Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. «Психология семьи и семейного воспитания»

Поиск

Бабунова Е.С.

Психология семьи и семейного воспитания: учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 58 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по направлениям подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль « Психология и педагогика дошкольного образования»; 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование и Иностранный язык»

Учебно-методическое пособие представляет авторское видение курса в структурировании разделов и тем, понимания ряда психолого-педагогических категорий. Дисциплина «Психология семьи и семейного воспитания» относится к обязательным дисциплинам вариативной части ООП, Б3.В.ОД 1 модуля «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования». Для освоения дисциплины «Психология семьи и семейного воспитания» студенты используют знания, умения и компетенции, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Образовательные программы дошкольного образования», «Образовательные программы начальной школы», «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Мотивация профессионального становления», «Детская психология».

Основные компетенции, полученные при изучении курса «Психология семьи и семейного воспитания» являются необходимыми входными знаниями для следующих дисциплин: «Теория организации», «Актерское мастерство», «Теории и технологии познавательно-речевого развития детей», «Учебная практика», «Производственная практика», «Физкультурная деятельность в структуре ЗОЖ дошкольников».

Издание содержит развернутую программу лекционного курса, включающую списки рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) и вопросы для самоконтроля; учебно-методические материалы к подготовке практических занятий.

 

 

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии

Ю.А.Мичурина

 

 

© Бабунова Е.С.; 2013

О Г Л А В Л Е Н И Е

Методические рекомендации для студентов к разделам курса ……………..

 

Программа учебной дисциплины ……………………………………………….

 

Теоретический материал………………………………………………………….

 

Планы семинарских занятий………………………………………………….

 

Программа самостоятельной работы………………………………………

 

Критерии оценки выполнения программы самостоятельной работы………

 

Перечень контрольных вопросов и заданий……………………………….

 

Темы рефератов ………………………………………………………………..

 

Дидактические материалы для контроля и самоконтроля усвоения

учебного материала…………………………………………………………….

 

Глоссарий……………………………………………………………………….

 

Список рекомендуемой литературы…………………………………………..

 

 

Методические рекомендации для студентов к разделу курса

Содержание методических рекомендаций

 

Основные сведения об авторе

Бабунова Е.С. - к.п.н., доцент, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Института педагогики, психологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»

2. Цели и задачи дисциплины

Цели и задачи дисциплины: повышение уровня психолого-педагогических знаний в области дошкольного образования, социальной защиты детей.

Д исциплина "Психология семьи и семейного воспитания" относится к обязательным дисциплинам Б 3. В. ОД. 6.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

050400.62 «Психолого-педагогическое образование»:

- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для детей дошкольного, возраста (ОПК- 4);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

- способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);

- готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);

- способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: различные теории, психологические особенности детей, их семей, особенности социальной работы

Уметь: организовывать совместную, индивидуальную деятельность, общение с детьми и их родителями, психологическое диагностическое обследование и коррекцию развития, социальную защиту, решать психолого-педагогические задачи

Владеть: умением реализовывать в практике ООП, программы социальной работ, коррекционной работы, осуществлять психологическое консультирование семьи.

050100.62 Педагогическое образование:

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: правовые нормы реализации педагогической деятельности в ДОУ и образовании; основные механизмы социализации, индивидуализации личности дошкольника, способы информирования социальной общности детей и взрослых.

Уметь: использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал учебных предметов психолого-педагогической направленности организовывать внеучебную деятельность обучающихся; учитывать возрастные, индивидуальные, личностные особенностей дошкольного возраста.

Владеть: технологией психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе ДОУ, включающей защиту, заботу, поддержку и т.д.; программными средствами общего и профессионального назначения на ступени дошкольного образования; способами ориентации в профессиональных источниках информации в области дошкольного образования.

 

 

Перечень основных разделов

План практических занятий по разделу 4.

Тема 1. Семья как психолого-педагогический феномен:

- сущность, структура, состав семьи;

- функции семьи;

- типология семьи;

- воспитательный потенциал семьи.

 

Тема 2. Родительство как социокультурный феномен:

- психолого-педагогическая культура родителей;

- стили воспитания детей в семье;

- роли матери и отца в воспитании ребенка в семье;

- ответственное родительство как фактор воспитания детей в семье.

 

Тема 3. Характеристика семейных отношений как фактора социализации детей и дошкольного возраста:

- семья как система отношений;

- позиции родителей к детям;

- позиции детей к родителям;

- взаимоотношения детей в семье;

- межпоколенные отношения в семье;

- конфликтная ситуация в семье.

