Теория и методика воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и методика воспитания



1. Составьте конспект воспитательного мероприятия по одному из направлений содержания воспитания.

2. Разработайте модель воспитательной системы национальной школы.

3. Разработайте план работы класса (по выбору) на I четверть.

4. Составьте таблицу по сравнению различных теорий коллектива по следующим разделам: автор; определение; признаки; стадии развития; условия формирования.

5. Подготовьте исследовательский проект по теме «Влияние институтов социального воспитания на социализацию личности»

6. Составьте программу совместной деятельности школы, семьи и общественности по формированию личности школьника.

7. Разработайте систему мероприятий, направленных на сплочение временного детского коллектива.

8. Разработайте программу изучения особенностей развития личности и коллектива учащихся для конкретного класса.

9. Изучите план воспитательной работы классного руководителя и проанализируйте его деятельность с позиции комплекса методов и средств воспитания.

10. Разработайте беседу для родителей по проблемам семейного воспитания.

11. Разработайте правила реализации принципов воспитания.

12. Опираясь на сущностную характеристику направлений содержания воспитания, разработайте систему их символов.

13. Сравните позиции ученых, классиков педагогики по использованию метода наказания.


Теория обучения. Технологические основы образовательного процесса

1. Проанализируйте один из школьных учебников (по своей специальности) на предмет реализации основных требованиях, предъявляемых к нему.

2. Разработайте конспект урока с применением методов активного обучения.

3. Составьте таблицу определения понятия «педагогические технологии» с точки зрения различных авторов.

4. Составьте сравнительную таблицу терминов: проектирование, моделирование, конструирование, прогнозирование, планирование.

5. Составьте графическую схему, отражающую логическую взаимосвязь понятий дидактики.

6. Подготовьте сообщение по теме «Инновационные процессы в образовании».

7. Разработайте проект учебного плана Вашей авторской школы. Обоснуйте его.

8. Разработайте правила реализации одного-двух принципов обучения применительно к изучаемой специальности.

9. Посетите урок по Вашей специальности, определите его тип, структуру, формы организации познавательной деятельности учащихся.

10. Разработайте контрольный тест по одной из школьных тем Вашей специальности.

11. Подготовьте сообщение об учебных планах инновационных образовательных учреждений (гимназия, лицей и др.)

12. Опишите педагогическую ситуацию и предложите способы ее решения.


Социальная педагогика

 

1. Подготовьте реферат по истории социальной педагогики, социально-педагогической практике в России (исторический период на выбор студента).

2. Сравните особенности организации социального воспитания в разных странах.

3. Составьте «социальный портрет семьи трудного ребенка» из класса, в котором проходите практику.

4. Изучите международные и государственные нормативные документы по защите детства, составьте их перечень.

5. Проанализируйте систему учреждений социально-педагогической помощи детям и отразите результаты анализа в таблице по следующей схеме: учреждение социальной защиты, функции.

6. Разработайте конспект воспитательного мероприятия, направленного на профилактику проявлений девиантного поведения детей.

7. Подготовьте исследовательскую работу по теме «Неформалы. Кто они?».

8. Разработайте свой подход к классификации факторов социализации.

9. Проанализируйте систему работы одной из школ с трудными детьми.

10. Изучите функциональные обязанности социального педагога школы.

11. Разработайте свой вариант программы работы с одаренными детьми.

12. Сравните возможности институтов социального воспитания в социализации детей.

 


Тезаурус

 

Воспитание (в социокультурном аспекте) - специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры.

Воспитание (в узком, специально педагогическом смысле) – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на создание условий для становления личности, развития и саморазвития ее возможностей, способностей и интересов.

Воспитание (в широком смысле) – процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта.

Воспитанность – комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств.

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.

Воспитательная система образовательного учреждения – это сложное, саморегулируемое и самоуправляемое социо-псхолого-педагогическое образование, вбирающее в себя организацию обучения, собственно систему воспитательной работы и взаимодействие со средой.

Воспитательный коллектив – это объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими.

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и все­го образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого челове­ка; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми, знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языка­ми; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Деятельность – это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств.

Диверсификация – это широкое многообразие учебных заведений, образова­тельных программ и органов управления.

Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.

Дидактическая концепция – это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей.

Дидактические закономерности – это устойчивые связи между условиями и результатами обучения.

Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на дости­жения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.

Забота – это особое деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности.

Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи педагогических явлений и процессов.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей уча­щихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Информатизация образования - широкое и массовое ис­пользование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.

Контроль - проверка, систематический учет, а также наблюдение, осуществляемое с целью проверки.

Концепция – это система взглядов, определенный способ понимания целей, задач, организации воспитательных программ.

Культура межнациональных отношений – это качество и определенная степень этих отношений, проявляющаяся в экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении такта и взаимной уважительности людей разных национальностей, в их общении; недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов, толерантность и веротерпимость.

Личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования.

Методология (знание о способе) – система философских, общетеоретических идей, которыми руководствуются при решении научных и практических задач.

Методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Методы воспитания - пути и способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленные на достижение цели.

Методы исследования – это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов.

Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности.

Многовариантность - создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование уча­щихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного ре­шения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.

Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного про­цесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

Наказание – это способ торможения и коррекции поведения, противоречащего принятым нормам.

Наследственность – способность организма сохранять существенные черты предков, родовые, видовые качества, задатки и т.д.

Непрерывность - процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в со­временном обществе.

Нравственное воспитание - педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, общественно одобряемого поведения.

Образование – это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

О бразовательная программа – это содержание образования определенного уровня и направления.

Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию знаний, умений и навыков, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности.

Отметка – это количественная характеристика оценки, результат оценочного суждения, выраженный в баллах.

Оценка – это характеристика качественного состояния подготовленности учащихся, выражающаяся в оценочных суждениях и заключениях учителя.

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к родному языку, заботы об интересах Родины, отстаиванию свободы и независимости Родины, уважительного отношения к прошлому и традициям, государственным символам, готовности практическими делами укреплять ее могущество.

Педагогика (в широком смысле) – область человеческой культуры.

Педагогика (в узком смысле) – наука о воспитании (образовании) человека.

Педагогическая деятельность – это последовательность действий, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника.

Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Педагогическая культура – сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой динамическую систему педагогических ценностей, деятельности и профессионального поведения.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения.

Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.

Педагогическая технология – это система действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Педагогическое проектирование - это предварительная разра­ботка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

План работы классного руководителя – это документ, указывающий содержательные ориентиры воспитательной деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, содержание образования, методы, формы, средства обучения.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога, направленная на организацию учебно-воспитательного процесса, развитие умственных способностей учащихся, их познавательных возможностей и становление личности через создание личностно-ориентированных ситуаций.

Прием воспитания – это часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру.

Пример – это способ предъявления образца как готовой программы поведения и деятельности.

Принципы воспитания – система основных требований к организации процесса воспитания.

Принципы обучения – это исходные положения, на которые опираются при определении: а) содержания образования; б) методов обучения; в) организационных форм.

Профессиональная компетентность учителя – интегральная характеристика, определяющая способность (т.е. умение) решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Профессиональная ориентация (составная часть трудового воспитания) – процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования.

Процесс воспитания – это процесс целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, в результате которого осуществляется становление личности, развитие и саморазвитие индивидуальных способностей, склонностей и интересов.

Процесс обучения – это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.

Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.

Система образования – совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления.

Содержание воспитания – система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Содержание образования – это система научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живет человек.

Социальная защита - ограждение, предохранение от невзгод жизни, подготовка к мудрому восприятию проблем, встающих на жизненном пути, к разумному их решению.

Социальная педагогика - наука о воспитательном влиянии социальной среды; отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных.

Социальное воспитание – это планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

Социальное развитие - активное вхождение ребенка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего окружения.

Социальное сиротство – особое явление, характеризующееся физическим и духовным разрывом отношений между родителями и детьми.

Специальность – это вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии.

Среда – это совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности.

Средства воспитания – относительно независимые источники формирования личности.

Средства обучения – это источник получения знаний и формирования умений.

Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта — набора обязатель­ных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Толерантность – терпимое отношение к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы.

Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления.

