Раздел VI. Педагогические технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VI. Педагогические технологии



Тема I. Понятие педагогической технологии.

Этапы формирования понятия педагогическая технология: педагогическая техника, аудиовизуальное образование, программированное обучение, алгоритмизация учения, НОТ педагога и обучаемого, оптимизация и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология, педагогическая технология.

Понятие о педагогической технологии как об упорядоченной совокупности действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Характерные признаки педтехнологий: концептуальность, целенаправленность, целостность элементов, результативность, воспроизводимость, диагностичность.

Классификация образовательных технологий. Тенденции развития технологий обучения в России и за рубежом.

 

Тема 2. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса

Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные; дидактические и воспитательные.

Проектирование и процесс решения педагогических задач. Этапы решения педагогической задачи: постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия). Процесс решения педагогической задачи, анализ результатов обучения. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.

 

Тема 3. Общая характеристика педагогических технологий

Традиционная модель образования - негативные и позитивные черты. Необходимость перехода к продуктивному типу учебного процесса. Развитие технологий продуктивного развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.), формирование познавательной активности, самостоятельности и творческой инициативы обучаемых. Личностно ориентированные технологии.

Технология игры в обучении. Типология педагогических игр. Цели, задачи, правила игры. Участники игры и их функционально-ролевые обязанности. Основные этапы игры: подготовительный этап, проведение игры, подведение итогов.

Технология коллективного взаимообучения. Теоретические основы технологии (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Основные принципы: принцип завершенности, непрерывной и безотлагательной передачи знаний, всеобщего сотрудничества и взаимопомощи и др. Общий алгоритм организации учебной деятельности студентов: запуск методики, работа в парах, работа в малых группах. Координация, учет и контроль работы. Методы и приемы организации взаимообучения.

Технология модульного обучения. Сущность понятия «обучающий модуль», его структура и характеристика. Принципы модульного обучения: особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении. Контроль в технологии модульного обучения.

Технология проектного обучения. Философские основы (идеи Дж. Дьюи, У.Х.Килпатрика), принципы организации. Метод проектов как способ достижения дидактической цели путем совместной проработки проблемы педагогом и учащимся. Проект как индивидуальный образовательный продукт обучаемого, процесс и результат его самостоятельной творческой деятельности по поиску нового значимого знания. Классификация образовательных проектов Основные этапы реализации проекта. Критерии оценки образовательных проектов учащихся.

Технология уровневой дифференциации. Сущность индивидуализации и дифференциации обучения. Уровневая дифференциация. Выбор уровня обучения в соответствии с зоной ближайшего развития, познавательными интересами и возможностями. Психолого-педагогическая диагностика как основа дифференцированного обучения.

Современные информационные мультимедиатехнологии в обучении. Программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства: ЭВМ, персональные компьютеры, системы машинной графики, программные комплексы; современные средства связи. Дистанционное образование через сеть Интернет. Организация проектной деятельности учащихся в сетях.

РАЗДЕЛ VII. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Тема 1. Решение психолого-педагогических задач.

Сущность и специфика психолого-педагогической задачи. Типы психолого-педагогических задач и их характеристика. Этапы решения психолого-педагогической задачи. Выделение условий задачи. Отработка навыков решения психолого-педагогических задач.

Тема 2. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности.

Понятие конструирования. Формы и методы психолого-педагогической деятельности, их классификация и взаимосвязь. Выбор форм и методов в зависимости от цели деятельности педагога. Освоение групповых, коллективных и индивидуальных форм

Тема 3. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций.

Понятие педагогической и образовательной ситуации. Особенности взаимодействия педагогов и учащихся. Этапы моделирования педагогических и образовательных ситуаций. Создание ситуаций с сотрудничеством педагога и учащихся. Методы моделирования педагогических и образовательных ситуаций.

 

Тема 4. Психолого-педагогические технологии и методики диагностики

Понятие психолого-педагогической диагностики. Основные психолого-педагогические технологии и методики осуществления психолого-педагогической диагностики на разных возрастных этапах. Основные формы и методы диагностики учебно-воспитательного коллектива. Социометрия. Технология изучения и анализа воспитанности детей. Показатели воспитанности, признаки и уровни проявления формирующихся качеств. Методы и формы диагностики уровня воспитанности детей.

 

Тема 5. Психолого-педагогические методики проектировании и прогнозирования

Понятие проектирования исследовательской деятельности. Формы и методы проектирования психолого-педагогических исследований. Выбор форм и методов психолого-педагогических исследований в зависимости от образовательных задач.

Понятие проектирования и прогнозирования образовательного процесса, функции. Этапы проектирования. Структурные компоненты проектирования. Формы и методы проектирования и прогнозирования образовательного процесса, их выбор.

Тема 6. Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия Понятие психолого-педагогического взаимодействия. Основные формы активного психолого-педагогического взаимодействия. Дискуссия: понятие, структура, условия эффективного использования, требования к организации и проведению. Психолого-педагогический консилиум: понятие, структура, требования к его организации и проведению.

Понятие педагогических мастерских, виды. Организация и проведение педагогических мастерских.

