Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическое проектированиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие педагогического проектирования. Объекты, этапы, формы проектирования. Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Термин "проектирование" пришел в педагогику из технического знания. Там он означал создание опережающей проекции того, что затем будет сделано в натуре. Проектирование позволяет оптимизировать деятельность учителя. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимся) или коммуникативная. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс в школе становится технологичным. Основными объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы и педагогические ситуации. Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Впедагогике термин "система" используется в двух смыслах. Во-первых, для обозначения качественного состояния педагогических явлений. Так, мы говорили о том, что педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога – это системы, потому что по характеру своему они системны. Во-вторых, этот термин используется специально для обозначения некоторых педагогических образований. Например, мы работаем в системе образования. Педсистемы – это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки: • они всегда имеют цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды; • ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник); • любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их. В рамках систем создаются педагогические процессы. Собственно, педсистемы и формируются для создания благоприятных условий для педпроцессов. Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования. Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Педагогическая ситуациякак объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него – в рамках определенной педсистемы. Педагогическая ситуация – составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса. Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования: I этап – моделирование; II этап – проектирование; III этап – конструирование. Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. Формы педагогического проектирования – это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
Система форм педагогического проектирования
Вопросы и задания: 1. Назовите объекты и этапы проектирования. 2. Дайте характеристику основных форм педагогического проектирования. 3. Создайте собственный проект педагогической системы или ситуации. Литература
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 2. Безрукова В. С. Педагогика: Учеб для инж.-пед. спец. / Екатеринбург, обл.ин-т развития регионального образования. – Екатеринбург, 1994. 3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000. 4. Будущему учителю о проблемах педагогики: Курс лекций. – Волгоград: Перемена, 1996. 5. Воронов В.В. Педагогика в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей.- М., 1995. 6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под общей ред. Н. Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 1998. 7. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1999. 8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 9. Лихачев Б. П. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб заведений. – М.: Пед. общество России, 1999. 10. Монахов В. М. и др. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя. – Волгоград – М. – Михайловка: Перемена, 1998. 11. Педагогика /Под общей ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1984. 12. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2001. 13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2-х ч. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001. 14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 15. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш пед учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. 16. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.: Роспедагентство, 1997. 17. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. 18. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1997. 19. Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии. Учеб. пособие для пед вузов всех специальностей. – Казань: РИЦ «Школа», 2004.
IV. Социальная педагогика
1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет
Возникновение и развитие социальной педагогики. Сущность социальной педагогики, ее предмет, задачи и функции. Категории социальной педагогики. Система методов исследования. Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Ф. Дистервегом в середине XIX века, но стал активно употребляться лишь в начале ХХ века. Его появление было обусловлено следующими социокультурными процессами в Европе и Америке: 1) миграция сельского населения в города; 2) эмиграция населения в «обетованные» страны; 3) становление национальных государств; 4) утрата церковью монопольных позиций в сфере морали и воспитания. Это привело к расширению заказа педагогике и системе общественного воспитания. В него было включено воспитание молодежи и более старших возрастных групп; а также адаптация и воспитание представителей всех возрастных категорий, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы. В России социальная педагогика, зародившись в конце XIX века, получила развитие в первые десятилетия ХХ века (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко). Но многие научные идеи не получили своего развития, и к 30-м годам социальная педагогика как научная отрасль прекратила свое существование. В советское время понятие «социальная педагогика» в педагогической науке отсутствовало. В Педагогической энциклопедии (1968 г.) дается следующее определение: «это одно из направлений буржуазной педагогики, которое занимается изучением пограничных социально-педагогических проблем». Подобная позиция в официальной науке сохранялась до 80-х годов ХХ столетия. В 80-е – 90-е годы ХХ века социальная педагогика начинает активно развиваться. В связи с тем, что социальная педагогика является достаточно молодой отраслью знания, ее сущность, категориальный аппарат еще находятся в стадии разработки. В настоящее время социальная педагогика рассматривается, во-первых, как наука о воспитательном влиянии социальной среды; во-вторых, как отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных. Предметом социальной педагогики выступают педагогические аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество. Выделяют следующие задачи, стоящие перед социальной педагогикой: • Выявление основных тенденций социализации и социального воспитания личности; • Научное обоснование социализации и социального воспитания в единстве с индивидуальным развитием личности; • Разработка содержания, форм, методов и средств социальной и социально-педагогической работы; • Изучение и обобщение опыта социальной и социально-педагогической работы; • Организация и внедрение результатов научных исследований в практику социально-педагогической деятельности. Существуют разные основания для выделения функций социальной педагогики. К ним относят: теоретико-познавательные и прикладные; общепедагогические и специфичные; описательные, объяснительные, прогностические и преобразующие и др. Социальная педагогика как наука имеет свой категориальный аппарат: социализация, социальная адаптация, социальное воспитание, социальная работа, социально-педагогическая деятельность и др. К основным категориям относят следующие: социализация, социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвития и самореализации личности в обществе. Социальное воспитание – процесс, направленный на создание условий для социального становления личности с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий. Социально-педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на оказание помощи человеку в достижении успеха в жизненных ситуациях, в установлении социально приемлемых отношений в различных институтах общества. Социальная педагогика как отрасль педагогики в организации социально-педагогического исследования опирается, прежде всего, на общепедагогические методы исследования. Но специфика предмета и задач науки требует применения и методов исследования смежных наук (социологии, социальной психологии, психологии личности и др.): метод оценивания, педагогический консилиум, метод обобщения независимых характеристик и др.
Вопросы и задания: 1. Выпишите из словарей, учебной и справочной литературы различные подходы к определению сущности социальной педагогики, в чем их сходство и принципиальное отличие? 2. Дайте характеристику социокультурным процессам, вызвавшим появление социальной педагогики. 3. Выстройте в логической взаимосвязи категории социальной педагогики. 4. На какие науки опирается социальная педагогика в своем развитии? 5. Раскройте смысл функций социальной педагогики.
