Структура деятельности учителя в учебном процессе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура деятельности учителя в учебном процессе.



Обучение как один из видов человеческой деятельности состоит из двух взаимосвязанных процессов - преподавания и учения.

Преподавание - деятельность учителя в процессе обучения, заключается в постановке перед учащимися познавательных задач, организации наблюдений, лабораторных и практических занятий, руководстве работой учащихся по самостоятельному усвоению знаний, в проверке знаний, умений и навыков.

Она включает в себя следующие структурные компоненты:

- Планирование, осуществляемое главным образом из-за составления календарно-тематических и поурочных планов;

- Организация учебной работы предусматривает осуществление деятельности по выполнению определенного плана и включает два основных этапа: подготовительный и исполнительный;

- Стимулирование внимания учащихся к данной теме тесно связано с организацией. Основной задачей является привлечение учащихся к изучению определенного материала;

- Пробуждение их активности, познавательного интереса, развитие чувств долга и ответственности;

- Контроль - проверка усвоения учащимися учебного материала, осуществляется в форме устных ответов на вопросы, проверки письменных работ и тому подобное;

- Анализ результатов обучения, необходимый для определения возможных причин недостатков в процессе обучения и дальнейшего их совершенствования;

- Оперативное внесение корректив в организацию преподавания.

Таким образом, роль руководителя учебного процесса не ограничивается объяснением нового учебного материала. Главное содержание руководства заключается в том, что учитель является прежде всего организатором и руководителем познавательной деятельности учащихся, создает условия, при которых они могут рационально и наиболее продуктивно учиться. Осуществляя контроль за обучением, он должен быть готов помочь, когда у них возникают трудности. В то же время учитель является воспитателем, заботится об умственном, физическом, духовном развитии учащихся. Чтобы полноценно осуществлять процесс преподавания, учитель должен осознавать общую цель образования и место своего предмета в ее реализации. Исходя из общей цели воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности, - он определяет общую образовательную, воспитательную и развивающую цель своего предмета и каждого урока.

Психологические основы учебно-познавательной деятельности учащихся.

Учение - система познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-воспитательных задач. В основу характеристики процесса учения лежит идея деятельностного подхода (Выготский Л.С.): развитие человека (личности) осуществляется через предметную деятельность. Согласно деятельностного подхода у учащихся должны в ходе обучения формироваться не знания как таковые, а определенные виды деятельности, в которые знания включаются как определенный компонент. Вместе с тем необходимо помнить, что без знаний невозможно осуществлять деятельность. Существует два типичных варианта учебной деятельности ученика:

1. Учебная деятельность под руководством учителя: принятие предлагаемых им учебных задач и плана действий; осуществления учебных действий и операций для решения поставленных задач; регулирования учебной деятельности под контролем учителя и самоконтролем; анализ результатов учебной деятельности.

2. Учение в ходе самостоятельной робот (планирование или конкретизация задач своей учебной деятельности, планирование ее методов, средств и форм; саморегулирования обучения; самоанализ результатов учебной деятельности).

Процесс учения реализуется во время урока и в ходе самостоятельной работы на основе подчинения деятельности учителя (процесса преподавания). Учебно-воспитательная деятельность сопровождается внутренним психическим процессом усвоения учащимися учебной информации.

Внутренний процесс усвоения знаний состоит из следующих звеньев: восприятие - осмысление и понимание - обобщение - закрепление - применение на практике.

1. Осознание (понимание, принятие) цели учебных задач или самостоятельная ее постановка. Школьник сознательно или бессознательно сопоставляет учебные задачи по значению учения для себя, со своими возможностями (А.К.Маркова).

2. Восприятие - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, которые влияют в этот момент на органы чувств.

3. Осмысление учебного материала - процесс мыслительной деятельности, направленный на раскрытие существенных признаков, свойств предметов, явлений и процессов и формулирование теоретических понятий, идей, законов.

4. Понимание - установление связей между явлениями и процессами, выяснения состава, назначения, выявление причин явлений и раскрытие различных зависимостей.

5. Обобщение - предполагает выделение и объединение наиболее значимых черт предметов и явлений.

6. Закрепление - специальная работа учителя, которая обеспечивает прочное запоминание, углубляет знания, осуществляет их перенос на новые ситуации развивает учебно-познавательные умения и навыки.

7. Применение - умение применять знания на практике в учебном процессе.

