Цели и задачи изучения раздела 2.5. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи изучения раздела 2.5.



Успешное изучение раздела 2.5. позволяет

Иметь представление о философии образования, современные концепции развития и воспитания личности.

Знать сущность и особенности основных педагогических концепций, опирающихся на соответствующие философские направления - неотомизма, прагматизма, неопозитивизма, экзистенциализма, бихевиоризма.

Владеет ключевыми понятиями: философия образования, неотомизм, прагматизм, неопрагматизм, нео, новый гуманизм, бихевиоризм, экзистенциализм, глобальная педагогика.

Методические рекомендации к изучению раздела 2.5.

При изучении раздела 2.5. важно провести сравнительный анализ основных положений неотомизма, прагматизма, неопрагматизму, нео, бихевиоризма, экзистенциализма по цели воспитания; целью обучения; отношение к ребенку; содержанием воспитания и обучения.

Изучая пункт 1, выясните сущность понятия "философия образования", охарактеризуйте предмет ее изучения. Следует иметь в виду, что анализ педагогических концепций - важный шаг к выработке личностного профессионального мировоззрения.

Изучая пункт 2, необходимо выяснить сущность педагогики неотомизма. Попробуйте объяснить, почему сеть учебных заведений религиозного характера постоянно расширяется?

Изучая пункт 3, попробуйте выяснить, что общего и чем отличаются философско-педагогические концепции прагматизма и неопрагматизму.

Изучая пункт 4, попробуйте выявить плодотворные идеи педагогики неопозитивизма. Обратите внимание на то, что педагогический неопозитивизм чаще именуется "новый гуманизм", по некоторым его направлений также употребляется термин "сциентизм".

Изучая пункт 5, выделит основные положения концепции бихевиоризма. Сосредоточьте внимание на различия целей воспитания в педагогике неотомизма, нео и бихевиоризма.

Изучая пункт 6, проанализируйте сущность экзистенциального подхода в педагогике, основное внимание уделит определению правил педагогической деятельности.

Изучая пункт 7, выясните сущность, цели, задачи глобальной педагогики. Проанализируйте современные направления развития мировой педагогики, особое внимание уделит рассмотрению вопроса о модернизации образования в контексте европейских требований, присоединением к Болонскому процессу.

 

1. Сущность философии образования

Методологическая основа педагогики - философия. Философия образования, оформилась в самостоятельную дисциплину во второй половине XX века, - дитя философии и образовательного опыта. Она появилась благодаря длительной и неустанной взаимодействия между множеством философских течений и системой образования.

Философия образования рассматривает, как происходит умственное и нравственное развитие человека в культурной среде и как может (и должна) способствовать этому процессу система образования. Различные философы и философские школы пытаются найти способы понимания и соответственно построения образовательных процессов, выявить комплекс идей, которые позволили бы глубже понять и эффективнее поддерживать формирование индивидуальной культуры личности.

Философия образования рассматривает сущность и природу всех явлений в образовательном процессе: что такое образование само по себе (онтология образования); каким образом образование происходит (логика образования); которые природа и источники ценностей образования (аксиология образования); каким бывает и каким должно быть поведение участников образовательного процесса (этика образования); какими бывают и какими должны быть методы содействия образовательному процессу (методология образования). Совокупности идей, составляющих основу того или иного целостного подхода к образованию, могут также рассматриваться отдельно (идеология образования).

Философские теории лежат в основе многочисленных педагогических концепций и воспитательных систем. Основные педагогические концепции, опирающиеся на соответствующие философские направления, - неотомизм, прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, бихевиоризм.

Основные принципы развития современных зарубежных и отечественных педагогических концепций:

- Принцип интеграции;

- Принцип моделирования новых педагогических технологий;

- Принцип усиления национальных основ;

- Гуманизация педагогического общения;

- Гуманитаризация содержания образования;

- Сочетание научного и теистического содержания в обучении;

- Персонификации обучения и воспитания.

Неотомизм.

Сущность. Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Средневековый схоласт прославляется как апостол прошлого и пророк будущего, а религия - как вечная и главная философия, направляющая человеческое бытие и воспитания. Развернутое изложение педагогической концепции современного неотомизма дал известный французский философ, признанный глава неотомизма Ж.Маритен.

Основные положения:

1. Неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение "Божественного разума", а теология - высшая ступень познания.

2. Сущность мира необъятная наукой. Науке доступен только клочок материального мира, окружающего человека.

3. "Истинная образование" заключается в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, воспитание веры в Бога, приближает человека к высшему проявлению его ума.

4. В области воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга: науке - область земных природных явлений. Религии - духовных идей, которые идут от Бога и не подчиняются законам природы.

5. Основные положения педагогики неотомизма определяются "двойственной природой" человека. Человек - единство материи и духа, а потому она одновременно и индивид и личность. Как индивид человек материальная, телесное существо, подчинена всем законам природы и общества. Как личность она бессмертную душу, поднимается над всем земным и подчинена только Богу.

6. Главное в человеке - душа. Поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовных основ.

