Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогика как наука о воспитании. Основные этапы развития педагогики.
Свое название педагогика получила от греческих слов "раida - пайдос" - ребенок и "gоgоs - АГО" - вести. Прямой перевод слова "пайдагогос" означает "проводник ребенка". Педагогами в Древней Греции называли рабов, которые сопровождали в школу ребенка своего обладателя. Преподавал в школе нередко также раб. Эти рабы сопровождали детей состоятельных римлян в школу, служили им, учили. Их впервые стали называть педагогами. Так возникло название профессии и образовался термин "педагогика". Постепенно этот термин стали употреблять в более широком смысле, как искусство вести ребенка в течение его жизни и развития. екоторое время бытовало мнение, что педагогика - это искусство влияния воспитателя на воспитанников, но педагогика - это не только искусство, но и наука, имеющая свои объективные законы и закономерности. До недавнего времени педагогику рассматривали как науку о воспитании, обучении и образовании подрастающего поколения. Но развитие человеческого общества указывает на то, что воспитание и обучение должны осуществляться не только в период детства, но и охватывать весь период жизни человека. Итак, самым распространенным в современной педагогике является определение: педагогика - это наука о воспитании, образовании и обучение людей на всех этапах их возрастного развития. Наиболее коротко педагогику можно определить как науку о воспитании людей. Однако, чтобы глубже понять что и для чего исследует современная педагогика, обратимся к истории ее становления как самостоятельной научной отрасли. Практика воспитания появилась вместе с первыми людьми и будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество. Его необходимость обусловлена как самой природой человечества, так и социальными факторами: старшие поколения всегда заботиться о том, чтобы молодежь овладела знаниями и опытом, умела использовать созданные ими производственные силы и духовные ценности, была подготовлена к труду и общественной жизни. Путем воспитания молодежи старшие поколения готовят для себя смену. В истории развития педагогической науки можно выделить три основных этапа ее становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:
I этап, донауковий, продолжался до XVII века и характеризовался накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики; теоретическим осмыслением эмпирического учебно-воспитательного опыта в философских трактатах; возникновением и закреплением в пользовании ряда педагогических понятий. II этап, концептуальный, длился с конца XVII до начала XX века и характеризовался созданием отдельных теоретических концепций воспитания и образования при доминирующей роли теории обучения; накоплением фактического материала и опыта педагогической деятельности; выделением и обоснованием ведущих компонентов научно-педагогических знаний (принципов, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса). Однако анализ педагогической литературы того времени свидетельствует об отсутствии четкого разграничения сфер деятельности процессов воспитания и обучения; отождествление понятий "воспитание", "обучение", "образование"; возможность целостной разработки научных основ педагогики в контексте уровня развития науки того времени. III этап, системный, продолжается с начала XX века и характеризуется высоким уровнем обобщения, систематизации и структурирования педагогических эмпирических знаний, полученных в результате проведения многочисленных педагогических экспериментов; дальнейшим развитием категориального аппарата науки; созданием целостных научно обоснованных систем организации учебно-воспитательного процесса; становлением педагогики как научной системы. Педагогика как отдельная наука впервые заявила о себе в XVI веке. К этому периоду она была составной частью философии. Воспитание возникает на раннем этапе первобытнообщинного строя в связи с появлением разделения труда, с необходимостью передачи приобретенных знаний и умений младшему поколению для подготовки их к жизни. Итак, труд стал главным фактором появления воспитания. В то время дети усваивали полученный опыт во время совместной работы и общения, воспитания было одинаковым для всех детей рода или племени, оно еще не осуществлялось специальными людьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Развитие общества, появление рабовладельческого строя, дальнейшая дифференциация труда привели к возникновению специальных учебно-воспитательных учреждений и появления людей, профессии которых было обучение и воспитание детей. Первые исторические сведения о школах для мальчиков имеем с Древнего Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. Появление частной собственности, классов и государства придает воспитанию классового характера: дети разных классов