Педагогическое проектирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое проектирование



Понятие педагогического проектирования. Объекты, этапы, формы проектирования.

Педагогическое проектирование - это предварительная разра­ботка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Термин "проектирование" пришел в педагогику из техни­ческого знания. Там он означал создание опережающей проекции того, что затем будет сделано в натуре. Проектирование позволяет оптимизиро­вать деятельность учителя. Педагогическое проектирование является функцией любого педа­гога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимся) или коммуникативная. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс в школе становится технологичным.

Основными объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы и педагогические ситуации.

Педагогическая система - это целостное единство всех факто­ров, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Впедагогике термин "система" используется в двух смыс­лах. Во-первых, для обозначения качественного состояния педагогических явлений. Так, мы говорили о том, что педа­гогический процесс, личность учащегося, деятельность пе­дагога – это системы, потому что по характеру своему они системны. Во-вторых, этот термин используется специально для обозначения некоторых педагогических образований. Например, мы работаем в системе образования.

Педсистемы – это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:

• они всегда имеют цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

• ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (вос­питанник);

• любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или ни­велирующая их.

В рамках систем создаются педагогические процессы. Собственно, педсистемы и формируются для создания благоприятных условий для педпроцессов.

Педагогический процесс есть главный для педагога объект проек­тирования.

Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию уча­щихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Педагогическая ситуациякак объект проектирования всегда су­ществует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него – в рамках определенной педсистемы.

Педагогическая ситуация – составная часть педпроцесса, харак­теризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в про­цессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, раз­решаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проекти­рование самого процесса.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:

I этап – моделирование;

II этап – проектирование;

III этап – конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) – это разра­ботка целей (общей идеи) создания педагогических систем, про­цессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальней­шая разработка созданной модели и доведение ее до уровня прак­тического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участника­ми воспитательных отношений.

Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и дей­ствие педагогических систем, процессов или ситуаций.

 

Система форм педагогического проектирования

 

Этапы педагогического проектирования Объекты педагогического проектирования
Педагогические системы Педагогические процессы Педагогические ситуации
Педагогическое моделирование Законы, уставы, концепции, положения, ЕТКС и др. Теоретические взгляды, установки, учебные программы и др. Мысленно-чувственные формы: мечта, стремления, представления, личный днев­ник педагога и др.
Педагогическое проектирование Квалификационные харак­теристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписа­ния, должностные инструк­ции и др. Расписания, графики конт­роля, графики межпредмет­ных связей, требования к урокам, поурочно-тематиче­ский план и др. Конспекты уроков, планы уроков, методические реко­мендации, учебные пособия и др.
Педагогическое конструирование Правила внутреннего распо­рядка, планы учебно-воспита­тельной работы, планы организации работы клубов, кружков и др. Конспекты уроков, планы уроков и другие формы, сце­нарии, модели наглядных по­собий, учебники, учебные пособия и др.  

 

Вопросы и задания:

1. Назовите объекты и этапы проектирования.

2. Дайте характеристику основных форм педагогического проектирования.

3. Создайте собственный проект педагогической системы или ситуации.


Литература

 

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Безрукова В. С. Педагогика: Учеб для инж.-пед. спец. / Екатеринбург, обл.ин-т развития регионального образования. – Екатеринбург, 1994.

3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.

4. Будущему учителю о проблемах педагогики: Курс лекций. – Волгоград: Перемена, 1996.

5. Воронов В.В. Педагогика в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей.- М., 1995.

6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под общей ред. Н. Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

7. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

9. Лихачев Б. П. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб заведений. – М.: Пед. общество России, 1999.

10. Монахов В. М. и др. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя. – Волгоград – М. – Михайловка: Перемена, 1998.

11. Педагогика /Под общей ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1984.

12. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2001.

13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2-х ч. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

15. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш пед учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.

16. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.: Роспедагентство, 1997.

17. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.

18. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1997.

19. Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии. Учеб. пособие для пед вузов всех специальностей. – Казань: РИЦ «Школа», 2004.

 

 

 

 


IV. Социальная педагогика

 

1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет

 

Возникновение и развитие социальной педагогики. Сущность социальной педагогики, ее предмет, задачи и функции. Категории социальной педагогики. Система методов исследования.

Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Ф. Дистервегом в середине XIX века, но стал активно употребляться лишь в начале ХХ века. Его появление было обусловлено следующими социокультурными процессами в Европе и Америке: 1) миграция сельского населения в города; 2) эмиграция населения в «обетованные» страны; 3) становление национальных государств; 4) утрата церковью монопольных позиций в сфере морали и воспитания.

Это привело к расширению заказа педагогике и системе общественного воспитания. В него было включено воспитание молодежи и более старших возрастных групп; а также адаптация и воспитание представителей всех возрастных категорий, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы.

В России социальная педагогика, зародившись в конце XIX века, получила развитие в первые десятилетия ХХ века (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко). Но многие научные идеи не получили своего развития, и к 30-м годам социальная педагогика как научная отрасль прекратила свое существование.

В советское время понятие «социальная педагогика» в педагогической науке отсутствовало. В Педагогической энциклопедии (1968 г.) дается следующее определение: «это одно из направлений буржуазной педагогики, которое занимается изучением пограничных социально-педагогических проблем». Подобная позиция в официальной науке сохранялась до 80-х годов ХХ столетия. В 80-е – 90-е годы ХХ века социальная педагогика начинает активно развиваться.

В связи с тем, что социальная педагогика является достаточно молодой отраслью знания, ее сущность, категориальный аппарат еще находятся в стадии разработки. В настоящее время социальная педагогика рассматривается, во-первых, как наука о воспитательном влиянии социальной среды; во-вторых, как отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных.

Предметом социальной педагогики выступают педагогические аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество.

Выделяют следующие задачи, стоящие перед социальной педагогикой:

• Выявление основных тенденций социализации и социального воспитания личности;

• Научное обоснование социализации и социального воспитания в единстве с индивидуальным развитием личности;

• Разработка содержания, форм, методов и средств социальной и социально-педагогической работы;

• Изучение и обобщение опыта социальной и социально-педагогической работы;

• Организация и внедрение результатов научных исследований в практику социально-педагогической деятельности.

Существуют разные основания для выделения функций социальной педагогики. К ним относят: теоретико-познавательные и прикладные; общепедагогические и специфичные; описательные, объяснительные, прогностические и преобразующие и др.

Социальная педагогика как наука имеет свой категориальный аппарат: социализация, социальная адаптация, социальное воспитание, социальная работа, социально-педагогическая деятельность и др. К основным категориям относят следующие: социализация, социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность.

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвития и самореализации личности в обществе.

Социальное воспитание – процесс, направленный на создание условий для социального становления личности с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.

Социально-педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на оказание помощи человеку в достижении успеха в жизненных ситуациях, в установлении социально приемлемых отношений в различных институтах общества.

Социальная педагогика как отрасль педагогики в организации социально-педагогического исследования опирается, прежде всего, на общепедагогические методы исследования. Но специфика предмета и задач науки требует применения и методов исследования смежных наук (социологии, социальной психологии, психологии личности и др.): метод оценивания, педагогический консилиум, метод обобщения независимых характеристик и др.

 

Вопросы и задания:

1. Выпишите из словарей, учебной и справочной литературы различные подходы к определению сущности социальной педагогики, в чем их сходство и принципиальное отличие?

2. Дайте характеристику социокультурным процессам, вызвавшим появление социальной педагогики.

3. Выстройте в логической взаимосвязи категории социальной педагогики.

4. На какие науки опирается социальная педагогика в своем развитии?

5. Раскройте смысл функций социальной педагогики.

 

 

2. Социальное воспитание и социализация личности

 

Сущность социализации и социального воспитания. Этапы, агенты и средства социализации и социального воспитания. Факторы социального воспитания и социализации (мега-, макро-, мезо- и микрофакторы).

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвития и самореализации личности в обществе. Существует большое количество концепций социализации, которые можно условно объединить в две группы: субъект-объектный и субъект-субъектный подходы. В рамках субъкт-объектного подхода человеку отводится пассивная роль в процессе социализации. Социализация рассматривается как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В субъект-субъектном подходе человек находится в активной позиции в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

Отечественная педагогика рассматривает социализацию как единство приспособления (социальная адаптация) и обособления (автономизация, становление индивидуальности) человека в условиях конкретного общества.

Процесс социализации можно представить как единство четырех составляющих: стихийная, относительно направляемая, относительно социально-контролируемая (воспитание) социализация и самоизменение человека.

В социальном становлении человека особая роль принадлежит социальному воспитанию как относительно социально-контролируемой социализации. Под социальным воспитанием понимается процесс, направленный на создание условий для социального становления личности с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.

