Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.



Трудовое воспитание - это целенаправленный, организованный систематический педагогический процесс привлечения и стимуляции школьников к различным видам труда с целью формирования определенных производственных знаний, умений, навыков, развития творческого мышления, интеллекта, трудолюбия, осознание необходимости труда как основы жизнедеятельности каждого человека.

Основная цель трудового воспитания школьников - сформировать личность человека как строительного творца, действует во имя гуманных идеалов.

Основные задачи трудового воспитания:

• формирование любви, уважения к труду как к первой жизненной необходимости;

• формирование трудовых умений, навыков культуры труда;

• формирование познавательного интереса, интеллектуальных умений и навыков активной познавательной трудовой деятельности;

• формирование трудолюбивой личности.

Труд - это целенаправленная деятельность людей на удовлетворение своих потребностей, необходимое условие существования и развития общества, основа жизнедеятельности человека.

Трудолюбие является результатом трудового воспитания и выступает как личностное качество, для которой характерна потребность в социально и личностно мотивационной сфере, наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование.

Трудовая образование или трудовое обучение является частью системы трудового воспитания. Она является основой трудовой культуры, творческой, продуктивно осмысленной труда.

Компонентом базовой трудовой культуры является политехнизм, который состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть обучения предусматривает ознакомление учащихся с характером труда на производстве, с прогрессивными техникой и технологиями и т.д. Практическая часть обучения направлена ​​на усвоение трудовых приемов, операций, процессов, приобретение навыков работы, творческое участие в ней и т.д.

Трудовое обучение осуществляется от первого класса до окончания школы. Составной системы трудового воспитания школьников также организация совместно полезного труда.

На современном этапе большое значение приобретает экономическое воспитание. Экономическое воспитание - систематическое, целенаправленное, организованное воздействие с целью формирования у учащихся экономических знаний, умений, навыков, потребностей, интересов, стиля мышления, которые соответствуют нормам хозяйствования и принципам морали.

Составляющая трудового воспитания - профориентация. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психологических, производственно-технических и индивидуальных мероприятий, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении согласно личным способностям, возможностям, призванием и потребностями общества.

Основні напрямки роботи з трудового виховання:

1. Привлечение учащихся к различным видам учебной работы с целью лучшего распознавания своих возможностей, самопознания и самовоспитания - работа кружков, школа искусств, секции юных техников и др.

2. Профориентационный урок.

3. Профессиографические встречи и экскурсии.

4. Формирование познавательных интересов и склонностей учащихся.

5. Развитие творческих способностей учащихся.

6. Привлечение к различным видам трудовой деятельности (школьные кооперативы, трудовые отряды и др.).

7. Индивидуальные профориентационные консультации.

8. Беседы, наблюдение, анкетирование, изучение наклонностей и интересов.

Формирование эстетической культуры учащихся.

Эстетическая культура предполагает сформированность у человека эстетических знаний, вкусов, идеалов, развитие способностей к эстетическому восприятию явлений действительности, произведений искусства, потребность вносить прекрасное в окружающий человека мир, сохранять прекрасное.

Эстетическое воспитание - это процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на формирование эстетической культуры и развитие эстетического отношения личности к жизни, обретение способности к творческой деятельности по законам красоты.

Цель эстетического воспитания - формирование способности полноценного восприятия, понимания и оценки прекрасного в жизни, труда, искусстве, творчестве; развитие способности наслаждаться прекрасным.

Методологической основой эстетического воспитания является эстетика - наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, о сущности и формы отражения действительности и преобразования жизни по законам красоты.

Содержание эстетического воспитания предусматривает развитие:

1) эстетического восприятия как способности человека к вычленения в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, вызывающих эстетические переживания, эстетическое наслаждение;

2) эстетических суждений (оценок), отражая отношение личности к явлениям жизни общества, к природе, искусства;

3) эстетического идеала как представление школьника о совершенстве, красоту в природе, обществе, человеке, искусстве;

4) эстетического вкуса как устойчивого эмоционально-оценочного отношения человека к прекрасному с позиций ее идеалов;

5) эстетической деятельности, основу которой составляет потребность особистости в общении с эстетически ценными предметами, явлениями, произведениями искусства, в необходимости создавать самому красоту.

Основной задачей эстетического воспитания является формирование художественно-эстетической культуры, развитие творческих способностей, способности к эстетическому освоению действительности.

Наблюдательность, умение видеть, замечать прекрасное - основа духовной красоты человека, которая выражается в ее эстетическом сознании.

Эстетическое сознание - форма общественного сознания, представляет собой художественно-эмоциональное освоение действительности через эстетические чувства, переживания. оценки, вкусы, идеалы и т.д. и концентрированно выражается в художественном творчестве и эстетических взглядах.

Эстетические чувства - особые чувства наслаждения, которые испытывает человек, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства.

Эстетический вкус - способность человека правильно оценивать прекрасное, отделять действительно прекрасное от безобразного, неэстетичный.

Эстетический идеал - представление человека о прекрасном, к чему она стремится, на что она равняется.

Эстетика поведения - черты прекрасного в поступках и действиях человека: в отношении к труду и к обществу, в манерах и внешнем виде, в формах общения с людьми.

Эстетическое воспитание школьников предполагает определенную организацию системы учебно-воспитательного процесса, в условиях которой ученики могут непосредственно сталкиваться с прекрасным, постоянно обогащаться новыми эстетическими впечатлениями и знаниями, воспитывая чувствительность к прекрасному в жизни, природе, искусстве. Реализация этой задачи осуществляется в процессе изучения основ наук, во внеклассной и внешкольной работе, в семье, путем самовоспитания, направленного на обогащение и совершенствование человеческого характера, внутреннего мира личности, ее взглядов, чувств, представлений, вкусов.

Пути эстетического воспитания школьников:

1. Овладение эстетическими знаниями в процессе изучения учебных предметов.

2. Эстетическое воспитание в труде.

3. Эстетическое воспитание средствами природы.

4. Эстетическое воспитание средствами искусства.

Источники эстетического воспитания: природа, красота быта и окружающей обстановки, искусство, участие человека в 3 различных видах деятельности, национальные ценности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.009 с.)