Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отвергните небиблейские методыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Маленькая девочка привлекла мое внимание. Она была очень красивой. Каждая деталь ее одежды говорила о том, что ее родители богатые люди. Вместе со своей мамой она ожидала посадки в самолет. Красота этой девочки была чисто внешней, потому что она капризничала и постоянно чего-то требовала от своей мамы. Было видно, что ее мать, уставшая от поездки, была готова проявить свою власть. И это наконец произошло. Девочка продолжала ныть, требуя то одного, то другого, никак не желая успокоиться. Мама пыталась утешить ее как могла. Ребенок же был неумолим. В конце концов, терпение матери лопнуло. «Ты мне надоела, - сказала она раздраженно, - я ненавижу тебя. Уходи прочь. Пусть кто-нибудь другой выслушивает твои капризы. Ты мне больше не нужна. Я не могу выносить тебя. Убирайся!» Сказав это, она взяла вещи и пошла прочь от своей дочери. На маленькую девочку эта сцена не произвела бы большого впечатления, если бы все это происходило в обычных обстоятельствах, однако здесь, в незнакомом аэропорту, она испугалась. Со словами: «Прости меня, мама! Я люблю тебя!» - она бросилась к своей матери. - Уходи, не хочу тебя знать. - Прости меня, пожалуйста, - уже с отчаянием в голосе стала упрашивать девочка. - Убирайся, я ненавижу тебя… Тут объявили посадку на мой рейс. Когда в последний раз я увидел их, то девочка все еще продолжала умолять свою мать, а та, в свою очередь, отчитывала и бранила ее. Если посмотреть на все это с одной стороны, то некоторые скажут, что действия матери по воспитанию своей дочери были весьма успешными. Она столкнулась с неразумными требованиями капризного ребенка. В течение нескольких минут она смогла изменить поведение своей дочери. Если же посмотреть на этот инцидент с другой стороны, то все согласятся с тем, что мать использовала неправильные методы. Хотя она и смогла произвести перемену в поведении дочери, однако заплатила за это слишком большую цену. Лекарство было страшнее, чем сама болезнь. Нас не могут не волновать методы воспитания. Согласно Библии, способы достижения цели имеют такое же значение, как и сама цель. Бог подтверждает важность и того, и другого. Его интересует не только то, что мы делаем, но и как мы это делаем. Наша культура не дает нам библейских примеров. Здесь, в области задач и целей, мы обязаны определить и отвергнуть небиблейские подходы к воспитанию, которые стремятся завладеть нашим вниманием. Библейские цели требуют библейских подходов, потому что только богоугодная методология приносит славу Богу.
Небиблейские методы Мы повсюду сталкивается с методами, противоречащими учению Библии. Вопросы воспитания постоянно затрагиваются в книгах и журналах. Существует целый рынок различных подходов к воспитанию, и все они дают некоторую надежду на успех. Телевизионные студии приглашают экспертов принимать участие в программах, посвященных вопросам воспитания. Иногда же мы просто прибегаем к привычным методам, которые знакомы нам с детства. Различные подходы к воспитанию детей имеют одну общую деталь: человеческое разумение является нормой, или основным критерием. Это могут быть воспоминания нашего детства: «Мой отец не делал ничего плохого, когда воспитывал меня». Это могут быть мнения других людей: «Один доктор наук выступал по радио, пропагандируя определенные взгляды, и его мнение показалось мне вполне приемлемым». Вера в человеческий разум, как достаточный ориентир, подразумевается в каждом из этих случаев. Давайте перечислим широко распространенные методы воспитания.
