Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация поведения с точки зрения развития характера

Поиск

Мы сталкиваемся с двумя проблемами, когда размышляем о характере. Одна из них – это неумение видеть то, о чем говорилось выше. Это неумение проявляется в отсутствии желания бороться за достижение долгосрочных целей воспитания. Другая проблема заключается в неспособности перейти от поведения ребенка к соответствующим проблемам его характера. Это приводит лишь к видению изолированных друг от друга поступков. Результат тот же самый – неумение достигать долгосрочных целей развития характера.

Родители склонны рассматривать поведение своих детей с очень наивной точки зрения. Мы видим борьбу за обладание игрушкой только как борьбу за обладание игрушкой, в то время как подобная сцена говорит о неумении или нежелании уважать других. Она говорит об эгоизме и выражает следующую позицию: «Меня не волнуют твои желания. Я хочу иметь то, что мне нравится». Такое поведение ребенка свидетельствует о его решимости жить в этом мире, используя любую возможность послужить и доставить удовольствие самому себе.

Я не говорю о том, что вы должны преподносить своим детям такой анализ их поведения в форме резкой обличительной речи, однако вам следует обладать определенной проницательностью, воспитывая их и помогая им понимать самих себя и свои нужды.

Склонны ли вы рассматривать ненасытные «я хочу» как идолопоклонство и служение материальным вещам? Думаете ли вы, что это совершенно естественно и пройдет с возрастом? Если так, то вы не сможете помочь своим детям понять духовную реальность. Вы никогда не сможете противостоять греховной тенденции искать значение и смысл жизни в вещах. Жизнь не заключается в изобилии имения.

У Сюзи был день рождения. Предвкушая, сколько денег подарят ей тети и дяди, Сюзи стала планировать, какие вещи она купит. Думая об этом, она чувствовала себя счастливой в ожидании обновок. Она планировала, кому покажет свои новые вещи, и представляла, что скажут ее друзья.

Родители Сюзи заботились о том, чтобы их дочь научилась быть благодарной за все то изобилие, которое посылает Бог. Мудро и нежно они приступили к решению данного вопроса. Они начали с того, что стали говорить о радости, которую принесут ей обновки, о которых их дочь давно мечтала. Затем они стали размышлять с ней о том, что каждая новая вещь приносит лишь временную радость. Сюзи могла вспомнить те случаи, когда у нее появлялись новые вещи, которым она так радовалась. Все вместе они пришли к выводу, что, хотя мы можем и должны быть благодарны за новые вещи, они быстро теряют свою красоту и привлекательность. Они начали составлять список всех тех вещей, которые когда-либо радовали Сюзи. Скоро этот список стал таким длинным, что они почувствовали, что им следует остановиться, чтобы помолиться и воздать благодарность Богу за все дарованное Им. Родители Сюзи осторожно и нежно отвратили ее сердце от гордости и упоения собственным имуществом и помогли ей обрести более реалистичный, библейский взгляд на Божии благословения.

 

Видение будущего

Вы должны быть человеком, обладающим дальновидностью и проницательностью. Вы обязаны рассматривать потребность ваших детей в пастырском руководстве не только с точки зрения сиюминутной ситуации, но и имея в виду их будущее.

Возможно, вы довольно часто раздражаетесь по утрам. Вам следует оценивать такое раздраженное, капризное поведение не просто как отдельное событие, имевшее место однажды утром. Вы должны понимать, что оно оказывает влияние на всю последующую жизнь. Когда я говорю людям об этом, то часто слышу от них: «Ну и что? Я тоже редко бываю в хорошем настроении утром». Вполне возможно, что это честное признание. Но вопрос вот в чем: «Является ли такая привычка или черта характера благословением или же проклятием для вас?»

Разве вы не хотите, чтобы ваш ребенок был лучше вас? Разве не было бы для вас благословением, если бы вас наставляли и наказывали за плохую привычку, когда вы были еще ребенком?

Забота о правильном формировании характера поможет вам перестать относиться к своим детям как к младенцам. Я слышу, как некоторые родители разговаривают со своими детьми школьного возраста так, будто бы им всего три годика. Они выкрикивают приказания. Их дети слышат те же самые команды, которые они слышали в раннем детстве, но не возрастают при этом в мудрости и проницательности. Они не получают необходимой подготовки для перехода к следующей стадии своего развития − отрочеству и юности.

 

Вопросы к главе 17

1. Можете ли вы назвать ситуации, в которых одна из важных черт характера вашего ребенка поставлена на карту, а вы не знаете, что конкретно следует предпринять? Составьте список подобных ситуаций. Постарайтесь определить, к каким проблемам это может привести в будущем, и что следует предпринять на примере решения проблем, обсуждавшихся в этой главе.