 

Тема 4. Особенности воспитания детей в различных семьях:

- воспитание детей в неполной семье;

- воспитание детей в приемной семье;

- воспитание близнецов в семье;

- воспитание единственного ребенка в семье;

- воспитание в малодетной семье;

- воспитание в многодетной семье;

- воспитание детей в асоциальной семье.

 

Тема 5. Психолого-педагогическая культура родителей:

- ответственное родительство как феномен;

- психолого-педагогические знания родителей;

- практические навыки воспитания детей в семье;

- педагогическое мастерство и педагогический такт родителей.

 

Тема 6. Современные подходы к содержанию и технологии взаимодействия ДОУ с семьей:

- законодательные документы взаимодействия ДОУ с семьей;

- социально-педагогическое взаимодействие с семьей;

- цели, задачи, принципы взаимодействия ДОУ с семьей;

- содержательные направления взаимодействия ДОУ с семьей;

- формы и методы взаимодействия с семьей.

 

Тема 7. Специфика психолого-педагогического семейного консультирования:

- цель и задачи психолого-педагогического семейного консультирования;

- уровни психолого-педагогического семейного консультирования;

- специфика психолого-педагогического семейного консультирования.

 

Тема 8. Технологии семейного консультирования:

- условия семейного консультирования;

- диагностика семьи;

- требования к семейному консультированию;

- формы семейного консультирования.

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Семейные взаимоотношения

Семейные взаимоотношения (как результат семейных взаимодействий) – субъектные связи между членами семьи. Структура детско-родительских отношений включает следующие компоненты:

- когнитивный (познавательный) – знание и познание детей и родителей друг другом;

- мотивационный – потребности и мотивы взаимодействий детей и родителей;

- коммуникативный – способы общения детей и родителей;

- эмоциональный – отношения между детьми и родителями (чувства и эмоции);

- поведенческий – поступки, поведение, жесты, мимика, пантомимика, выразительность действий.

Семья является саморазвивающейся открытой системой со своими подсистемами: муж - жена; отец - мать; родитель - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок – дедушки - бабушки; семья - родственники. Гармония – порядок. Гармонизация детско-родительских отношений – упорядочивание отношений детей и родителей.

Стили семейных отношений являются проявлением позиции родителей и детей. В исследовании М.Земска выделяются родительские позиции (установки), под которыми понимается совокупность представлений родителя о ребенке, способа его восприятия, эмоционального отношения к нему и способа поведения с ребенком.

Таблица 1

Позиции родителей к детям

Нежелательные позиции Желательные позиции
1. Отвергающая позиция 1. Позиция принятия ребенка таким какой он есть.
2. Принуждающая позиция 2. Позиция признания прав ребенка.
3. Уклоняющаяся позиция 3. Позиция взаимодействия и взаимопомощи.
4. Оберегающая позиция 4. Позиция признания активности и автономности ребенка

Типы дисгармоний в семье:

- неблагополучные формы родительско – детских отношений (соперничество, мнимое сотрудничество, изоляция) (Т.М.Мишина, А.Б. Добрович);

- гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность (А.Е. Личко, Е.Г. Эйдемиллер).

Противоречивое воспитание

Для родителей этой группы характерна тенденция перекладывания ответ­ственности за возникновение конфликтов на детей или на внешние обсто­ятельства. Родители считают, что конфлик­ты разрешаются либо в пользу детей, либо с учетом интересов и детей, и родителей. Дети же полагают, что они более активны и влиятельны, чем считают их родители, и значительно чаще оборачивают решение конфлик­та в свою пользу. Для противоречивого воспитания характерно значитель­ное расхождение в представлениях родителей и детей в вопросе о том, кто является инициатором конфликта и как он разрешается. Это объясняется тем, что дети, реализуя позицию активного участия в разрешении кон­фликтных ситуаций, оказываются удовлетворены результатами, а родите­ли, не имея возможности в силу противоречивости и непоследовательнос­ти собственных воспитательных установок и требований четко проводить собственную линию поведения, рассматривают детско-родительские отно­шения как сферу противоречивых интересов и противостояния. Роли в диаде данного типа можно определить так: родитель — «жертва» невыполне­ния ребенком педагогических требований и правил; ребенок, убедившись в непредсказуемости и непрогнозируемости поведения родителя, пытается сам выстроить линию своего поведения, но далеко не всегда успешно в си­лу ограниченности собственного опыта.

