ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика – наука и искусство, теоретическая и прикладная наука



 

Как наука педагогика высшей школы представляет собой совокупность знаний, на основе которых возможно анализировать, организовывать педагогический процесс и проектировать поиск эффективных педагогических систем.

Педагогика высшей школы, с одной стороны, является наукой, а с другой, представляет собой искусство.

♦ Как наукапедагогика высшей школы имеет свой объект, предмет, методы исследования и перспективы развития. Она раскрывает:

▪ сущность воспитания студентов как педагогического процесса;

▪ законы и закономерности воспитательного процесса;

▪ условия, при которых эти законы проявляются полнее;

▪ условия и способы прогнозирования педагогического процесса;

▪ структуру и механизм взаимодействия элементов педагогической системы.

Наукой она является в силу того, что имеет следующие составляющие:

свой предмет (целостный педагогический процесс), обширную информацию о нем;

понятийный аппарат, свидетельствующий о степени систематизированности имеющейся информации;

описание закономерностей, характеризующих целостный педагогический процесс.

Педагогика — это наука и потому, что неотъемлемой ее частью является педагогическое прогнозирование. Как наука она представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе научной картины целостного педагогического процесса (педагогическая теория).

♦ Педагогика — это искусство, рассматриваемое как высокая степень педагогического мастерства, т. е. педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях. Ядром таких убеждений являются педагогические знания, осмысленные педагогом, принятые им как истинные, вызывающие уверенность в правильности принятых решений и готовность действовать в соответствии с ними.

Педагогическое искусство — это реализация педагогической теории на практике на высоком уровне педагогического мастерства. Зная возможные варианты разрешения проблемных ситуаций, педагог стремится «пропустить их через себя», «примерить» к личностным особенностям, специальным умениям, индивидуальным способностям собственной личности, а затем вырабатывает свой стиль, свои приемы, свои способы взаимодействия с детьми в педагогическом процессе. При этом он совершенствует их во времени, приумножает новыми современными находками педагогической теории и практики, доводя постепенно свое мастерство до уровня искусства. Именно искусство обогащает науку: приводит к новым обобщениям, к новой, более совершенной теории.

Как искусствопедагогика высшей школы требует творческого вдохновения и увлечённости этой наукой от каждого преподавателя и творческого использования теории на практике.

Педагогика высшей школы – теоретическая и прикладная наука.

♦ Как теоретическая наука она выявляет причинно-следственные отношения и связи в воспитании, обучении и научной подготовке будущих специалистов.

Такая теория представляет собой систему идей, служащих обоснованием и руководством к действию. Она также указывает рациональные пути, направляет работу высшей школы в сторону желаемой мечты, выявляет такую систему действий, которая наилучшим образом удовлетворяла бы и отвечала бы поставленным целям.

♦ Как прикладная наука педагогика высшей школы указывает на использование теоретических положений, путей реализации законов и закономерностей, принципов в практической деятельности педагогических работников.

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции).

1) Представители первой из них считают, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Однако, такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).

2) Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают. Однако, в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика – лишь прикладная часть психологии, ее «практическое приложение». Этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой.

Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

3) Продуктивной для науки и практики является третья концепция, согласно которой педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Таким образом, как теоретическая наука педагогика высшей школы выявляет причинно-следственные отношения и связи в воспитании, обучении и научной подготовке будущих специалистов. Такая теория представляет собой систему идей, служащих обоснованием и руководством к действию. Она также указывает рациональные пути, направляет работу высшей школы в сторону желаемой мечты, выявляет такую систему действий, которая наилучшим образом удовлетворяла бы и отвечала бы поставленным целям.

Как прикладная наука педагогика высшей школы указывает на использование теоретических положений, путей реализации законов и закономерностей, принципов в практической деятельности педагогических работников.

 

3.3. Место педагогики и психологии высшей школы в системе наук об образовании

Необходимым условием эффективного изучения проблем образования является интеграция научного знания, тесное взаимодействие социально-гуманитарных наук. При этом очень важно использовать как весь арсенал методов на входе процесса познания, так и верификацию (подтверждение) и сравнение достигнутых ими результатов на выходе, то есть сопоставлять намеченные цели и поставленные задачи с положением дел в действительности, учитывать особенности социокультурной среды.

Ведущая роль в интеграции научного знания принадлежит философии, исследовательские подходы которой должны быть дополнены педагогикой или психологией, экономической теорией или социологией. Поэтому необходимо обеспечить интеграцию наук на базе междисциплинарного подхода, когда лидером станет та или иная специальная научная дисциплина или ее новое направление.

Если философия сосредоточена на исследовании общего духовного процесса формирования человека, образования как культурно-исторического явления, то социологию интересует, как благодаря образованию человек включается в социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет социальные роли.

