Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изберите библейские методы: формы общенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы часто сводим воспитание детей к следующим трем элементам: правила, замечание (выговор) и наказание. Это можно изобразить следующим образом: Рис. 4. Общение
Вот как действует эта схема. Вы устанавливаете определенные правила поведения для своих детей. Вы делаете им замечание тогда, когда они нарушают установленные правила. Затем следует стадия наказания, когда вы назначаете цену, которую ваши дети должны заплатить за нарушение установленных правил. Каждая семья нуждается в правилах, замечаниях и наказаниях, однако для многих общение с детьми ограничивается только этим. В данной главе общение обсуждается в полном объеме. Подчеркиваются те моменты, которые поддерживают и подкрепляют все, что вы говорите и делаете. Устанавливая правила, призывая детей к ответу и применяя соответствующие меры наказания. Схема воспитания должна выглядеть следующим образом:
Рис. 5. Общение Много раз я спрашивал родителей о том, как часто они воспитывали своих детей, прибегая лишь к установленным правилам, замечанию (выговору) и наказанию, вместо того, чтобы использовать более широкий спектр различных форм общения. Большинство родителей признавало, что в восьмидесяти, а то и в девяноста случаях из ста их контакты с детьми ограничивались установлением правил, выговором и наказанием.
Формы общения Общение должно быть многогранным и содержательным. Оно должно включать в себя ободрение, поддержку, замечание, выговор, просьбу, наставление, предостережение, взаимопонимание, научение и молитву. Все это должно быть частью вашего взаимодействия с детьми. Апостол Павел наставляет нас в Первом послании к фессалоникийцам, говоря о том, что наша речь должна соответствовать конкретной ситуации: «…вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14). Главное, о чем здесь хочет сказать Павел, это то, что состояние, в котором находятся слушатели, может быть разным, и это требует разных форм и методов подхода к ним. Вы наносите огромный вред детям, когда не чувствуете, какая форма общения уместна в данный момент. Я вспоминаю, как однажды допустил большую ошибку, сделав резкое замечание одному из моих сыновей за неряшливый вид. Ему тогда было семь или восемь лет. Мне казалось, что у него всегда был растрепанный и взъерошенный вид. Я не допустил ошибки, когда заговорил о его внешности. Но я был неправ, упрекнув его, в то время как он нуждался в наставлении. Он не сделал ничего, что заслуживало бы порицания. Он просто нуждался в терпеливом наставлении. Несколько дней спустя я понял, что причинил ему боль, и мне пришлось просить у него прощения за то, что я незаслуженно сделал ему выговор. Давайте обсудим некоторые простые формы общения.
Ободрение и поддержка Дети нуждаются в общении, которое бы вдохновляло их и вселяло в их сердца надежду и мужество. Однажды я беседовал с одним мальчиком, который сильно разозлился на своих одноклассников. Когда он успокоился, к нему вернулась способность здраво рассуждать. «От этого нет никакой пользы, - сказал он, - просто я не должен с ними играть. Каждый раз, когда я играю, кто-нибудь начинает меня раздражать, и вот, к чему это приводит». Совершенно очевидно, что в этот момент не надо было упрекать его за плохое поведение. Этот мальчик и так знал, что был не прав. Он осознавал свою неспособность изменить основные черты своего характера. Его необходимо было ободрить рассказом о том, что Христос пришел в мир потому, что мы являемся грешниками, находящимися в бедственном положении. Выговор или даже наставление были бы неуместными в тот момент. Ваши дети испытывали боль неудач. Им, как и вам, иногда кажется, что положение безнадежно. Вы можете помочь им найти причины их неудач и разочарований. Вам необходимо помочь им понять обетования Божии. Вы имеете достаточно сил, чтобы ободрить их и зажечь в них стремление обрести мужество, надежду и вдохновение от Бога, Который близок к людям, сокрушенным и смиренным сердцем.
Замечание Иногда ребенка нужно заставить подчиняться определенным стандартам и нормам. Сделанное замечание помогает исправить то, что является неправильным. Оно дает вашим детям способность понять, в чем они неправы и что можно сделать, чтобы исправить положение. Замечание помогает вашим детям понимать Божии стандарты и учит их оценивать свое поведение в соответствии с этими стандартами. Второе послание к Тимофею 3:16-17 напоминает нам, что замечание (обличение) является одной из функций Слова Божия. Однажды вечером моя жена Марджи беседовала с нашей дочерью. Это был тот случай, когда причина, вызвавшая разговор, стала второстепенной вследствие того, что происходило во время разговора. Наша дочь играла в замечания как настоящий профессионал. Она кивала головой в знак согласия и делала правильные комментарии. Моя жена чувствовала, однако, что слова нашей дочери не выражали того, чем было наполнено ее сердце. Марджи решила проверить свои подозрения при помощи нескольких пробных вопросов. Она быстро осознала, что Хедер нуждается в обличении. Она указала нашей дочери на 9-ю главу Книги Притчей и показала разницу между тем, как кощунник и мудрый человек реагируют на обличение или замечание. Она сделала Хедер выговор, что помогло нашей дочери понять Божии стандарты и оценить свою реакцию на замечание с точки зрения этих стандартов. Сопротивление Хедер быстро растаяло в потоке слез. После этого беседа приняла конструктивный характер.
