Характер эмоционального отношения ребенка к родителю. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер эмоционального отношения ребенка к родителю.



Анализ особенностей внутренней позиции ребенка в отношении роди­телей позволяет выделить различные варианты переживания ребенком детско-родительских отношений [Хоментаускас, 1985]. Четыре типа внут­ренней позиции ребенка, определяемой его восприятием отношения к не­му родителей и особенностями отношения его самого к родителям, пред­ставлены в табл. 3.

Таблица 3

Типы и воспитательное значение внутренней позиции ребенка в детско-родительских отношениях (по Г.Т. Хоментаускасу)

 

Тип внутренней позиции Особенности типа семейного воспитания Особенности личностного развития ребенка
1. «Я нужен и лю­бим, и я люблю вас тоже» Эмоциональное принятие сотрудничество и коопера­ция; взаимное уважение и демократический стиль об­щения; авторитетный тип воспитания Доверие к людям и готовность к сотрудничеству; высокая само­оценка и самопринятие; социаль­ная компетентность; надежная привязанность
2. «Я нужен и любим, а вы существуете ра­ди меня» Воспитание по типу кумира семьи; потворствующая ги­перпротекция; культ ребен­ка и его желаний Эмоционально-личностный эго­центризм; неадекватно завышен­ная самооценка и искажение Я-концепции; низкая социальная и коммуникативная компетентность; аффект неадекватности; амбива­лентная привязанность
3. «Я нелюбим, но всей душой стрем­люсь приблизиться к вам» Низкое эмоциональное принятие ребенка, амбива­лентность, явное или скры­тое отвержение; воспитание в условиях повышенных требований и моральной от­ветственности; доминирую­щ а я гиперпротекция; фено­мен делегирования и перфекционизма Низкая самооценка и самоприня­тие; искажение развития Я-кон-цепции; чувство вины и неполно­ценности; тревожность и фрустрированность; перфекцио-низм; конформизм; эмоциональная зависимость; тревожный избегаю­щий или амбивалентный тип при­вязанности
4. «Я не нужен и не любим, оставьте ме­ня в покое» Амбивалентность принятия, явное или скрытое отверже­ние; гипопротекция, безнад­зорность; доминирующая гиперпротекция строгость санкций и жестокое обраще­ние; авторитарно-директив­ный стиль общения; отстра­ненность родителей Тревожные типы привязанности (амбивалентный и избегающий); низкое самопринятие и-самооцен-ка; агрессивность и враждебность; высокая тревожность; фрустрация потребности в любви и заботе; от­сутствие базового доверия к миру

П. Криттенден выделила следующие типы привязанностей:

1. Надежная привязанность, основанная на чувстве безопасности. Основывается на взаимоуважении партнеров, взаимопони­мании и эмоциональном принятии. В совместной деятельности и общении наблюдаются хороший уровень кооперации, высокая степень автономии и эмоциональной дифференциации ребенка.

2. Сдержанная привязанность также основана на чувстве безопасности, но носит более дистантный характер. Ребенок кажется самостоятельнее, проявлет осторожность, у него опасения стать объектом отрица­тельной оценки взрослого, потерять любовь и привязанность, очень чувствителен к оценкам взрослого, особенно негативным, и к наказа­нию. Родительское отношение воспринимается ребенком скорее по типу отцовской любви, т.е. любви, обусловленной выполнением требований, обязательств, любви, которую надо заслужить. Сдержанная привязанность является типом переходным от надежной привязанности к избегающей.

3. Реактивный тип привязанности характеризуется очень высо­кой степенью эмоциональной насыщенности отношений и лабильностью, неустойчивостью эмоциональных состояний. Ребенок постоянно ждет от родителя подтверждения любви, очень чувствителен к поощрениям, испы­тывает повышенную потребность в ласке и одобрении.