В любом обществе социализация и социальное воспитание имеют особенности на различных этапах развития человека. В самом общем виде их соотносят с возрастной периодизацией жизни человека. С. И. Гессен рассматривал процесс социального становления как три этапа или ступени:

Первый этап – дошкольный период, когда ребенок осваивает социальные нормы и роли через игровую деятельность.

Второй этап – школьный период, период активного познания окружающей жизни, ее законов и требований. Важнейшим средством введения человека в мир культуры являются знания.

Третий этап – этап завершения формирования личности через самообразование, внешкольное и послешкольное образование, когда личность совершенствует свое собственное «Я».

Средства социализации и социального воспитания весьма специфичны, они зависят от уровня развития общества, этнических традиций, особенностей культуры общества. К ним относят: способы вскармливания младенца и ухода за ним; бытовые и гигиенические условия; продукты материальной и элементы духовной культуры, методы поощрения и наказания и др.

Важную роль в социальном становлении человека играют взаимодействующие с ним люди, их принято называть агентами социализации и социального воспитания. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Все они различаются по своей значимости в социализации и социальном становлении человека. Так, в младенческом периоде главным агентом социализации являются родители, в большей степени – мать. В подростковом же периоде для большинства подростков важнейшими агентами социализации становятся сверстники.

На социализацию и социальное воспитание оказывает влияние большое количество положительных и негативных факторов. Выделяют четыре группы факторов: мегафакторы (космос, планета и мир в целом), макрофакторы (страна, этнос, общество и государство), мезофакторы (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения), микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные и контркультурные организации, воспитательные организации, микросоциум).

 

Вопросы и задания:

1. Сравните существующие подходы к определению сущности социализации, в чем их достоинства и недостатки? Аргументируйте свою позицию.

2. Проанализируйте этапы социального становления человека. Выделите на каждом из этапов состав наиболее значимых агентов и ведущих средств. Приведите примеры.

3. Охарактеризуйте сущность факторов социализации и социального воспитания. Подготовьте реферат о роли одного из факторов в социальном становлении человека (на выбор).

 

 

3. Принципы, ценности и механизмы социального воспитания и социализации

 

Основные принципы социального воспитания и социализации (природосообразности, центрации, социальной отвественности и др.), ценности и механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный).

В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд требований, предъявляемых к его организации. В научной литературе существуют разные подходы к определению системы принципов: гуманистической направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др. (В. И. Загвязинский и др.); природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности и др.

Принцип природосообразности означает построение социального воспитания на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом человека.

Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., изучение и выявление взаимодополняющих факторов, влияющих на человека.

Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей.

Основными ценностями социального воспитания являются: произведения материальной и духовной культуры общества; общественный идеал, эталон должного в различных сферах социальной жизни – в политике, экономике, искусстве, государственном устройстве, человеческих отношениях; личностные ценности – этические, эстетические, политические, правовые и др.

Социализация и социальное воспитание человека происходит с помощью ряда «механизмов». Выделяют психологические и социально-педагогические механизмы. К психологическим относят следующие механизмы: подражание (Г. Тард), идентификация и обособление (В. С. Мухина); имитация, идентификация, стыд, чувство вины (Н. Смелзер); идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность (Р. С. Немов, Н. И. Шевандрин).

К социально-педагогическим А. В. Мудрик относит традиционный, институциональный, стилизованный и межличностный механизмы.

Традиционный механизм (стихийное воспитание) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

Институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально для этого созданными (детский сад, школа), так и реализующими эти функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производство, средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами (отец или мать, тренер, наставник и т.д.).

Социализация и социальное воспитание происходит с помощью всех названных механизмов, но их соотношение может быть различным для каждого отдельного человека на том или ином этапе социального становления.

 

Вопросы и задания:

 

1. Как Вы считаете, действуют ли в рамках социального воспитания общепедагогические принципы? Аргументируйте свой ответ.

2. Раскройте содержательный смысл ценностей социального воспитания. Покажите на конкретных примерах их отличие для разных семей, народов, отдельных людей.

3. В чем сходство и отличие психологических и социально-педагогических механизмов социального воспитания?

4. Проанализируйте взаимосвязь агентов, средств и механизмов социализации и социального воспитания на разных возрастных этапах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.051 с.)