Я вырос не таким уж плохим К сожалению, многие родители никогда по-настоящему не задумывались над методами воспитания. Они просто выходят из себя и кричат на детей. Когда у них кончается терпение, они начинают угрожать, повышать голос, бить детей, и сами при этом очень сильно расстраиваются. Иногда это делается во имя библейского порядка и дисциплины. В конце концов, они не хотят поощрять вседозволенность и иметь непослушных детей. Часто они говорят следующее: «Мой отец орал на меня. Иногда он даже бил меня. Мне это, конечно, не нравилось, однако я вырос нормальным человеком». Что такие родители, по сути, делают? Они без колебаний берут на вооружение те же самые методы воспитания, которые использовали их родители. Они не задумываются над тем, соответствуют ли эти методы учению Библии. Они не задаются вопросом, имели ли такие методы благотворное влияние на них самих. Они просто делают вывод, что, поскольку они смогли выжить, то методы, которые использовали их родители, были не такими уж плохими. В случае, о котором говорилось выше, методы воспитания были просто оскорбительными и вели к конфронтации между родителями и детьми. Иные методы, возможно, и не ведут к взаимному противостоянию и унижению. Родители могут баловать своих детей и все им позволять. Возможно, они потакают им и идут у них на поводу. Дело в том, что многие отцы и матери, не задумываясь, применяют те же самые методы, которые в свое время использовали их родители. Когда они наказывают своих детей, то просто подражают словам и интонациям голоса своих родителей.
Популярная психология Недавно я слышал по радио выступление одного психолога, который говорил о том, как следует побуждать детей к чему-либо. В качестве решения проблемы он предлагал давать им взятки. На самом деле он использовал термин «взяточничество», чтобы наглядно описать свой метод. Его совет состоял в том, что надо заключать сделки с детьми. «Используйте свои полномочия как взрослый, чтобы заключать со своими детьми сделки, которые бы поощряли то поведение, которое вам нужно, - говорил он. – Ваш сын не хочет убирать в своей комнате. Подкупите его. Если в течение недели он содержал свою комнату в порядке, то купите ему за это какую-нибудь игру или дайте пять долларов. Все, что вам надо делать, - это проявлять достаточно сообразительности и фантазии, чтобы найти ключик к сердцу каждого ребенка в вашей семье». Другой разновидностью этого метода является заключение соглашений или договоров. Заключите соглашение со своей дочерью. Составьте договор, который бы давал вам право поступать определенным образом, если она сделает то-то и то-то. Заключите необходимые соглашения, которые бы обеспечивали выполнение ваших требований. (Мы, однако, забываем о том, что детский ум способен перехитрить и обойти стороной любой договор, который только может придумать ум взрослого человека.) Все эти подходы являются поверхностными. Политика подкупа и заключения договоров рассчитана на эгоизм ребенка. Его не учат считаться с интересами других людей. Он так ничего и не узнает о состоянии своего сердца и побуждениях, которые руководят его поступками. Его не учат подчиняться авторитету и власти и не объясняют ему, что Бог – это Бог, а родители – это Его представители. Ребенок не познает библейских причин и оснований того, почему он должен быть честным, ответственным и поддерживать порядок в своей комнате. Эти методы не удовлетворят отца и мать, которые понимают, что сердце человека определяет его поведение. Подобные методы не касаются сердца и не наставляют его в библейских истинах. Они направлены лишь на корректировку поведения. Эти методы преподают сердцу ребенка определенные уроки, однако они, к сожалению, не учат его руководствоваться Библией и видеть перед собой библейские цели.
