Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании



К этой группе методов относятся:

1. Требование (способ непосредственного пробуждения учащихся к тем или иным поступкам или действий, направленных на улучшение поведения: просьба, тактичные указания и распоряжения учителей).

2. Контроль (способ наблюдения за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, выполнение предписанных требований или задач средствами контроля и наблюдения за поведением и работой учеников: индивидуальные беседы, психолого-педагогические тесты, анкетирование и т.д.).

3. Вопросы:

Самоанализ - основан на том, что по мере взросления и усиление интереса к самому себе ребенок все более настойчиво размышляет о своем отношении к окружающему миру, собственным поступкам, дает нравственную оценку желанию и потребностям.

Самокритика - развивается на основе самоанализа. Может быть в форме внутреннего монолога (интроверты) или в форме доверительных бесед с друзьями, высказываний о себе в кругу товарищей, на собрании, диспутах (экстраверты).

Самопознание - превращение ребенка в субъект воспитания. в результате самоанализа и самокритики у детей появляется желание к созданию цельного образа собственного "Я", "Я" - концепции.

Самоочищения - способ выхода из внутреннего кризиса личности, возникает по причине несовершенства духовного мира ребенка (особенно остро - у подростков). Это - самоосуждения и готовность к самонаказанию, к началу новой жизни согласно своим идеалом.

6. Выбор методов воспитания

Взаимосвязь методов и приемов воспитания. Прием - это совокупность отдельных действий в структуре метода, чаще более специфических, менее общих. Методы и приемы тесно связаны между собой, могут заменять друг друга в конкретных обстоятельствах. В одной педагогической ситуации метод выступает как самостоятельный способ решения проблемы, а в другой - как прием, часть метода, имеет неограниченное влияние и для решения проблемы требует ряда других приемов. Например, беседа - один из методов формирования убеждений, может быть приемом на одном из этапов приучения.

Приемы делятся на стимулирующие и тормозящие. К первым относят моральную поддержку, проявление доброты, внимания, авансирование положительных качеств, укрепление веры питомца в свои силы, активизацию заветных чувств, фланговый подход, проявление гуманных чувств, включение в интересную деятельность, организация успеха в деятельности или общении. К тормозящих - проявление огорчения, намек, ласковый упрек, предупреждение, иронию, проявление возмущения, вызов тревоги перед возможным наказанием, параллельное действие, кажущуюся равнодушие, приказ, кажущуюся недоверие тому подобное.

Механизм действия методов и приемов заключается в том, что они действуют эффективно тогда, когда используются редко и неожиданно. В зависимости от педагогической ситуации тот или иной метод воспитания выступает как наиболее оптимальный путь достижения цели. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и без лишних затрат времени, энергии, средств достичь намеченной цели.

Общие факторы, определяющие выбор методов воспитания: цели и задачи воспитания; содержание воспитания; возрастные особенности воспитанников; уровень сформированности коллектива; индивидуальные и личностные особенности воспитанников; условия воспитания (материальные, психофизиологические, санитарно-гигиенические и т.п.); средства воспитания (наглядность, средства массовой информации, различные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, педагогическая техника: речь, мимика, движения и т.п.); уровень педагогической квалификации; время, отведенное на достижение результатов воспитания: если времени мало, а цели большие, применяют "сильнодействующие" методы (связанные с наказанием и принуждением), в благоприятных условиях используются "сохраняя" методы воспитания (уговоры и постепенное приучение) ожидаемые последствия.

Правила выбора методов воспитания: гуманизм отношений педагога и воспитанников; метод требует эластичности, гибкости и использования в системе методов; нельзя выбирать метод, который в данных условиях не может быть применен; замысел, не подкрепленный средствами, бесполезно; метод требует логического завершения; метод не терпит шаблонов в применении; выбор метода зависит от стиля педагогических отношений; от характера деятельности, которую он вызывает; следует предусматривать психическое состояние воспитанников в то время, когда будут применяться методы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что предусматривает понятие "метод воспитания" и какие подходы к его обоснования в педагогической науке?

2. Какие основные функции методов формирования сознания?

3. В чем сущность и значение методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?

4. Какова роль методов стимулирования поведения и деятельности школьников?

5. Какие факторы определяют оптимальный выбор методов воспитания?

Резюме:

1. Методы воспитания как способы педагогической деятельности, с помощью которых осуществляется формирование личности, можно представить в четырех группах: методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и поведения школьников, методы контроля и самоконтроля, самооценки деятельности и поведения.

2. Методы формирования сознания выполняют две основные функции - образования и убеждения, которые тесно связаны между собой: образование является первой ступенью убеждения. Сущность метода убеждение состоит в том, чтобы обеспечить сознательное и активное усвоение учащимися информации о нормах и правилах поведения и содействие ее превращению в устойчивые убеждения, побуждения к конкретной деятельности.

3. Влияние примера базируется на необходимости детей в подражании. Эффективность убеждений зависит от потребности, заинтересованности человека в восприятии и приеме информации. Если результатом внушения может быть непосредственная реакция на внешнее воздействие, то результат убеждения связан с воображением, чувствами, волей питомца.

4. Вместе с тем метод убеждений не может обеспечить позитивного поведения человека. Поэтому необходимо использовать методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнения, поручения, участие в различных видах деятельности и общения. Если убеждения синтезируют опыт, накопленный человечеством, то организация деятельности формирует личный опыт деятельности и общения ребенка, включен в систему реальных отношений.

5. Основное назначение методов стимулирования поведения и деятельности - подтверждать правильность поступков учеников или корректировать их. К этой группе относятся: поощрения, наказания, соревнования. Использование указанных методов будет более успешным, если опираться на методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании, учитывать факторы, которые повышают эффективность методов.

 

 

Модуль 2. "Теория обучения"

Раздел 2.1. Теоретические основы обучения

Содержание

1. Сущность процесса обучения.

2. Гносеологические основы процесса обучения.

3. Функции процесса обучения, связь между ними.

4. Структура процесса обучения.

5. Структура деятельности учителя в учебном процессе.

6. Психологические основы учебно-познавательной деятельности учащихся.

7. Воспитание культуры самообразования и формирования общеучебных умений - основа развития менталитета учащихся.

Ключевые слова: процесс обучения, методологические основы процесса обучения, функции процесса обучения, преподавания и учения как стороны процесса обучения, усвоения как психологическая основа процесса обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.009 с.)