Семинар № 11. «Методы обучения и воспитания в высшей школе» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар № 11. «Методы обучения и воспитания в высшей школе»



 

План

1. Понятие метода обучения. Классификация методов.

2. Проблемные методы обучения. Кейс-стади.

3. Игровые методы.

4. Дискуссионные методы.

5. Сензитивный тренинг.

6. Тестирование.

Темы рефератов

1. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемный

2. Методы компьютеризованного обучения.

3. Методы интенсивного изучения иностранных языков с использованием элементов суггестии (внушения).

4. Игровые методы обучения.

5. Дискуссия и аргументация.

6. Сензитивный тренинг. Основные виды сензитивности.

7. Достоинства и недостатки тестирования.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение метода обучения. Как соотносятся метод и прием обучения? Что такое методология?

2. В чем суть активных методов обучения? Чем они отличаются от пассивных? Приведите примеры.

3. Что такое «интерактивные методы обучения»? Чем они отличаются от активных? Назовите интерактивные методы.

4. Приведите классификацию методов обучения и воспитания в высшей школе.

5. Что такое проблемное обучение? Каковы его условия? Покажите достоинства проблемного обучения. Обоснуйте свой ответ.

6. Кому принадлежит ведущая роль в распространении кейсового метода? Охарактеризуйте классические школы кейс-стади.

7. Чем кейсы принципиально отличаются от других учебных занятий?

8. Какие бывают виды кейсов в зависимости от формы и внутренней структуры?

9. Что такое «организационно-институциональные кейсы»?

10. Перечислите игровые методы? Приведите примеры их использования в знаково-контекстном обучении.

11. Назовите лояльные (допустимые) и нелояльные приемы ведения дискуссии, спора? Приведите примеры.

12. Какие цели преследует психофизиологический тренинг? Перечислите виды тренинга. Дайте их характеристику.

 

Проблемные задания

1. Как Вы считаете, можно ли рассматривать интерактивные методы как наиболее современную форму активных методов? Продолжите перечень интерактивных методов:

а) анализ конкретных ситуаций;

б) игровое проектирование;

в) …

2. Прокомментируйте слова: проблемные методы базируются на целевой установке «Не от знания к проблеме, а от проблемы – к знанию!». Согласны ли Вы с этим?

3. Обоснуйте преимущества кейсовых методик. Чем кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий. Согласны ли Вы, что задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению, а кейсы имеют множество альтернативных путей, приводящих к решениям, которые Вы выбираете.

4. Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». Приведите пример «мертвого» кейса, в котором содержится вся необходимая для анализа информация. Попытайтесь «оживить» кейс, то есть построить его так, чтобы спровоцировать студентов на поиск дополнительной информации для анализа. Обоснуйте, что такой подход позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

5. Постройте сюжетный и бессюжетный кейсы. Покажите, что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Укажите, каким образом статистические материалы, расчеты, выкладки могут помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

6. Постройте кейс в режиме от прошлого к настоящему, кейс-воспоминание и прогностический кейс. Подчеркните их жанровые особенности. Какой из кейсов в наибольшей степени позволяет установить причинно-следственные связи?

Задания для самостоятельной работы

1. Разработка плана проведения семинара, презентация фрагмента семинарского занятия (тема и формы методической работы – по выбору студента). Обоснование выбора методов проведения семинара. Подготовка раздаточного материала и медиа-слайдов для занятия.

2. Разработайте следующие виды тестов ( тесты с однородными или разнородными формами построения заданий; тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант); тест достижений для контроля знаний теории; тест достижений для контроля умений и навыков различной степени сложности по данному предмету. Покажите их достоинства и недостатки.

3. Постройте алгоритм подготовки и проведения дискуссии. Докажите, за счет чего в ходе дискуссии удается моделировать особо сложные ситуации, формулировать проблемы, прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми. Какие лояльные и нелояльные приемы ведения дискуссии, спора Вам приходилось использовать, чтобы отстоять свою позицию?

Модульный контроль 3.

«Методика преподавания в высшей школе»

Вариант 1.

1. Раскройте роль лекции в высшей школе как формы, вида и метода учебной деятельности.

2. С какого периода наряду с лекциями стали использоваться семинары и лабораторные занятия?

3. Укажите последовательность этапов подготовки к лекции.

4. Какие психолого-педагогические требования к проведению лекций в высшей школе?

5. Какие этапы подготовки к семинарскому занятию и его проведения?

6. Покажите, как самостоятельная работа связана с другими формами учебной работы в вузе?

7. Выделите этапы развития субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом.

8. Назовите методы преподавания в высшей школе.

9. Охарактеризуйте игровые методы обучения.

10. Что такое сензитивный тренинг?

11. Какое методы считаются проблемными?

12. Какие выделяются виды кейсовых пакетов?

 

Вариант 2.

1. Чем объясняется тенденция к снижению роли лекции в профессиональной подготовке?

2. Назовите недостатки лекции, ее ограниченность как формы обучения.

3. Каковы дидактические и методические требования к академической лекции?

4. Что такое семинар в высшей школе?

5. В какой форме могут быть проведены семинары в высшей школе?

6. В чем состоит специфика партнерских отношений в образовательной среде?

7. Как трансформируется авторитет преподавателя в современном вузе?

8. Какие методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности?

9. Какие методы воспитания используются в высшей школе?

10. В чем специфика дискуссионных методов обучения?

11. В чем суть метода кейсов?