Манипуляция поведением Одним из методов популярной психологии является манипуляция поведением. Идея очень проста: материально вознаграждайте ребенка за хорошее поведение; не обращайте внимания на плохое поведение или наказывайте его, если он ведет себя плохо. Хотя я не против того, чтобы хвалить детей за хорошие поступки, однако в корне отвергаю идею о том, что их следует вознаграждать за исполнение обычных обязанностей. В соответствии с теорией манипуляции поведением, следует различным образом вознаграждать ребенка за хорошие поступки. Если он хорошо справляется с работой по дому, то может пойти купить себе мороженое. Если же он не выполняет порученной ему работы, то должен терпеть некоторые лишения. Суть этого метода заключается в надежде на то, что ребенок будет реагировать на поощрения и взыскания, становясь при этом послушным и воспитанным. Поскольку сердце человека и его поведение тесно связаны друг с другом, то все, что управляет поведением, неизбежно оказывает влияние и на сердце. Таким образом, сердце приучается к корысти, эгоизму и стремлению к вознаграждениям. Данный метод апеллирует к жадности ребенка. Поскольку ребенок живет жизнью, управляемой вожделениями и похотями, и все делает ради мороженого, конфет и других вознаграждений, то кажется, что этот способ воспитания срабатывает. Наши методы неизбежно оказывают влияние на сердце, а сердце определяет поведение. Я знал одну семью, которая нашла очень искусное применение бихевиоризму (учению об обусловленной реакции на окружающую обстановку. – Прим. переводчика). Каждый раз, когда кто-либо из детей должным образом реагировал на что-либо, они записывали имя этого ребенка на листке бумаги и клали в банку. Если ребенок почистил зубы, помог вымыть посуду, убрал в своей комнате, накрыл на стол или сделал еще что-нибудь достойное похвалы, то бумажка с его именем оказывалась в банке. Если же он сделал что-то плохое, то бумажка с его именем вынималась обратно. В конце недели родители вынимали наугад из банки один из листочков, и ребенок, имя которого было написано на нем, получал подарок. Дети быстро уловили суть этой игры: надо, чтобы в банке оказалось как можно больше бумажек с твоим именем. Чем больше бумажек с твоим именем попало в банку, тем больше у тебя шансов выиграть. Вам, наверное, интересно узнать, как это срабатывало. Это срабатывало просто великолепно! Данный метод был эффективным средством воспитания детей. Он развивал в них эгоизм. Он учил их делать добро, руководствуясь ложными мотивами и побуждениями. Он подсказывал им, как заслужить одобрение со стороны родителей, чтобы их имена оказались в банке. Дети быстро поняли, что надо делать, чтобы бумажки с их именами попали в банку, и как с наименьшими затратами добиться максимального числа попаданий. Они стали манипулировать системой, которую придумали их родители. Если матери, которая могла бы заметить хорошее поведение, не было рядом, то не было и смысла вести себя хорошо. Такой метод воспитания лишь отдалил эту семью от библейского образа жизни, проистекающего из библейских мотивов и побуждений. Позвольте мне заметить, между прочим, что библейские стимулы и вознаграждения являются не самоцелью, а скорее следствием повиновения Богу. Те, кто повинуется Ему, получают благословения в этой жизни. Бог, знающий наши сердца, призывает нас к правильному поведению, с тем, чтобы мы почитали и славили Его. Бог прославляет тех, кто прославляет Его (1 Цар. 2:30).
