Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гносеологические основы процесса обучения.

Поиск

Познание - процесс целенаправленного отражения объективной реальности в сознании людей.

Процессы обучения и научного познания имеют общие черты. Оба направлены на познание истины, объективной действительности. И обучение, и познания осуществляются по схеме: живое наблюдение объекта обучения или познания - осмысление существенных свойств, особенностей, связей этого объекта - применение полученных знаний на практике или в обучении или проверка полученного в процессе познания знания на практике. Да, мир мы воспринимаем через ощущения - отражение в мозге человека отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности в результате воздействия их на органы чувств. Сочетание ощущений, отражающих совокупность различных свойств предмета или явления, действует на наши органы чувств называется восприятием. На основе ощущений и восприятия в сознании создается представление - чувственный субъективный образ предметов и явлений действительности, отражаемые.

Обучение можно считать специфической формой познания объективной действительности, приобретение общественного опыта. Общность между обучением и научным познанием в том, что они направлены на познание законов и закономерностей объективного мира. Между процессом обучения и процессом научного познания существуют и определенные различия. Прежде всего на всех уровнях обучения объективно не открываются новые знания. Ученики усваивают уже опознаны истины. В то же время происходит исследование объекта познания. Во время усвоения знаний сам объект может быть представлен наглядным или словесным изображением. Важно то, что на познание определенных явлений или процессов человечество потратило десятки и сотни лет, а ученик во время обучения усваивает такие знания в течение года. Если в процессе познания приобретаются только новые знания, то обучение, кроме усвоения этих знаний, предусматривает формирование умений и навыков. В конце концов, практика в познании является критерием истины, в то время как в обучении проверять истинность знания нет необходимости. Здесь практика помогает лучше понять и усвоить учебный материал.

В школе важно и необходимо добиваться того, чтобы ученики научились сознательно пользоваться формами и приемами познавательной деятельности, могли правильно применять научные принципы и методы в объяснении явлений природы, общества и духовного мира человека. При таких условиях процесс обучения будет формировать у учащихся основы научного мышления.

Функции процесса обучения, связь между ними.

После прочтения заполнить таблицу: "Функции процесса обучения"

Функции процесса обучения Успешная реализация функций процесса обучения достигается:
образовательная Воспитательная Развивающая 1. Использованием содержания учебного материала. 2. подбором форм, методов и приемов обучения 3. Деятельностью и личностными качествами учителя.
Вооружение учащихся: Воспитание учащихся: Развитие учащихся:
1Знаниями, умениями, навыками;....... 1. Идейно-политическое;........... 1.Мышления; 2. Памяти...

 

Учебный процесс как составная часть общего процесса воспитания всесторонне развитой личности, отвечающей потребностям современного общества, должен обеспечить выполнение этой задачи реализацией трех функций: образовательной, развивающей и воспитательной.

Образовательная функция призвана обеспечить усвоение учащимися системы научных знаний, формирование специальных и общих учебных умений и навыков.

Знание - обобщенный опыт человечества, отражает различные области действительности в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука.

Знание - основной компонент образования. Выделяют следующие виды знаний: основные термины и понятия, без которых невозможно понять ни текста; факты ежедневной действительности и научные факты, без знания которых невозможно понять законы науки, формировать убеждения, доказывать и отстаивать идеи; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между различными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных знаний о определенную совокупность объектов, методы объяснения и предсказания явлений определенной предметной области; знания о способах деятельности, методы познания и истории получения знаний (методологические знания) знания о нормах отношения к различным явлениям жизни (оценочные знания).

Виды знаний разделяют на теоретические и фактические.

Теоретические знания - понятия, системы понятий, абстракции, теории, гипотезы, законы, методы науки.

Фактические знания - единичные понятия (знаки, цифры, буквы, географические названия, исторические личности, события).

Среди знаний, должны усвоить учащиеся в процессе обучения, особая роль принадлежит тем, которые выражают способы деятельности и используются на практике. Они имеют алгоритмический характер (например, знания о способах и порядке выполнения арифметических действий). В учебных предметах они оформлены в виде правил.

Образовательная функция обучения должна обеспечить: полноту знаний определяемой усвоением предусмотренных учебной программой сведений по каждой учебной дисциплины, необходимых для понимания основных идей, существенных причинно-следственных связей; системность знаний, их упорядоченность, чтобы любое знание вытекало из предыдущего и прокладывало путь для следующего; осознанность знаний, заключается в понимании связей между ними, стремлении самостоятельно постоянно пополнять их, действенность знаний, предполагает умение оперировать ими, быстро находить вариативные способы применения их с изменением ситуации.

