Урок – основная форма организации обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок – основная форма организации обучения.



Урок это логически завершенная, ограниченная во времени целостная часть процесса обучения, в ходе которой решаются определенные учебно-воспитательные задачи.

Для урока характерны следующие признаки: дидактическая цель, определенный объем учебного материала, постоянный состав одинаковых по возрасту детей, руководство со стороны учителя деятельностью учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, индивидуальных возможностей, последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от типа урока, овладения всеми учащимися знаниями, умениями, навыками, которые должны быть усвоены за регламентированное время (45-35 мин.), четкое определение времени и места урока по расписанию.

На уроке используются все формы работы (индивидуальные, фронтальные, групповые) - это гибкая форма организации обучения. Обязательное посещение занятий, совместная деятельность, постоянный состав дает возможность сплотить коллектив и воспитывать учеников.

 

Требования к современному уроку:

И. Требования к структуре: правильное определение дидактической и воспитательной цели урока и его значение в системе уроков по теме; целесообразно определение типа урока, его структуры; логическая связанность данного урока с предыдущими и последующими уроками; оптимальность сочетания методов обучения; систематичность и разнообразие контроля; оптимальное место домашнего задания;

II в. Требования к подготовке и организации урока: обеспечение охраны здоровья детей (техника безопасности, гигиена труда); начинать подготовку к конкретному уроку с планирования системы уроков, определить его объем и сложность относящегося к данному классу, наметить все основные виды работы на уроке; подготовить демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения; предусмотреть возможность для учащихся самостоятельного получения знаний;

ИИИ. Требования к содержанию урока и процесса обучения: урок должен быть таким, что воспитывает; процесс поиска истины должен быть строго обоснованным; воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т.

 

IV. Требования к технике проведения урока: эмоциональность; оптимальные темп и ритм урока; соблюдение педагогического такта, доброжелательное взаимопонимание учителя с учащимися; оптимальные изменение и сочетание различных видов деятельности; соблюдения единого орфографического режима; управления учебным процессом.

Урок - это основа для творчества учителя. Но для того, чтобы творить, учитель должен знать типы уроков, их классификацию. Проблема классификации уроков имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Нельзя четко организовать процесс учебу, не выделив типы уроков по определенной признаку, не определившись, какой из них наиболее подходит для решения педагогических задач, которые поставил учитель при преподавании данной темы.

Как любое сложное явление, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам, поэтому единой классификации уроков в современной школе нет.

Согласно с основными этапами учебного процесса Иванов С.В. выделяет следующие типы уроков: 1) вводные уроки; 2) уроки первичного ознакомления с материалом; 3) уроки создания понятий, установление законов и правил; 4) уроки применения полученных знаний на практике; 5) уроки навыков (тренировочные) 6) уроки повторения и обобщения; 7) контрольные уроки; 8) комбинированные, или смешанные.

И.М.Казанцев классифицирует уроки по признаку основного способа их проведения и выделяет 7 типов: 1) уроки с разнообразными видами занятий; 2) уроки-лекции 3) уроки-беседы; 4) уроки-экскурсии 6) уроки самостоятельной работы; 7) уроки лабораторной работы и других практических занятий.

Наиболее распространенной в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной дидактической целью занятий (по В.О.Онищуком): 1) урок усвоения новых знаний; 2) урок усвоения навыков и умений; 3) урок применения знаний, навыков и умений; 4) урок обобщения и систематизации знаний; 5) урок контроля и коррекции знаний, навыков и умений; 6) комбинированный урок.

Классификация уроков по основной дидактической целью целесообразна потому, что позволяет более четко определить цели и задачи каждого урока и мобилизовать школьников на успешное их решение.

Урок имеет свою структуру (строение). Структура урока - совокупность различных вариантов взаимодействия между элементов урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивает его целенаправленную действенность.

В понятие "структура урока" вкладывается три признака: состав (из каких элементов или этапов состоит урок), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятия), связь (как они между собой связаны). Урок не статичен форме. Это сложная динамическая система, которой присущи все законы диалектики. В структуре урока выделяют внешние (макроэлементы) и внутренние (микроэлементы).

Макроэлементы: основные задачи, необходимые для достижения дидактической цели урока. Для каждого типа урока макроструктура является постоянной, неизменной, поскольку не меняются закономерности и задачи того или иного процесса, осуществляемого на уроке.

Микроэлементы: методы, приемы, средства обучения и их последовательность и взаимосвязь на каждом макро- и микроетапи. Микроструктура является мобильной, динамичной частью урока.

Приведем ориентировочную структурное построение уроков разных типов (по В.А.Онищуком):

Урок усвоения новых знаний: - организация начала работы; - Сообщение о теме, цели, задачи урока; - Мотивация цели (стимуляция познавательных интересов школьников); - Актуализация опорных знаний (восстановление предыдущих знаний, которые необходимы для усвоения новых) - Организация восприятия и осмысления новой информации; - Закрепление; - Проверка понимания; - подведение итогов; - домашнее задание.

Комбинированный урок: - организация начала работы; - Сообщение цели, задач урока; - Мотивация (на разных этапах); - Проверка выполнения домашних заданий; - Подготовка к усвоению нового материала; - Актуализация опорных знаний; - Организация восприятия и осмысления новой информации; - Закрепление, выполнение упражнений по образцу; - Применение знаний и способов деятельности путем решения познавательных задач, проблем; - Обобщение изученного на уроке; - Контроль и самоконтроль за результатами учебной деятельности.

