Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика и оценка результатов воспитания

Поиск

Измерить, определить результаты воспитания сложнее, чем результаты обучения. Воспитание - процесс спорный и длительный, его результаты имеют удаленный характер и определить их очень сложно.

Под результатами воспитательного процесса понимают уровень воспитанности, который достигнут личностью или коллективом. Данные диагностического исследования сравниваются с восходящими характеристиками воспитанности, а разница между начальным и конечным результатом определяет эффективность процесса воспитания. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии.

Критерии воспитанности - это теоретически разработаны показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Критерии воспитанности можно условно разделить на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Регистрация результатов диагностики осуществляется путем предоставления количественных эквивалентов качествам, которые формируются. Для этого используются методы массового опроса, наблюдений, тестов, методы обобщения независимых характеристик, методы создания воспитывая ситуаций и тому подобное.

Методы диагностики воспитанности:

• прямые вопросы типа "Что такое честность?", "Зачем людям нравственность?» И тому подобное;

• специальные вопросы (чтобы выявить отношение воспитанников к тем или иным явлениям, фактов, событий) в устной или письменной форме: "Какие профессии ты считаешь наиболее престижными?" И тому подобное;

• произведения на тему: "Мой идеал современника", "Милосердие - как я это понимаю" и т.д.;

• наблюдение за поведением воспитанников;

• социометрические методы;

• метод воспитательных ситуаций - это создание природных искусственных ситуаций, в которых воспитанник вынужден в своих действиях разоблачить уровень сформированности у него определенных качеств. Наиболее эффективна - ситуация выбора (распределение обязанностей, поручений, подарков и наград и т.п.), когда поведение человека адекватна его внутренней позиции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое воспитание как педагогический процесс?

2. В чем заключается специфика процесса воспитания?

3. Какова цель воспитания в современной школе?

4. Что следует понимать под закономерностями воспитания? Раскройте сущность и дайте их научное обоснование.

5. Какие принципы воспитания выводятся из его закономерностей?

Резюме:

1. Воспитание - сложный педагогический процесс, который предусматривает определение целей, задач, содержания, форм, методов воспитательной деятельности, организации и изучения результативности процесса. Именно в этом коренное различие воспитания как педагогического процесса и воспитательной ситуации. Процесс воспитания осуществляется на основе определенных закономерностей, принципов. Педагогический процесс всегда планомерный, целенаправленно организован. Конкретная цель воспитательной деятельности учитывает общую цель воспитания, которую ставит общество. Объективные факторы диктуют необходимость реализации цели всестороннего гармоничного развития личности с учетом национальных, региональных, возрастных, индивидуальных и других особенностей ребенка, интересов и потребностей.

2. Сущностью процесса воспитания является организация жизни воспитанников, формирование у них устойчивых форм поведения в обществе через навыки и привычки. Воспитание - процесс двусторонний, его конечный результат определяется и тем, какую позицию занимает воспитанник, который является как объектом, так и субъектом воспитательного процесса.

3. Воспитание - процесс многоступенчатый, проходит ряд этапов: принятие ребенком цели; усвоения им знаний, выработки определенного отношения к ним; участие в деятельности, общении, которые формируют опыт ее поведения; оценки и самооценки результатов конкретных поступков. Показателем результативности воспитательного процесса является уровень воспитанности личности, проявляется в единении его сознания и действий при положительной мотивации поступков, поведения.

 

Раздел 1.4. Формирование духовной культуры учащихся в современных условиях

Содержание

1. Понятие о духовной культуре.

2. Философско-мировоззренческая подготовка школьников.

3. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.

4. Формирование основ нравственной культуры личности.

5. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.

6. Формирование эстетической культуры учащихся.

7. Воспитание физической культуры учащихся.

Ключевые слова: духовность, духовное развитие, духовная культура, мировоззрение, гражданское воспитание, нравственная культура, трудовое воспитание, эстетическая культура, физическая культура.

Цели и задачи изучения раздела 1.4.

Успешное изучение раздела 1.4. позволяет

Иметь представление о духовности и духовной культуре личности; сущность и структуру научного мировоззрения; о месте и цели гражданского воспитания в процессе становления личности; об основных понятиях по вопросам нравственного воспитания; ведущие понятия системы трудовой подготовки и профориентации школьников; об общей характеристике системы эстетического воспитания и физического воспитания.

Знать суть и основные структурные элементы научного мировоззрения; сущность, цели, содержание и пути гражданского нравственного, эстетического, трудового, физического воспитания.

Владеет ключевыми понятиями: духовная культура, научное мировоззрение, взгляды, убеждения, идеалы, гражданственность, гражданское воспитание, политическая культура, нравственные качества личности, трудовое воспитание, общественно-полезный труд, экономическое воспитание, профориентация, эстетическое воспитание, эстетическое сознание, эстетическое чувство, эстетическая поведение, физическое воспитание

Методические рекомендации к изучению раздела 1.4.