Кроме усвоения системы знаний, образовательная функция обеспечивает формирование у учащихся умений и навыков.

Умение - осознанная, спланированная интеллектуальная деятельность, в учебном процессе необходимо для решения новых сложных задач.

Навык - точная, безошибочная деятельность, после многократного повторения становится автоматической.

Различают умения и навыки теоретические (в их основе - правила оперирования понятиями, они являются результатом анализа-синтеза) и практические (действия, регулируемые с помощью формул, моделей, образцов).

Развивающая функция процесса обучения предполагает развитие учащихся в процессе обучения. Развивающее обучение способствует развитию мышления, формированию воли, эмоционально-чувственной сферы; учебных интересов, мотивов и способностей. Обучение и развитие связаны между собой, но обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие ребенка. Таким образом, обучение, по мнению Л.Выготского, должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день, что является принципиальным для всей организации обучения.

Воспитательная функция обучения призвана обеспечить воспитание учащихся на основе формирования мировоззрения как основания моральных, эстетических, физических качеств личности. Воспитывающий характер мяуканье - объективная закономерность, которая проявлялась во все эпохи.

Рассмотрены функции тесно связаны между собой, и реализация одной из них обязательно предопределяет реализацию определенных аспектов другой. Поэтому педагог, готовясь к уроку, должен четко определить его образовательную, развивающую и воспитательную цель.

Структура процесу навчання.

Структура процесса обучения рассчитан цели, задачи, принципы, содержание образования, методы, формы организации, средства и результат процесса обучения.

1. Цель процесса обучения - осознание учителем и восприятия учащимися целей и задач учебной темы, раздела или предмета в целом. Цель процесса обучения определяется на основе требований программы, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, уровня предварительной подготовки, а также возможностей самого учителя.

2. К принципам обучения в современной педагогике относятся:

- Принцип гуманистической целеустремленности - обучение и воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, социально активной и гуманной с учетом его индивидуальных особенностей и социальных условий;

- Принцип связи с жизнью - задачи, решаемые обществом, коллективом, семьей, самой личностью;

- Принцип сотрудничества и содружества преподавателя, учащихся, школьных коллективов, семьи, общественности, трудовых коллективов в достижении определенных задач обучения;

- Принцип единства общего, политехнического, трудового и профессионального обучения;

- Принцип научности в организации обучения - разработка целей, содержания, отбор методов и форм организации обучения, разработка новейших технологий и тому подобное;

- Принцип наглядности, единства абстрактного и конкретного (материально-предметного, наглядно-образного, словесно-знакового и абстрактного)

- Принцип доступности в обучении, единства научного и эмпирического, учета индивидуальных уровней развития творческих способностей учащихся;

- Принцип прочности знаний;

- Принцип преемственности, системности, последовательности в реализации содержания и использования технологий, методов и форм организации на разных этапах обучения.

3. Содержание образования - система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни, труда. К содержанию образования, по И.Я. Лернером, включаются:

- Элементы социального опыта, накопленного человечеством, а именно: знания о природе, обществе, технике и способы мышления;

- Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощается вместе, со знаниями в умениях и навыках личности, усвоила этот опыт;

- Опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, которые требуют формирования новых способов деятельности на основе уже известных;

- Опыт ценностного отношения к объектам или средств деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, другим людям.

Содержание образования на практике реализуется благодаря применению определенных организационных форм, методов и средств обучения.

4. Формой обучения называют внешнее выражение целенаправленной двустороннего взаимодействия ученика и учителя, направленной на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками.

В общеобразовательных учреждениях используются различные урочные и внеурочные формы организации обучения, в каждой из которых выделяется фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися. Основной формой организации обучения является урок.

5. Метод обучения - способ реализации целенаправленной двустороннего взаимодействия ученика и учителя, направленной на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками.

6. Средства обучения - материальные и нематериальные (духовные) ценности, которые способствуют повышению эффективности процесса обучения. К ним относят: наглядные пособия, оборудование для лабораторных занятий, дидактические материалы, учебную литературу, станки, инструменты и материалы для трудового обучения, школьные помещения, ласковое слово учителя и т.

7. Эффективные результаты обучения потребует одновременного контроля учителя за ходом решения поставленных задач и самоконтроля учащихся за правильностью выполнения учебных операций. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ, зачетов, экзаменов, контроль требует оценки педагогами и самооценки учениками достигнутых в процессе обучения результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.11 (0.01 с.)