Давление на чувства Другой метод воспитания я называю эмоциональным давлением. Это как раз то, что делала мать девочки, о которой мы говорили в самом начале главы. Она использовала боязнь своей дочери остаться одной в незнакомом аэропорту. Она апеллировала к ее эмоциональному комфорту. Она знала, что ее дочь не могла самостоятельно справиться со своими эмоциями, вызванными страхом одиночества. Некоторые родители используют тот же самый прием, ставя себя на место детей. Я слышал, как родители говорили: «Мне становится плохо, когда ты так разговариваешь. Ты причиняешь мне боль…» Здесь опять главным ориентиром является эмоциональное благополучие. Еще одна разновидность давления на чувства состоит в том, чтобы стыдить ребенка. Я знаю одну девочку, у родителей которой вошло в привычку стыдить и пугать ее тем, что ее поступки негативно сказываются на репутации отца, являющегося общественным деятелем в своем микрорайоне. Они не призывают свою дочь к повиновению ради славы Божией, а возлагают на нее эмоциональное бремя стыда за то, что своим нехорошим поведением она подвергает риску репутацию своего отца. Мне известна одна семья, в которой родители систематически используют иную форму эмоционального давления. Они отвергли физические наказания как слишком жестокие. Наказывая свою провинившуюся дочь, они усаживают ее на стул посередине гостиной на определенное время. Пока девочка сидит на стуле, никто не имеет права разговаривать или вступать с ней в какие-либо контакты. Она изолируется от остальных членов семьи, которые продолжают жить своей жизнью и ведут себя так, будто ее вообще нет в комнате. Когда я спросил эту семилетнюю девочку, что больше всего расстраивает ее, она ответила: «Меня больше всего расстраивает то, что, когда я сижу на стуле одна, мой папа, который находится дома, не хочет разговаривать со мной». Такой метод воспитания не только жесток, но и неэффективен в том смысле, что он не наставляет сердце ребенка в библейских истинах. Эта маленькая девочка не учится рассматривать свое поведение с библейской точки зрения. Она не учится распознавать специфические проблемы, которые присутствуют в ее сердце и проявляются в ее поведении. Вместо этого она учится тому, как избегать эмоциональных страданий, которым она подвергается, сидя на стуле. Ее сердцу преподаются определенные уроки, но оно не получает наставления в том, как знать и любить Бога. Родители учат эту девочку реагировать на парализующий страх перед наказанием, которое оказывает давление на ее чувства. Хотя она, вероятно, скоро привыкнет к такому методу наказания, мы можем ожидать, что данный метод будет иметь долговременный эффект. Возможно, всю свою жизнь она будет стараться угодить родителям и пытаться заслужить их одобрение. Или же может произойти так, что она внутренне отдалится от них, чтобы больше не испытывать эмоциональных страданий. Независимо от того, уступает она своим родителям или восстает против них, она не учится жить с желанием познавать Бога и служить Ему.
Наказание как кара Некоторые родители пользуются карательными методами. Они используют страх перед наказанием, чтобы управлять своими детьми. Такой метод воспитания имеет много разновидностей. Он может выражаться в крике, побоях или лишении ребенка его любимых вещей. Суть этого метода заключается в том, чтобы держать ребенка под контролем, используя негативные переживания, которые несет с собой наказание. Я порицаю не библейское использование розги, а импульсивную реакцию разгневанных родителей. Домашний арест и лишение ребенка его любимых вещей – вот наиболее распространенная форма наказания. Дети лишаются возможности кататься на велосипеде, звонить друзьям по телефону, выходить на улицу, смотреть телевизор, общаться с другими детьми и даже с другими членами семьи. Я знаю одного десятилетнего мальчика, которого родители заперли в комнате на несколько недель. Он мог покидать свою комнату только для того, чтобы пойти обедать, выйти в туалет или идти в школу. Проблема здесь заключается в том, что такой вид наказания не устраняет ни одну из причин, вызвавших плохое поведение ребенка, за которое его подвергли домашнему аресту и всякого рода лишениям. Я беседовал с родителями этого мальчика и спросил их, какое положительное воздействие оказывает домашний арест на их ребенка. В ответ они лишь удивленно посмотрели на меня. Видите ли, домашний арест не рассчитан на то, чтобы сделать что-то для ребенка; он предназначен для того, чтобы сделать что-то против него. Такой способ наказания является не дисциплинирующим, а карательным. Он не помогает по-библейски справиться с проблемами, присутствующими