При изучении раздела 1.4. важно выяснить сущность духовной культуры личности; выявлять категориальные признаки (ключевые слова) в определении понятий: научное мировоззрение, гражданское воспитание, нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическая культура, физическая культура.

Изучая пункт 1, обратите внимание на то, что его рассмотрение начинается с характеристики понятия "духовность"; особое внимание уделит содержания понятия «духовная культура личности». Проанализируйте, как это понятие соотносится с понятием «базовая культура личности».

Изучая пункт 2, проанализируйте компоненты научного мировоззрения и найдите связи, существующие между ними. Попробуйте определить место и роль мировоззрения в структуре личности.

Изучая пункт 3, попробуйте выяснить, какие новые черты существенно отличают современное гражданское воспитание от гражданского воспитания тоталитарной эпохи.

Изучая пункт 4, следует различать такие категории, как мораль и нравственность. Проанализируйте: всегда моральные действия человека является показателем ее нравственной воспитанности?

Изучая пункт 5, необходимо проанализировать основные направления профориентации: профессиональное образование, профессиональное воспитание, профконсультацию, профотбор, профадаптацию, профдиагностику. Определение этих понятий надо найти в дополнительной литературе и записать в свой конспект.

Изучая пункт 6, попробуйте раскрыть возможности вашей специальности для эстетического воспитания школьников.

Изучая пункт 7, попробуйте выяснить, какое влияние физического воспитания на различные стороны гармоничного развития личности.

Понятие о духовной культуре

Духовность - чрезвычайно сложное и интегративное понятие. С позиции философии - это, прежде всего, внутренний мир человека, его сознание, мировоззренческие ориентации. Основой духовности является собственно человеческие ценности, духовные потребности, интересы, вкусы и идеалы.

В украинском педагогическом словаре духовность рассматривается как "индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать" для других "(рассматривается как душевность).

Духовное развитие ученые трактуют как иерархию метамотивив и потребностей, исходя из которых личность оценивает себя, других, окружающей среды и действует. Наиболее существенными являются следующие потребности: самоуважение, познания мира, себя, смысла жизни, восприятия и создания красоты, осуществление добра и справедливости, достижение психической совершенства.

Духовное развитие личности определяется так (Б.Юсов): духовное - это идеальное, всеобщее; жизни, активность, поступки, направленные к светлому и святого; щедрость, любовь к ближнему, самоотверженность; чувство радости от создания блага; свобода, возможность действовать без внешнего принуждения; достижения личности, приобретенные благодаря собственным внутренним ресурсам; творчество, непосредственность, искренность в деянии добра.

Структура духовного потенциала личности (по М.Марчуку):

1 ) логическое мышление, связанное с такими противоположностями, как "истина" и "заблуждение";

2) нравственное волеизъявление, осуществляет выбор между "добром" и "злом", и

3) эстетическое переживание, обусловлено противопоставлением "красоты" и "уродства". То есть сущность духовности составляют интеллектуальные, нравственные и эстетические ценности личности.

Индикаторами (показателями) духовности человека, как отмечают ученые, есть объекты духовности (предметы труда, другие люди, жизнь, истина и Бог); базовые жизненные ценности (истина в познании, пользу и целесообразность в работе, любовь, добро и творчество); тип самоопределения личности (прагматическое, нравственное, экзистенциальное) способ выявления творчества в деятельности и поведении (Надситуативно, поисковая активность, сверхнормативная, самоактуализация) характер мотивов (самореализация, самоутверждение) духовные интенции и жизненные установки человека (вера, надежда, любовь). В общем варианте духовность можно рассматривать как внутреннюю жизнь человека, его взгляды, мнения, ценностные ориентации, потребности, идеалы, чувства, отношения, поступки, направленные на осознание, усвоение и воплощение Истины, Красоты и Добра.

Некоторые выводы относительно понятия "духовность" и "духовное развитие"

1. Духовность - качество, присущее только человеку и человечеству. Духовность придает жизни человека качественного своеобразия, наполняет ее смыслом, раскрывает новые горизонты, одухотворяет окружающий мир.

2. Дать точное определение понятию "духовность" сложно. Современная наука характеризует духовность как особый компонент и генезис культурной реальности, форму самоопределения человека и развитие его творческих потенций.

3. Анализ духовности позволяет выделить значительное количество качеств, присущих духовному человеку и характеризует духовность (см. Выше - индикаторы духовности).

4. Являясь высшим этапом психической жизни человека, духовность аккумулирует ее основные функции: синтез эстетизма, етизму, теоретизма; истина, добра, красоты как целое; единство всех моральных сил человека, связь с эмоциональным миром человека.