Таким образом, показано, что дисгармоничность семейного воспита­ния связана с высоким уровнем конфликтности и расхождением образов конфликтного взаимодействия у участников конфликта. Особенности ти­па семейного воспитания определяют специфические стратегии поведения детей и родителей в разрешении конфликтов.

Половое воспитание детей в семье. Определение основных понятий полового воспитания. Пол человека – комплекс признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку): репродуктивных, телесных, поведенческих, психологических, социальных.

Гендерный пол – психологические черты личности, которые формируются под воздействием социальных факторов.

Половое сознание – система знаний, представлений, личностных значений и отношений, которые формируют переживания, мотивацию человека как представителя своего пола.

Половое воспитание как условие формирования полового сознания. Половое сознание как компонент психосексуального сознания.

Современные модели полового воспитания (Козакевич А.Б.): репрессивная, либеральная, демократическая (по объему и содержанию информации).

Неверные установки в половом воспитании: неверные установки родителей по отношению к другому полу (негативная установка как месть; самоутверждение; профилактика; аскетическая установка; потребительская установка); неверная установка родителей к детям (собственническая, экономическая); неверная установка родителей к психосексуальному воспитанию (паническая, безразличная).

Принципы полового воспитания: принцип реалистичности, понятности и ясности; доверия, деловитости; перспективной инициативы.

Направления психосексуального воспитания:

- формирование психологической женственности, мужественности;

- формирование сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры;

- подготовка к естественному супружеству, родительству;

- формирование здорового образа жизни.

Родительский мониторинг – процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров; постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью изучения его динамики и проверки его соответствия чему-либо

Степень информированности родителей о важнейших сферах жизнедея­тельности детей определяет родительский мониторинг, который включает осведомленность о успехах ребенка и проблемах в его учебной деятельности, круге общения, друзьях, формах и месте проведения досуга, и т.д. Знание родителя о делах ребёнка может быть получено из трех источников:

•со стороны самого ребёнка, который добровольно рассказывает о них родителю;

•как результат специального поиска информации (расспросы, звонки, поиски);

•как результат подчинения ребенка родительским указаниям и при­нятия родительской воли как главного ориентира. В этом случае родитель, по сути, полностью контролирует все виды активности ребёнка.

Понятия «мониторинг» и «контроль» необходимо дифференцировать с учетом различного характера активности родителя. Истинному монито­рингу соответствует только первый из вариантов получения информации. Таким образом, значение мониторинга как особой формы детско-родительских отношений шире, чем просто указание на информированность роди­теля о делах ребенка. Мониторинг означает особое качество детско-родительских отношений — доверительность, сотрудничество и гармоничность. Контроль же соотносится в этой системе понятий с третьим случаем, т.е. включает элементы давления и явного ограничения прав и свобод ребенка. Наиболее близким к такому пониманию контроля является для нас поня­тие «авторитарность». Монито­ринг, не включая собственно контроля поведения и деятельности ребенка, является важным условием профилактики девиантного поведения детей и немедленного оказания ребенку помощи в проблемных ситуациях. Отсут­ствие родительского мониторинга характерно для безнадзорности.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

 

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Подготовить реферат по теме «Формы организации брака и семьи в разные исторические периоды» (на выбор один период). Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб.пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. – С. 42-65. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. – СПб: Питер, 2005. – С. 46-96. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб пособие / Под ред. Е.Г.Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 4-10.

2. Заполнить таблицу 1 по пособию «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб пособие / Под ред. Е.Г.Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 65-85.

Таблица 1

Характеристика основных психолого-педагогических моделей детско-родительских отношений

Истоки, теории направления Представители, авторы направления Ключевые понятия Основные цели, задачи воспитания детей родителями Методы и приемы воспитания и воздействия на поведение и личность ребенка Особые моменты направления, особенности поведения детей, принципиальные трудности

3. Дать характеристику отношений «дети-родители» по каждому периоду по пособиям «Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб пособие / Под ред. Е.Г.Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 94-108. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993. – Приложение. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб.пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. – С. 465-616.

4. Дать анализ содержания пособия Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989.

5. Разработать анкету для выявления педагогических возможностей родителей.

6. Познакомьтесь с журналами, адресованными современной семье и подготовить аннотацию содержания (3-4 статьи).

7. Составить тезисы консультаций для родителей на одну из следующих тем:

· Детская ложь: причины, методы преодоления.

· Капризный ребенок: причины, пути преодоления.

· Непослушный ребенок.

· Как воспитывать ребенка уверенным в себе.

· Как относиться к детскому воровству.

· Надо ли преодолевать детские упрямства и капризы.