в сердце ребенка, которые отразились в его плохом поведении. Он просто карает его на протяжении определенного периода времени. Мой юный друг ничего не познает из того, что ему следует познать. Он лишь учится справляться с лишениями и одиночеством домашнего ареста, однако это никак не касается пороков и изъянов его характера. Он не учится познавать лживость и испорченность своего сердца. Он не научается путям Божиим. Такой метод воспитания не приводит его ко Христу, Который даже десятилетнему мальчику готов дать способность познать, как можно служить Богу. Я часто недоумеваю по поводу того, почему домашний арест пользуется такой широкой популярностью. Видимо, так происходит потому, что данный способ наказания весьма легок. Он не требует никаких дальнейших действий. Он не требует никаких последующих обсуждений и дискуссий. Он не принимает во внимание того, что происходит в сердце ребенка. Он не побуждает родителей терпеливо упрашивать и наставлять своих детей. Домашний арест – это быстрое, болезненное и весьма простое наказание: «Ты не должен выходить из дома месяц. Иди в свою комнату!» Возможно, родители просто не знают ничего более конструктивного, что они могли бы предпринять. Они чувствуют себя расстроенными. Они понимают, что что-то не так с их ребенком, но не знают, как добраться до сути проблемы. Они чувствуют, что должны отреагировать каким-то образом. Ясно одно: домашний арест не касается сердца ребенка в соответствии с учением Библии. В его сердце совершается работа, однако это совсем не та работа, которая должна совершаться. Ребенок учится справляться с лишениями и неудобствами, вызванными вынужденным пребыванием дома, однако он, возможно, никогда не научится тому, чему хотят научить его благочестивые родители. Мой десятилетний друг по-философски относится к такому виду наказания. «Мне не так уж и плохо, - сказал он мне однажды, - я могу играть и смотреть телевизор в своей комнате. Если я держу себя в руках и не обращаю внимания на ограничения в свободе, то все не так уж и плохо». Он научился жить под домашним арестом.
Беспорядочный эклектизм Этот метод воспитания полностью оправдывает свое название. Он беспорядочен в своих проявлениях. В нем нет последовательности и постоянства. Он эклектичен, поскольку является беспорядочной комбинацией других методов. Родители, пользующиеся таким методом, заимствуют различные приемы из огромного многообразия существующих ныне методов воспитания. Некоторые идеи, почерпнутые во время беглого прочтения журнала «Reader’s Digest» в очереди у кассы в супермаркете, перемежаются с услышанным в детской игровой группе, организованной при церкви, и так далее. Идеи растут как снежный ком. В течение нескольких недель отец и мать пробуют заключать всякого рода соглашения, или контракты, со своими детьми. Потом им это надоедает. К тому же им кажется, что данный метод не действует в их семье так же хорошо, как он действовал в семье кого-то другого. Затем они слышат проповедь о необходимости использования розги и решают, что это как раз то, что нужно. Может быть, их дети уже достаточно большие, и они не решаются применить этот метод. В течение некоторого времени они пробуют метод домашнего ареста. Потом наступает период, когда они пытаются давить на чувства ребенка. Разочаровавшись в этом методе, они подкупают своих детей в течение нескольких дней, заключая с ними всякого рода сделки. Но большую часть времени они чувствуют себя очень расстроенными, впадают в панику и кричат на детей. Их дети не могут понять, чего же на самом деле хотят от них родители. Они никак не могут взять в толк, какой метод воспитания действует в данный момент. В конце концов, они оказываются в еще более затруднительном положении, чем если бы их отец и мать остановились на любом из вышеперечисленных методов. Вы, вероятно, могли бы сами продолжить этот список, добавив к нему еще несколько известных вам методов воспитания. Этот список заставляет нас задуматься о том, что мы на самом деле нуждаемся в библейских методах воспитания детей.
