Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль деятельности, общения, активности в развитии и воспитании личности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Анатомо-физиологическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Деятельность - способ бытия человека в мире, его способность вносить в действительность изменения. Основными компонентами деятельности являются: 1) субъект с его потребностями; 2) цель, согласно которой предмет превращается в объект, на который направлена деятельность; 3) средство реализации цели; 4) результат деятельности. К развивающих видов деятельности можно отнести игру, учение и труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленные и гедоническая (направленная на получение удовольствия, удовольствия) деятельность. Важным условием эффективности развития личности в вышеупомянутых видах деятельности является ее активность, способность к сознательной трудовой и социальной деятельности, степень целенаправленного, планомерного преобразования окружающей среды и самой себя. Активность проявляется в движениях, познании окружающей действительности, в общении, влиянии на окружающих и на самого себя. Последний вид активности называют самовоспитанием. На каждом этапе развития ребенка существует своя ведущая деятельность, то есть деятельность, которая удовлетворяет актуальные потребности индивида согласно его возрастными особенностями, именно она предопределяет наиболее важные изменения в психических свойствах личности. Познавательная активность способствует интеллектуальному развитию ребенка. Поэтому с детства следует поддерживать детское любопытство, отвечать на вопросы ребенка, развивать в ней интерес к знаниям. Активность личности в трудовой деятельности способствует его физическому и интеллектуальному развитию, готовит к будущему профессиональному самоопределению. Деятельность может быть активной или пассивной. Развитие обеспечивает именно активная деятельность. Особый вид деятельности - общение. Активность ребенка в общении дает ей возможность приобрести нравственного опыта поведения, определить свое место в коллективе, учит ее подчиняться и руководить другими. Движущей силой любой деятельности, проявления в ней активности являются потребности. Задача педагога - открыть воспитанникам многообразие полезных для их развития видов деятельности и побудить к полезным делам, сдерживая от вредных. Возрастная ведущая деятельность: - От рождения до 1 года - непосредственное эмоциональное общение со взрослыми; - С 1 до 3 лет - предметно-манипулятивная деятельность; формируется речь и наглядно-действенное мышление; - С 3 до 7 лет - игра; развитие представления и представление о человеческих отношениях; - С 7 до 11 лет - учебная деятельность; формируются внимание, умения, навыки, наглядно-образное и понятийное мышление; - С 11 до 15 лет - интимно-личностное общение; развиваются способности к пониманию индивидуальных различий между людьми; - С 15 до 17 лет - учебно-профессиональная деятельность; формируются познавательные и профессиональные интересы, способности планировать жизнь, выдвигать идеи. Учет закономерностей возрастного и индивидуального развития личности. озможности воспитания большие, но не безграничны. Они зависят не только от общественных условий, но и от возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Если учитывается эта зависимость, то расширяют возможности воспитания, его влияние на развитие. Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении и воспитании - это не приспособление целей и содержания обучения и воспитания к отдельному ученику, а приспособление приемов, методов и форм педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с целью обеспечения установленного уровня развития личности. Индивидуальный подход создает благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Такого подхода требуют прежде всего тяжелые воспитанники, малоспособных школьники, а также дети с четко выраженной задержкой развития. Основные периоды психического развития личности определяются по психолого-педагогическими критериями, которые включают характерные для каждого возраста социальные ситуации развития, прежде всего содержание и формы обучения и воспитания, ведущую деятельность, соответствующий уровень развития сознания и самосознания. Такими периодами являются: ранний возраст (от рождения до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 7), младший школьный возраст (от 7 до 10), средний школьный или подростковый возраст (от 10 до 15) и юношеский возраст (от 15 до достижения зрелости). На каждом этапе развития ребенка есть своя ведущая деятельность, которая характеризуется своими целями, мотивами и способами исполнения. Ведущая деятельность - не просто форма активности, чаще всего встречается в этом возрасте. Это деятельность, призванная удовлетворить актуальные потребности индивида, развивается, в ней дифференцируются новые виды деятельности, например, элементы обучения в игре, формируются познавательные и другие психические процессы. Характером ведущей деятельности обусловлены в этот период изменения в потребностях, интересах, чувствах индивида, развивается. На каждом возрастном этапе развития человека формируются и индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, физического, духовного развития, способностей, интересов, характерологических черт и др. Знание закономерностей возрастного и индивидуального развития детей - одно из условий эффективной педагогической деятельности. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение основных понятий: "личность", "развитие личности", "индивид", "формирование личности", "факторы развития", "задатки". 2. Проанализируйте основные факторы развития личности. 3. Определите движущие силы процесса развития личности. 4. Определите противоречия, характеризующие особенности развития вашей личности в настоящем возрасте. 5. Проанализируйте взаимосвязь факторов развития личности. 6. Обоснуйте зависимость результатов воспитания от взаимодействия внешних и внутренних факторов развития личности. 7. Объясните причины задержки развития детей в случае отсутствия общения или при недостаточном общении с людьми. Резюме 1. Взаимоотношения между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усваивает общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, что превращает мир, может быть передано формуле: индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают (А.Асмолов, А.Петровський). 2. Развитие человека происходит под влиянием определенных факторов. Современная наука признает трех ведущих факторы в развитии и формировании личности: наследственность, среда и воспитание. Рассматривать эти факторы необходимо в их диалектическом единстве, взаимодействии, взаимовлияния. 3. Развитие и формирование личности - результат взаимодействия внешних и внутренних факторов. Воспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитанием можно достичь многого, но полностью изменить человеческую природу невозможно. 4. Источники развития - деятельность и общение. Деятельность - специфически человеческое активное отношение к миру на основе имеющихся форм культуры. Общение - особый от деятельности, важное среда духовного, общественного и личностного проявления человека. Оно представляет собой живой непрерывный процесс взаимодействия людей, человека с собой и миром. 5. Анатомо-физиологический, психический и социальный развитие личности осуществляется в деятельности. Каждом возрастном этапе превалирует определенный вид деятельности. Движущей силой любой деятельности, проявления в ней активности являются потребности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.43.106 (0.008 с.) |