· Особенности детского эгоизма и пути его преодоления.

· Как уменьшить эмоциональное неблагополучие ребенка в семье.

· Что значит «разумная» и «неразумная» любовь родителей к ребенку.

 

Критерии оценки выполнения программы самостоятельной работы

5 баллов – качественное выполнение всех заданий: соответствие формулировке задания, изучение большинства литературных источников, подбор дополнительной литературы, наличие выводов, аналитической основы;

4 балла – выполнение всех заданий, но не всегда сделаны выводы, нет достаточной аналитической основы;

3 балла – не выполнено одно из заданий или материалы отдельных заданий не соответствуют формулировке, не всегда сделаны выводы, нет достаточной аналитической основы;

2 балла – не выполнены одно-два задания, литературные источники рассмотрены по минимуму, задания представлены на описательном уровне;

1 балл – программа выполнена формально, не в полном объеме;

0 баллов – программа не выполнена.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Семья как социокультурная практика жизнедеятельности ребенка.

2. Стратегии и стили воспитания в семье.

3. Специфика взаимодействия родителей и детей в семье.

4. Взаимоотношения между детьми в семье.

5. Специфика психолого-педагогического консультирования родителей.

6. Психолого-педагогические условия позитивного семейного воспитания.

 

ГЛОССАРИЙ

Амбивалентность чувств – двойственность, проявление противоположных качеств.

Авторитаризм (или авторитарность) - социально-педагогическая характеристика позиции (установки) педагога на подчинение своему влиянию окружающих людей.

Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя.

Авторитарность – социально – психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократичных методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т.д.

Агрессивность – психологическое качество, выражающееся в стремлении к насилию (физическому и моральному).

Агрессия – целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности.

Адаптация – приспособление личности, привыкание к новым условиям.

Активность – 1) деятельность как таковая; 2) личностное качество, характеризующее инициативность, энергичность, живость, деятельность.

Активность личности – деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Альтруизм – бескорыстное поведение, стремление к деятельности на пользу других, отсутствие себялюбия.

Амплификация – обогащение (увеличение) детского развития, раскрытие внутреннего потенциала личности ребенка.

База – основание, основа, исходный пункт.

Бихевиоризм – направление в психологии ХХ в., игнорирующее явление сознания, психики и всецело сводящее поведение человека к физиологическим реакциям организма на воздействие внешней среды (стимул - реакция).

Брак – исторически сложившиеся механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни.

Вариативность – видоизменение, разновидность чего-либо, различающиеся в чем-либо.

Вербальный – словесный, речевой показатель личности.

Верование – убежденность, эмоциональная приверженность идее, реальной или иллюзорной. Верование само по себе не отличает миф от знания.

Взаимодействие – процесс совместного действия на основе общения субъектов.

Взаимодействие ДОУ с семьей – способ организации совместной деятельности, построенной на основе общения, целью которого является воспитание и развитие детей.

Взгляды – знания о каком – либо явлении, предмете, целом мире в единстве с выраженным отношением личности к этим явлениям, предметов.

Возраст – период развития человека, характеризующийся совокупностью специфических закономерностей формирования личности и организма.

Возрастной период в воспитании – опора на закономерности развития личности, ее потенциальные возможности.

Воспитание – процесс создания условий, способствующих развитию личности. Социально контролируемая сознательная система управления личностью.

Воспитанность - уровень развития личности.

Воспитательный потенциал семьи – воспитательные возможности семьи.

Гармонизация – упорядочивание.

Гендерный пол – психологические черты личности, которые формируются под воздействием социальных факторов.

Государственный образовательный стандарт – основной документ, определяющий норму (образец) образования, как систему воспитания и обучения.

Готовность ребенка к школе – уровень развития, позволяющий достичь определенного успеха в школе.

Гражданственность – нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав; точное соблюдение и уважение законов страны.

Гуманизация воспитания и обучения – уважение прав и достоинств ребенка, его индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, желаний, запросов.

Гуманизация содержания дошкольного образования – средства и способы взаимодействия с детьми, обеспечивающие свободное, творческое развитие личности.

Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. Является одним из принципов педагогики.

Гуманистический идеал человека – представление о совершенном человеке как всесторонне образованном и развитом, осознающим свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей.

Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, в детском коллективе). Антидисциплинарный тип поведения.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, в детском коллективе). Антидисциплинарный тип поведения.

Депривация – лишение (ограничение) чего или кого-либо.

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости.

Децентрация – один из механизмов развития познавательных процессов личности. Способность к восприятию точки зрения других людей.