12. Опишите основные требования к кейсам?

 

Вариант 3.

1. Какую роль выполняет в высшей школе лекция?

2. В чем суть тьюторской системы обучения?

3. Какие выделяются виды академических лекций?

4. Охарактеризуйте психолого-педагогические требования к проведению лекции.

5. Какие существуют разновидности семинарских занятий?

6. Дайте определение самостоятельной работы в высшей школе.

7. Какие черты постмодернизма находят проявление в образовательной среде?

8. Какие методы преподавания выделяются в зависимости от источников и способов передачи информации?

9. В чем специфика активных методов обучения?

10. Какие существуют виды сензитивности?

11. Назовите основные условия проблемного обучения.

12. Какие виды кейсов выделяются в зависимости от формы и внутренней структуры?

 

Вариант 4.

1. Почему информационная роль лекции в современных условиях теряет свою актуальность?

2. Назовите достоинства лекции как формы обучения.

3. Какие функции выполняет лекция в высшей школе?

4. Какие функции выполняют семинары в высшей школе?

5. В чем специфика спецсеминаров в высшей школе?

6. Дайте характеристику субъект-субъектных отношений в высшей школе.

7. Назовите методы обучения в высшей школе.

8. Какие методы применяются в зависимости от характера дидактических задач?

9. Охарактеризуйте пути повышения активности обучающегося.

10. Охарактеризуйте знаково-контекстное обучение.

11. Определите критерии отличия кейсов от других учебных занятий.

12. Выделите условия эффективности кейсов.

Литература, рекомендованная к модулю 3

 

1. Астахова Е. В. Методика организации и проведения семинарского занятия по проблемам гуманитарного цикла / Е. В. Астахова– Харьков, 2000. – 52 с.

2. Бєлова Л. О. Виховна система ВНЗ: питання теорії та практики /Л. О. Бєлова – Х.: Вид-во НУА, 2004.

3. Болюбаш Я. Я. Організація навчального процесу у вищих закладах освіти /Я. Я. Болюбаш. – К.: Компас, 2005.

4. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2000 – 304 с.

5. Вітвицька С. С. Основи педагогіки вищої школи: підруч. за модульно-рейтинговою системою навчання для студ. магістратури / С. С. Вітвицька. – К.: Центр навч. літ., 2006. – 384 с.

6. Глоссарий современного образования / [cост.: Астахова В. И. и др.]; под общ. ред. Е. Ю. Усик; Нар. укр. акад.– Харьков: Изд-во НУА, 2007. – 527 с.

7. Кобильченко В. В. Формування особистості як психолого-педагогічна проблема / В. В. Кобильченко// Нові технології навчання. – 2001. – Вип. 31. – С. 3–12.

8. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. с англ. А. М.Талыбаевой; вступ. ст. Н. Н. Чубарь – СПб.: Евразия, 2001. – 478 с.

9. Методика навчання і наукових досліджень у вищій школі / за ред. Є. У. Гончаренко, Т. М. Олійника. – К.: Вищ. шк., 2003.– 321 с.

10. Общая и профессиональная педагогіка: учеб. пособие для студентов педагог. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 368 с. – (Педагог. образование).

11. Панченков А. А. Навчання в дії: Як організувати підготовку вчителів до застосування інтерактивних технологій навчання: метод посіб. / А. А. Панченков, О. Пометун, Т. Ремех. – А.П.Н., 2003. – 72 с.

12. Педагогіка вищої школи: навч. посіб. / З. Н. Курлянд, Р. І. Хмелюк, А. В. Семенова та ін.; за ред.. З. Н. Курлянд. – 3-тє вид., перероб. і доп. – К.: Знання, 2007. – 495 с.

13. Подоляк Я. В. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Я. В. Подоляк. – Харьков, 2008. – 176 с.

14. Семенова А. В. Розвиток професійної компетентності фахівців засобами парадигмального моделювання (інтерактивний тренінг): Навч.-метод. посіб. / А. В. Семенова. – О.: СВД Черкасов М. П., 2006. – 130 с.

15. Свирида Б. В. Дидактичне забезпечення модульної технології навчання / Б. В. Свирида, Л. І. Костельна// Нові технології навчання: науково-методичний збірник. – К. – 2001. – Вип. 29. – С. 3–7.

16. Семенова А. В. Основи психології і педагогіки: навч. посіб. /А. В. Семенова, Т. Ю. Осипова, Р. С. Гурін. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К.: Знання, 2005. – 298 с.

17. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие / И. С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004. – 316 с.

18. Ситуаційна методика навчання / упорядн.: О. Сидоренко, В. Чуба. – К.: Центр інновацій та розвитку, 2001.

19. Скок Г. В. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб. пособие для преподавателей / Г. В. Скок; отв. ред. Ю. А. Кудрявцев.– М.: Рос. пед. агентство, 1998. – 102 с.

20. Слєпкань З. І. Наукові засади педагогічного процесу у вищій школі / З. І. Слєпкань. – К.: НПУ, 2000. – 210 с.

21. Стандарти і рекомендації щодо забезпечення якості в Європейському просторі вищої освіти. – К.: Ленвіт, 2006. – 35 с.

22. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: учеб. пособие / Ю. Г. Фокин.– М.: Академия, 2002. – 215 с.

23. Шевчук О. Л. Культурологічна освіта майбутнього вчителя: теорія і практика / О. Л. Шевчук. – К.: Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2004. – 232 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.018 с.)