Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи изучения раздела 1.5.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Успешное изучение раздела 1.5. позволяет Иметь представление о классификации методов воспитания, характер взаимосвязей между ними, условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Знать суть методов, приемов, средств воспитания, классификация методов воспитания с позиции деятельностного подхода, уметь оценивать результаты применения различных методов воспитания в конкретных педагогических ситуациях. Владеет ключевыми понятиями: метод воспитания; средство и прием воспитания; классификация методов воспитания; методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности; методы контроля и самоконтроля. Методические рекомендации к изучению раздела 1.5. При изучении раздела 1.5. важно выяснить сущность понятия "метод воспитания"; характеризовать методы формирования сознания личности, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования поведения и деятельности, контроля и самоконтроля; находить оптимальные средства, методы воспитания для эффективного решения конкретных педагогических ситуаций в учебно-воспитательном процессе. Изучая пункт 1, необходимо осветить вопрос о различных подходах к трактовке понятия "метод воспитания" и выяснить, чем обусловлена разность подходов к классификации методов воспитания. Изучая пункт 2, проанализируйте основные функции методов формирования сознания личности. Попробуйте привести конкретные примеры использования этих методов в практике А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского. Изучая пункт 3, надо иметь в виду, что педагогическая требование действительно является неотъемлемой частью методов организации деятельности и формирования опыта поведения, но главная их задача - воздействие на сознание ребенка. Требования опережают действие, поэтому их можно отнести как к первой, так и ко второй группе методов. Изучая пункт 4, необходимо проанализировать роль методов стимулирования деятельности и поведения. Попробуйте охарактеризовать средства воспитания для этого метода. Изучая пункт 5, проанализируйте методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Приведите примеры использования этих методов в учебно-воспитательном процессе. Изучая пункт 6, выясните, от каких факторов зависит выбор методов воспитания. Следует помнить: чтобы воспитательный процесс был эффективным, методы воспитания используют в их взаимосвязи. Понятие о методах воспитания. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе связано с поисками оптимальных методов воспитания личности школьника. В педагогической науке существуют различные подходы к трактовке понятия "метод воспитания". В определении А.С.Макаренко это понятие гуманистическое направление. "Метод воспитания - это инструмент прикосновения к личности». Ю.К.Бабанський определяет метод воспитания как сотрудничество учителя и ученика: "Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности, направленной на решение воспитательных задач". Комплексный подход к определению понятия "метод воспитания" осуществляется И.Ф.Харламовим: "Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития в них потребностей, взглядов, убеждений, нравственного поведения, а также для коррекции и совершенствования с целью формирования личности, ее качеств ". В определении М.М.Фицулы "методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на формирование у воспитанников - осмотров, убеждений, навыков и привычек поведения". По Б.Т.Лихачьовим, метод воспитания - это средство воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся, способ взаимодействия с ними с целью формирования у них убеждений и навыков поведения, соответствующего цели воспитания. Средства воспитания - вид общественной деятельности, который может влиять на личность в определенном направлении. Это то, с помощью чего происходит воспитание: предметы духовной и материальной культуры (научные пособия, книги, произведения искусства); слово воспитателя, виды деятельности: обучение, игра, художественная самодеятельность, спорт; конкретные мероприятия: вечера, политинформации, сборы. Приемы воспитания - составная часть метода, обеспечивающего его применения в определенных условиях. Поэтому некоторые исследователи рассматривают методы воспитания как определенную совокупность приемов воспитательного взаимодействия с воспитанниками. Методы и приемы могут в конкретных педагогических ситуациях переходить один в один. Методы воспитания делятся на общие (их применяют во всех направлениях воспитания) и частичные (используются преимущественно в одном из них - нравственном, физическом, правовом и т.д.). Характеристика методов воспитания требует определенной их классификации. Но это очень сложный вопрос педагогики, ученые имеют разные точки зрения по этому вопросу. Так, в классификации Марьенко И.С. названы такие группы методов воспитания, как разъяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания. По характеру методы воспитания делят на убеждение; организации жизни и деятельности учащихся; стимулирование деятельности и поведения (Болдырев Н.И.). Классификация на основе направленности (интегративной характеристики, предполагает единство целевой, содержательной сторон методов воспитания, Щукина Г.И. и др.): Методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования и торможения поведения. Таким образом, разность подходов к классификации методов воспитания обусловлена тем, признак берется за основу для группировки методов. Рассмотрим классификацию методов воспитания с позиции деятельностного подхода по Ю.К.Бабанським. В основу данной классификации положен целостную структуру деятельности, которая включает в себя осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование, контроль и анализ результатов. В основе этой классификации IV группы методов: I группа - методы формирования сознания личности; II группа - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; III группа - методы стимулирования деятельности и поведения; IV группа - методы контроля и самоконтроля, самооценки деятельности и поведения. В таблице 1.2. приведены классификация методов воспитания. Надо помнить, что каждая классификация условна; методы, влияющие на сознание, опосредованно влияют и на поведение, и наоборот; но классификация выделяет главное и позволяет рассмотреть каждый метод подробнее, помня, что каждый из них - только часть системы и все они взаимосвязаны. Таблица 1.2.
Методы воспитания всегда действуют в определенной системе, каждый является структурным элементом этой системы и во взаимосвязи с другими обеспечивает эффективность воспитательного процесса. Их используют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Методы воспитания меняются, совершенствуются с изменением цели воспитания, условий осуществления, в зависимости от возраста ребенка и степени его воспитанности.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.011 с.) |