Выговор Выговор является средством порицания недостойного поведения. Иногда ребенок должен почувствовать, что вы недовольны, возмущены и встревожены тем, что он сказал или сделал. Например, мы всегда учили детей, что наша речь должна иметь некоторые необходимые ограничения. Мы не должны говорить людям, что ненавидим их и желаем им вреда или смерти. Подобные высказывания должны немедленно влечь за собой строгий выговор. В подобных случаях мы всегда говорили нашим детям с нескрываемой тревогой и негодованием: «Ты не должен так говорить. Я больше не хочу слышать от тебя чего-либо подобного». (Затем, конечно же, следовали другие формы общения, такие как наставление, ободрение и молитва.)
Просьба Общение, которое описывается этим словом, является весьма настойчивым и интенсивным. Оно включает в себя настойчивую просьбу, убеждение, увещевание и даже мольбу. Это, однако, не мольба нищего, а горячая, искренняя просьба отца или матери, которые, понимая своего ребенка, пути Божии и чрезвычайную важность момента, желают раскрыть свою душу в горячей мольбе к своему чаду, увещевая его поступить мудро и с верой. Эта форма общения применяется в особо важных случаях. Мы познаем сущность просьбы или мольбы, когда читаем 23-ю главу Книги Притчей. Нельзя не услышать горячей мольбы в следующих словах: Сын мой! Отдай сердце твое мне…» (Пр. 23:26). Я использовал эту форму общения, беседуя с моими сыновьями о важности уклонения от греха порнографии. Неоднократно я предупреждал их об опасности допущения нечистоты в своей жизни. Я объяснил им, как сексуальные грехи порочат образ Божий и не позволяют сохранить Его имя в святости и чести. Я предостерегал их, объясняя, что люди платят слишком высокую цену за мимолетные мгновения полового возбуждения: в будущем они не могут приспособиться к нормальной семейной жизни. Я перемежал мои просьбы словами ободрения, говоря о том, что радость половой жизни в законном браке так велика, что ее просто невозможно описать. (Вы можете найти подтверждение этому в Книге Притчей, в главах 5-7). Я, конечно же, не беседовал с ними об этом каждый день, однако могу сказать, что периодические увещевания, касающиеся таких важных тем, как эта, приносят добрые плоды.
Наставление Наставление – это процесс преподавания урока, установления заповеди или сообщения информации, которая поможет вашим детям понять мир, в котором они живут. Как родители, вы имеете дело с молодыми людьми, у которых существуют большие пробелы в понимании жизни. Они нуждаются в информации и знаниях о самих себе и о других. Им нужно понимать мир духовной реальности и принципы Царствия Божия. Ваши дети нуждаются в критериях, которые позволят им понимать жизнь. Притчи царя Соломона являются богатейшим источником информации об окружающем мире. Ребенок, начинающий разбираться в библейских описаниях глупца, лентяя, кощунника, мудрого человека и так далее, будет в дальнейшем хорошо понимать жизнь. Я был поражен, когда увидел, что мои дети относятся ко всему происходящему в их школе с такой проницательностью и таким пониманием, которых я никогда не имел, учась в средней школе. Они могут оценивать свои поступки и ответные действия так, как я это делал, когда мне было далеко за двадцать. В чем причина? Причина в том, что наставление в путях Божиих дало им библейскую мудрость. Это как раз то, о чем написано в Псалме 118: «Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи» (Пс. 118:98-100, 104).
