Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гносеологические основы процесса обучения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Познание - процесс целенаправленного отражения объективной реальности в сознании людей. Процессы обучения и научного познания имеют общие черты. Оба направлены на познание истины, объективной действительности. И обучение, и познания осуществляются по схеме: живое наблюдение объекта обучения или познания - осмысление существенных свойств, особенностей, связей этого объекта - применение полученных знаний на практике или в обучении или проверка полученного в процессе познания знания на практике. Да, мир мы воспринимаем через ощущения - отражение в мозге человека отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности в результате воздействия их на органы чувств. Сочетание ощущений, отражающих совокупность различных свойств предмета или явления, действует на наши органы чувств называется восприятием. На основе ощущений и восприятия в сознании создается представление - чувственный субъективный образ предметов и явлений действительности, отражаемые. Обучение можно считать специфической формой познания объективной действительности, приобретение общественного опыта. Общность между обучением и научным познанием в том, что они направлены на познание законов и закономерностей объективного мира. Между процессом обучения и процессом научного познания существуют и определенные различия. Прежде всего на всех уровнях обучения объективно не открываются новые знания. Ученики усваивают уже опознаны истины. В то же время происходит исследование объекта познания. Во время усвоения знаний сам объект может быть представлен наглядным или словесным изображением. Важно то, что на познание определенных явлений или процессов человечество потратило десятки и сотни лет, а ученик во время обучения усваивает такие знания в течение года. Если в процессе познания приобретаются только новые знания, то обучение, кроме усвоения этих знаний, предусматривает формирование умений и навыков. В конце концов, практика в познании является критерием истины, в то время как в обучении проверять истинность знания нет необходимости. Здесь практика помогает лучше понять и усвоить учебный материал. В школе важно и необходимо добиваться того, чтобы ученики научились сознательно пользоваться формами и приемами познавательной деятельности, могли правильно применять научные принципы и методы в объяснении явлений природы, общества и духовного мира человека. При таких условиях процесс обучения будет формировать у учащихся основы научного мышления. Функции процесса обучения, связь между ними. После прочтения заполнить таблицу: "Функции процесса обучения"
Учебный процесс как составная часть общего процесса воспитания всесторонне развитой личности, отвечающей потребностям современного общества, должен обеспечить выполнение этой задачи реализацией трех функций: образовательной, развивающей и воспитательной. Образовательная функция призвана обеспечить усвоение учащимися системы научных знаний, формирование специальных и общих учебных умений и навыков. Знание - обобщенный опыт человечества, отражает различные области действительности в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Знание - основной компонент образования. Выделяют следующие виды знаний: основные термины и понятия, без которых невозможно понять ни текста; факты ежедневной действительности и научные факты, без знания которых невозможно понять законы науки, формировать убеждения, доказывать и отстаивать идеи; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между различными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных знаний о определенную совокупность объектов, методы объяснения и предсказания явлений определенной предметной области; знания о способах деятельности, методы познания и истории получения знаний (методологические знания) знания о нормах отношения к различным явлениям жизни (оценочные знания). Виды знаний разделяют на теоретические и фактические. Теоретические знания - понятия, системы понятий, абстракции, теории, гипотезы, законы, методы науки. Фактические знания - единичные понятия (знаки, цифры, буквы, географические названия, исторические личности, события). Среди знаний, должны усвоить учащиеся в процессе обучения, особая роль принадлежит тем, которые выражают способы деятельности и используются на практике. Они имеют алгоритмический характер (например, знания о способах и порядке выполнения арифметических действий). В учебных предметах они оформлены в виде правил. Образовательная функция обучения должна обеспечить: полноту знаний определяемой усвоением предусмотренных учебной программой сведений по каждой учебной дисциплины, необходимых для понимания основных идей, существенных причинно-следственных связей; системность знаний, их упорядоченность, чтобы любое знание вытекало из предыдущего и прокладывало путь для следующего; осознанность знаний, заключается в понимании связей между ними, стремлении самостоятельно постоянно пополнять их, действенность знаний, предполагает умение оперировать ими, быстро находить вариативные способы применения их с изменением ситуации. Кроме усвоения системы знаний, образовательная функция обеспечивает формирование у учащихся умений и навыков. Умение - осознанная, спланированная интеллектуальная деятельность, в учебном процессе необходимо для решения новых сложных задач. Навык - точная, безошибочная деятельность, после многократного повторения становится автоматической. Различают умения и навыки теоретические (в их основе - правила оперирования понятиями, они являются результатом анализа-синтеза) и практические (действия, регулируемые с помощью формул, моделей, образцов). Развивающая функция процесса обучения предполагает развитие учащихся в процессе обучения. Развивающее обучение способствует развитию мышления, формированию воли, эмоционально-чувственной сферы; учебных интересов, мотивов и способностей. Обучение и развитие связаны между собой, но обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие ребенка. Таким образом, обучение, по мнению Л.