Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И. И. Черкасова, Т. А. Яркова↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И. И. Черкасова, Т. А. Яркова ПЕДАГОГИКА: КРАТКИЙ КУРС Тобольск Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева» И.И. Черкасова, Т.А. Яркова Педагогика: краткий курс Учебное пособие Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 – Педагогика) Тобольск
Ч 48 Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: краткий курс:Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2005. - 188 с.
В учебном пособии представлено содержание разных разделов педагогики (введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория и методика воспитания, теория обучения, педагогические технологии, история образования, социальная педагогика, управление образовательными системами). Темы определены в соответствии с основными дидактическими единицами государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.). Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогического института, аспирантов, преподавателей, интересующихся проблемами педагогики.
Рецензенты: Н. Н. Суртаева, д. п. н., профессор кафедры социальной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Н. Г. Милованова, д. п. н., профессор Тюм ГУ
ISBN 5-85944-186-X
© Черкасова И. И., Яркова Т. А.,2005 © ТГПИ им. Д. И. Менделеева Введение В данном пособии представлен краткий курс педагогики, включающий основные ее разделы (введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики, теория и методика воспитания, теория обучения, история педагогики, социальная педагогика, управление образовательными системами). В настоящее время существует большое количество учебников, учебных пособий, справочно-методической литературы по педагогике. В них представлено авторское видение педагогических явлений и процессов, современных образовательных проблем. Они отличаются целевой направленностью, содержанием, структурной организацией материала. Значительная часть имеющейся литературы посвящена какому-то одному разделу педагогики. Содержание рассматриваемых в них вопросов представлено достаточно объемно, что иногда затрудняет его усвоение. Отличительной особенностью учебного пособия «Педагогика: краткий курс» является сжатость, информативность рассматриваемого материала, а также его представление в полном соответствии с логикой основных дидактических единиц Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 год). Учебное пособие содержит темы, знание которых составляет теоретические основы педагогической подготовки будущих учителей. Содержание каждой темы представлено, в основном, тезисно, что дает студенту возможность получить общее представление о сущности рассматриваемого явления или процесса, его содержании и объеме, а также рекомендации по практическому применению излагаемого материала. Каждая тема включает и материал исторического плана. Это позволяет видеть рассматриваемое педагогическое явление в динамике, формирует критическое мышление, побуждает к размышлениям, собственным оценкам изучаемого. Так, например, рассматривая воспитательные системы, студент может охарактеризовать воспитательные системы, представленные в учебном пособии, или обратиться к собственному опыту, или же проанализировать другие воспитательные системы, известные в мировой и отечественной практике воспитания. Другие темы, например «Закономерности и принципы обучения», требуют аргументации приведенных теоретических положений, подтверждения их примерами из практики. После каждой темы представлены вопросы и задания, требующие как простого воспроизведения изученного материала, так и проявления творческой самостоятельности, умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать собственные выводы. Учебное пособие содержит задания для самостоятельной работы студентов в соответствии с основными разделами курса педагогики. Задания носят, в основном, творческий характер и позволяют формировать интерес к педагогической деятельности и первоначальные умения в её организации. Для удобства оперирования использованными в пособии терминами, предлагается тезаурус основных педагогических понятий. Данное учебное пособие могут использовать студенты стационара и заочного отделения, изучающие педагогику на начальных курсах, при подготовке к семинарским занятиям, при выполнении заданий, вынесенных на самостоятельное изучение, при подготовке к курсовым и итоговым экзаменам по педагогике. I. Общие основы педагогики Педагогическая деятельность Понятие педагогической деятельности. Характеристика основных компонентов педагогической деятельности. Виды и функции педагогической деятельности. Суть человеческой деятельности состоит в преобразовании действительности, в активном воздействии самого человека на предметный мир. Деятельность – это форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Педагогическая деятельность – это последовательность действий, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника. Возникла она на заре цивилизации в ходе решения таких задач, как создание, хранение и передача подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения. Эту деятельность профессионально осуществляют только педагоги, имеющие специальное педагогическое образование, в специально организованных обществом образовательных учреждениях (от дошкольных – до учреждений дополнительного образования, повышения квалификации и т.