Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы педагогического исследования.

Поиск

Научно-педагогическое исследование - особая форма процесса познания педагогической действительности, систематическое целенаправленное изучение ее явлений и процессов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формулировкой знания об исследуемом объекте. Главной целью педагогического исследования является открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития личности, сознательное и целенаправленное применение уже й известных законов в практике учебно-воспитательной работы.

Методологической основой исследования педагогической действительности в отечественной педагогике есть теория познания (гносеология), именно она составляет общий метод научного познания, требования которого имеют универсальный характер.

Научные исследования делятся на виды:

а) фундаментальные исследования, которые имеют целью раскрытия сущности педагогических закономерностей и направленные на углубление научного знания, развитие методологии науки, открытия ее новых отраслей и которые не преследуют непосредственно практических целей;

б) прикладные исследования, которые решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с формированием содержания воспитания и образования, разработкой педагогических технологий;

в) разработки, имеющие целью создание программ, учебников, пособий, инструктивно-методических рекомендаций по вопросам организации процессов воспитания и обучения, управления воспитательными системами.

Научно-педагогическое исследование имеет несколько уровней, а именно:

1. Эмпирический уровень исследования, который направлен непосредственно на объект изучения (явление, процесс) и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На эмпирическом уровне фиксируются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности.

2. Теоретический уровень связан с совершенствованием и развитием понятийного аппарата педагогики и направлен на всестороннее познание объекта исследования. Теоретически выдвигаются и формулируются основные, общие закономерности, которые позволяют объяснить предварительно открытые факты, а также предусматривать следующие события и факты.

3. Методологический уровень, на котором на основе анализа и обобщения результатов предыдущих исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, строятся теории.

Предмет и задачи исследования определяют выбор методов научного поиска. Методы научно-педагогических исследований - это пути изучения и освоения сложных психолого-педагогических процессов формирования личности, становления объективных закономерностей процессов воспитания и обучения; приемы, процедур и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы исследований в педагогике делятся на общенаучные и конкретно-научные (теоретические и эмпирические).

Общенаучные: общетеоретические методы и абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, протипоставлення, структурирование, индукция и дедукция и т.д.), социологические (анкетирование, интервью, экспертные опросы, рейтинг и т.д.), социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг и т.д.), математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция и т.д.).

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый (явление, процесс) и опирается на данные наблюдения и эксперимента. К методам эмпирического уровня исследования относятся: наблюдение, анкетирование, собеседование, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная проверка, педагогический эксперимент. Эти методы используются при накоплении фактического материала в процессе исследования. Они служат для фиксирования явлений, описания их, выявление связей между ними.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата педагогики и направлено на всестороннее познание объективной реальности. К методам теоретического исследования относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, а также логические методы - метод сходства, различия, метод сопутствующих изменений. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установления и формулировки закономерностей изучаемых явлений.

Теоретические и эмпирические методы педагогических исследований глубоко связаны. Теоретические методы исследований требуют глубокого анализа фактов, раскрытия в явлениях существенных закономерностей, объяснение внешних факторов через внутренние. Эмпирические методы исследуют предмет на уровне явления, теоретические - на уровне его сущности. Каким бы ни было велико значение педагогических фактов, полученных на эмпирическом уровне, без их теоретического обоснования не может быть истинно научного знания.

Отбор методов исследования происходит в зависимости от методологии педагогических исследований. Методология педагогических исследований - раздел педагогической науки, содержащий основные принципы, формы и методы научного познания и пути преобразования педагогической действительности. Определяет общие подходы к познанию закономерностей обучения, воспитания и развития личности. Объектом методологии педагогики является познание сущности учебно-воспитательного процесса и развития молодого человека, а ее предметом - закономерности процесса формирования личности.

Основные подходы к организации педагогических исследований отражаются в ряде принципов. Ученые выделяют такие ведущие принципы организации научного исследования:

Принцип деятельностного подхода - требует изучать педагогические процессы по логике целостного изучения всех основных компонентов деятельности (ее целей, мотивов, действий, операций, средств регулирования, контроля и анализа результатов). Такой подход придает исследованию законченного характера от цели деятельности до ее конечного результата.

