наряду со свободной взаимной торг един внешним тарифом свободное пердвиж капит и рабочей силы, а так же согласование эк политики.

Наиболее сложной формой явл эк союз, который предусматривает также общую эк и финн политику входящих в него стран. (ЕС, АТЕС, НАФТА, СААРК – наиболее изв интеграц орг)

73. Интеграционныее процессы в эк-ке СНГ
СНГ было создано с целью сохр-я эк-ких, соц.-транспортных, культ-х и иных связей м/у бывшими советскими рес-ками, и цивилизованного решения на постсоветском пространстве межгос-х проблем. Экон-ки стран отличались высокой степенью интегр-сти. В декабре 1991 г. руков-ли РБ, РФ и Украины подписали Соглашение о создании СНГ, кот. объявило о прекращении сущ-я СССР. В странах СНГ преобладали собств-е нац. интересы, приведшие к ослаблению взаимных внешнеэк-ких связей, что явилось одной из главных причин эк-го кризиса на всем постсоветском простр-ве. в сентябре 1993 г. был подписан Договор о созд-и Эк-го союза, в кот. Опр-ны осн-е этапы углубления эк-кой интеграции:

• межгос-ная ассоциация свободной торговли;

• таможенный союз;

• общий рынок товаров, услуг, капиталов и раб. силы;

• валютный (денежный) союз.

В апреле 1994 г. было подписано согл-ние о создании зоны своб-й торговли, в октябре 1994 г. — платежного союза и Межгос-го эконом комитета (МЭК). Основой формир-я СНГ явл: сформированные за годы сущ–я СССР интеграционные связи, страновая специализация пр-ва, разветвленная кооперация на уровне предпр-й и отраслей, общ инфраструктура. Интегр-ные процессы в СНГ осложняются стремлением отд-ных стран максимизировать собств-е выгоды. СНГ обладает большим природным, чел-ским и эк-ким потенциалом. Стратегические цели эк-кой интегр-и стран СНГ: max-е исполь-е междунар-го разделения труда; специализация и кооперирование пр-ва для обеспеч-я устойчивого соц-эк-го развития; повышение уровня и качества жизни населения всех гос-в Содружества.

На 1ом этапе функц-я СНГ осн-е внимание уделялось решению соц. проблем — безвизовому режиму перемещения граждан, учету трудового стажа, выплатам соц пособий и др. Одновременно решались вопросы кооперации в пр-ной сфере. Однако в СНГ низким остается уровень эк-кой интегр-сти. Осн причинами, сдерживающими интегр-е процессы в СНГ, явл: • различные модели соц-эк-го развития отдельных гос-в; • разная степень рыночных преобр-ний и разл. подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления; • неплатежеспособность предпр-й, несовершенство платежно-расч-х отношений; неконвертир-сть нац валют; • несогл-сть таможенной и налоговой политики; • прим-е жестких тарифных ограничений в торговле;

Различия нац, эк-ких и геополит-х приоритетов гос-в—обусловили формирование субрегиональных образований и заключ двусторонних согл-й.

РБ и РФ подписали в 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в 1997 г. — Договор об образовании Союза Беларуси и России и в 1999 г. — Договор об образовании Союзного государства.

В 2000 г. был подписан Договор об учреждении ЕврАзЭС, членами кот стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация,Таджикистан, Узбекистан. Осн целями ЕврАзЭС явл форм-е таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов гос-в к интеграции в мировую эк-ку и обеспеч динамичного развития стран-участниц.Основой явл торгово-эк-кие связи. В 2003 г. создание Единого экономического пространства (ЕЭП) на терр-и Беларуси, России,

Казахстана и Украины. Это сделано для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей

силы.ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции. Основным условием формир-я ЕЭП явл учет принципов и правил ВТО. В настоящее время нац эк-ки стран СНГ во многом конкурируют.Перед ними стоит задача преодоления угрозы его разобщения. Дальнейшее развитие интегр-х связей СНГ может быть ускорено при формир общего эк-го пространства на основе развития зоны свободной торговли, платежного союза, инф-го пространства, совершенствования технол-го сотрудничества. Важной проблемой явл инт-я инвестиц-го потенциала, оптимиз-я перетока капитала. Необх-мо сближение нац-х законодательств, правовых и эк-х условий функц-ния субъектов хоз-я, создание системы гос поддержки приоритетных направлений межгос-го сотрудничества.

 

 

Экономическая интеграция

Беларуси и России

Среди стран СНГ наиболее последовательно эк-кую интеграцию осущ. РБ и РФ, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образ-нии Сообщества Беларуси и России, а год спустя — Договор об образовании Союза Беларуси и России, кот развивал положения пред-щего документа с целью достижения интеграции в эк-кой и др сферах общ-ной жизни. Важнейшими предпосылками эк-го взаимодействия Беларуси и России явл также территориальное раздел-е труда и сложившаяся специализация и кооперация эк-ких связей. главная цель эк.интегр-ции Бел. И России: реализация стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использ-я преимуществ межгос-го раздел труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных усл-й для возобновления эк-го роста. Это предполагает проведение политики в области структурной перестройки эк-ки, единую направленность эк-ких реформ, осущ. единой политики в области гос регулирования соц-эк-ких процессов, внешнеэк-кой деят-сти, а также согласованной соц. политики. Взаимозависимость эк-к Беларуси и России обусл-ет необходимость сохр-я сов-го рынка, развития инфраструктуры, восстановления общего научно-технол-го и информ-го пространства, образования единого таможенного пространства. Создание общего эк-го пространства позволит: повысить эффективность функц-ния реального сектора эк-ки, обеспечить выход на мировые рынки с новой конкур-носпособной продукцией,обеспеч эффективное использ-е природных ресурсов,скоординировать политику гос-в с целью устойчивого роста эк-ки, повышения уровня и кач-ва жизни народов.

Осн-е направления, механизмы и мер-тия по углублению интеграции и формир-ю общего эк-го пространства опред в Программе эк-го сотрудничества РБ и РФ на1999—2008. Для повышения эффективности интегр процессов необходимо:

• проводить согласованную макроэк-кую политику

•синзронизир-ть интеграцию эк-к обеих стран в мировую эк-ку;

•унифицировать законодат-ю и нормативно-правовую базы

• сформировать единое эк-кое пространство, в том

числе информ-е; фондовый рынок и рынок труда;

•объединить все системы

•разработать программы и их финансовое обеспечение;

• развивать торгово-эк-кие отношения и межрегиональноесотрудничество.

Завершающим этапом в эк-кой интеграции РБ с РФ должно быть введение единой валюты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.358 с.)