д.). Все остальные лица (родители, представители общественных организаций, средств массовой коммуникации и др.) осуществляют общепедагогическую деятельность. Педагогическую деятельность можно представить как совокупность следующих компонентов: 1) цель деятельности; 2) субъект деятельности (педагог); 3) объект-субъект деятельности (воспитанник); 4) содержание деятельности; 5) способы и средства деятельности; 6) результат деятельности. Цель педагогической деятельностиопределяется обществом, она разрабатывается и формулируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития. Специфика ее заключается в том, что эта цель только тогда будет достигнута, реализована, когда она станет и целью самой личностьи, включенной в педагогический процесс. Субъект педагогической деятельности – это тот, кто воздействует на воспитанника, - учитель, воспитатель. Основной инструмент воздействия на ребенка – личность педагога, его знания и умения. Только в случае принятия учениками учителя происходит действительное педагогическое воздействие. В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Особое место в ряду объектов педагогической деятельности занимает ребенок. Он рассматривается как объект-субъект этой деятельности, так как является соучастником педагогического процесса, обладая своими целями, мотивами, личным поведением. Содержанием педагогической деятельности является процесс организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, направленный на освоение ими предметного, социокультурного опыта как основы и условия развития, процесс организации собственной деятельности. Способы и средства педагогической деятельности – это различные пути передачи социального опыта (рассказ, объяснение, совместная работа), подкрепленные идеальными и материальными носителями этого опыта (слово учителя, учебники, технические средства и др.). Результатом педагогической деятельности, т.е. выполнением ее основной цели, является развитие ребенка: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, субъекта учебно-воспитательной деятельности. Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа. Преподавание – это такой вид специальной деятельности учителя, который направлен преимущественно на управление познавательной деятельностью школьников. Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. К видам педагогической деятельности также относят деятельность по самообразованию и самовоспитанию учителя, административную, организаторскую, методическую, внешкольную, научно-исследовательскую. Функциями педагогической деятельности являются (функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль): диагностическая, проектировочная, конструктивная, коммуникативная, информационно-объяснительная, организаторская, исследовательско-творческая. Вопросы и задания:
1. Перечислите и прокомментируйте важнейшие характеристики педагогической деятельности. 2. Дайте краткую характеристику каждой из функций педагогической деятельности. 3. Подготовьте индивидуальные или групповые сообщения с анализом структуры педагогической деятельности (по работам А. И. Щербакова, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др.). Выделите ведущие профессионально-педагогические умения, входящие в состав педагогической деятельности. Педагог в современном мире Педагогическая культура, ее основные компоненты. Профессиональная компетентность, составляющие профессиональной компетентности (ключевые, базовые и специальные компетенции). Педагогическое мастерство, его структура. В ХХI веке во всем мире образование признается в качестве важнейшего механизма прогрессивного развития общества. Всемирный форум по вопросам образования (Дакар, 2000) потенциальным инициатором изменений в поддержку устойчивого развития общества рассматривает Учителя. Поэтому к личности учителя, его профессиональной подготовке предъявляются достаточно высокие требования. Рассматривая личность учителя, исследователи оперируют следующими понятиями: педагогическая культура, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство. Каждое из них обладает своими сущностными характеристиками, но в своей совокупности они образуют тот или иной уровень профессиональной подготовки и организации педагогической деятельности. Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная (индивидуальная) педагогическая культура. Педагогическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-культурный педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия (Е. Ю. Захарченко). В личностно-индивидуальном плане педагогическая культура рассматривается как сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой динамическую систему педагогических ценностей, деятельности и профессионального поведения. Основными компонентами педагогической культуры являются: • гуманистическая педагогическая позиция и личностные качества; • профессиональные знания и культура педагогического мышления; • профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; • саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога. Педагогическая культура в практической деятельности находит свое отражение в профессиональной компетентности учителя. Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность (т.е. умение) решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Составляющими профессиональной компетентности учителя являются ключевые, базовые и специальные компетентности. Ключевые компетентности (социально-правовая, информационная, языковая) необходимы для любой профессиональной деятельности в современном изменяющемся мире. Собственно профессиональными для учителя являются базовые и специальные компетентности. К базовой компетентности относятся компетентности, прежде всего, в сфере психолого-педагогического знания, которые необходимы для организации педагогической деятельности. Специальные компетентности отражают задачи, характерные для конкретной специальности. Эти задачи решаются при методической подготовке. Так, например, специальной компетентностью учителя русского языка является не просто владение знаниями в области лексикологии, морфологии, синтаксиса и т.