получают разное воспитание и обучение. Древняя Греция дала нам примеры зависимости воспитания и от социально-экономических условий. Две противоположные школы - спартанская и афинская - свидетельствуют об этом. Главной целью спартанского воспитания было воспитание мужественного, физически развитого воина, способного выживать в трудных обстоятельствах. Именно на это была направлена система спартанского воспитания, которая была всесторонне покорена интересам Спарты и носила общественный характер. Афины, которые были центром торговли и ремесел, науки и искусства, целью воспитания принимали воспитания гармонично развитого человека, который объединяет развитие ума и эстетического вкуса с физическим совершенством. Единственное, что объединяло эти школы - пренебрежение к труду, как дела, которым должны заниматься только рабы. В Древней Греции зародились первые педагогические теории по развитию личности. Среди их авторов - Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Протагор и другие. Античному идеалу физической силы и красоты христианство противопоставляло человека, озабоченную спасением души, самовоспитанием внутреннего, а не внешнего начала. Учение философов Средневековья (Августин Блаженный, Северин Боэций, Фома Аквинский) определили отдельное направление в развитии педагогической мысли о формировании личности, основанного прежде всего на основе христианства. Средневековья дает нам два вида воспитания: рыцарское и духовное, которые отличаются друг от друга. Духовное, церковное воспитание главной целью ставило изучение Священного Писания и различных научных трудов, его толковали, отсюда его догматический характер и зубрежки, как единая методика преподавания. Эпоха Возрождения выступает за освобождение личности от феодального гнета и религиозного аскетизма. Главным принципом этой эпохи был гуманизм, то есть любовь и уважение к человеку, который рассматривается как центр Вселенной. Выдающиеся философы предлагают гуманное отношение к детям, всестороннее развитие личности. Гуманизм Возрождения способствует развитию педагогической мысли, философы и педагоги (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) ищут новых и лучших способов воспитания и обучения, главным образом для того, чтобы воплотить в жизнь идею воспитания личности. Развитие общества, появление на исторической арене нового класса - буржуазии, необходимость развития производства привели к необходимости возникновения достаточно большого количества образованных людей. Именно в это время (XVII в.) Педагогика исходит из состава философии и начинает формироваться как отдельная наука. Этот процесс связан с именем Яна Амоса Коменского, выдающегося чешского педагога, который в своей книге "Великая дидактика" теоретически обосновал принципы, методы и формы обучения, стали основой классно-урочной системы, действующей и сегодня.
В XVIII в. появляется целая плеяда ученых-энциклопедистов, просвитян, благодаря кому эта эпоха вошла в историю, как эпоха Просвещения. Среди них особое внимание проблемам воспитания уделялось Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1713-1784), Жан-Жак Руссо (1712-1778). В Англии систему воспитания добродетельного и деятельного джентльмена предложил Джон Локк (1632-1704). Дальнейшая история педагогики связана с именами Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) - основателя теории и практики начального воспитания и обучения, а также основателя специального педагогического образования Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), который сделал попытку теоретически обосновать педагогику с помощью философии и психологии; Адольфа Фридриха Вильгельма Дистервега (1790-1866), который выдвинул идею общечеловеческого воспитания и др. Всемирную славу отечественной педагогической науке принес К.Д.Ушинский (1824-1870), который отстаивал принцип народности обучения и воспитания детей. Во второй половине XIX - начале XX в. в Украине большое внимание проблемам образования и воспитания уделяют известные писатели, деятели культуры и искусства, просветители - Т.Г.Шевченко (1814-1861) - "Букварь южнорусский" (1861), П. А. Грабовский (1864-1902), Леся Украинка (1871-1913), О.В.Духнович (1803-1865), Х.Д.Алчевской (1841-1902) и др. Заслуживает внимания советский период развития педагогики, связанный с именами С.Т.Шацького (1878-1934), П.П.Блонського (1884-1942), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинского (1918-1970), а также педагогика сотрудничества, предложенная ПИ.О.Амонашвили, В.Ф.Шаталова и др. Системный период развития педагогических знаний, который начался в начале XX века, продолжается до сих пор и характеризуется дальнейшим развитием всех отраслей педагогики; высоким уровнем обобщения и классификации понятийного аппарата науки; развитием педагогики как научной системы. Предмет педагогики.