Принцип личностного подхода - требует использовать в исследованиях учения о роли личности в обществе, о соотношении коллектива и личности, о роли коллектива в ее развитии, о всестороннем и гармоничном развитии личности.

Принцип системно-структурного подхода - требует целостного рассмотрения явления во взаимосвязи его составляющих, учета всех возможных форм и методов решения педагогических задач и, сравнивая возможности каждого из них, отбирать оптимальные варианты.

В педагогических исследованиях распространены такие научные методы.

Методы опроса в педагогическом исследовании. В системе педагогического исследования методы опроса занимают важное место. К ним относятся: беседы, интервью, анкетирование, а также тесты, шкалы оценки и тому подобное.

Беседа и интервью (разновидность беседы по заранее подготовленным вопросам) - это методы непосредственного общения исследователя с учениками, которое предусматривает устное их опрос с помощью вопросов, которые интересуют исследователя. Особенностью метода беседы является взвешенность вопросов, которые должны быть подготовлены таким образом, чтобы человек не чувствовал себя подопытным. При этом очень важное значение играет атмосфера взаимопонимания, доверия, учета особенностей психики и физического состояния собеседника.

Анкетирование - изучение исследуемых явлений и процессов с помощью анкет или опросных листов, которые содержат письменные вопросы. Этот метод незаменим, когда предметом изучения становится общественное мнение, эстетические, моральные и другие оценки, отношение людей друг к другу, к событиям и тому подобное. Кроме того, он позволяет охватить исследованием значительное количество респондентов. При анкетировании, как и при беседе, задают вопросы и получают ответы на них. Но при анкетировании существует жесткая логическая конструкция, которая остается неизменной в течение всего анкетирования. Вопросы специально подобранные, определены и возможные стандартные варианты ответов. Для анкеты личный контакт не является обязательным. Самым главным преимуществом анкетирования перед беседой является удобство применения методов математической статистики. Поэтому анкетирование очень распространено в психолого-педагогических исследованиях.

Наблюдение - специально организованное непосредственное восприятие явлений и процессов в их целостности и динамике в естественных условиях их обитания. Признаки: а) определение цели, выделение объекта, разработка схемы наблюдения; б) фиксация результатов; в) обработка полученных данных; г) результаты сопоставляются с известными и проверяются другими методами.

Для повышения эффективности наблюдения должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Может быть отстраненным (когда наблюдатель не включается в действие) и включенным (когда наблюдатель включен в группу члены которой не знают, что за ними ведется наблюдение). Недостатки: разоблачает внутренних сторон педагогических явлений, не дает возможности обеспечить полную объективность информации.

Метод рейтинга - метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). При отборе экспертов к ним предъявляются следующие требования: компетентность, креативность (возможность решать творческие задачи), положительное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму (чрезмерное следование авторитету в науке), научная объективность, аналитичность и глубина мышления, самокритичность. Анализируя полученную информацию, можно применять и метод ранговых оценок, когда выявлены факторы размещаются в порядке возрастания или убывания степени их обнаружения.

Метод обобщения независимых характеристик. Суть этого метода сводится к обработке исследователем информации об ученике, поступившей из разных источников: от учителя, родителей, одноклассников и других людей, которые достаточно хорошо знают ребенка. Разновидностью этого метода является метод "педагогического консилиума", который предусматривает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности учащихся по конкретной оптимальной по своему объему программой и по единым признакам.

Педагогический эксперимент - такой метод изучения педагогической действительности, по которым исследователь активно и целенаправленно воздействует на нее благодаря созданию искусственных условий или использованию природных условий, необходимых для выявления соответствующего свойства. Эксперимент проводят в следующих случаях: а) при попытке выявления ранее неизвестных свойств объекта; б) при проверке правильности теоретических конструкций; в) при демонстрации явления. Эксперимент имеет определенные преимущества по сравнению с методом наблюдения, а именно: позволяет изучать явление "в чистом виде", освободившись от побочных факторов, которые затеняют основной процесс; создает возможность исследовать свойства объектов; позволяет проводить опыты столько раз, сколько это необходимо.

