Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детство: методика воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Всем родителям приходилось слышать, как их дети кричат друг на друга. Подобная сцена знакома всем: двое детей хотят играть в одну и ту же игрушку. Каждый родитель по-своему решает данную проблему. Большинство родителей спрашивает, кто взял игрушку первым, взывая к чувству справедливости. Некоторые увещевают детей «делиться» и «быть тактичными». Иные достают часы и говорят: «Ну ладно, можешь взять эту игрушку на десять минут, а затем твой брат поиграет в нее следующие десять минут». Некоторые просто не обращают внимания на крики, будучи убежденными в том, что дети будут меньше драться, если игнорировать их потасовки. Другие же утешают себя мыслью о том, что все братья и сестры дерутся, поэтому это вполне нормально и с возрастом они перестанут ссориться друг с другом. Большинство родителей, наблюдающих подобные сцены, приходит к выводу, что должен существовать какой-то лучший способ решения проблемы. Они желают знать, есть ли какой-то действенный способ покончить с этими спорами и разногласиями. Каким образом можно удовлетворить реальные нужды и потребности детей? Что же следует делать? Вы не можете просто угрожать физическим наказанием: «Хочешь, чтобы я тебя отшлепал?» Вы не можете просто воздействовать на чувства: «Мне не нравится, когда ты…», или: «Ты причиняешь мне боль, когда…» Вы не можете просто использовать их любовь к своим вещам: «Хочешь, чтобы я забрал у тебя все игрушки?» Ни один из этих приемов не дает должного результата, потому что не касается сердца ребенка.
Обращение к сердцу У родителей обычно возникает искушение сосредоточить все внимание на поведении своих детей. Поведение можно видеть и слышать. Кажется, что его легко подкорректировать. Давайте вспомним принцип, который рассматривался в первой главе. Там говорилось о том, что сердце управляет поведением. Поведение показывает, что происходит внутри человека. Все, что человек говорит и делает, является отражением того, чем наполнено его сердце, «ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45). У вашего ребенка есть внутри нечто, что связывает его с Богом. Это сердце. Оно является источником жизни. Поэтому, чтобы понять, что говорит и делает ваш ребенок, вы должны понимать его сердце. Вы должны стремиться определить и понять, чем оно наполнено. Принципы общения, обсуждавшиеся в главах 8—10, оживают здесь с новой силой. В отношении каждого поступка можно задать три вопроса: когда, что и почему? «Когда» относится к обстоятельствам, при которых был совершен поступок. «Что» относится к тому, чем было наполнено сердце ребенка в тот момент, и что подтолкнуло его к определенным словам или действиям. Вы обязаны исследовать вместе со своими детьми не только когда и что произошло, но и почему это произошло. Вы обязаны помогать им рассматривать свое поведение, задавая самим себе вопрос: «Почему?» Ваша задача – помочь им понять, чем наполнены их сердца. Однажды Кэрри целый день ворчала и жаловалась. Было очень непросто понять, в чем проблема. У ее родителей возникло желание изменить поведение своей дочери, сказав: «Перестань жаловаться!» Или: «Я не хочу больше слышать ни одного слова жалобы от тебя!» Они могли бы пристыдить ее, применив старый, испытанный прием, который заставил бы ее замолчать: «Тебе должно быть стыдно. Ты ворчишь и жалуешься, имея столько благословений». Вместо этого они стали исследовать, что кроется за таким поведением, очищая ее сердце от шелухи различных отговорок и оправданий дурного настроения. В конце концов, они добрались до сути проблемы и поняли, чем было наполнено сердце их дочери. Кэрри злилась, потому что все происходило не так, как ей хотелось. Внутри себя она страстно желала быть на месте Бога. Она мечтала сама всем управлять. Она хотела господствовать на земле. В своем сердце она решила, как все должно происходить на этом свете, однако все происходило иначе. Ее сердце было переполнено неудовлетворением от того, как Бог управляет миром. Сама она не осознавала этого, но именно это было ее главной проблемой. Если вы не раскладываете поведения вашего ребенка на составные части, то всегда будете сосредоточивать внимание лишь на его внешних проявлениях. В таком случае вы будете подобны человеку, который пытается избавиться от сорняков на лужайке перед домом, подстригая траву. Сорняки будут вырастить снова и снова.
