Сущность воспитания как социокультурного явления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность воспитания как социокультурного явления



Воспитание - главный компонент педагогического процесса, чрезвычайно сложное социальное явление, направленное на формирование у воспитанников научного мировоззрения, личностных гражданских рис, интеллектуального, профессионального, нравственного, правового, физического, экологического развития.

Воспитание как целостный процесс имеет две стороны: внешнюю (собственное воспитание, воспитывающая деятельность как передача социального опыта) и внутреннюю (самовоспитание, целенаправленный процесс самосовершенствования путем усвоения социального опыта деятельности, поведения, духовного обогащения). Поэтому оно является одним из основных видов деятельности человечества.

Философская категория «сущность» отображает, во-первых, глубинные связи и внутренние отношения, которые определяют основные черты и тенденции развития данного явления; во-вторых, переход внешнего (объективного) во внутреннюю (субъективное), то есть в сознание человека. Таким образом, сущность означает смысл данной вещи или явления, то, чем оно является в отличие от всех других вещей.

В основе воспитательного процесса лежит система воспитательных отношений, обеспечивающая взаимодействие воспитателей и воспитанников по общественное нанесенными целями формирования личности. Сущность процесса воспитания состоит в умелой организации и стимулировании воспитателем психологически и педагогически обоснованной деятельности воспитанника, в формировании и поддержании в него мотивации постоянного творческого самосовершенствования, формирования у него устойчивых форм поведения в обществе через навыки и привычки, постоянная помощь, поддержка, сочувствие и сопереживание.

Традиционно в педагогике категорию "воспитание" рассматривали в разных аспектах, а именно:

1) в широком смысле (как социальное явление: как общественное явление: как процесс и результат развития личности; как процесс формирования личности в целом);

2) в узком смысле (влияние или систему воздействий воспитателей на воспитанников; специфический процесс формирования социальных и духовных ценностей, систему ценностных ориентаций и соответствующего поведения).

3) в специальном педагогическом смысле как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности;

4) в широком педагогическом смысле, когда понятие "воспитание" охватывает и процесс обучения и собственно воспитания, то есть педагогический процесс в целом.

Разница в подходах вызывает определенные затруднения в научном толковании этого понятия, поэтому выделим его основные категорийные признаки.

Воспитание является социально-историческое явление - это процесс передачи и усвоения социального опыта, духовной культуры, направленный на развитие личности. Национальное воспитание является конкретно-историческим проявлением общечеловеческого гуманистического и демократического воспитания (Л.Кузь, М.Стельмахович, М.Касьяненко).

Воспитание есть процесс формирования и развития личности, ведет к определенным изменениям в ее структуре (Ю.Бабанський, Н.Кузьмина, Костюк, М.Болдирев) многогранный процесс духовного обогащения личности (В. Сухомлинский); процесс взаимодействия двух участников воспитания (С.Шабанов, Г.Легенький, М.Таланчук).

Воспитание влияние на развитие личности, которой понимается не как механическая проекция педагогического воздействия на воспитанника, а как внутренняя глубинная работа субъектов педагогического взаимодействия, которая пробуждает их активность (Б. Ананьев, Н.Кузьмина, Г.Щукина, И.Бех).

Воспитание является взаимодействие совокупности субъектов и объектов воспитательного процесса, следствием чего являются взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок (Н.Кузьмина, В.Генецинський, Л.Таланчук).

Воспитание есть деятельность - целенаправленная, разнообразная И.Моносзон, Б.Т.Лихачов) взаимосвязана (А..Китов, М.Болдирев) коллективная творческая деятельность (И.Иванов, Ш.Амонашвили, Ю.Азаров).

Воспитание является управление процессом формирования, развития личности в соответствии с потребностями общества (Б. Ананьев, С.Батищев, Костюк, В.Журавльов, В.Якунин).

Воспитание является руководство развитием личности воспитанников, их задатков, способностей в соответствии с потребностями общества (М.Данилов, Ф.Корольов, Костюк, Г.Щукина).

Итак, можно сделать вывод, что воспитание - это:

• социальное явление, которое детерминировано природными задатками;

• процесс, ведущий к определенным изменениям;

• управление и руководство развитием личности;

• действие всех и объектов педагогического процесса;

• развивающая деятельность.

Выделенные признаки не являются универсальными, однако они позволяют представить специфические особенности процесса воспитания и подтвердить его сложность, полиаспектнисть.

Проведенный категорийный анализ понятия "воспитание" дает возможность сформулировать его определение в таком виде: воспитание - это процесс сознательного развития личности, осуществляется под воздействием педагога-воспитателя во время совместной деятельности, направленной на овладение воспитанниками способами морального саморазвития и опытом общественных отношений.

Структурными элементами процесса воспитания цель воспитания; его задачи; содержание; формы, методы и средства воспитания; результаты; корректировки результатов воспитания.

Согласно структурных элементов выделяют основные компоненты воспитательного процесса, а именно:

• мотивационный компонент - который заключается в определении цели воспитания и организации воздействия на мотивационную сферу воспитанников;

• участники прогресса воспитания - субъекты воспитательного взаимодействия (субъект 1 - учитель, воспитатель, родители; субъект 2 - ребенок, ученик, воспитанник)

• способы совместной деятельности участников воспитательного процесса - формы, методы, средства, приемы этой работы;

• результат - сформировавшаяся личность (определенный уровень воспитанности личности).