В последнее десятилетие «права гражданства» завоевывает социология образования. Анализ точек зрения ученых различных стран мира показывает, что они по-разному трактуют предмет социологии образования и пытаются выяснить:

‒ во-первых, насколько существующая модель образования удовлетворяет потребностям общества, в частности, в подготовке специалистов для различных сфер жизни;

‒ во-вторых, устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования (и здесь интересы социологии образования совпадают и пересекаются с интересами сравнительной педагогики);

‒ в-третьих, имеется ли асимметрия (разрыв, несоответствие), дисфункция и диспропорция в подготовке кадров;

‒ в-четвертых, качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности;

‒ в-пятых, стимулы и мотивации к получению образования у разных социальных групп населения в условиях реализации рыночной модели экономического и социального развития общества;

‒ в-шестых, закономерности взаимодействия образования, обучения и воспитания с гражданским обществом;

‒ в-седьмых, механизм интеграции, взаимодействия наук, исследующих систему образования.

Обеспечивая взаимодействие на прикладном уровне различных наук, с позиций которых изучаются проблемы обучения, воспитания и становления личности, социология сама обогащается, развивается и дифференцируется как теоретическая и практическая наука, что проявляется во все более четком выделении социологии образования в качестве особой и самостоятельной дисциплины.

Социология образованияпредставляет собойотрасль социологической науки, рассматривающую образование как социальный институт и социокультурный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому.

Предметом социологии образования выступает изучение закономерностей функционирования и развития образования, его взаимодействие и взаимовлияние на развитие общества, социальных общностей, различных слоев и групп, их отношений между собой в процессе жизнедеятельности.

Социология образования выполняет следующие функции:

мировоззренческая – формирование взглядов и идей об образовании, способов их вхождения в целостную систему социологического видения общества;

социализационная – изучение образования как социального механизма социализации человека, исследование места и роли образования в освоении и накоплении индивидом социального опыта, общественных норм, традиций и стереотипов социально одобряемого поведения;

прогностическая – разработка социальных прогнозов о предполагаемых тенденциях, процессах, прогнозирование возможных результатов, выявление факторов воздействия на процесс образования в конкретных условиях;

теоретическая – расширение, приращение и обогащение социологических знаний об образовании как социальном явлении;

описательная – систематизация и описание получаемого исследовательского материала в отчетах, статьях, аналитических записках;

информационная – сбор, систематизация и накопление социологической информации о ходе процесса образования, эффективности приемов и методов;

преобразующая – разработка на основе социологических замеров влияния на социальные отношения тех или иных методов воздействия наиболее результативных социальных технологий обучения и воспитания и на этой основе – системы управления образованием.

Науки о человеке, в данном случае те, которые стоят достаточно близко друг к другу (психология и педагогика), развивались в основном как изучающие отдельные стороны, функции, процессы человека как объекта без отражения связей вхождения частного в целое (здесь важно помнить об особом механизме главенствующего влияния целого на входящие в него части).

Объектом изучения психологии и педагогики является человек, соответственно, имеется множество сходных и отличных элементов, которые потенциально и реально способны к объединению и созданию новой системы. Но даже педагогика и психология, не говоря уже о других человековедческих дисциплинах, специализируясь, изучая частные стороны форм совмещения, упускают из виду общность изучаемых явлений, которая заключается в отражении одного и того же принципа совмещения (гармонизации). Общность, скорее, выражается в едином объекте исследования – человеке, а специфика – в предмете каждой науки. В этих науках, как известно из истории их развития, на определенных этапах – этапах неустойчивого развития системы – наблюдается активное «отпочковывание» различных направлений, т. е. идет процесс дифференциации.

Психология изучает влияние образования на формирование личности, зависимость эффективности образования от развития психики обучаемых.

Предметом социальной психологии является поведение в структуре организационно опосредованных норм, ценностей и целей.

Педагогика исследует процесс и результат овладения системой знаний, формирования мировоззрения и нравственных качеств.

Традиционно в системе педагогических наук выделяют несколько самостоятельных отраслей:

‒ история педагогики, изучающая педагогические идеи и системы образования в их развитии;

‒ сравнительная педагогика, позволяющая сравнивать системы образования разных стран с целью наиболее глубокого проникновения в их сущность;

‒ дидактика, то есть теория обучения и образования;

‒ управление образованием, в рамках которого рассматривают организацию образования в учебных заведениях всех видов и ступеней;

‒ дефектология, изучающая формы и методы обучения людей с физическими и умственными недостатками (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия);

‒ профессиональные педагогики, изучающие способы обучения людей, которые работают в определенной отрасли (лечебная, театральная, военная, исправительно-трудовая педагогика и т. п.);

‒ возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика высшей школы, педагогика взрослых, то есть андрогогика).

Таким образом, педагогика высшей школы является подразделом возрастной педагогики. В то же время она относится и к профессиональной педагогике, поскольку высшее образование является специальным, то есть готовит специалистов определенного профиля, определенной профессии.

В перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать значительное их число. В целом эта структура выглядит следующим образом.

Таблица





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.013 с.)