Эффективность усвоения учащимися учебного материала напрямую зависит от мотивации учения, уровня развития эмоциональной сферы школьников. Большое значение в процессе усвоения принадлежит самостоятельной и творческой активности школьников. Схематично структуру процесса обучения отражена в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Процесс обучения
преподавание Учение
1. Дидактическое проектирование обучения школьников: - Конкретизация целей, задач обучения. (на конкретном уроке - это ожидаемая качество деятельности ученика, уровень усвоения содержания обучения); - Конкретизация содержания обучения; - Планирование методов, средств, форм обучения.  
2. Стимулирование школьников к познавательной деятельности (постановка цели, определение задач, формирования позитивних мотивов учения). Осознание учениками учебной цели, задач, их восприятия, формирования внутреннего настроя на успешное учения.
3. Организация дидактического процесса, во время которого происходит усвоение учащимися содержания образования:    
  - Организация восприятия;;   Восприятие учебного материала (рассмотрение, прослушивание, чтение, наблюдение и т. Результат - представление).
- Организация осознания; Осознание (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, абстрагирование, конкретизация, аргументация, классификация, обобщение, выделение главного и т. В результате - образование понятий, обобщенных представлений о сущности явлений или предметов).
- Организация закрепления; закрепление знаний
- Организация применения знаний. Применение знаний, формирование умений, навыков.
4. Контроль и оценка результатов обучения, коррекция процесса обучения. самоконтроль

 

7. Воспитание культуры самообразования и формирования общеучебных умений - основа развития менталитета учащихся

Самообразование - это специфический вид деятельности, в ходе которой благодаря самостоятельному определению целей личность удовлетворяет собственные познавательные потребности, или совершенствует свои способности, качества и свойства.

Самообразование - это самостоятельное управление развитием собственной личности, это такой вид обучения, цели, содержание, условия и средства которого зависят от самого человека. Он требует труда, настойчивости в его реализации. Оптимального уровня самообразование достигает тогда, когда она превращается в постоянную жизненную потребность человека, основу ее образования на протяжении всей жизни, в основе его поведения и образа жизни.

Современная дидактика считает самообразование высшим этапом обучения. Подготовка молодежи к самообразованию проходит следующие этапы:

• адаптация, реализуется в основном школой;

• интеграция обучения с самообразованием;

• самостоятельная работа, связанная с творчеством

На первом этапе (адаптационном) исключительное значение имеет умение читать. Быстрое чтение опирается на точное идентефикування и узнавания слов, рост запаса слов и понятий, способствует пониманию текста, а также формированию мотивации к чтению.

Картина второго этапа (интеграции) у разных людей протекает по-разному: известные создатели в детском возрасте, но встречаются и выпускники школ, еще не преодолели адаптационного этапа.

Приемы самообразования:

1. Чтение и изучение литературы.

2. Слушание текста и дискутирования.

3. Получение знаний из других источников.

4. Письменная разработка проблем.

5. Участие в культурной жизни.

6. Составление развернутых или кратких аннотаций монографий, статей.

7. Подготовка научных докладов и сообщений.

8. Проведение научных исследований.

Умение самостоятельно учиться - это только одна сторона процесса самообразования. Еще очень важно - иметь желание работать над собой. Его причины в каждом случае разные. На начальной стадии - это чаще всего утилитарные мотивы. Но затем наступает очередь бескорыстной жажды знаний.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему процесс обучения определяется как двусторонний?

2. В чем сущность деятельности в этом процессе учителя? Ученика?

3. Что позволяет характеризовать процесс обучения как специально организованную познавательную деятельность?

4. гарантирует достижение цели обучения?

5. Как реализуются функции обучения?

Резюме:

1. Процесс обучения как специально организованная познавательная деятельность является двусторонним процессом, который включает:

а) преподавание (деятельность учителя), дидактическое проектирование, организацию управления этим процессом, оценивания учебных достижений школьников, коррекцию обучения;

б) учения (деятельность ученика): осознание цели обучения, восприятия, понимания материала, закрепление, применение знаний, умений и навыков, самоконтроль, что требует от ученика выполнения определенных действий (работы с учебником, составление конспектов, ответов на вопросы, решение задач, выполнение упражнений и др.). Таким образом, процесс обучения обеспечивает образование, воспитание и развитие личности школьника.

2. Успешность обучения определяется мотивацией учебной деятельности, характером сотрудничества учителя и учащихся (педагогика сотрудничества).

3. Результативность обучения в основном определяется реализацией принципов обучения, вытекающих как из закономерностей обучения, так и потребностей общества к формированию личности. Поэтому принципы выступают как необходимые условия, способствующие повышению качества педагогической деятельности. В педагогическом процессе принципы обучения выступают не отдельно, а в тесной взаимосвязи, что создает целостную систему обеспечения эффективности обучения.

 


Раздел 2.2. Содержание образования как социокультурное явление

содержание

1. Понятие о содержании образования, его исторический характер.

2. Теории формирования содержания образования.

3. Принципы и критерии отбора содержания образования.

4. Характеристика элементов содержания образования.

5. Документы, определяющие содержание образования.

6. Основные направления совершенствования содержания образования в условиях становления украинской национальной школы.

Ключевые слова: содержание образования, теория формального образования, теория материального образования, прагматическая образование, национальный компонент содержания образования, учебный план, учебная программа, учебный предмет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.016 с.)