д., а его способность обучить этому школьников. Все названные компетентности взаимосвязаны и создают целостный образ специалиста. Высшим уровнем индивидуального проявления педагогической культуры и компетентности является педагогическое мастерство (И. А. Колесникова). Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности (Н. Н. Тарасевич). Педагогическое мастерство, в отличие от педагогической культуры и компетентности, не имеет количественных показателей и сравнительных характеристик, а указывает на наличие профессионально-личностной уникальности. В структуру педагогического мастерства входят следующие компоненты: 1. Общая высокая культура, эрудиция. 2. Высокий уровень сформированности профессиональной морали, педагогическая направленность (любовь к детям, любовь к своей профессии). 3. Профессиональные знания: глубокие знания в области преподаваемых наук, психолого-педагогическая эрудиция, владение методикой учебно-воспитательной работы. 4. Педагогические способности и умения: коммуникативные, перцептивные (сопереживание, профессиональная зоркость и др.), суггестивные (внушающие), эмоциональная устойчивость (управление своим психологическим состоянием, поведением), организаторские, научно-познавательные, креативные (творческие) и др. 5. Педагогическая техника: культура и техника речи, внешнего вида, чувств и отношений и т.д. Только единство всех этих элементов образует подлинное мастерство педагога. Основой мастерства выступает сплав знаний и направленности; важным условием успешности – способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности – умения в области педагогической техники. Ярким примером педагогического мастерства является деятельность выдающихся педагогов: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова, Ш. А. Амонашвили и др. Вопросы и задания:
1. Раскройте сущность и компоненты индивидуальной педагогической культуры. 2. Составьте ряд базовых и специальных компетентностей в соответствии со спецификой своей специальности. 3. Подготовьте сообщение о специфике педагогического мастерства одного из выдающихся отечественных педагогов. 4. Проведите самодиагностику сформированности профессионально-значимых качеств личности.
Будущего учителя Понятие методологии, основные методологические положения отечественной педагогики. Методологическая культура учителя. Система методов научно-педагогического исследования. Логика научного исследования. Методология (знание о способе) – система философских, общетеоретических идей, которыми руководствуются при решении научных и практических задач. Методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. В основу методологии отечественной научной педагогики положено диалектико-материалистическое понимание мира и места человека в нем. К основным методологическим положениям можно отнести следующие: • воспитание, как и другие общественные явления, носит социально-детерминированный характер; • источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе и воспитания; • активность самой личности играет определяющую роль в собственном развитии и формировании и др. Иные методологические представления и знания лежат в основе религиозной педагогики, педагогики прагматизма, бихевиоризма и других педагогических учений. Методология педагогики указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Каждый педагог должен обладать методологической культурой, то есть знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. В содержание методологической культуры учителя входят: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия. Важным признаком методологической культуры учителя является востребованность научно-педагогических знаний для анализа и совершенствования своей работы, владение методами исследования, умелое их применение в практической работе. Методы исследования – это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов. Можно выделить две основные группы методов научно-педагогического исследования: теоретические и эмпирические. Теоретические методы – это анализ, синтез, классификация, сравнение, операции с понятиями, моделирование. Они служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. К эмпирическим методам относят наблюдение, изучение продуктов деятельности, документов, опросные методы и др. Для получения комплекса результатов служит метод эксперимента. Эмпирические методы служат сбору данных, получению и фиксированию научных фактов. В научном исследовании необходимо использовать всю совокупность методов для получения разносторонних и достоверных данных об изучаемом явлении. Современная педагогика в организации научных исследований достаточно широко использует и математические методы, что позволяет уйти в науке от одностороннего качественного описания педагогических явлений, обеспечить большую объективность результатов исследования. Логика научно-педагогического исследования такова: • выявление проблемы, определение истоков ее возникновения, уяснение ее сущности и проявление в практике работы школы; • оценка степени ее разработанности в педагогической науке, изучение теоретических концепций и положений, связанных с областью исследования; • формулировка конкретной проблемы исследования, задач, которые ставит перед собой исследователь, гипотеза исследования; • предложения о возможных способах усовершенствования явления, процесса, системы на основе изучения проблемы, а также результатов первоначальных наблюдений взаимодействия различных частей изучаемой системы; • разработка методики проверки истинности гипотезы или разработка предложений по решению проблемы; • опытно-экспериментальная проверка их действенности и результативности; • анализ полученных данных, обработка результатов эмпирических методов исследования; • формулировка выводов о результатах исследования; • рекомендации по более широкой проверке.