2. Можете ли вы вспомнить отдельные случаи, когда испытывали искушение дать своему ребенку заведомо заниженный стандарт поведения, который было бы легко достичь, потому что это упрощало ситуацию?

3. Были ли вы готовы удовлетвориться поведением, которого требовали от своего ребенка, даже если знали, что он слушается вас не от всего сердца?

4. Как бы вы провели различие между отдельными характеристиками поведения, отвечающими на вопросы «когда», «что» и «почему»?

5. Какая из этих характеристик является наиболее важной?

6. Можете ли вы привести пример обращения к совести?

7. Если бы вас попросили назвать пять целей, к которым надо стремиться, воспитывая характер вашего сына или дочери, то в чем заключались бы эти цели?

 

ГЛАВА 18

ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ: ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

− Алло! Папа, это ты?

Я, конечно же, сразу узнал голос, говоривший со мной по телефону. Это звонил мой сын, который после школы зашел в мой кабинет, чтобы попросить меня разрешить ему поехать в парк на нашей машине.

− Привет! Что случилось? − спросил я небрежно, стараясь не выдать волнения.

− Я запер ключи в машине, − ответил он, нервничая.

− Ну, ничего страшного. У меня есть другая пара ключей. Сейчас приеду…

Тут мой сын перебил меня:

− Папа, видишь ли, до того, как я запер ключи в машине, произошла авария. Совсем небольшая авария… Машина не сильно пострадала… Думаю, я не был виноват… Папа, со мной все в порядке.

Общаясь с водителями подросткового возраста, вы познаете одну вещь: аварии, в которые они попадают, всегда «совсем незначительные», и сами они никогда не бывают виноваты!

Многие люди со страхом ожидают наступления того времени, когда их дети станут подростками. Это касается не только аварий − мы все понимаем, что автомобили не имеют первостепенной важности в жизни. Дело в другом. Родители боятся, что их дети, став подростками, внутренне отдалятся от них. Им кажется, что их дети, достигнув определенного возраста, отвернутся от своих родителей. Они боятся, что отношения между ними станут похожи на те отношения, свидетелями которых они уже были, видя жизнь некоторых неблагополучных семей. Мы все слышали такую поговорку: «Маленькие дети − маленькие проблемы, большие дети − большие проблемы».

 

Возрастные особенности

Характерными чертами этого периода жизни являются наступление половой зрелости и оставление родительского дома, с тем, чтобы начать жить самостоятельно и основать свой собственный дом.

Возраст от 13 до 19 лет − это довольно-таки опасный период. Это годы необычайной незащищенности. Ваш ребенок уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Он испытывает чувство неуверенности и не знает, как ему надо действовать. Если он ведет себя как ребенок, то его бранят за то, что он не ведет себя соответственно своему возрасту. Если же он поступает как взрослый, то ему говорят, что у него «молоко на губах еще не обсохло». Иногда весь мир кажется ему таким захватывающим и привлекательным, что ему нравится быть подростком. В иных же случаях окружающий мир пугает его, предъявляя к нему свои требования, и кажется весьма отталкивающим, так что вашему повзрослевшему чаду вообще не хочется начинать самостоятельную жизнь.

Одному из наших детей очень нравилось быть семнадцатилетним подростком. В его глазах 17 лет выглядели как возраст совершеннолетия и стопроцентной зрелости. Его уже не считали новичком, когда он сидел за рулем автомобиля (на его счету было несколько аварий), однако по закону он еще не считался взрослым или совершеннолетним. Наша дочь, когда пришло время поступать в колледж и самой принимать решения, казавшиеся ей очень серьезными, обнимала нас с мамой и уверяла, что никогда не покинет родительского дома. Она хотела оставаться девочкой, достаточно взрослой, чтобы сомой что-то делать, и одновременно маленькой, чтобы находить приют и защиту в родительском доме.

Подростки очень ранимы, чувствуя себя уязвимыми со всех сторон. Они сильно переживают по поводу своей внешности. Они заботятся о том, одеты ли они по моде, правильно ли носят одежду и что подумают друзья об их новой рубашке, платье или прическе. Что, если они окажутся там, где все одеты не так, как они?

Они испытывают беспокойство по поводу своего понимания жизни. Они переживают, что не знают, как следует вести себя и о чем нужно говорить в ресторане. Их сильно волнует тот запас знаний, который они имеют, − достаточен ли он для того, чтобы помочь им справиться с ситуациями, в которых они сами стремятся оказаться.