Обращение к совести Ваши дети нуждаются в том, чтобы в их сердцах произошла перемена. Эта перемена начинается с сознания греховности. Сознание греховности приходит через обличения совести. Ваши дети должны убедиться в том, что они отступили от Бога и нарушили Его завет. Они обязаны осознать тот факт, что их внутренний человек, который связан с Богом, является идолопоклонником и виноват перед Ним. Чтобы помочь им, вы должны воззвать к их совести. В 12-й главе упоминалось, что примеры обращения к людской совести мы находим в служении Иисуса. Он постоянно взывал к совести, побуждая людей судить самих себя и свои сердечные намерения. Работа по воспитанию характера требует знания того, как следует обращаться к совести. Если вы хотите воспитывать характер, а не просто корректировать поведение, то должны смотреть в корень проблемы, помогая своему ребенку увидеть подтекст своего поведения и осудить самого себя. В 10-й главе Евангелия от Луки говорится о том, как один законник (знаток Священного Писания) подошел ко Христу, чтобы искусить его следующим вопросом: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» В ответ Иисус спросил его: «В законе что написано? как читаешь?», и тот процитировал две великие заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя». Затем законник, желая оправдаться, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» (стихи 25-29). Христос хотел помочь ему осознать, что в любой момент законник знал, в чем состояла нужда, и был обязан удовлетворить эту нужду. Если бы он не сделал этого, то нарушил бы закон. Иисус преподал соответствующий урок, рассказав притчу о добром самарянине. Данное повествование обезоружило законника и дало ему возможность понять, что он не исполнил заповеди. В конце притчи Иисус обратился к его совести, спросив о том, кто был ближний тому несчастному путнику. Законнику пришлось перейти от вопроса о том, кто его ближний, к серьезной оценке характера и действий самарянина, оказавшегося ближним тому путнику. Ответ Христа Петру (Евангелие от Матфея, глава 18) является еще одной иллюстрацией того, как Иисус обращался к совести человека. Петр задал вопрос о том, есть ли какой-то предел прощению: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» (стих 21). На это Иисус мог просто ответить: «Петр, если ты задаешь такой вопрос, то ты еще очень далек от понимания того, что такое прощение». Вместо этого Он рассказал историю, которая ярко продемонстрировала, что значит быть прощенным. В 7-й главе Евангелия от Луки говорится о женщине, которая была грешницей. Она помазала Иисусу ноги и омыла их своими слезами. Тогда Симон, фарисей, осудил Иисуса за недостаток ведения. Эта грешница вызвала в нем чувство отвращения. Иисус, зная помышления его, рассказал ему притчу, которая коснулась его совести. В этой притче говорилось о заимодавце и двух его должниках: у одного был большой долг, а у другого маленький. Оба они были прощены заимодавцем. В конце притчи Иисус спросил: «Скажи же, который из них более возлюбит его?» Симон отвечал: «Думаю, тот, которому более простил». – «Правильно ты рассудил», - сказал Иисус. Иисус использовал эту историю, чтобы обвинить Симона в его самоправедных мыслях. Он обратился к его совести. Он осудил Симона его же словами. Суть данной притчи была в том, что эта женщина-грешница возлюбила Его больше, нежели Симон, который гордился своей праведностью. Вы должны применять те же самые методы в отношении нужд ваших детей. Вы должны уметь распознавать, откуда проистекают их проблемы, обращаясь к их совести. Послание к римлянам 2:14-15 показывает, что совесть является вашим союзником, когда вы учите своих детей осознавать