В зависимости от цели исследования различают несколько видов педагогического эксперимента:

а) констатирующий или диагностический эксперимент - проводится обычно в начале исследования и имеет целью изучение имеющегося состояния проблемы;

б) формирующий или преобразующий эксперимент - заключается во внедрении в педагогический процесс предварительно разработанных методов и средств, анализе полученных результатов, формулировании выводов.

В зависимости от условий, в которых происходит исследование, выделяют естественный и лабораторный эксперимент. Сущность естественного эксперимента заключается в том, что исследователь, изучая и анализируя те или иные педагогические явления, конструирует педагогические ситуации таким образом, что они не нарушают привычный ход деятельности учащихся и учителей. Лабораторный же эксперимент происходит в искусственных условиях, где экспериментатор имеет возможность целесообразно подбирать параметры, создавая такие условия, которые бы обеспечивали научную чистоту эксперимента и оптимальное продвижения исследователя к истине.

Моделирование - материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. Научная модель - это мысленно или материально реализованная система, которая отображает предмет исследования и способна заменить его в такой степени, что позволяет получить новую информацию о самом предмете. Метод моделирования имеет следующую структуру: а) постановка задачи; б) создание или выбор модели; в) исследование модели; г) перенос знаний с модели на оригинал. Данный метод основывается на синтетическом подходе, то есть позволяет выделять целостные системы исследовать их функционирования. Главное его преимущество - целостность информации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом педагогики?

2. Какой смысл понятия "воспитание"?

3. Как объяснить определение: "Педагогика - наука об искусстве воспитания"?

4. Что включает в себя система педагогических наук и который ее связь с другими науками? Какими?

5. Как исследовать педагогические явления, факты, процессы?

Резюме

1. Для существования общества необходимо производство материальных благ, невозможно без соответствующего развития производительных сил, к которым следует отнести людей, подготовку новых поколений к участию в производстве, передаче им социального опыта, навыков труда. Все это обусловило возникновение педагогики как науки о воспитании, обучении и образовании личности.

2. Становление системы педагогических знаний происходило в течение длительного периода времени, поэтапно, и каждый период характеризовался доминированием того или иного типа образования, становлением и развитием определенных компонентов научных знаний, формированием структуры самой педагогической науки.

3. Главное назначение воспитания в широком смысле этого слова - обеспечение преемственной связи между поколениями в производстве и других сферах общественной жизни, формирование у молодых поколений новых качеств, которых требует ход развития общества.

4. Педагогика предусматривает изучение педагогических закономерностей, осуществления основных принципов воспитания, обучения, образования, определение целей, задач, содержания, методов, форм, средств, условий педагогического процесса, анализ результатов и корректировки его при необходимости. Вместе с тем есть основания полагать, что педагогика является одновременно и наукой об искусстве воспитания и обучения, то есть о методике и технике педагогического процесса, а это предъявляет определенные требования к личности воспитателя, истинное мастерство которого опирается не только на научные педагогические знания, но и на творческое вдохновение учителя, его любовь к детям, талант, искусство.

5. Педагогика как наука развивается в тесной связи с другими отраслями знаний - философией, социологией, психологией, школьной гигиеной, анатомией, физиологией человека, кибернетикой, этикой, эстетикой и др. В то же время происходит дифференциация самой педагогики. Некоторые ее разделы становятся отдельными отраслями знаний, образуя систему педагогических наук: общая педагогика, возрастная, преддошкольном, дошкольное, школьное, педагогика для взрослых, методики, специальная педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика.

6. Для изучения педагогических процессов и явлений используют различные методы: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности, беседа, анкетирование, статистические методы и тому подобное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.009 с.)