Предмет изучения педагогической науки - одно из важнейших и в то же время, один из самых сложных вопросов педагогики. Надо отметить, что до сих пор продолжается давняя дискуссия: "Чем считать педагогику - наукой или искусством"? Чтобы предоставить аргументированный ответ на этот вопрос, приводим ряд критериев, позволяющих определенную область знаний называть наукой, а именно: а) четко определен предмет изучения; б) имеющиеся объективные методы исследования явлений и процессов; в) зафиксированы объективные связи (законы и закономерности) между явлениями и процессами, которые являются предметом изучения; г) обнаружены законы и закономерности дают возможность предсказывать (прогнозировать) развитие событий в будущем.
Долгое время предметом педагогики признавалось воспитания, как подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Однако воспитание как общественное явление возникло и существует как средство подготовки человека к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Таким образом, закономерности воспитания, его характер и методические основы производятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обусловлены закономерностями развития и формирования человека как существа социального, а также социальными требованиями к ее подготовке. Уровень развития современного общества требует постоянного самосовершенствования человека, непрерывного образования и воспитания в течение всей ее жизни. Поэтому современный комплекс педагогических наук вмещает также отрасли, которые изучают закономерности и принципы воспитания, образования и развития зрелого человека (акмеология). Предмет изучения педагогики развивался и уточнялся в течение всей истории развития педагогической мысли. На современном этапе существует так подходов к его определению. Можно выделить по меньшей мере три из наиболее распространенных. Подход первый - предметом изучения педагогики является воспитание как функция общества передавать новым поколениям общественно-исторический опыт; воспитание как специально организованный процесс, воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных заведениях. Итак, ведущим процессом, который изучает педагогическая наука считается воспитания. Подход второй - предметом изучения педагогики признается исследования сущности развития и формирования личности человека и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. То есть, наряду с процессом воспитания к предмету изучения педагогики добавляется исследования закономерностей развития человека. Подход третий - предметом изучения педагогики признается образование как реальный целостный процесс, целенаправленно организован в специальных. Этот подход достаточно распространен в последние годы как в отечественной так и в зарубежной педагогике. Несмотря на разнообразие подходов к определению предмета педагогики, ведущими задачами педагогической науки остаются изучения воспитания как общественного явления, которое в широком его понимании охватывает образование и обучение; его закономерностей; исследования сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях специально организованного воспитания; определение целей воспитания; содержания, форм и методов воспитательной деятельности; исследование роли воспитания в процессе развития и формирования личности; разработка основ теории и практики воспитания и обучения. Вместе с тем, предмет педагогики распространяется и на современном этапе развития науки - он вмещает воспитание, образование и обучение как детей, молодежи, так и взрослого человека.
Итак, на современном этапе развития педагогических знаний мы называем педагогикой науку о закономерности, принципы, формы и методы воспитания, образования и обучения человека на всех этапах ее возрастного развития. Она является организованным влиянием на мировоззрение и поведение людей, анализирует и раскрывает объективные закономерности воспитательного процесса, исследует его сущностные связи, причинно-следственные зависимости. Объект педагогики - реальная педагогическая действительность - все явления целенаправленного формирования личности. Предмет педагогики - закономерные связи и отношения, которые существуют в этой действительности. Основные задачи педагогики как науки - познание законов воспитания, обучения и образования людей в процессе формирования и развития личности и на их основе создания путей и средств внедрения теоретических задач в учебно-воспитательный процесс.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.011 с.) |