их греховность. Совесть либо оправдывает, либо осуждает человека. Если вы взываете к совести, то это позволяет вам избежать превращения наказания в спор между вами и вашим ребенком. Спор всегда происходит между вашим ребенком и Богом. Воспитывая детей таким образом, вы не предлагаете им заниженных стандартов, которые помогали бы им чувствовать свою праведность и быть довольными собой. Сталкиваясь с Божьими путями, они осознают свою глубочайшую нужду в радикальной, возрождающей перемене, которую может совершить только Христос. Когда ваш ребенок начал осознавать свою греховность (благодаря работе Духа Святого и использованию средств, определенных Богом для воспитания детей), тогда вы должны указать ему на Иисуса Христа – единственного Спасителя человечества. Старайтесь помочь своему ребенку, являющемуся эгоистичным грешником, осознать нужду в благодати и милости Христа, которые были проявлены Им на кресте. Если вы боретесь с шумными протестами и возмущением своего ребенка, воюющим за право первым завладеть игрушкой (особенно если вы сделали предметом спора вопрос: «Кто взял ее первым?»), не обращаясь к его сердцу, откуда произрастает эгоизм, то такой путь никогда не приведет его ко кресту. Рассмотрение того, чем в действительности наполнено сердце ребенка, открывает постоянный доступ ко кресту, где нечестные, испорченные, грешные мальчики и девочки могут обрести прощение. По-настоящему христианские ответные чувства нельзя вызвать, используя законнические методы воспитания, потому что они затрагивают лишь внешние проявления и не касаются сердца.
Развитие характера Очень важно обращаться к сердцу и взывать к совести ребенка, потому что в эти годы происходит интенсивное формирование его характера. Характер можно определить как жизнь в полном соответствии с тем, кто такой Бог и кто такой я. Воспитание характера Давайте рассмотрим зависимость от Бога как одну из черт характера. Как воспитание в ребенке этого качества соответствует нашему определению?
Кто такой Бог Он сотворил меня. Он поместил меня здесь в это время. Он первичен. Однажды мне придется предстать перед Ним и дать отчет. Он обещал открывать себя тем, кто сокрушен и смирен сердцем. Он поможет мне познать Его силу и получить от него поддержку. Я могу познавать Его и получать способность повиноваться Ему. Он обещал благословлять тех, кто полагается на Него. Кто такой я Я – Божие творение. Я был сотворен Богом и для Бога. Он поместил меня здесь в это время и дал мне определенные возможности. Я обязан воздавать Ему честь и славу. Я был создан для того, чтобы прославлять Его. Когда я приближаюсь к Нему и ищу лица Его, Он помогает мне повиноваться Ему. Я могу познать Его силу и поддержку. Бог обещал посылать благодать всем, кто воззовет к Нему. То, о чем говорится в этих двух колонках, является основой вашего общения с ребенком, когда вы помогаете ему научиться быть зависимым человеком. Вы хотите показать ему, кто такой Бог. Понимание этого должно стать базисом для принятия решений в отношении того, что он должен делать и кем он должен быть. Как творение Божие, он призван зависеть от Бога. Бог не просто представляет это как некое правило, которому надо следовать, но Он послал Своего Сына изменить сердца людей, чтобы они могли стать теми, кем Он призвал их быть. Бог будет сражаться бок о бок со Своим чадом, защищая его интересы. Поддерживайте и ободряйте вашего ребенка так, чтобы это согласовывалось с его человеческой природой и природой Бога. Вы не можете со всей честностью сказать своему ребенку, что если он будет прилагать достаточно много усилий, если он будет достаточно хорошим, и если у него будет сильное желание, то он сможет