Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, формирующие его личность

Поиск

Мой одиннадцатилетний сын, который разводил свиней, был весьма расстроен. Дело в том, что свиньи часто переворачивали пойла своими рылами, поэтому невозможно было натаскать для них свежей питьевой воды. Тогда мы решили сделать для них бетонную кормушку, которая была бы слишком тяжела, чтобы ее перевернуть. Мы сделали форму из дерева и стали заполнять ее бетонным раствором.

Во время нашей работы я начал рассказывать моим сыновьям, что их юная жизнь подобна тому, чем мы в этот момент собирались заняться. Устои нашей семьи подобны деревянной форме. Жизнь моих сыновей подобна бетонному раствору, которым мы заполняли эту форму. Настанет день, когда деревянная форма будет удалена, и тогда они должны оказаться крепкими, сильными и готовыми к самостоятельной жизни. Дисциплинированность, которой мои дети научились в детстве, должна окрепнуть и стать прочной, как затвердевший бетон. Я говорил все с большим жаром и красноречием. Сыновья слушали меня с должным вниманием и уважением. Когда я остановился на мгновение, чтобы перевести дух, они убежали играть, потому что аналогия, которую я проводил между их юной жизнью и кормушкой для свиней, не произвела на них должного впечатления.

В тот день мальчики не были готовы к таким серьезным размышлениям, и я не могу винить их в этом. Даже мне нелегко обдумать и осмыслить все факторы, оказывающие влияние на жизнь детей. Их характеры формируются под влиянием жизненных обстоятельств. Все происходящее в вашей семье оказывает на них огромное воздействие, обусловливая то, какими людьми они вырастут.

 

Факторы, формирующие личность

В данной главе я хочу предложить вашему вниманию схему, которая поможет вам понять, как личность человека формируется в его детские годы. Хотя термин «факторы, формирующие личность» кому-то может показаться новым, однако то, что он обозначает, старо как мир. Факторы, формирующие личность, - это те события и обстоятельства, которые имеют место в годы развития ребенка и оказываются катализаторами в процессе формирования его личности. Однако формирование личности не происходит автоматически; реакция ребенка на события, происходящие в его жизни, и обстоятельства, в которых он оказывается, определяет тот эффект, который они производят в нем.

Библия совершенно ясно подтверждает тот факт, что опыт, приобретенный в ранние детские годы, оказывает влияние на всю последующую жизнь. Основные библейские отрывки, говорящие о семье (6-я глава Книги Второзаконие, 6-я глава Послания к ефесянам и 3-я глава Послания к колоссянам) включают в себя мысль о том, что события и переживания, имевшие место в раннем детстве, отражаются на всей жизни человека. Писание требует, чтобы вы как родители уделяли внимание тем факторам, которые формируют личность вашего ребенка.

Личность того взрослого человека, в которого со временем превратится ваш ребенок, будет являться результатом влияния двух различных факторов. Первый из них – это события, происходящие в его жизни; второй – это то, как он относится к этим событиям. Схема, которая приводится в данной главе, изображает события и обстоятельства жизни, влияющие на формирование личности. В следующей главе будет представлена схема, показывающая реакцию ребенка на эти влияния извне. Ребенок не просто подвергается влиянию различных жизненных обстоятельств. Он реагирует на них. Он отвечает на них в соответствии с ориентацией своего сердца по отношению к Богу. Понимание этих схем поможет вам осознать, где именно ваши дети нуждаются в корректировке и поддержке.

Стрелки на схеме, которая приводится ниже, символизируют влияние событий и обстоятельств жизни на личность ребенка. Эти внешние влияния, которые родители могут, а иногда и не могут контролировать, воздействуют на жизнь ребенка.

Рис.2. Факторы, формирующие личность


 

Устройство семейной жизни

Одна из стрелок на схеме изображает устройство (или структуру) семейной жизни. Имеет ли ваша семья традиции и является ли она сплоченной, дружной семьей? Обоим ли родителям подотчетен ребенок? Сколько поколений в этой семье – два или три? Живы ли оба родителя и выполняют ли они свои функции в доме? Как распределены роли обоих родителей? Имеются ли другие дети в семье, или же семейная жизнь ограничена только одним ребенком? В каком порядке родились дети? Какие отношения существуют между ними? Как близки они друг к другу по своему возрасту, способностям, интересам и особенностям характера? Как особенности характера ребенка сочетаются с характерами других членов семьи?