Требование – это эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника; конкретная, реальная задача, побуждающая к росту и развитию учащихся.

Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств.

Умственное воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности (знаний и умений в области умственного труда), познавательных мотивов, умственных сил, мышления.

Учебная программа – документ, характеризующий отдельный учебный предмет.

Учебник – это основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения.

Учебный план – это документ, содержащий перечень изучаемых в общеобразовательной школе дисциплин, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет по классам в неделю.

Учение – деятельность учащихся по усвоению учебного материала.

Учет результатов учебно-познавательной деятельности учащихся – это педагогически обобщенный итог работы учащихся и учителя за определенный промежуток времени.

Учитель – преподаватель, наставник.

Физическое воспитание – это процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Форма воспитательной работы – это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).

Форма обучения – способы организации совместной деятельности учителя и учащихся по овладению программным материалом, протекающие в особом режиме с определенным количеством учащихся.

Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практиче­ской подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности.

Целеполагание – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Эстетическое воспитание – это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.

Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений (нормы обращения, общие правила дисциплины, правила разрешения конфликтов, правила пользования помещениями и оборудованием и др.).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение ……………………………………………..  
I. Общие основы педагогики  
  Педагогическая профессия и её роль в обществе…  
2. Педагогическая деятельность……………….………..  
3. Педагог в современном мире…………………………  
4. Место педагогики в системе гуманитарных наук….  
5. Методология педагогики и методологическая культура будущего учителя…………………………..  
6. Закон РФ «Об образовании». «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»……………………………………………………    
7. Образование как общественное явление и педагогический процесс……………………………...  
8. Личность школьника как субъект воспитания. Развитие личности…………………………………….  
  Литература…………………………...………………  
II. Теория и методика воспитания. Педагогика межнационального общения  
1. Проблема цели воспитания в педагогике. Целеполагание…………………………………………  
2. Воспитание как социокультурный феномен………...  
3. Процесс воспитания…………………………………..  
4. Закономерности и принципы воспитания…………...  
5. Диагностика воспитанности школьников…………...  
6. Современные концепции содержания воспитания….  
7. Общая характеристика основных направлений содержания воспитания ………………………………  
8. Национальное своеобразие воспитания ………….…  
9. Методы и средства воспитания ……………………...  
10. Формы воспитания …………………………………...  
11. Проблемы личности и коллектива в педагогике …...  
12. Функции и основные направления деятельности классного руководителя …………………………….  
13. Понятие воспитательной системы …………………..  
14. Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе …….………………………………………..  
15. Технологии воспитания …………………………….  
16. Роль семьи, детских объединений и школы в социальном воспитании и социализации личности..  
  Литература..………………………………………...  
III. Теория обучения. Технологические основы образовательного процесса  
1. Характеристика дидактических систем и дидактических концепций……………………………  
2. Процесс обучения, его функции, структура ………...  
3. Основные тенденции мирового развития общего образования……………………………………………  
4. Закономерности и принципы процесса обучения ….  
5. Проблема цели обучения и содержания образования в школе……………………………….…  
6. Характеристика системы методов и средств обучения………………………………………………  
7. Характеристика организационных форм обучения..  
8. Урок как основная форма обучения ………………...  
9. Системы и виды обучения …………………………  
10. Контроль, оценка и учёт результатов учебно-воспитательной деятельности учащихся………….…  
11. Технологии обучения ………………………………...  
12. Современные образовательные системы …………..  
13. Педагогические задачи в образовательном процессе………………………………………………..  
14. Педагогическое проектирование ………………….…  
  Литература…………………………………………..    
IV. Социальная педагогика  
1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет ……………………………………...  
2. Социальное воспитание и социализация личности...  
3. Принципы, ценности и механизмы социального воспитания и социализации………………………….  
4. Социальное воспитание в воспитательных организациях ………………………………………….  
5. Социально-педагогическая помощь детям ……….…  
  Литература……………..………………………….…  
  Задания для самостоятельной работы………….…  
  Тезаурус……………………………...……………….  

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Черкасова Ирина Ивановна

Яркова Татьяна Анатольевна

ПЕДАГОГИКА: КРАТКИЙ КУРС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.170 (0.207 с.)