Предостережение Жизнь ваших детей подвержена многим опасностям. Предостережения же побуждают нас проявлять бдительность по отношению к потенциальной опасности. Предостережение – это предупреждение, полное милосердия и сострадания; оно равносильно установлению дорожного знака, информирующего водителей о том, что впереди нет моста через реку. Предостережение со всей честностью предупреждает нас об опасности тогда, когда еще остается время спастись и остаться невредимым. Бдительные родители могут помочь своему ребенку избежать опасности и извлечь для себя определенный урок. Цель предостережения - охранять и оберегать. Следующие стихи из Книги Притчей содержат целый ряд предостережений для тех, кто обладает мудростью и проницательностью. 12:24: «Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью». 13:18: «Нищета и посрамление отвергающему учение…» 14:23: «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб». 15:1: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». 16:18: «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». 17:19: «…кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения». 19:15: «…нерадивая душа будет терпеть голод». Это лишь некоторые выдержки из Книги Притчей, содержащие предостережения. Один из самых действенных способов предостережения наших детей состоит в том, чтобы наполнять их разум знанием тех предостережений, о которых говорит Библия. Как действуют предостережения? Предостережение – это просто утверждение о том, что поступок А приводит к результату Б. например, лень ведет к рабству. Ленивый человек будет в конце концов порабощен другими людьми. Данное предостережение представляет собой практическое применение принципа «Что посеет человек, то и пожнет», который является действенным во всем Писании. Предостережение не заключается в энергичном выражении беспокойства, когда дети выходят на улицу, направляясь куда-то. Предостережение – это напоминание им о принципе «Что посеет человек, то и пожнет», который мы встречаем повсюду в Писании. Предостерегать – значит проводить время со своими детьми, помогая им понять многие утверждения Писания о том, что поступок А приводит к результату Б. Со временем дети начинают понимать библейские принципы и следовать им. Истины Слова Божия оказывают огромное влияние на жизненную позицию и поведение ваших детей, когда те усваивают их. Наша дочь провела свои первые школьные годы в маленькой христианской школе. Затем ей пришлось перейти в бесплатную среднюю школу, расположенную в нашем районе. Комок подкатился к горлу, когда в первый день занятий мы провожали ее у ворот. Глядя, как она входит в двери этой огромной школы, мы сознавали, что там она никого не знает. В последующие дни именно предостережения и увещевания Книги Притчей помогали ей установить дружеские отношения с одноклассниками. Книга Притчей (14:7) предостерегает о глупцах и советует держаться подальше от них. Она также дает определение глупца. Глупец сразу же выказывает свой гнев (12:16). Всякий распространяющий клевету также является глупцом (10:18). Эти и другие предостережения дали ей проницательность и мудрость в выборе друзей. Хотя прежде она никогда не училась в большой школе, Писание научило ее принимать мудрые решения. Как все это действовало на практике? С ней иногда заводили такие разговоры: - Привет! Ты здесь новенькая, правда? Как тебя зовут? - Хедер. - А меня зовут Тина. Пошли, пообедаем вместе. Я все расскажу тебе про эту школу. - Да, ну хорошо. - Видишь вон ту девчонку, идущую сюда с подносом? Это Кристина. Ее здесь все знают. Она много о себе воображает, потому что у нее классные наряды, и ее парень хорошо играет в футбол. Терпеть ее не могу… О, привет, Кристина. познакомься, это моя подруга Хедер. Чему этот разговор научил Хедер? Она поняла, что Тина любит сплетничать. Хотя она и сделала первый шаг, чтобы познакомиться с Хедер, однако ей нельзя было доверять. Проницательность и мудрость, полученные при чтении Книги Притчей, помогли нашей дочери дать правильную оценку этой девочке. предостережения, которые она приняла и усвоила как часть своей системы ценностей, дали ей мудрость и проницательность.
Научение Научение (обучение) – это процесс передачи знаний. Он побуждает ребенка познавать что-либо. Иногда научение имеет место прежде, чем в нем нуждаются. Часто научение оказывает наиболее сильное влияние, когда ребенок с чем-то не справился или когда у него возникли какие-то проблемы. Как благочестивые, верующие родители, вы можете многому научить своего ребенка. Черпая знание в Писании, вы можете научить его понимать самого себя, других людей, жизнь, Божие откровение и окружающий мир. Вы обязаны активно передавать знания своим детям.
Молитва Хотя молитва – это средство общения не с ребенком, а с Богом, она, тем не менее, является неотъемлемым элементом общения, которое происходит между родителями и их детьми. Часто мы можем понять наших детей лучше всего тогда, когда они молятся. Понимание того, о чем они молятся и как они молятся, во многих случаях приоткрывает окно в их душу. Таким же образом молитва родителей дает наставление ребенку и помогает ему лучше понять своих родителей. Вы должны понимать, что если ребенок будет слышать ваши молитвы, то ваша вера в Бога будет передаваться ему.
Вывод Следует сказать о главном: ваше общение с детьми будет иметь различные формы. Утонченные и самые ценные элементы каждой из форм, упомянутых выше, должны проявляться в вашем общении с детьми. Каждый из элементов этого списка, который никоим образом не является исчерпывающим, должен быть тесно переплетен с другими, чтобы ваше общение напоминало роскошный гобелен. Например, вы можете упрашивать своего ребенка, предостерегая или же ободряя и поддерживая его. Или вы можете наставлять его, выговаривая или делая ему замечания. Элементы общения могут быть переплетены друг с другом совершенно по-разному.
Вопросы к главе 9 1. Какая часть вашего общения с детьми ограничена верхней секцией рис.5? 2. Когда у вас возникают проблемы с детьми, то вы надеетесь разрешить их при помощи ограниченного набора правил и дисциплинарных взысканий или же при помощи более богатых и разнообразных форм общения? 3. Опишите, как вы будете разговаривать со своим ребенком-подростком, который, как вам кажется, украл у вас некоторую сумму денег, но не признается в этом. 4. Каким должно быть качество ваших взаимоотношений, чтобы, увещевая своего ребенка, вы имели успех? 5. Как вы будете ободрять своего ребенка, который потерпел сильную неудачу, но искренне желает получить помощь от Бога? 6. В каких из девяти форм общения, упомянутых в этой главе, вы наиболее искусны, а в каких разбираетесь меньше всего? 7. В конечном счете, общение отражает то, чет наполнено сердце человека, «ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45). Что переполняет ваше сердце и влияет на вашу способность эффективно общаться со своими детьми?
ГЛАВА 10
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.85 (0.01 с.) |