Салли и ее муж пришли ко мне за советом. Они недавно поженились и столкнулись с трудностями совместной жизни. Одним из самых больших затруднений для Салли было то, что ее муж не посвящал ей всецело свою жизнь. Она была единственным ребенком в семье. Хотя родители и не баловали ее в детстве, заваливая подарками, но они ставили ее желания и нужды на первое место. Теперь же ей казалось, что муж не любит ее, поскольку исполнение ее желаний не было главной целью его жизни. Потребности и взгляды Салли на отношения с мужем полностью сформировались в ее детские годы, когда она жила в своей семье.

Семейные ценности

Другая стрелка на схеме обозначает семейные ценности. Что является важным для родителей? Что вызывает у них беспокойство и что проходит незамеченным? Что важнее для них: люди или вещи? Что больше расстраивает родителей: дырка в брюках от школьной формы или драка между товарищами по школе? Какой жизненной философии придерживаются родители, и какого рода разговоры слышит ребенок в семье? Считают ли родители, что детей не должно быть слышно в доме? Каковы гласные и негласные правила семейной жизни? Каким образом Бог вписывается в семейную жизнь? Организована ли жизнь таким образом, что познание Бога и любовь к Нему стоят на первом месте, или же семья увлечена чем-то иным? «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Вы должны задать себе следующий вопрос: «Основаны ли ценности моей семьи на людских традициях и основных принципах жизни этого мира, или же они укоренены во Христе?»

Недавно я спросил десятилетнего мальчика, за что он будет больше наказан: за то, что разбил дорогую вазу, или за то, что не послушался ясного указания своих родителей. Без какого-либо колебания он ответил, что ему будет намного хуже, если он разобьет дорогую вазу. Этот мальчик уяснил для себя, в чем состоят ценности его семьи. Он постиг негласное правило: дорогие вещи беспокоят родителей намного больше, чет его непослушание. Подобные семейные ценности основаны на пустой и ложной философии.

Есть также и другие аспекты семейных отношений. Какие невидимые барьеры отделяют членов семьи друг от друга? В каких случаях семейные секреты хранятся в тайне, а в каких они рассказываются другим людям? Поддерживает ли семья открытые, добрососедские отношения с окружающими, или же она ведет замкнутый образ жизни? Как высоки стены, отделяющие семью от посторонних? Где в этих невидимых стенах можно найти лазейку? Некоторые люди никогда не рассказывают родственникам о своих проблемах, зато охотно делятся ими со своими соседями. Другие зовут на помощь брата, но никогда ни о чем не попросят соседа, живущего рядом (Пр. 27:10). Некоторые дети растут, не имея никакого представления о том, сколько зарабатывает их отец, в то время как другие в любой момент могут узнать, сколько денег лежит на родительском счету в банке. Некоторые родители что-то держат в секрете от своих детей. Некоторые дети делятся секретами с другими людьми, но только не со своими родителями. Иногда мать и дети имеют какие-то секреты от отца. Иногда отец и дети что-то скрывают от матери. В каждой семье существуют определенные невидимые барьеры. О них, возможно, не говорят и не думают, но, тем не менее, они существуют.

 

Распределение ролей в семье

В любой семье каждый ее член играет какую-то определенную роль. Одни отцы активно участвуют в семейной жизни, другие же слишком заняты работой и весьма далеки от всего того, что происходит у них в доме. Незначительные детали: кто платит по счетам или кто назначает семейные встречи – очень много говорят о распределении ролей в семье. Дети также имеют свои роли. Я знаю одну семью, в которой дети обязаны надевать носки и ботинки своему отцу, потому что он слишком тучный и ему неудобно самому это делать. Поскольку он жестокий человек, то их личности формируются под влиянием его резких заявлений об их месте в семейной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.115 (0.011 с.)