2. Социальное воспитание и социализация личности
Сущность социализации и социального воспитания. Этапы, агенты и средства социализации и социального воспитания. Факторы социального воспитания и социализации (мега-, макро-, мезо- и микрофакторы). Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвития и самореализации личности в обществе. Существует большое количество концепций социализации, которые можно условно объединить в две группы: субъект-объектный и субъект-субъектный подходы. В рамках субъкт-объектного подхода человеку отводится пассивная роль в процессе социализации. Социализация рассматривается как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В субъект-субъектном подходе человек находится в активной позиции в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Отечественная педагогика рассматривает социализацию как единство приспособления (социальная адаптация) и обособления (автономизация, становление индивидуальности) человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации можно представить как единство четырех составляющих: стихийная, относительно направляемая, относительно социально-контролируемая (воспитание) социализация и самоизменение человека. В социальном становлении человека особая роль принадлежит социальному воспитанию как относительно социально-контролируемой социализации. Под социальным воспитанием понимается процесс, направленный на создание условий для социального становления личности с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий. В любом обществе социализация и социальное воспитание имеют особенности на различных этапах развития человека. В самом общем виде их соотносят с возрастной периодизацией жизни человека. С. И. Гессен рассматривал процесс социального становления как три этапа или ступени: Первый этап – дошкольный период, когда ребенок осваивает социальные нормы и роли через игровую деятельность. Второй этап – школьный период, период активного познания окружающей жизни, ее законов и требований. Важнейшим средством введения человека в мир культуры являются знания. Третий этап – этап завершения формирования личности через самообразование, внешкольное и послешкольное образование, когда личность совершенствует свое собственное «Я». Средства социализации и социального воспитания весьма специфичны, они зависят от уровня развития общества, этнических традиций, особенностей культуры общества. К ним относят: способы вскармливания младенца и ухода за ним; бытовые и гигиенические условия; продукты материальной и элементы духовной культуры, методы поощрения и наказания и др. Важную роль в социальном становлении человека играют взаимодействующие с ним люди, их принято называть агентами социализации и социального воспитания. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Все они различаются по своей значимости в социализации и социальном становлении человека. Так, в младенческом периоде главным агентом социализации являются родители, в большей степени – мать. В подростковом же периоде для большинства подростков важнейшими агентами социализации становятся сверстники. На социализацию и социальное воспитание оказывает влияние большое количество положительных и негативных факторов. Выделяют четыре группы факторов: мегафакторы (космос, планета и мир в целом), макрофакторы (страна, этнос, общество и государство), мезофакторы (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения), микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные и контркультурные организации, воспитательные организации, микросоциум).
Вопросы и задания: 1. Сравните существующие подходы к определению сущности социализации, в чем их достоинства и недостатки? Аргументируйте свою позицию. 2. Проанализируйте этапы социального становления человека. Выделите на каждом из этапов состав наиболее значимых агентов и ведущих средств. Приведите примеры. 3. Охарактеризуйте сущность факторов социализации и социального воспитания. Подготовьте реферат о роли одного из факторов в социальном становлении человека (на выбор).
3. Принципы, ценности и механизмы социального воспитания и социализации
Основные принципы социального воспитания и социализации (природосообразности, центрации, социальной отвественности и др.), ценности и механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный). В связи с тем, что социальное воспитание рассматривается как относительно управляемый процесс, можно выделить ряд требований, предъявляемых к его организации. В научной литературе существуют разные подходы к определению системы принципов: гуманистической направленности, толерантности, субъектности, осознанности и др. (В. И. Загвязинский и др.); природосообразности, культуросообразности, центрации, дополнительности и др. Принцип природосообразности означает построение социального воспитания на основе научного понимания взаимосвязи естественных природных и социальных процессов в соответствии с полом и возрастом человека. Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., изучение и выявление взаимодополняющих факторов, влияющих на человека. Особую актуальность в современных условиях приобретает принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей. Основными ценностями социального воспитания являются: произведения материальной и духовной культуры общества; общественный идеал, эталон должного в различных сферах социальной жизни – в политике, экономике, искусстве, государственном устройстве, человеческих отношениях; личностные ценности – этические, эстетические, политические, правовые и др. Социализация и социальное воспитание человека происходит с помощью ряда «механизмов». Выделяют психологические и социально-педагогические механизмы. К психологическим относят следующие механизмы: подражание (Г. Тард), идентификация и обособление (В. С. Мухина); имитация, идентификация, стыд, чувство вины (Н. Смелзер); идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность (Р. С. Немов, Н. И. Шевандрин). К социально-педагогическим А. В. Мудрик относит традиционный, институциональный, стилизованный и межличностный механизмы. Традиционный механизм (стихийное воспитание) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Институциональный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально для этого созданными (детский сад, школа), так и реализующими эти функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производство, средства массовой коммуникации). Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами (отец или мать, тренер, наставник и т.д.). Социализация и социальное воспитание происходит с помощью всех названных механизмов, но их соотношение может быть различным для каждого отдельного человека на том или ином этапе социального становления.
Вопросы и задания:
1. Как Вы считаете, действуют ли в рамках социального воспитания общепедагогические принципы? Аргументируйте свой ответ. 2. Раскройте содержательный смысл ценностей социального воспитания. Покажите на конкретных примерах их отличие для разных семей, народов, отдельных людей. 3. В чем сходство и отличие психологических и социально-педагогических механизмов социального воспитания? 4. Проанализируйте взаимосвязь агентов, средств и механизмов социализации и социального воспитания на разных возрастных этапах.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.231 (0.013 с.) |