стать таким человеком, каким Бог призвал его быть. Сам по себе он никогда не сможет им стать. Ему несвойственно быть таким человеком без благодати Бога и Его поддержки. Вам также не следует допускать еще более распространенной ошибки: вы не должны пытаться воспитывать в нем благородные черты характера, не упоминая при этом о Боге. Многие люди приходят к заключению, что если их дети не являются верующими, то они не могут настаивать на соблюдении ими их обязанностей, делая ударение на том, кто такой Бог. Если вы не призываете своего ребенка быть тем, кем Бог призвал его быть, то это ведет к тому, что вы предлагаете ему стандарт поведения, которому он может соответствовать лишь благодаря своим природным способностям, не нуждаясь при этом в благодати Божией. Такой стандарт не требует познания Бога и веры в Него. Поэтому он будет лишь удалять вашего ребенка от Бога, а не приближать к Нему. Иными словами, вы либо призываете своих детей быть теми, кем они не могут быть без благодати Божией, либо занижаете стандарт поведения до того уровня, который они могут достичь. Если вы поступаете так, то преуменьшаете их нужду в Боге настолько, насколько занижаете Божий стандарт. Вы должны быть готовы напоминать своим детям об их ответственности исполнять то, что им поручено. Научение тому, как жить в полной зависимости от Бога, − это процесс, занимающий много времени. Он требует многих дней терпеливого и постоянного повторения того, о чем говорилось выше. Иногда этот процесс может сопровождаться применением розги. Однако вы должны посвятить себя главным образом терпеливому наставлению и научению. Ранее я упоминал о том, что один из моих сыновей выращивал свиней. Гидрант, где он брал воду в зимнее время, находился на расстоянии нескольких десятков метров от хлева. Свиньям нужно много воды. Воду нужно было носить, поскольку зимой шланг замерзал. Основная задача моего сына состояла в том, чтобы каждый день носить воду свиньям. У одиннадцатилетнего мальчика это занимало около часа. Иногда он спотыкался и проливал много воды. Мы ободряли его тем, что эта работа была ему по силам, и говорили, что он обязан хорошо ухаживать за животными, и что Бог может помочь ему справляться с этой работой, хотя она и была весьма трудной. Прошло много лет, и у меня состоялось два разговора относительно того периода жизни моего сына. Первый разговор произошел с соседом, который наблюдал за тем, как мальчик, прилагая огромные усилия, носил воду, и хотел помочь ему. Этот человек думал, что я излишне нагружаю ребенка. Второй разговор произошел с моим сыном, который несколько раз повторил, что очень ценит те годы. Они были похожи на детские годы Давида, когда он переносил трудности, борясь со львом и медведем. Они подготовили его к битве с Голиафом, которого он победил, имея силу от Господа. Давид, будучи еще совсем юным (прочитайте 1 Царств 17:33), сказал: «Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина» (1 Цар. 17:37). Почему мы видим, что Давид научился доверять Богу посреди трудностей, когда он, будучи еще мальчиком, боролся со львом и медведем, и в то же время считаем, что наши дети не способны выучить эти же самые уроки веры? Еще хуже то, что мы устраиваем им такую жизнь, которая не требует от них никакой веры в Бога. Мы предлагаем им заниженные стандарты, которые побуждают их полагаться на свои собственные силы, природные способности и дарования, и, таким образом, отвращаем их от Христа и Его креста. Давайте поговорим еще об одной черте характера. Всех родителей беспокоит моральная чистота их детей. Помните, что характер можно определить как жизнь в полном соответствии с тем, кто такой Бог и кто такой я.
