Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Поиск
По источнику передачи и восприятия информации По логике передачи и восприятия учебной информации По степени самостоятельности мышления учащихся По характеру управления учебной работой
¨словесные: рассказ, беседа, лекция, объяснение, дискуссия ¨наглядные:   · иллюстрация, · демонстрация. ¨ практические: · опыты · упражнения · учебно-производительный труд   ¨индуктивные ¨дедуктивные ¨репродуктивные ¨продуктивные: · проблемное изложение · проблемно-поисковый · исследовательский · эвристический и т.д. ¨учебная работа под руководством преподавателя ¨самостоятельная работа обучающихся: работа с книгой · выполнение письменных заданий · лабораторная работа · художественно-творческая работа · работа в учебно-производственных мастерских

 

Группа: методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования долга и ответственности
· Познавательные игры · Учебные дискуссии · Создание ситуаций занимательности · Создание ситуаций успеха, реализация воспитательного потенциала неуспеха, эмоциональных переживаний   · Формирование убеждений в социальной и личностной значимости учения · Предъявление требований · Упражнения в выполнении требований · Состязательность, поощрения, наказания  

 

Группа: методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
· Индивидуальный опрос · Фронтальный опрос · Устный зачет · Устный экзамен · Программированный опрос · Устный самоконтроль · Контрольная письменная работа · Письменный зачет · Письменный экзамен · Программированная письменная работа · Письменный самоконтроль · Контрольно-лабораторная работа · Машинный контроль · Лабораторно-практический самоконтроль

Методы взаимоотношений

Продуктивный конфликт – различные точки зрения на какую-либо проблему, на способы ее разрешения, не затрагивает сторон личности. Разрешение конфликта с позитивным результатом.

Конфликт это тот момент во взаимоотношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами в силу обстоятельств возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.

Разрешить конфликт профессионально грамотно – значит, найти такой способ его разрешения, который учитывал бы автономию двух миров и взаимно обогащал бы обоих субъектов конфликта.

Способы разрешения конфликтов:

1. Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь. Механизм действия: приподняться над ситуацией (как бы взглянуть на нее со стороны) и найти в ней смешной элемент. Помогает сделать акцент в конфликте и переключить внимание субъектов конфликта на «нелепость» данной ситуации.

2. Признание достоинств партнера по общению. Выделение положительных черт «противника».

3. Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок.

4. Третейский суд. Незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, чего они не заметили «в пылу борьбы». Механизм, по которому работает данный способ, – это доверие авторитету.

5. Анализ – разбор конфликта на составные части. Позволяет выявить глубинные причины конфликта. В реализации анализ как способ разрешения конфликта достаточно сложен, так как требует довольно много времени.

6. Ультиматум – предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа; жесткий способ разрешения конфликта. Его сложность заключается в том, что санкции должны быть обязательно выполнены в случае нарушения требования. Механизм действия заключается в ответственности, которую полностью берет на себя один из субъектов.

Метод диалога - к аждый участник вступает в сферу ценностных отношений, выражая свои отношения и одновременно осмысливая другие. В диалоге скрыт большой педагогический смысл: обучающийся высказывает свое мнение, суждение, оценку, раскрывает свое «Я» для партнера-педагога, более того, он раскрывает свое «Я» для самого себя.

Методы диагностики – это способы оценивания, направленные на прояснение ситуации для выявления определенного уровня, например, воспитанности. Через диагностику педагог-руководитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения (В.П.Сергеева).

Классификация методов диагностики.

1 группа – общие методы изучения коллектива и личности:

2 группа – методы изучения личности:

3 группа – действенно-поведенческие методы изучения личности:

Метод анкетирования позволяет педагогу узнать не только интересы участников процесса обучения, но и их склонности, связи, оценочные суждения. Может быть письменным или устным. Результативность анкет зависит от ряда условий:

· результаты опроса не будут использованы во вред субъектам обучения;

· формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, доступной для данного возраста;

· анкета не должна быть громоздкой (для младших школьников должно быть три вопроса);

· вопросы могут быть открытого (когда обучающиеся сами придумывают ответ), закрытого (когда им предлагаются варианты ответов на выбор) или полуоткрытого (когда к перечню возможных ответов они дописывают свои) характера.

Примерная анкета для определения самооценки гуманных чувств доброты, вежливости, ответственности

Дайте свое определение:

· доброты;

· вежливости;

· ответственности.

Оцените себя:

· Добры ли вы?

· Вежливы ли вы?

· Ответственены ли вы?

Назовите знакомых, друзей, родных. Кто из них:

· добр?

· вежлив?

· ответственен?