Деятельностный подход – принцип изучения психики ребенка, в основу которого положена категория предметной деятельности.

Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Деятельность ведущая – деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка (новообразования). Термин введен психологом А.Н. Леонтьевым.

Деятельность педагогическая – общественно значимая профессиональная деятельность, направленная на создание условий для воспитания, обучения и саморазвития личности ребенка.

Духовность – 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск его нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Жизнедеятельность – внутренняя и внешняя активность личности в конкретных условиях.

Жизненная позиция - внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психологическими качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками формирования способностей.

Закон воспитания (как общественного явления) – закон, который проявляется в обязательном и необходимом присвоении подрастающим поколением социального опыта старших поколений, обусловливающим их включение в общественную жизнь, осуществление преемственности между поколениями, жизнеобеспечение общества, отдельного индивида и развитие сущностных сил каждой личности.

Здоровье детей – состояние организма, отражающее физическое, психическое, социальное состояние ребенка.

Знание – общественно-исторический опыт.

Значимый другой – человек, являющийся авторитетом или имеющий значение для данного субъекта общения и деятельности (по Г.Салливану).

Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность.

Игра (развлечение) – один из видов детской деятельности.

Идеал – образец, высшая цель.

Идентификация – отождествление.

Идентификация половая – приобретение ребенком психологических черт особенностей поведения человека того же или другого пола.

Идея – мысль, получившая концептуальное оформление.

Инвариантность – остающийся неизменным при определенном преобразовании переменах.

Индивидуальность – своеобразие, черта личности, указывающая на уникальность, неповторимость.

Инновация – нововведение.

Интеграция – объединение в целое каких-либо частей.

Интеллект – разумение, понимание, постижение; умственные способности человека; ум.

Интерес – форма проявления познавательной потребности.

Качества личности – совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности.

Компетентность – уровень образованности.

Компетенция социальная – социальные навыки поведения.

Конфликт – столкновение взглядов, мнений.

Концепция – замысел, теоретическое построение; понимание чего-нибудь.

Креативность – способность к творчеству, качество личности.

Кризис – поворотный пункт.

Критерий – обобщенный показатель.

Культура – возделывание, воспитание, развитие, почитание. Исторически определенный уровень развития общества.

Культура народная – культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Личностный подход – учет личностных качеств ребенка как самостоятельного субъекта собственного развития.

Личность – персона, проявляющая себя по отношению к другим, окружающему социальному и природному миру, к самому себе.

Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей.

Метод – путь, способ познания чего или кого-либо.

Методология социальной педагогики – совокупность теоретических положений о социально-педагогическом познании и преобразований действительности.

Методология социальной педагогики – совокупность теоретических положений о социально-педагогическом познании и преобразований действительности.

Методы педагогического исследования – совокупность способов, приемов познания.

Методы социальной педагогики – способы решения социально-педагогических задач.

Методы социальной педагогики – способы решения социально-педагогических задач.

Микроклимат семьи – совокупности взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, родственниками.

Мораль – одна из форм общественного сознания, представления в нормах и правилах поведения.

Мультикультурное образование – идея, процесс и инновационное движение в образовании. Мультикультурное образование стремится дать равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп, путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала интересы, потребности представителей разнообразных культур и групп, существующих в обществе и в национальной структуре учебного класса.

Направленность личности - совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности.

Народная педагогика – источник семейной педагогики; компонент народной культуры, включающий педагогические сведения и педагогический опыт народа.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Ввел понятие Э.Л. Торндайк.

Негативизм – отрицание; внешне немотивированное поведение ребенка.

Нравственность – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Нуклеарная семья – семья, состоящая преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) – из супругов и детей – до вступления в брак последних.

Образование – система воспитания и обучения.

Образованность – качество личности включающее осознанность, осведомленность, умелость, действенность.

Образовательный процесс – система созданных условий, направленных на присвоение личности образованности.

Обучаемость – индивидуальный показатель к усвоению знаний и способность к учебной деятельности.

Обучение – процесс взаимодействия с детьми с целью передачи знаний, умений, навыков, способов и средств познания; формирования отношения к процессу познания и обучения.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками.

Общественное мнение – совокупное оценочное суждение выражающее отношение коллектива, социальной общности (или их значительной части) к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы.

Отношения – целостная система индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Парадигма – пример, образец. Введено амер. историком Т. Куком.

Педагогическая культура – компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Поведение – система взаимосвязанных действий (физических и психических).

Поведение – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.012 с.)