В последнее время очень распространены нестандартные уроки. Эти уроки отражают оригинальность мышления, творческие педагогические способности. Нестандартный урок - это творческое воплощение авторского замысла, который не имеет устоявшейся структуры этой формы организации обучения. К нестандартным уроков относятся: уроки-путешествия, уроки-огоньки, уроки открытых мыслей, уроки-спектакли, уроки-погружения, уроки защиты проектов и тому подобное.

5. Внеурочные формы организации обучения.

Кроме урока - ведущей формы организации обучения - используют также внеурочные формы: семинары, практикумы, факультативы, экскурсии, предметные кружки, домашний учебную работу, консультации и тому подобное.

Семинарские занятия рекомендуются для проведения в старших классах. В зависимости от сложности и объема требований школьные семинары условно делятся на три относительно большие группы: подготовительные (просеминары), собственно семинары и межпредметные семинары. Просеминарськи занятия проводятся в средних классах. На этих занятиях происходит знакомство с новыми формами работы (как составить план, тезисы, выступление и провести дискуссию). По целевой направленности семинарские занятия можно разделить на семинары повторения и систематизации знаний, умений и навыков; семинары изучения нового материала; комбинированные семинары. По основным методам проведения их можно разделить: на семинар-беседу, семинар-комментарий семинар комбинированный, семинар-обсуждение.

 

Практикумы - это такая форма занятий, форма учебного процесса, при которой учащиеся самостоятельно выполняют практические и лабораторные работы, применяя усвоенные знания, навыки, умения. Средством руководства учебной деятельностью учащихся при проведении практикумов есть инструкции, которые по четко определенным правилам последовательно руководят действиями учеников.

Учебная экскурсия - сложная форма учебно-воспитательного процесса. Она не имеет такого четкого ограничения во времени. Продолжительность учебной экскурсии обусловлена ​​учебными задачами, конкретными условиями ее проведения, возрастом учащихся. Место проведения экскурсии тоже не является точно определенным и постоянным. Это может быть производство, музей, природа и др. В зависимости от типа, содержания и методов проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида перемещения в составе экскурсионной группы может быть от 10 до 40 учеников.

Перед экскурсиями ставятся следующие задачи: обогатить знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов). установить связь теории с практикой, жизненными явлениями и процессами. воспитывать любовь к природе, труду и развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувство коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства, наблюдательность, память. мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.

Факультативы - сверхпрограммные занятия, право выбора которых на добровольной основе остается за учащимися. Введенные в школах Украины с 1967 года как форма дифференцированного обучения. Цель их: удовлетворение потребностей учащихся в более глубоком изучении отдельных предметов; развитие учебно-познавательных интересов, познавательной активности, творческих способностей школьников. Среди методов обучения на факультативных занятиях особое место занимают лекции, семинары, на которых ученики выступают с докладами и сообщениями, лабораторно-практические работы, экскурсии, индивидуальные задания, развивающие навыки самообразования и т.

Важной формой организации обучения домашнее задание. Домашняя работа организуется с учетом следующих условий:

- Наличие познавательного интереса к выполнению задания и осознание цели работы. Этого можно достичь четкостью и точностью задачи, постановкой их в проблемном плане;

- Ответственности в результате разъяснения и контроля со стороны учителя;

- Формирование навыков самостоятельной работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое метод обучения?

2. Как классифицировать методы обучения?

3. Какие функции методов обучения?

4. В чем преимущества и недостатки различных форм организации обучения?

5. Что такое тип, структура урока и как они способствуют реализации цели и задач урока?

6. Каким требованиям должен отвечать урок?

Резюме:

1. Классификация методов обучения на основе деятельностного подхода (по Ю.К.Бабанським) включает три группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования учебной деятельности школьников, методы контроля и самоконтроля.

2. Определяя метод обучения как способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, рассматриваем тем самым ученика как партнера учителя, а обучение - как сотрудничество учителя и ученика. Методы обучения обеспечивают смену индивидуальности школьника, его развития и воспитания. Необходимо оптимально использовать все методы обучения, организующие сам процесс обучения таким образом, чтобы каждый ученик принимал личное участие в нем и чтобы обучение приносило ему удовольствие, доставляло наслаждение, радость познания и общения.

3. Процесс обучения предполагает определенные формы его организации, прошли долгий исторический путь: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, классно-урочная система.

4. Способы учебной работы школьников обусловлены отношениями между учителем и учениками в процессе решения учебных задач. Отношение «учитель-класс" - это фронтальная работа, "учитель-класс-ученик" - коллективная, "учитель-группа учащихся" - групповая, "учитель-ученик" - индивидуальная.

5. Наибольшее распространение среди форм организации обучения получил урок, который также прошел многолетний путь совершенствования от традиционного комбинированного к нестандартным уроков в школе (уроки-экскурсии, уроки-пресс-конференции; театрализованные уроки, уроки-аукционы, уроки-телемосты и т.д.). Функционируют в школах факультативы, совершенствуется организация домашней работы, проведение дополнительных занятий и консультаций.

6. Эффективность использования форм обучения определяется рядом факторов: положительной мотивацией обучения школьников, оптимизацией учебно-воспитательного процесса, творческим потенциалом учителя и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.021 с.)