Ученик взаимодействует с педагогом сознательно. Итак, воспитательные отношения всегда носят субъект-субъектный характер. Воспитательный процесс - активная, целеустремленная и содержательная взаимодействие воспитателей и воспитанников, при осуществлении которого последние усваивают определенную совокупность знаний, приобретают практические навыки и умения соответствующего поведения, всесторонне развивают свои эмоциональные, чувственные, волевые, мотивационные сферы и другие ведущие свойства личности, формируют свой внутренний духовный мир.

Воспитание является многофакторным процессом. Процесс воспитания зависит от объективных и субъективных факторов.

Объективными факторами являются: особенности развития Украины вообще и системы учреждений образования в частности; перестройка экономики на рыночных принципах; особенности развития социальной сферы; возрождение национальных традиций, народной педагогики; влияние среды.

К субъективным факторам относятся: социально-педагогическую деятельность семьи и общественных организаций; учебно-воспитательную деятельность учебных заведений; целенаправленную деятельность средств массовой информации и культуры; воспитательную деятельность внешкольных учреждений и деятельность церкви.

Цель воспитания

Цель воспитания - это совокупность качеств личности, к воспитанию которых стремится общество. Она масс объективный характер и отражает в обобщенной форме идеал человека. Идеал - это представление об образце человеческого поведения и отношений между людьми, формируется под влиянием понимания цели жизни. Любое воспитание - от самых маленьких мероприятий с государственными программами - всегда имеет целенаправленный характер. Воспитание без цели не существует. Цели подчиняются все компоненты: содержание, организация, формы, методы воспитания. Цели воспитания определяются потребностями развития общества, зависят от способа производства, темпов прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества. Итак, цель воспитания носит конкретно-исторический характер и изменяется в соответствии с социального, духовного и материального уровней развития общества. Именно поэтому идеал и цель воспитания менялись на протяжении исторического развития человечества.

Так, в древней Греция цели воспитания концентрировались вокруг развития таких черт, как храбрость, патриотизм, покорность, ловкость, физическая сила. Резким контрастом со Спартой были Афины. Образовательная программа уделяла большое внимание интеллектуальным и эстетическим целям: научить читать, писать, считать и др., Занятия спортом, музыкой, изучение истории, драмы, поэзии, риторики. Прогрессивные деятели эпохи Возрождения выдвинули идею гармоничного развития личности как общей цели воспитания. Макаренко считал, что цель воспитания - это программа человеческой личности, программа человеческого характера. При этом в понятие характера он вкладывал все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания - всю картину человеческой личности.

Общая цель воспитания на современном этапе - формирование всесторонне и гармонично развитой, социально активной личности, которая в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие, суверенность, соборность и т.п.) ценностями.

Итак, согласно Концепции воспитания в национальной системе образования наряду с общей целью воспитания главной целью национального воспитания в Украине признается приобретение молодежью социального опыта, наследования духовных ценностей украинского народа, достижение высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи, независимо от национальной принадлежности, черт гражданина украинском государства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры.

Содержание воспитания

Реализация идеи всестороннего развития личности с учетом индивидуальности и имеющихся социально-экономических условий предполагает единство нравственного, гражданского, умственного, нравственно-эстетического, трудового и физкультурно-оздоровительного воспитания. Процесс воспитания направлен на формирование научного мировоззрения и общечеловеческих ценностей, народной и национальной культуры, высоконравственных человеческих отношений, высоких гражданских качеств, глубокую профессиональную подготовку к полноценному, социально активной жизни. Поэтому содержание воспитания вмещает общие стороны и характеристики этого процесса, привлечения к основным видам человеческой деятельности в условиях гуманных отношений, а также индивидуальную программу самовоспитания и развития (формирование целостного научного мировоззрения и ценностных ориентаций, культуры деятельности, культуры гуманных отношений, способностей, опыта эмоционально ценностного отношения к окружающей действительности и себя). Таким образом, содержание воспитания - система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к выполнению пяти ролей в жизни - гражданина, работника, семьянина, владельца, потребителя. Каждая из этих ролей требует от человека определенных знаний, умений, приобретенных качеств.

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции, органов государственной власти, символам государственности; ответственность за судьбу страны; бережное отношение к национальным богатствам страны, языка, культуры, общественная активность; соблюдение демократических принципов; активная жизненная позиция.

Рабочий: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; профессиональная гордость, уважение к мастерству; уважение к людям труда.

Семьянин: трудолюбие, ответственность; тактичность, культура общения; разносторонняя образованность; знание правовых норм, законов; знания практической педагогики; психосексуальная подготовленность; готовность жениться и выполнять брачные обязанности; уважение к своим родителям, к старикам.

Владелец: ответственность; знание правовых норм и законов; правосознание; трудолюбие; экономические знания; уважение к государственным органам власти, общая культура.

Потребитель: предусмотрительность, внимательность, экономические знания, знание прав и обязанностей потребителей, культура общения, тактичность, общая культура и культура потребления, общественная активность, ответственность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.025 с.)