Вопросы и задания:
1. Раскройте смысл основных методологических положений отечественной педагогики. 2. Подготовьте сообщение о методологических основах одного из зарубежных педагогических направлений (прагматизм, бихевиоризм и др.). 3. Дайте характеристику методам педагогического исследования. 4. Выделите одну из актуальных проблем современной педагогики, выстройте логику ее исследования. 6. Закон РФ «Об образовании». «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» Социально-экономическая обусловленность принятия Закона «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Система образования. Основные направления модернизации российского образования. К 90-м годам XX века в России в связи с вхождением в рыночные отношения произошли существенные изменения в социально-экономической жизни страны, ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека. В Законе «Об образовании» (принят в 1992 г., новая редакция – 1996 г.) содержатся основные принципы и положения, на которых строится стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России в новых социально-экономических условиях. Прежде всего, Закон определяет принципы государственной политики в области образования как требования общества к образованию. К ним относятся: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений (Закон «Об образовании», ст. 2). Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики, характер системы образования. Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления. Система образования России включает следующие типы образовательных учреждений: Дошкольные: ясли, детский сад. Общеобразовательные, со ступенями (начальное, основное, среднее): школы, лицеи, гимназии и пр. Профессиональные (начальное, среднее, высшее): училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии и пр. Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонением в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр. Учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы и пр. Учреждения для детей-сирот и детей без попечения родителей: интернаты, детские дома. Другие учреждения: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки и пр. По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Граждане могут использовать разные формы получения образования: в образовательном учреждении, с отрывом от работы или без него, семейное образование, экстернат. В связи с вхождением России в мировое образовательное пространство происходит пересмотр позиций в области образования. Это привело к необходимости разработки специальных документов, направленных на модернизацию российского образования. К таким основополагающим документам относится «Концепция модернизации российского образования до 2010 года». Модернизация образования – это придание ему современного вида, «выращивание» собственного опыта с учетом национальных традиций страны и мировых тенденций развития образования. В основе идеологии Концепции лежат следующие позиции: качество образования (его соответствие требованиям международных стандартов); доступность образования; эффективность использования имеющихся ресурсов (финансовых, материально-технических). В связи с этим планируется ряд мероприятий, направленных на структурную и содержательную перестройку деятельности всех учреждений системы образования. Так, например, планируется расширение сети дошкольных учреждений, укрепление их материальной базы. Дошкольные учреждения призваны прежде всего развивать мелкую моторику, волевые усилия, умение работать в коллективе, а не тренировать ребенка в области школьного обучения. Значительные изменения должны произойти и в общем образовании. К основным задачам модернизации общего образования относят: 1) построение возрастосообразной школы (начальная школа – «школа радости»; основная – проб, поиска, общения; старшая – профильная); 2) построение здоровьесберегающей школы; 3) усиление деятельностного, практикоориентированного характера обучения; 4) переосмысление целей школьного образования на основе компетентностного подхода (овладение информационной, языковой и социально-правовой компетенциями). Как следствие, должно быть модернизировано и профессиональное образование, в том числе, и педагогическое. Главная задача модернизации педагогического образования – оперативное реагирование на задачи модернизации общего образования. Пристальное внимание обращается на ситуацию воспитания. Воспитанию отдается приоритет на всех ступенях системы образования. Ключевыми становятся следующие направления содержания воспитания: воспитание гражданина России, формирование духовности, общей воспитанности личности.
Вопросы и задания: 1. Сопоставьте Закон «Об образовании» (1992 г.) с предыдущим законом. В чем их принципиальное отличие? 2. В чем заключается конкретный смысл принципов государственной политики в области образования? 3. Проанализируйте сложившуюся в отдельном городе (другом населенном пункте) систему образования. Какими образовательными программами и учреждениями образования она представлена? 4. Какие проблемы в сфере российского образования обусловили необходимость его модернизации?