5. Духовность - ведущая универсальная характеристика человека. Самопознания, самосознание, самореализация - важные феномены духовной жизни человека.

Духовная культура в широком смысле - это богатый положительный жизненный опыт общественного, социального, семейной жизни народа, человечества, который передается из поколения в поколение.

В узком смысле духовная культура является результатом образования, воспитания и самовоспитания индивида и свидетельствует об усвоении им системы морально-этических норм, основ культуры, а также о сформированности духовных запросов, потребностей, интересов, проявления культуры чувств, а также культуры взаимодействия с окружающими. Критерием сформированности духовной культуры индивида является самореализация его духовных сил и духовного потенциала.

Воспитание духовной культуры у подрастающего поколения - сложный, многогранный процесс, основой которого является привитие ребенку гуманистических качеств, системы мировоззренческих координат, высших целей и культуры поведения.

Процесс воспитания духовной культуры у школьников предусматривает облагораживания жизни и помыслов ребенка выше смыслами в ее отношении к национальной и мировой духовной культуры, истории страны, языка, веры, поисков идеала и смысла жизни людей, окружающей среды...

В связи с указанными особенностями духовной культуры в современной педагогике выдвигается концепция базовой цели формирования личности - это формирование ее духовной культуры. В теории содержания образования термин "духовная культура" равнозначен термину "базовая культура".

В большинстве источников в области научно-педагогических исследований базовая культура и ее формирование в целостном педагогическом процессе включает: философско-мировоззренческую подготовку школьников, гражданское воспитание, формирование основ нравственной культуры личности, трудовое воспитание и профессиональную ориентацию личности, формирование эстетической культуры, воспитания физической культуры учащихся.

Трудовое воспитание

2. Философско-мировоззренческая подготовка школьников.

После прочтения составить опорную схему: "Формирование научного мировоззрения школьников"

Одной из ведущих задач воспитания духовной (базовой) культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (природу, общество, мышление).

Мировоззрение - обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среды.

Субъективная сторона мировоззрения заключается в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, состоящий в понимании и переживании своего "Я", своей индивидуальности, своей личности. У человека, достигает такого уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Уровнем мировоззрения является система мировоззренческих убеждений (или убежденность как интегративная качество личности).

Взгляды - принять человеком как достоверные идеи, знания, теоретические концепции. Предсказания, объясняющие явления природы и общества, являются ориентирами в поведении, деятельности, отношениях.

Убеждение - психическое состояние личности, которая характеризуется устойчивыми взглядами, уверенностью в правильности своих мыслей, взглядов, это совокупность знаний, идей, концепций, теорий, гипотез, в которые человек верит как в истину.

Неотъемлемой частью убеждений человека есть чувства. Воплощение мировоззренческих убеждений в жизнь, их отстаивание и защита человек переживает эмоционально.

Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Научное мировоззрение - целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношения человека к окружающей действительности и к самому себе.

Основу научного мировоззрения составляют взгляды, убеждения, сформировавшиеся на базе знаний о природе и обществе, и стали внутренней позицией личности. Таким образом, в структуре научного мировоззрения - взгляды, убеждения, идеалы, система научных знаний личности.

Основные черты научного мировоззрения: научность, единство теории и практики, патриотизм и интернационализм, гуманизм, оптимизм, непримиримое отношение к любым проявлениям безнравственности.

Процесс формирования научного мировоззрения включает следующие этапы: 1. Вооружение учащихся глубокими научными знаниями. 2. Формирование у школьников глубокой убежденности в истинности научных знаний. 3. Включение учащихся в активную трудовую и гражданскую деятельность.

Основные пути и условия формирования мировоззрения

- Научное мировоззрение формируется в процессе изучения физики, химии, биологии, астрономии - закладывается фундамент научных знаний;

- Гуманитарные предметы составляют научную основу мировоззрения;

- В процессе общественно-трудовой деятельности;

- Художественно литература и искусство, все средства культурно-идеологического воздействия;

- Незыблемая единство знаний, идейно-нравственного и трудового воспитания.

Формирование мировоззрения зависит от влияния на интеллект, эмоции личности, ее свободу, от активной практической деятельности.

Дидактические условия эффективности формирования научного мировоззрения:

1. Обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех теоретических выводов и фактов мировоззренческого характера.

2. Предоставление обучению высокой идейно-политической направленности.

3. Соблюдение принципа историзма при изучении программного материала.

4. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

5. Возбуждение эмоционального отношения учащихся к учебному материалу.

6. Тесная связь с жизнью, включение школьников в активную трудовую деятельность.

7. Учет в работе по формированию научного мировоззрения возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.149 (0.013 с.)