![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи изучения раздела 1.5.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Успешное изучение раздела 1.5. позволяет Иметь представление о классификации методов воспитания, характер взаимосвязей между ними, условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Знать суть методов, приемов, средств воспитания, классификация методов воспитания с позиции деятельностного подхода, уметь оценивать результаты применения различных методов воспитания в конкретных педагогических ситуациях. Владеет ключевыми понятиями: метод воспитания; средство и прием воспитания; классификация методов воспитания; методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности; методы контроля и самоконтроля. Методические рекомендации к изучению раздела 1.5. При изучении раздела 1.5. важно выяснить сущность понятия "метод воспитания"; характеризовать методы формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности, контроля и самоконтроля; находить оптимальные средства, методы воспитания для эффективного решения конкретных педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе. Изучая пункт 1, необходимо осветить вопрос о различных подходах к трактовке понятия "метод воспитания" и выяснить, чем обусловлена разность подходов к классификации методов воспитания. Изучая пункт 2, проанализируйте основные функции методов формирования сознания личности. Попробуйте привести конкретные примеры использования этих методов в практике А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Изучая пункт 3, надо иметь в виду, что педагогическая требование действительно является неотъемлемой частью методов организации деятельности и формирования опыта поведения, но главная их задача - воздействие на сознание ребенка. Требования опережают действие, поэтому их можно отнести как к первой, так и ко второй группе методов. Изучая пункт 4, необходимо проанализировать роль методов стимулирования деятельности и поведения. Попробуйте охарактеризовать средства воспитания для этого метода. Изучая пункт 5, проанализируйте методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Приведите примеры использования этих методов в учебно-воспитательном процессе.
Изучая пункт 6, выясните, от каких факторов зависит выбор методов воспитания. Следует помнить: чтобы воспитательный процесс был эффективным, методы воспитания используют в их взаимосвязи. Понятие о методах воспитания. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе связано с поисками оптимальных методов воспитания личности школьника. В педагогической науке существуют различные подходы к трактовке понятия "метод воспитания". В определении А.С.Макаренко это понятие гуманистическое направление. "Метод воспитания - это инструмент прикосновения к личности». Ю.К.Бабанський определяет метод воспитания как сотрудничество учителя и ученика: "Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности, направленной на решение воспитательных задач". Комплексный подход к определению понятия "метод воспитания" осуществляется И.Ф.Харламовим: "Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития в них потребностей, взглядов, убеждений, нравственного поведения, а также для коррекции и совершенствования с целью формирования личности, ее качеств ". В определении М.М.Фицулы "методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на формирование у воспитанников - осмотров, убеждений, навыков и привычек поведения". По Б.Т.Лихачьовим, метод воспитания - это средство воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся, способ взаимодействия с ними с целью формирования у них убеждений и навыков поведения, соответствующего цели воспитания. Средства воспитания - вид общественной деятельности, который может влиять на личность в определенном направлении. Это то, с помощью чего происходит воспитание: предметы духовной и материальной культуры (научные пособия, книги, произведения искусства); слово воспитателя, виды деятельности: обучение, игра, художественная самодеятельность, спорт; конкретные мероприятия: вечера, политинформации, сборы.
Приемы воспитания - составная часть метода, обеспечивающего его применения в определенных условиях. Поэтому некоторые исследователи рассматривают методы воспитания как определенную совокупность приемов воспитательного взаимодействия с воспитанниками. Методы и приемы могут в конкретных педагогических ситуациях переходить один в один. Методы воспитания делятся на общие (их применяют во всех направлениях воспитания) и частичные (используются преимущественно в одном из них - нравственном, физическом, правовом и т.д.). Характеристика методов воспитания требует определенной их классификации. Но это очень сложный вопрос педагогики, ученые имеют разные точки зрения по этому вопросу. Так, в классификации Марьенко И.С. названы такие группы методов воспитания, как разъяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания. По характеру методы воспитания делят на убеждение; организации жизни и деятельности учащихся; стимулирование деятельности и поведения (Болдырев Н.И.). Классификация на основе направленности (интегративной характеристики, предполагает единство целевой, содержательной сторон методов воспитания, Щукина Г.И. и др.): Методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования и торможения поведения. Таким образом, разность подходов к классификации методов воспитания обусловлена тем, признак берется за основу для группировки методов. Рассмотрим классификацию методов воспитания с позиции деятельностного подхода по Ю.К.Бабанським. В основу данной классификации положен целостную структуру деятельности, которая включает в себя осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование, контроль и анализ результатов. В основе этой классификации IV группы методов: I группа - методы формирования сознания личности; II группа - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; III группа - методы стимулирования деятельности и поведения; IV группа - методы контроля и самоконтроля, самооценки деятельности и поведения. В таблице 1.2. приведены классификация методов воспитания. Надо помнить, что каждая классификация условна; методы, влияющие на сознание, опосредованно влияют и на поведение, и наоборот; но классификация выделяет главное и позволяет рассмотреть каждый метод подробнее, помня, что каждый из них - только часть системы и все они взаимосвязаны. Таблица 1.2.
Методы воспитания всегда действуют в определенной системе, каждый является структурным элементом этой системы и во взаимосвязи с другими обеспечивает эффективность воспитательного процесса. Их используют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Методы воспитания меняются, совершенствуются с изменением цели воспитания, условий осуществления, в зависимости от возраста ребенка и степени его воспитанности.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.172 (0.007 с.) |