7. В человеке нужно воспитывать общечеловеческие добродетели: доброту, гуманизм, честность, любовь к ближнему, способность к самопожертвованию и тому подобное. Только эти качества, считают неотомисты, способны спасти нашу цивилизацию, несется к самоуничтожению.

8. Цель воспитания выводится из христианской нравственности, религиозных положений о покорности, кротость, терпение, непротивления Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних - богатством, другие - бедностью и против этого нельзя бороться. Ближняя цель - христианское совершенствования человека на земле. Дальняя - забота о ее жизни в потустороннем мире, спасении души.

9. В содержании образования нужно четко разграничивать истины разума и истины веры. Эта формула, по выражению Ж.Маритен, должна быть "написана золотыми буквами над входом в любое учебное заведение". Религия пронизывает все предметы учебного плана - от арифметики до зоологии.

Неотомизм выступает против светского характера школьного образования, обосновывает лозунг о "отделения школы от государства". Для обращения в свою веру неотомисты удачно используют обострения экологической ситуации; возвышенные на конкретных фактах идеи находят отклик во все большего числа людей. Неудивительно, что сеть учебных заведений религиозного характера постоянно расширяется. Особой популярностью католические школы пользуются в Италии, Португалии, Испании, Ирландии, Бельгии, Франции, Польши и многих других странах.

Прагматизм, неопрагматизм

Сущность. Прагматизм (от греческого "прагма" - дело) - философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижения целей воспитания в практической деятельности. Идеи ранних прагматистов (Ч.Пирс, У.Джемс) развил Дж.Дьюи (1859-1952), который систематизировал их и назвал инструментализмом. Основной тезис - интеллектуальные и нравственные качества личности, заложенные в ее уникальной природе и их проявление связаны, прежде с все с индивидуальным опытом человека. Поэтому задача воспитания - только в качественном росте данных человеку от природы способностей, качеств и его индивидуального опыта как главного условия самореализации личности.

Мораль и его теория в Дьюи не включают каких-либо устойчивых норм, связанных с интересами определенных классов. Дьюи считал, что тезис о классовом характере морали и этики может привести лишь к разрушению общества и нравственности. Он пытался создать универсальную этическую систему, которая служила бы каждому человеку независимо от его социального положения, достижению ее индивидуальной цели применительно к конкретной ситуации, его личной представлению о благе, справедливость, равенство.

Система воспитания в Дьюи выступает как решающее средство улучшения социальной среды, изменения типа общества без революционных преобразований.

Заложенные в природе человека уникальные способности могут проявить себя только в процессе социализации, от социальной среды зависит их рост. Поэтому одной из важных задач воспитания Дьюи видит в том, чтобы научить человека приспосабливаться к среде и получать таким образом возможность развить свои природные уникальные способности.

То, что унаследованное одним человеком должно служить и другим людям, став их общей способностью, общим достоянием. К таким общим способностей Дьюи относит прежде всего стремление к демократии. Главную цель социализации Дьюи видел в достижении единства убеждений всех членов общества.

Основные положения:

1. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучения - от воспитания.

2. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учащихся.

3. В управлении школой и в практике ее работы следует применять демократические принципы.

4. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретико-абстрактных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел.

5. Исследовательская свобода учащихся является существенным элементом методики обучения.

6. Следует проводить постоянный поиск новых решений относительно содержания обучения.

7. Овладение в процессе жизненного опыта знаниями и является, по Дьюи, образование. Именно человеческое существование для Дьюи является воплощением экспериментального метода: человеческий опыт состоит из экспериментов человека с жизнью, он требует владения методами научного исследования в самом широком смысле слова. Опора на личный опыт, состоящий из экспериментов с самой жизнью, является главной составляющей идеологии експериментализму.

8. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежат интересы ребенка.

9. Учитель призван стать творческой личностью в той или иной области.

В шестидесятых гг. ХХ века философия прагматизма и педагогика, опирающаяся на нее, потеряли свою популярность. Прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж.Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, и возродился в 70-х годах под флагом неопрагматизм.

Сущность. Неопрагматизм (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс, С. Хук, Э. Келли и др.) В основном поддерживает и развивает идеи Дж. Дьюи. Неопрагматисты предоставляют веса только самооценке поведения, исключая любую ее оценку со стороны других людей, общества.

 

Воспитание, по мнению неопрагматистив, никоим образом не должно настраивать личность на изменение своего социального статуса. Надо научить человека чувствовать себя счастливым на той ступени общественного положения, которое она занимает по воле обстоятельств, научить ее руководствоваться в жизни своим самочувствием. Приучить человека всюду и везде чувствовать себя довольной - вот основная цель воспитания.

В отличие от Дьюи, неопрагматисты считают, что сверхзадачей процесса воспитания является развитие творческих способностей человека, что требует умелого организации деятельности людей.

Иными словами, неопрагматисты отстаивают полный произвол в поступках и оценках личности. Причем в такого рода поведении личности они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется только своими желаниями, своей волей. Несмотря на критику, а также очевидную ортодоксальность многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.012 с.)