Нужно ли делать что-нибудь особенное, чтобы человека считали:

· добрым?

· вежливым?

· ответственным?

Результаты анкетирования могут быть представлены в виде таблицы:

Уровень Определение уровня Результаты анкеты (в %) Действия педагога
Высокий Полно, четко определяет понятия, дает себе адекватную оценку, намечает программу действий.   По результатам анкеты внесите коррективы в свою деятельность.
Низкий В понятиях путается, оценивает себя неадекватно, не может найти выхода из положения.  

Метод беседы обязывает медицинскую сестру-руководителя прислушиваться к суждениям людей, находящихся в производственной сфере, чтобы правильно определить сущность личности. Полученные таким путем данные необходимо сопоставлять с личными наблюдениями.

Метод ранжирования –это расположение по значимости (по рангу). Ранжирование можно использовать для выяснения ценностных ориентаций учащихся.

Например, группе учащихся дается список черт характера: трудолюбие, ум, доброта, деловитость, жизнерадостность, практицизм, организаторские способности, верность, целеустремленность, хозяйственность, принципиальность, смелость, коллективизм, любознательность, патриотизм, честность, находчивость, чувство товарищества, общительность, сила воли, щедрость (разумеется, список может быть другим). Из них предлагается выбрать восемь наиболее важных и расположить их в порядке важности (значимости) для опрашиваемого.

Метод столкновения взглядов, позиций позволяет обращаться к ученику с просьбой высказать свое мнение, дать совет относительно определенного явления, поведения, проблемы.

Например, отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность» изучается так:

1. Описываются 3-4 проблемные профессиональные педагогические (личностные, психолого-педагогические ситуации).

2. Обсуждаются возможные варианты поведения в ситуации. Устанавливается правильность ответов.

Обработка. По результатам решения данных задач каждого участника образовательного процесса можно отнести к одной из четырех групп:

1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные медсестрами основы поведения противоречат моральным нормам).

2 группа – с недостаточно устойчивым отношением (медсестры готовы отказаться от своего мнения при малейшем давлении).

3 группа активно отстаивает свое мнение (в исключительных случаях медсестры склонны к компромиссу).

4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (медсестры правильно делают выбор).

Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения с учениками, родителями, коллегами по работе, выявить наличие микрогрупп, неформальных лидеров, а так же личную позицию медсестры на производстве.

Метод «мозгового штурма» –метод психологической активизации творческого процесса. Применяется для получения новых идей в науке, технике, административной сфере, в торговле, рекламном деле и т.д. Предложен Алексом Осборном (США) в 1953 году.

Основные правила проведения «мозгового штурма».

1. Задачу последовательно решают две группы участников: «генераторы идей» и «эксперты». В первой группе желательно иметь людей, склонных к фантазированию, во второй – людей с аналитическим, критическим складом ума.

2. Обычно группа генерации идей состоит из 6-10 человек. Продолжительность штурма – 20-40 минут.

3. Генерирование идей ведут, свободно высказывая любые идеи, в том числе – явно ошибочные и шутливые. Регламент для каждого участника – минута или две. Идеи высказываются без доказательств. Все идеи записываются в протокол (или фиксируются с помощью магнитофона или видеосъемки).

4. При генерировании идей запрещена всякая критика. В ходе штурма между его участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником МШ, подхватывалась и развивалась другими.

5. При экспертизе следует внимательно продумывать ВСЕ идеи, даже те, которые на первый взгляд кажутся явно ошибочными или несерьезными.

Разновидности мозгового штурма.

1. Обратный МШ – группа генерации ищет недостатки какого-либо объекта, машины или процесса.

2. Суть других разновидностей МШ понятна из названий: письменный, индивидуальный, парный, массовый, двойной (строится в два этапа, в перерыве ведется свободное обсуждение проблемы), поэтапный (последовательно штурмуются постановка задачи, решение, развитие идей в конструкцию или проект, проблемы внедрения).

Область применения

Наилучшие результаты МШ дает при рассмотрении проблем организационного характера (например, найти новую форму рекламы, новое применение выпускаемой продукции и т.д.) и при решении относительно несложных изобретательских задач.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастер­стве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, опреде­ляющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, вос­питательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогиче­ского процесса (Б.Т.Лихачев),

Педагогическая технология - это содержательная техника УВП (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педаго­гической Де и проектированию, организации и проведение УП с безусловным беспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресур­сов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕ­СКО).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами. А) научным - часть педагогической науки. Б) процессуально-описательным - алгоритм процесса от цели до результата. В) процессуально-действенным - функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии технологичности: концепту'алъность, системность, управляемость, эффектив­ность, воспроизводимость (стандарт обучения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.009 с.)