Выготского, должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день, что является принципиальным для всей организации обучения. Воспитательная функция обучения призвана обеспечить воспитание учащихся на основе формирования мировоззрения как основания моральных, эстетических, физических качеств личности. Воспитывающий характер мяуканье - объективная закономерность, которая проявлялась во все эпохи. Рассмотрены функции тесно связаны между собой, и реализация одной из них обязательно предопределяет реализацию определенных аспектов другой. Поэтому педагог, готовясь к уроку, должен четко определить его образовательную, развивающую и воспитательную цель. Структура процесу навчання. Структура процесса обучения рассчитан цели, задачи, принципы, содержание образования, методы, формы организации, средства и результат процесса обучения. 1. Цель процесса обучения - осознание учителем и восприятия учащимися целей и задач учебной темы, раздела или предмета в целом. Цель процесса обучения определяется на основе требований программы, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, уровня предварительной подготовки, а также возможностей самого учителя. 2. К принципам обучения в современной педагогике относятся: - Принцип гуманистической целеустремленности - обучение и воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, социально активной и гуманной с учетом его индивидуальных особенностей и социальных условий; - Принцип связи с жизнью - задачи, решаемые обществом, коллективом, семьей, самой личностью; - Принцип сотрудничества и содружества преподавателя, учащихся, школьных коллективов, семьи, общественности, трудовых коллективов в достижении определенных задач обучения; - Принцип единства общего, политехнического, трудового и профессионального обучения; - Принцип научности в организации обучения - разработка целей, содержания, отбор методов и форм организации обучения, разработка новейших технологий и тому подобное; - Принцип наглядности, единства абстрактного и конкретного (материально-предметного, наглядно-образного, словесно-знакового и абстрактного) - Принцип доступности в обучении, единства научного и эмпирического, учета индивидуальных уровней развития творческих способностей учащихся; - Принцип прочности знаний; - Принцип преемственности, системности, последовательности в реализации содержания и использования технологий, методов и форм организации на разных этапах обучения. 3. Содержание образования - система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни, труда. К содержанию образования, по И.Я. Лернером, включаются: - Элементы социального опыта, накопленного человечеством, а именно: знания о природе, обществе, технике и способы мышления; - Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощается вместе, со знаниями в умениях и навыках личности, усвоила этот опыт; - Опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, которые требуют формирования новых способов деятельности на основе уже известных; - Опыт ценностного отношения к объектам или средств деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, другим людям. Содержание образования на практике реализуется благодаря применению определенных организационных форм, методов и средств обучения. 4. Формой обучения называют внешнее выражение целенаправленной двустороннего взаимодействия ученика и учителя, направленной на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками. В общеобразовательных учреждениях используются различные урочные и внеурочные формы организации обучения, в каждой из которых выделяется фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися. Основной формой организации обучения является урок. 5. Метод обучения - способ реализации целенаправленной двустороннего взаимодействия ученика и учителя, направленной на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками. 6. Средства обучения - материальные и нематериальные (духовные) ценности, которые способствуют повышению эффективности процесса обучения. К ним относят: наглядные пособия, оборудование для лабораторных занятий, дидактические материалы, учебную литературу, станки, инструменты и материалы для трудового обучения, школьные помещения, ласковое слово учителя и т. 7. Эффективные результаты обучения потребует одновременного контроля учителя за ходом решения поставленных задач и самоконтроля учащихся за правильностью выполнения учебных операций. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ, зачетов, экзаменов, контроль требует оценки педагогами и самооценки учениками достигнутых в процессе обучения результатов.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.11 (0.01 с.) |