Характеристика методов контроля и самоконтроля в обучении (III группа методов обучения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика методов контроля и самоконтроля в обучении (III группа методов обучения)



Таблица 2.5.

ІІІ группа: Методы контроля и самоконтроля
І подгруппа ІІ подгруппа ІІІ подгруппа
Методы устного контроля Методы письменного контроля Методы лабораторно-практического контроля
Индивидуальный опрос; фронтальный опрос; устные зачеты; устные экзамены; программируемое опроса. Контрольные письменные работы, письменные зачеты, письменные экзамены; программируемые письменные работы Контрольные и лабораторные работы; машинный контроль

Применение методов контроля и самоконтроля в обучении дает возможность не только определять уровень обученности учащихся, а, главным образом, корректировать дальнейшую деятельность учителя (или самого ученика в случае применения методов самоконтроля).

Устный контроль осуществляется во время индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые последний показывает уровень усвоения им учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывает для краткого ответа тех или иных учеников.

Методы письменного контроля - письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся. Названа группа методов включает: проведение письменных контрольных работ, сочинений, диктантов, письменных зачетов, метод тестового и графического, программированного контроля и тому подобное. Письменная проверка знаний не требует много времени, может включать большое количество учеников одновременно, является более объективным методом проверки знаний и умений учащихся.

Метод тестового контроля предусматривает ответы ученика на тестовые задания, что позволяет за короткое время проверить знания определенного учебного материала учащимися всего класса. Однако такая проверка может выявить только знание фактов, но не способности, она поощряет механическое запоминание, а не работу мысли; требует много времени для составления программ.

Метод графического контроля - проверка учебного материала в виде составления учеником обобщенной наглядной модели, которая отражает определенные отношения, взаимосвязи объекта или их совокупности.

Применение методов лабораторного контроля заключается в проверке умений пользоваться приборами, решать экспериментальные задачи, проводить опыты и тому подобное.

Метод машинного контроля. Это метод выполнения программируемых упражнений на компьютере.

Методы самоконтроля. Это умение самостоятельно находить ошибки, недостатки, намечены способы их преодоления.

В любом акте учебной деятельности одновременно сочетаются несколько методов, они взаимно проникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие учеников и учителей.

Функции методов обучения:

1. Побудительная. Возбуждает у учащихся внутренний интерес к учебе, формирует положительные мотивы.

2. Образовательная (учебная). Есть основной. Предусматривает применение таких приемов управления учебной работой учащихся, способствующих успешному приобретению ими знаний, умений и формированию на этой основе убеждений.

3. Воспитательная. Акцентировать внимание учащихся на основных воспитательных идеях, на оценке природных и общественных явлений, нравственных качеств и эстетической культуры, способствовать организации правильных взаимоотношений между учителем и учениками и между самими учениками.

4. Развивающая. Умственное развитие (осознание информации, анализ, синтез, сравнение, обобщение, доводка, аргументации).

5. Контрольно-коррекционная. Обеспечивает успешное осуществление всех других функций методов обучения

. 2. Средства обучения. Выбор методов и средств обучения

Средства обучения - все материальные (технические средства обучения, школьные принадлежности, школьные помещения, учебники, пособия и т.п.) и духовные ценности (например, мягкое учительское слово), которые способствуют повышению эффективности процесса обучения.

Типология средств обучения:

А. Простые средства:

- Словесные средства (учебники и другие печатные средства);

- Простые визуальные средства (оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты и т.д.).

Б. Сложные средства:

- Механические визуальные средства, позволяющие передавать изображение с помощью технических устройств (фотоаппарат, диаскопии, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп)

- Аудиальные средства, позволяющие передавать звуки и шумы (передатчик, магнитофон, радио);

- Аудиовизуальные средства, сочетающие изображения со звуком (звуковой фильм, видеомагнитофон, телевидение);

- Средства, автоматизирующие процесс обучения: дидактические машины (обучающие машины, машины для экзаменов, тренажеры), лингвистические кабинеты, компьютеры.

Факторы, влияющие на выбор методов обучения:

1. Общие цели образования, воспитания и развития.

2. Особенности предмета и учебного материала.

3. Цели и задачи урока.

4. Реальные учебные возможности учащихся.

5. Комплекс психологических и гигиенических факторов.

6. Имеющиеся средства обучения.

7. Мастерство учителя.

 

Формы организации обучения.

В философии под формой (от "forma") понимают способ существования и выражения содержания, а также внутреннюю организацию содержания.

Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляется в постоянном порядке и режиме.

Методы и формы обучения взаимосвязаны: методы реализуются в формах, формы обеспечивают организацию и существование методов.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых предпочтение отдавалось тем или иным формам обучения: индивидуальная (Древняя Греция), индивидуально-групповая (школа средневековья), взаимного обучения (белл-ланкастерская в Англии), дифференцированного обучения по способностям (Мангеймский), бригадно-лабораторная (20-е годы СССР) и классно-урочная, обоснована более 300 лет назад Яном Амоса Коменского, известным педагогом-ученым, который обобщил опыт братских школ на Украине и Беларуси (XVI в.). Эта система стала господствующей на территории бывшего Советского Союза с 1932 года. Около четырехсот лет классно-урочная система действует, совершенствуется с участием тысяч учителей и выдающихся ученых-педагогов.

Индивидуальная форма организации обучения - это выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно на уровне своих учебных возможностей без взаимодействия с другими учениками. Положительные стороны: - способствует развитию высокого уровня самостоятельности; лучше учета особенностей каждого ученика (характер восприятия, мышления, внимания, памяти, уровень подготовки, особенности темпа работы, интересы, отношение к учебе) позволяет максимально дифференцировать учебные задания по их содержанию, а также контроль и оценку результатов. Слабые стороны: - требует больших затрат сил и времени учителя; обеспечивая успехи одного ученика приводит к снижению качества обучения других учащихся; ученик не имеет возможности сотрудничать с другими учащимися; дети не всегда общаются и их опыт не становится коллективным достоянием.

Поэтому наряду с индивидуальной формой организации учебной деятельности учащихся применяется фронтальная. Эта форма предусматривает одновременно работу со всем классом. Положительные стороны: способствует быстрому установлению уровня подготовки учащихся, их осведомленности по определенным проблемам, формированию и развитию коллектива, доброжелательных отношений в классе, решению воспитательных задач. Недостатком этой формы является невозможность учитывать индивидуальные особенности учащихся, познавательные интересы и уровень их развития.

Эти недостатки могут компенсировать групповая форма обучения. При групповой форме обучения класс делится на группы по 5-7 учеников каждая. Групповые формы обучения некоторые авторы классифицируют на звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые, дифференцированно-групповые. Звеньевая форма предусматривает организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме учебная работа организуется в специально сформированных для выполнения временных задач временных групп учащихся. При кооперировано-групповой класс делится на группы для выполнения каждой из них части общей задачи. Дифференцированно-групповая форма предполагает организацию работы групп учащихся с различными учебными возможностями.

Итак, общие формы находят свое воплощение в конкретных формах классно-урочной системы обучения, к которым относятся: урок; семинарские занятия; лекция; экскурсия; практические занятия; консультации; факультативы; домашние задание; дополнительные занятия; зачет; экзамен; собеседования.

Классно-урочная система имеет следующие внеурочные формы учебной работы: предметные кружки; школьные научные общества; ученические научные конференции; лектории; предметные вечера; предметные недели и тому подобное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.011 с.)