4. Избегающий тип привязанности – дети, используя защитно-отклоняющие стратегии для предупреждения возможного невнима­ния, отвержения и обвинения со стороны родителей, реализуют такие фор­мы поведения, как игнорирование, отрицание, изоляция, послушание, услужливость. Формируется личностный тип так называемого «послушного ребенка» — конформный, уступчивый, ти­хий. Четыре пять привязанности — социально-уступчивый/вытесняющий, изолированный, навязчиво-заботливый, навязчиво-послушный, принудительно-послушный — порож­дают варианты подобного послушного поведения. Социально-уступчивый ребенок подстраивается под взрослого, вытесняя из своего сознания факты невнимательного, пренебрежительного и отвергающего отношения к нему взрослого. Подавление и вытеснение выступают здесь главными стратеги­ями защиты. Изолированный тип характеризуется обособленностью пове­дения, внешним равнодушием и индифферентностью к вниманию и общению со взрослым. Навязчивая заботливость проявляется в своеобразной инверсии ролей ребенка и родителя и принятии ребенком функций опека­ющего и заботливого родителя. Навязчивое послушание в стремлении пре­дупредить и угадать все желания и выполнить все поручения взрослого по типу: «Мамочка, что надо сделать? Я уже». Интерпретация ребенком отно­шения к нему родителя в этом случае сводится к рассуждению о том, что он недостаточно хорош и не заслужил его любви и ласки. Надо стать лучше, и тогда отношение родителей изменится в лучшую сторону. Поэтому ребе­нок стремится быть во всем первым и добиваться успеха, стремится всем услужить и быть полезным родителям. Очевидно, что привязанность тако­го типа приводит к формированию невротической потребности в любви — все должны любить ребенка, и ребенок старается во что бы то ни стало за­служить эту любовь. Принудительно-послушный тип привязанности, в от­личие от предыдущего, характеризуется крайне пассивным поведением. Отсутствие инициативы как в интеллектуальной деятельности, так и в об­щении, кажущееся безразличие к отношению окружающих людей, отказ от задач, представляющихся ребенку трудными, нежелание прилагать усилия к преодолению трудностей — черты поведения ребенка, свидетельствую­щие о стратегии выученной беспомощности и низком самопринятии. «Я плохой, и поэтому мне лучше вообще ничего не делать» — кредо такого личностного типа.

5. Амбивалентная (тревожно-протестующая) привязанность порождается неудовлетворенностью ребенка характером отношений с родителями. Борьба за любовь, внимание и заботу родителя принимает явно выраженную аффективную форму. Налицо фено­мен «капризного ребенка», трудности родительско-детского взаимодействия и в ряде случаев обращение родителей за психологической помощью.

6. Амбивалентная привязанность отличается стремлением ребенка контролировать взрослого, использованием манипулирования, угроз, шанта­жа, взывания к жалости. Ребенок выбирает угрожающую либо умиротво­ряющую стратегию воздействия на поведение родителей. В случае угрожающей стратегии борьба за внимание родителей ведется такими средствами, как капризы, шум, крик, угрозы, агрессия, настаивание на сво­ем. В случае умиротворяющей стратегии — демонстрация своей беспомощ­ности, зависимости от родителей, неспособности выжить без их заботы и участия, «игра на чувствах» родителя. Например, ребенок провинился и, чтобы избежать наказания и получить подтверждение родительской любви и принятия, намеренно демонстрирует родителю преувеличенное чувство вины: «Я буду плакать, пока ты меня не простишь».

Удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя. Потребности ре­бенка включают витальные базовые (потребность в полноценной пище, тепле, сне, отдыхе, активном движении и пр.), социальные (потребность в защите и безопасности, в любви и привязанности, в социальном призна­нии, в деловом, личностном и познавательном общении) и познаватель­ные потребности. Именно близкий взрослый опосре­дует контакты ребенка с миром, через взрослого удовлетворяются все по­требности ребенка.

Э.Г. Эйдемиллер выделил несколько уровней протекции: уровень протекции может быть адекватным (соответствующим возрастным и индивидуаль­ным особенностям ребенка), чрезмерным (гиперпротекция) и недостаточ­ным (гипопротекция). В случае гиперпротекции мотивы родительства и воспитания доминируют в мотивационно-потребностной сфере, находя от­ражение в поглощенности и сосредоточенности родителя на проблемах воспитания ребенка. Напротив, ситуация гипопротекции отличается недо­статком внимания родителя к ребенку, дефицитом общения, игнорирова­нием родителем проблем ребенка, низкой готовностью прийти на помощь и низкой интенсивностью сотрудничества и совместной деятельности.

Адекватное удовлетворение потребностей ребенка предполагает гармоничность баланса удовлетворе­ния как витальных, так и высших (духовных, социальных, познаватель­ных) потребностей ребенка, обеспечивающую возможности для его опти­мального личностного и умственного развития. Вариантами отклонений здесь являются потворствование, игнорирование потребностей ребенка и дисгармоничность в их удовлетворении. Потворствование выражается в стремлении родителей к максимальному некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка по принципу «желание ребенка — закон» [Эйдемиллер, 1996]. Игнорирование потребностей ребенка предполагает систематическую депривацию более или менее широкого их круга. Наибо­лее уязвимыми при этом оказываются, как правило, высшие потребности — в сотрудничестве и совместной деятельности с родителями, в эмоциональ­ном и познавательном общении. Дисгармоничность удовлетворения по­требностей ребенка предполагает игнорирование одних и некритичное, чрезмерное удовлетворение других.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.008 с.)