Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика системы методов и средств обученияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы обучения. Классификация методов обучения. Выбор методов. Характеристика методов обучения по источнику получения информации. «Активные» и «интенсивные» методы обучения. Средства обучения, их классификация.
Слово метод греческого происхождения, в переводе на русский язык означает способ, исследование. Философия рассматривает метод как способ достижения целей, определенным образом упорядоченную деятельность. В дидактике под методом обучения понимается способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Теория методов обучения разрабатывалась такими учеными, как М. И. Махмутов, А. Н. Алексюк, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др. Как многомерное понятие метод обучения имеет много сторон, в соответствии с чем методы обучения можно группировать в системы, классифицировать. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система. Известны десятки таких классификаций. Одна из первых связана с Б. Всехсвятским, который описал две группы методов: 1) передачи готовых знаний и 2) искания (исследовательские). Наиболее устойчивой и удобной для практического использования является классификация по источнику информации (знаний) (Е. Я. Голант и др.):
Классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) • объяснительно-иллюстративный; • репродуктивный; • проблемное изложение; • частично-поисковый (эвристический); • исследовательский. • Классификация по дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов) • методы изучения новых знаний: • методы повторения и закрепления знаний: • методы контроля. Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов, основанная на теории деятельности (Ю.К. Бабанский): • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Внутри каждой группы имеется совокупность методов. Выбор методов обучения зависит от: • целей и задач обучения и развития; • содержания изучаемого материала; • реальных учебных возможностей школьников; • имеющихся условий и отведенного для обучения времени; • возможностей учителей и др. Рассмотрим характеристику методов обучения по источнику получения знаний. К группе словесных методов обучения относятся: объяснение, рассказ, беседа, лекция. Основное назначение методов данной группы – сформировать у учащихся представления и понятия об изучаемых явлениях и процессах и на этой основе сформировать суждения и умозаключения. Достоинство методов – живое слово учителя, его отношение к излагаемому материалу, грамотность и эмоциональность речи, возможность учесть индивидуальные особенности учащихся, сообщение большого количества информации в сжатые сроки, формирование речи учащихся, их словесно-логического мышления, самостоятельности, познавательной активности и т.д. Недостатки – вербализм, опасность отрыва учения от практики, жизни. Характеристику конкретных методов рассмотрим на примере беседы. Беседа – это вопросно-ответный способ общения, диалог, когда, опираясь на имеющиеся знания, учитель направляет учащихся на самостоятельное овладение новым материалом. Различают следующие виды бесед: вводная, эвристическая, проблемная, катехизическая, контрольная и др. К беседе предъявляются следующие требования: • предварительная подготовка (запас информации); • тщательная отработка вопросов; • наличие возможности коллективного освоения темы; • необходимость комментариев учителя и др. Основное назначение группы наглядных методов обучения – включить в процесс усвоения материала чувственное восприятие, т. н. первую сигнальную систему, и создать фундамент для абстрактного мышления. При организации наблюдения учащихся в процессе иллюстрации или демонстрации необходимо выполнять ряд требований: • сформулировать, что наблюдать; • обозначить цель наблюдения; • дать план и схему наблюдения; • провести инструктаж по наблюдению; • обеспечить ценность и яркость демонстрации; • обеспечить видимость предмета для всех учащихся и др. Основное назначение практических методов - сформировать у учащихся умения и навыки. В основе их формирования лежит выполнение упражнений, т. е. сознательное и многократное выполнение сходных действий, опирающихся на знания с целью закрепления навыков, физиологической основой которых является выработка динамического стереотипа. В настоящее время идёт поиск новых методов и средств обучения. К их числу можно отнести дидактические игры, обучение по алгоритму, суггестию, интенсивные способы обучения иностранным языкам, информатизацию образования и др. Рассмотрим некоторые из них. Драматизация в обучении — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках (ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний). Инверсия (от лат. inversio — переворачивание, перестановка) — перестановка слов, нарушающая их обычный порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан. Метод групповой дискуссии— 1) организация совместной коллективной деятельности, цель которой интенсивное и продуктивное решение групповой задачи; 2) прием, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Метод морфологического анализа— один из методов активного обучения, когда вначале выделяются главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число возможных вариантов, порой и самых неожиданных. Метод фокальных объектов— метод, заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Рассматривая возникающие сочетания (напр.: «толстолистая личность», «мощная личность», «вечная личность», получившиеся при наложении случайного объекта «фикус» на фокальный - «личность»), можно прийти к оригинальным идеям. Метод эвристических вопросов – применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить между собой (1, 1-2, 1-3 и т. д. до 1-7; 2, 2-2... 2-7 и т. д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов. Мозговая атака(брейншторминг) (от англ. brain storming) – метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный американским психологом А.Осборном. В процессе мозговой атаки обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринужденной, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу. Театрализация в обучении – инсценировки разножанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и т. п. атрибутами. Средства обучения – это источник получения знаний и формирования умений. К ним относятся: наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, ТСО, оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ, СМИ и др. Основные функции – информационная, дидактическая, контрольная.
Классификация средств обучения (по В. Оконю)
Вопросы и задания: 1. Сравните различные классификации методов обучения, отметьте их преимущества и недостатки. 2. Существует ли универсальный метод обучения? 3. Отчего зависит выбор методов обучения? 4. Какой метод обучения кажется Вам наиболее привлекательным и почему? 5. В ходе педагогической практики понаблюдайте за использованием учителями методов обучения и определите, какие методы применяются чаще всего. Чем это может быть обусловлено? 6. Охарактеризуйте современные средства обучения.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.007 с.) |