Они колеблются в мире различных идей. В нашей семье мы превратили обеденный стол в место, где говорится о политике, обсуждаются текущие события и дискутируются идеи, пользующиеся сегодня особой популярностью. Никто не обладает способностью подростка всесторонне обсудить какую-либо проблему в течение одного разговора. Почему? Да потому, что он впервые старается сформулировать свою независимую позицию в мире различных идей и представлений. Он знает достаточно, чтобы принимать участие в разговоре, однако его точка зрения еще не полностью сформировалась.

Подростки озабочены своей внешностью. Много свободного времени они проводят, стоя перед зеркалом. Их очень тревожит правильность и своевременность их физического развития.

Подростки испытывают опасения по поводу своих личностных качеств. Им интересно знать, достаточно ли они серьезны, достаточно ли веселы, достаточно ли умны и достаточно ли беззаботны. Один из наших детей был серьезно озабочен всем этим. За завтраком он нередко заявлял о том, что решил изменить свою индивидуальность. Иногда он менял ее чаще, чем свои рубашки.

В то время он еще не знал, что невозможно на долгое время искусственно изменить свою личность − она опять станет такой, как прежде. Все его опасения и переживания свидетельствовали лишь о его неуверенности в самом себе.

Хотя этот период жизни характерен нестабильностью, беспокойством и ранимостью, однако парадоксально то, что именно в это время дети стремятся утвердить свою независимость. Подросток хочет жить сам по себе. В то время как его потребность в руководстве никогда еще не была такой насущной, как сейчас, он будет изо всех сил сопротивляться любым попыткам ограничить его или поставить в определенные рамки.

 

 

Бунт

Возраст от 13 до 19 лет − это тот период жизни, когда ребенок часто восстает против родительской власти. Иногда такое восстание представляет собой просто попытку утвердить свою индивидуальность неверным способом.

Часто бунтарские настроения имеют более глубокие корни. У некоторых детей открытый отказ повиноваться является выражением восстания, которое долгое время имело скрытую, латентную форму.

Отцы и матери иногда не замечают этого. Я беседовал со многими родителями, которые объясняли такое открытое возмущение тем, что их семья переехала на новое место жительства, или тем, что их дети завели новых друзей, или тем, что их сын или дочь стали слушать музыку в стиле «тяжелый металл».

Хотя мы все признаем, что переезд семьи на новую квартиру может явиться большой травмой для ребенка, что друзья могут оказывать негативное влияние на ваших детей, и что определенная музыка может выражать бунтарские настроения, однако корни проблемы лежат намного глубже.

Я вспоминаю, как мне пришлось быть свидетелем того, как отец наказывал своего сына-четвероклассника. В присутствии посторонних людей отец сделал ему выговор и силой принудил его повиноваться. Хотя мальчик, в конце концов, проявил послушание, гримаса на его лице выражала гнев и глубокую ненависть по отношению к своему отцу. Что в тот момент удержало его от открытого бунта? А вот что: мальчик был слишком молод и все еще боялся своего отца, чтобы осмелиться выплеснуть наружу свое негодование. Лишь его сердитый взгляд выражал раздражение и гнев.

Прошло несколько лет, и этот мальчик восстал против родителей. Да, он попал в плохую компанию, слушал антиобщественную музыку. Однако семена восстания и противления не были посеяны в его душе мятежными друзьями. Его дерзость и открытое неповиновение начались не с антиобщественной, по мнению взрослых, поп-музыки. Его бунт явился выражением того, что он чувствовал себя как четвероклассник, которого публично порицают и подвергают унижению.

Я всегда поражаюсь тому, как быстро дерзкие, непослушные подростки находят друг друга. Будучи переведенными в другую школу, они сходятся с подобными им бунтовщиками еще до начала большой перемены. Почему это так? подросток попадает в плохую компанию потому, что он бунтовщик; он не становится бунтовщиком вследствие влияния своих друзей.

Я убежден, что недисциплинированные, непослушные дети могут подбадривать друг друга и оказывать влияние на тех, кто дружит с ними, однако очень редко бывает так, что подросток, от всего сердца повинующийся своим родителям, становится бунтовщиком лишь благодаря влиянию другого подростка.

Маленький ребенок может иногда испытывать бунтарские настроения. В некоторых случаях он может проявлять открытое неповиновение. Пока он молод и полностью зависим от мамы и папы, он не может открыть восстать против них. Он все еще нуждается в своих родителях. Мама и папа все еще обладают слишком большой силой и властью. Однако наступает такой момент, когда у ребенка появляются мысли о том, как он будет жить самостоятельно, отдельно от своих родителей, и тогда он начинает давать выход своим мятежным чувствам. Очень часто для родителей это является полной неожиданностью, в то время как восстание их ребенка зрело долгие годы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.239 (0.008 с.)