Оценка небиблейских методов Куда все эти методы, противоречащие учению Библии, ведут нас? Какой плод они приносят? Мы обсудили несколько отличных друг от друга подходов к воспитанию, и все они приводят нас к одной и той же проблеме. Они ведут лишь к внешнему, поверхностному воспитанию и не касаются по-настоящему сердец наших детей. Они направлены лишь на изменение поведения. Следовательно, они не достигают главной цели – библейской дисциплины. Библейская дисциплина корректирует поведение ребенка посредством работы над его сердцем. Помните о том, что состояние сердца определяет поведение. Если вы обращаетесь к сердцу ребенка в соответствии с учением Библии, то это, безусловно, отразится и на его поведении. Если вам кажется целесообразным изменить лишь поведение ребенка, а не старательно работать над его сердцем, то это означает, что вы игнорируете его глубочайшие нужды и потребности. Если ваша дочь кричит на своего брата, то вы не можете просто сказать ей, чтобы она перестала кричать. Проблема вовсе не в том, что она кричит на него, а в гневе и горечи, которые переполняют ее сердце и выражаются в крике. Если вы будете пытаться изменить лишь ее поведение, то упустите из виду главную проблему – состояние ее сердца. Если же вы сможете успешно справиться с главной проблемой, то изменится и поведение вашего ребенка. Внешнее, поверхностное воспитание, которое не касается сердца и не научает его библейским истинам, способствует тому, что дети вырастают, не зная, чем они живут и что движет ими. Их необходимо учить рассматривать свое поведение с позиций сердечных побуждений. Если их никогда не учили этому, то они будут плыть по жизни, не понимая внутренней борьбы, которая происходит за кулисами их самого хорошего поведения. Воспитание, которое фокусируется только на поведении, оказывает воздействие на сердце ребенка. Вся проблема в том, что такое воспитание оказывает на него неправильное воздействие. Изменение поведения без перемены в сердце приучает сердце ребенка реагировать на те средства, которые вы используете. Если это система вознаграждений, то сердце приучается реагировать на вознаграждения. Если это одобрение и похвала, то сердце приучается все делать ради одобрения и похвалы, или же оно приучается бояться людского осуждения. Когда детские психологи советуют вам найти то, что будет действенным в отношении вашего ребенка, это означает, что вы должны найти идолов, живущих в его сердце, которые будут побуждать его реагировать на ваши приемы и уловки. Ваш ребенок является творением, которое обязательно состоит в завете с кем-то. Его сердце – это источник жизни. Если вы не по-библейски обращаетесь с его сердцем, то таким образом подыгрываете его испорченности как идолопоклонника и подбрасываете ему идолов, чтобы он строил свою жизнь вокруг них. Именно в этом смысле все, что вы делаете, оказывает влияние на сердце вашего ребенка. Когда я говорил выше, что над сердцем ребенка не совершается никакой работы, я имел в виду, что над его сердцем не совершается никакой библейской работы. Существует еще одна проблема. Если вас волнует только поведение ваших детей, вы никогда не приведете их ко кресту Христа. Невозможно перейти от озабоченности поведением ребенка к Евангелию. Суть Евангелия заключается не в делании чего-то нового, а в том, чтобы быть новым творением. Оно обращено к сокрушенным, падшим грешникам, которые нуждаются в новом сердце. Бог отдал Сына Своего, чтобы сделать нас новым творением. Он совершает не пластическую операцию на лице с косметической целью, а серьезную операцию на сердце. Он производит перемену, которая совершается внутри человека и затем становится видимой снаружи. Бог отвергает человека, постящегося два раза в неделю, и принимает грешника, взывающего о помиловании. Давайте представим, что вы столкнулись с ситуацией, когда ребенок не справляется с домашними заданиями. Метод подкупа: «Выполняй свою работу в течение всей недели, и я возьму тебя на бейсбольный матч». Давление на чувства: «Пожалуйста, выполняй домашние задания. Я так расстраиваюсь, когда ты не делаешь их. Я готов расплакаться. Не знаю, где я допустил ошибку в твоем воспитании». Или: «Я так много вложил в твое образование, а ты заставляешь меня думать, что я напрасно потратил свои деньги». Наказание как кара: «Ты не выполнил домашнего задания, поэтому неделю не будешь смотреть телевизор. Если и завтра ты не справишься с домашним заданием, то