Кто такой Бог Бог сотворил меня. Он владеет мной. Он установил определенные границы человеческих отношений. Он обещал великие благословения и защиту тем, кто чтит Его в своих отношениях с другими людьми, и предупредил о рабстве греха и погибели всех тех, кто отказывается соблюдать Его повеления и считаться с Его желаниями. Отношения, которые я имею с людьми в течение моей жизни, должны быть отображением тех отношений, которые существуют между Богом и Его церковью. Бог дает то, что предписывает. Поэтому Его можно познать лишь живя жизнью самоконтроля и воздержания. Кто такой я Я – Божие творение. Я был сотворен Богом и для Бога, Который обладает всей полнотой мудрости. У меня есть нужды, которые могут быть удовлетворены только в контексте, определенном Богом. Я призван жить праведной жизнью. Я ответственен перед Богом за те отношения, которые я имею с другими людьми. Почитая Бога, я нахожу полноту в Нем, а затем нахожу полноту в том человеке, которого Бог приготовил для меня. Если я бесславлю и позорю Его или позволяю себе то, что Он запретил, то это неизбежно ведет к безвозвратной утрате достоинства, позору и деградации.
Я убежден, что мы можем воспитать нравственно чистых детей даже в обществе, которое использует секс в любых возможных видах и формах. Ежедневное чтение Книги Притчей позволяет на жизненных примерах обсудить нравственную чистоту. В 5-й главе этой книги подробно говорится о нравственной нечистоте и ее плодах, а также о благе и сексуальном удовольствии, которое получает человек, хранящий свое сердце в чистоте. Данный отрывок предостерегает об опасности быть пойманным в сети греха. Частое прочтение Книги Притчей предоставляет много благоприятных возможностей поразмышлять об опасности, которую содержит в себе грех, имеющий отношение к сексуальным взаимоотношениям, и о радости сексуальной свободы, которой наслаждаются живущие в браке. Глава 7 Книги Притчей описывает блудницу. Здесь говорится об обольщении и о том, к чему оно ведет. Оба этих отрывка Писания позволяют честно и откровенно обсудить проблемы секса. В них дается много предостережений, они исполнены проницательности и указывают на верный путь. Я знал детей, которые хорошо понимали эти вопросы. Они выросли и стали осторожными, осмотрительными молодыми людьми. Они убеждены, что Бог подарил человеку радость половой жизни и предусмотрел определенные рамки и обстоятельства, в которых она должна быть испытываема. Очень важно, чтобы вы позволяли своим детям знать тот факт, что отношения между мамой и папой имеют сексуальную окраску. Некоторые христиане ошибочно считают, что дети никогда не должны видеть их в объятиях друг друга. Это приводит к тому, что любовные интрижки, показываемые по телевизору, и греховные поступки нечестивых людей являются единственным выражением сексуальности, которую они могут наблюдать. Я не говорю здесь о том, что надо приглашать детей в свою спальню. Нет, я говорю здесь о важности того, чтобы дети знали, что отношения их родителей имеют оттенок сексуальности. В добавление к тому, чтобы быть примером в данном вопросе, вы должны быть готовы исправлять неправильные представления о сексуальности, которые вы можете заметить в жизни ваших детей. Например, многие маленькие девочки учатся ходить и сидеть в несколько неприличной, нескромной манере. Однако взрослые почему-то думают, что если девочка ведет себя как маленькая обольстительница, то это очень мило, и одобряют подобное поведение. На самом же деле, это предоставляет родителям благоприятную возможность научить девочку, как и почему она должна вести скромно и благопристойно. Те случаи, когда маленькие дети начинают заниматься сексуальными ухаживаниями друг за другом, предоставляют удивительную возможность помочь им сформировать библейское представление о сексуальности. Вы можете тогда поговорить с ними о том прекрасном, что Бог приготовил для Своих чад, которые могут испытывать полноту и радость сексуальных отношений. Это также является подходящим моментом поговорить о том ужасном вреде, который может быть нанесен человеку, вступающему в половые отношения вне брака, определенного Богом. Когда дети начинают понимать эти истины, у них развивается внутренний самоконтроль, предостерегающий их против греха. Они начинают осознавать, что половая жизнь вне брака – это жалкая подделка того сексуального наслаждения, которое дается Богом. В то время как мы проанализировали только два направления развития характера, те подходы и методы, которые мы использовали, подойдут для исследования любой области развития характера ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.65.1 (0.01 с.) |