Образование как общественное явление и педагогический процесс
Образование как явление общественной жизни. Социокультурные функции образования. Образовательный и педагогический процессы. Структура образовательного процесса. Движущие силы образовательного процесса.
Согласно последним государственным документам, понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей. Соответственно, образование является общественным явлением и выполняет социокультурные функции: • является способом социализации личности и преемственности поколений; • средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники; • ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности; • обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов. Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня (дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального, высшего и послевузовского образования). Образование как процесс отражает этапы и специфику развития системы образования. Термин «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике образования и теории педагогики. Однако, среди ученых нет единства в его трактовке. В Законе РФ «Об образовании» образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней – цензов. В данном случае понятие «образовательный процесс» отождествляется с понятием «педагогический процесс». Однако, оба понятия являют собой сущностное единство, но не выступают тождественными. «Образовательный процесс» шире явления и понятия «педагогический процесс». Педагогический процесс всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Образование, развитие человека может происходить позитивно без участия или даже вопреки участию педагога. В данном понимании образовательный и педагогический процессы не тождественны. В рамках же курса педагогики, рассматривая профессионально организованный, то есть целенаправленный процесс, мы получаем в качестве объекта познания единое явление (не только по сути, но и по форме), которое вправе называть либо образовательным, либо педагогическим процессом в зависимости от точки зрения, избранной для анализа. Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом. Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.
Образование (воспитание в широком смысле слова) как функция человеческого общества – овладение совокупностью общественного опыта
Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности. Основными компонентами структуры образовательного процесса являются: • целевой (определение целей образования); • содержательный (разработка содержания образования); • операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования); • стимулирующе-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании); • оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости). В образовательном процессе имеет место множество противоречий, выявление и управление разрешением которых может выступать в качестве движущих сил развитиякак образовательного процесса, так и личности. Существуют внешние и внутренние противоречия. Основным внешним противоречием является противоречие между новыми социальными задачами, стоящими перед школой, и возможностями школы. К внутренним противоречиям относятся следующие: • между требованиями к ребенку и реальными возможностями по их удовлетворению, уровнем развития ребенка: • между знаниями и их применением; • между коллективным, фронтальным преподаванием (деятельность учителя) и индивидуальным характером усвоения (деятельность ученика): • между общей скоростью процесса образования и темпом продвижения каждого ученика; • между целенаправленным педагогическим воздействием и стихийными влияниями; • между внешними требованиями и внутренними стремлениями ребенка и т.д. Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания: • двусторонность взаимодействия педагога и ученика; • направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности; • единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон; • взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования; • реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека - это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.
Вопросы и задания: 1. Какие функции выполняет образование как явление общественной жизни? 2. Сравните понятия «образовательный процесс» и «педагогический процесс». 3. Что общего и в чем специфика процессов обучения и воспитания как компонентов образовательного процесса? 4. Выделите структуру образовательного процесса. 5. Что является движущей силой развития образовательного процесса?
Развитие личности Понятие личности. Развитие личности. Факторы развития личности: наследственность, среда, деятельность и воспитание. Теории развития личности.
В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности. В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. Таким образом, личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления. Развитие происходит в трех основных сферах: 1) в анатомо-физиологической (развивается нервная система, костно-мышечная, все физиологические процессы); 2) в психической (происходит обогащение фонда условных рефлексов, развитие таких психических процессов, как ощущение, память, восприятие, чувств и др.); 3) в социальной (развитие ребенка как члена общества, накопление им разнообразного социального опыта). Достаточно сложным в педагогике является вопрос, что же влияет на развитие личности? Аристотель к факторам развития личности относил внешний мир, внутренний мир и воспитание. Платон утверждал, что люди от рождения неодинаковы, а их развитие определяется тем материалом, который получила душа человека еще до его рождения. Ж.-Ж. Руссо был сторонником идеи преобладающего значения среды в формировании человека. К.Д. Ушинский пришел к убеждению, что человек сам принимает участие в образовании своего характера, т.е. он считал, что человек развивается только в деятельности. Таким образом, основными факторами, влияющими на развитие личности, являются наследственность, среда, деятельность и воспитание. Исходным фактором развития личности является наследственность как способность организма сохранять
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.012 с.) |