две недели не будешь смотреть телевизор…» Теория управления поведением: «Всякий раз, когда ты выполнишь домашнее задание, я буду класть в банку листочек бумаги с твоим именем…» Подход, который можно назвать «Я вырос не таким уж плохим»: «Если я не выполнял домашних заданий, когда был в твоем возрасте, то дедушка отшлепывал меня. Мне это не причиняло вреда, и я учился выполнять домашние задания…» (шлепок). Или это может звучать так: «Когда я не справлялся с домашней работой, он оставлял меня одного, и рано или поздно я выучивал мой урок. Так что это твоя проблема, а не моя». Что достигает каждый из этих методов? В каждом из них сокрыта надежда на то, что он сможет заставить ребенка выполнять домашние задания. Вопрос заключается в следующем: «Как вы сможете перейти от любого из этих методов к драгоценной, живительной истине, говорящей о том, что Бог послал Своего Сына, чтобы освободить людей от греха?» различные методы воспитания, о которых говорилось выше, не ведут к евангельской вести. Сердце получает определенные уроки, однако процесс воспитания совершается в отрыве от Христа и Его креста. Развитие характера при этом игнорируется. Ударение ставится на выполнении домашних заданий. Дети не учатся делать нравственный выбор и быть теми, кто чувствует за собой ответственность ходить в благоговении перед Богом. Вместо этого они учатся преодолевать ваши препоны и избегать вашего недовольства и гнева. Они учатся тому, как делать выбор, основанный не на принципе, а на выгоде. Такой подход к воспитанию имеет еще один разрушительный эффект. Он отдаляет детей от их родителей. Дети скоро начинают насквозь видеть явные и скрытые манипуляции своих отцов и матерей. В конце концов, они начинают возмущаться грубыми попытками управлять их поведением. Они учатся играть с вами в кошки-мышки; при этом теряется глубина ваших отношений и взаимного общения. Когда дети становятся старше и начинают представлять себе, как они будут жить отдельно от родителей, они все больше и больше сопротивляются родительским манипуляциям и иногда даже открыто восстают против них. Рассказы, повествующие об очевидном успехе небиблейских методов воспитания, весьма обманчивы. Возможно, вы видите самих себя в этих примерах. Может быть, вы один из тех, кто говорит: «Ведь я вырос не таким уж плохим». Вы, возможно, никогда открыть не восставали против своих родителей. Может быть, вы похожи на одну мою знакомую. Она умела приспосабливаться к тем условиям, в которых воспитывалась. Затем она поступила в колледж. Через несколько лет получила диплом. Была замужем. Имеет детей. Если посмотреть со стороны, то у нее все не так уж и плохо, однако ей все время приходится бороться с чувством неуверенности в себе. Она прекрасно знает, что значит жить в страхе перед человеком. Она постоянно нуждается в чьем-то одобрении. Ее никогда не учили рассматривать свое поведение с точки зрения той позиции, которую занимает ее сердце. Ей очень трудно оторваться от своих жизненных проблем и сосредоточить внимание на Христе. Христианская жизнь не имеет для нее смысла. Хотя она никогда не обращалась к психиатру за советом и не выглядела в глазах окружающих отверженной и никому не нужной, однако ее жизнь была исковеркана небиблейским воспитанием и идолопоклонническим отношением ее сердца к тем небиблейским методам, которые использовали ее родители. Помните, что Бога волнует не только то, что вы делаете, воспитывая ваших детей, но и то, как вы это делаете. Библия говорит о проблемах воспитания. Какое направление она указывает нам в отношении решения этих проблем? Ответ на этот вопрос дается в следующей главе.
Вопросы к главе 7 1. Размышляли ли вы серьезно о том, как вы воспитываете своего ребенка? Подчинили ли вы все, что говорите и делаете в ответ на его поведение, учению Библии? 2. Какие небиблейские методы из перечисленных выше вы применяли сами? Можете ли вы назвать еще какие-либо небиблейские подходы к воспитанию и наказанию? 3. Что плохого в этих небиблейских подходах? Попробуйте сами сформулировать ответ на данный вопрос. 4. Как бы вы стали отстаивать правильность такого утверждения: «Главной проблемой является не поведение наших детей, а состояние их сердец»? 5. Могли бы вы озаглавить этот рисунок и связать его с основной темой данной главы?
6. Могли бы вы одним предложением выразить главную мысль этой главы?
ГЛАВА 8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.27 (0.011 с.) |