Понятие деловой, организационно- деятельностной игры. Типология игр. Структура игры. Область применения игры. Конструирование деловой, организационно- деятельностной игр. Психолого-педагогические основы проведения игр. Исследование в игре. Общее представление об обучающем тренинге. Психологические особенности тренинговой группы. Общие тренинговые методы. Игровой элемент в тренинговых занятиях.

РАЗДЕЛ VIII. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Тема I. История образования и педагогической мысли как отрасль педагогики

Предмет истории образования и педагогической мысли как отрасли педагогической науки. Структура и содержание истории образования и педагогической мысли. Связи истории образования и педагогической мысли с другими отраслями педагогики.

История образования и педагогической мысли как учебный предмет.

 

Тема II. Зарождение института образования. Воспитание в первобытном обществе

Зарождение воспитания, его становление как особой сферы деятельности людей. Характеристика важнейших концепций происхождения воспитания (Ш.Летурно, П.Монро и др.). Воспитание в системе ведущих факторов развития личности в первобытную эпоху. Воспитание в первобытном обществе, его цель, задачи и содержание. Зарождение приемов и организационных форм воспитания. Характер воспитания в период разложения первобытнообщинного строя.

 

Тема III. Возникновение школы и педагогическая мысль народов Древнего Востока

Особенности развития школы и воспитания в государствах древневосточной цивилизации (Шумер, Египет, Китай, Индия). Цели, задачи, принципы, содержание образования и методы воспитания и обучения в школах Древнего Востока, их социокультурная и конкретно-историческая обусловленность.

Историческое значение древневосточной цивилизации для дальнейшего развития мировой духовной культуры и образования как ее важнейшего составного компонента.

 

Тема Iv. Теория и практика воспитания в эпоху Античности

Воспитание детей и юношества в гомеровскую эпоху (IX-VIII вв. до н.э.).

Воспитание и педагогическая мысль в древней Греции в VI-IV вв. до н.э. Спартанская система воспитания, ее особенности. Афинская система воспитания и образования. Теоретическое обоснование этой системы в трудах великих древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

Воспитание и обучение в эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.).

Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме. Выдающиеся древнеримские мыслители о воспитании и обучении (Цицерон, Сенека, Квинтилиан).

Зарождение христианской традиции воспитания.

Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры. Система образования, воспитание и педагогическая мысль Византии. Видные христианские мыслители этого периода о воспитании и обучении (Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Иоанн Дамаскин).

Значение античной школы и педагогики для последующего развития всемирного историко-педагогического процесса.

 

Тема v. Образование и педагогическая мысль эпохи Средневековья

Школа и воспитание в период раннего средневековья. Программа средневекового образования (Блаженный Августин). Воспитание, школа и образование у народов Востока в период раннего Средневековья (Ближний и Средний Восток, Индия, Китай).

Основные типы школ, ученичество и педагогические идеалы в период развитого средневековья (Европа). Рыцарская система воспитания. Схоластика. Возникновение и развитие первых университетов. Вопросы воспитания и обучения в трудах выдающихся мыслителей этого периода (Пьер Абеляр, Фома Аквинский).

Характерные черты педагогики средних веков. Значение средневековой школы и педагогики для последующего развития мирового образования и педагогической культуры.

Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения (Т.Кампанелла, Т.Мор, М.Монтень, Ф.Рабле). Гуманизм Возрождения и его влияние на определение типа воспитания в Новое время.

Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Значение Реформации в развитии мировой цивилизации и педагогической культуры.

Воспитание и обучение детей у славян до принятия христианства. Крещение Руси и его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси. Развитие школы в Русском централизованном государстве XVII века.

 

 

Тема vI. Школа и педагогика Нового Времени

Основные тенденции развития образования и педагогической мысли Нового времени. Появление новых типов школ.

Начало систематизации педагогического знания. Педагогические теории и системы В.Ратке, Я.А. Коменского, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, французских просветителей, И.Г.Песталоцци.

Социально-исторические предпосылки возникновения массовой школы и ее основной черты. Общие закономерности и противоречия становления новой образовательной системы Западной Европы в XIX веке (Англия, Германия, Франция и др.).

Педагогические концепции И.Ф.Гербарта, А.Дистервега, Г.Спенсера.

Развитие школьного образования в Западной Европе и США в конце XIX – начале XX вв.

Разнообразие реформаторских педагогических течений Западной Европы и Америки на рубеже XIX-XX вв. (В.А.Лай, Э.Мейман, М.Монтессори, Г.Киршенштейнер, Д.Дьюи). Влияние различных школ и течений реформаторской педагогики на последующее развитие мирового историко-педагогического процесса.

Развитие государственной системы образования и науки в эпоху Петра I. Организация государственных светских школ.

Педагогические идеи М.В. Ломоносова. Его влияние на развитие отечественной школы и педагогической мысли.

Политика просвещенного абсолютизма в области воспитания и образования.

Школа, воспитание и педагогическая мысль России в первой половине XIX века. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования.

Русская революционно-демократическая педагогика первой половины XIX века. Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник русской национальной школы и педагогики. Влияние К.Д.Ушинского на развитие отечественной школы и педагогики. Педагогические взгляды Л.Н.Толстого. Педагогическое творчество Л.Н.Толстого и современное воспитание.

Общая характеристика школьного образования в России на рубеже XIX-XX вв. Разнообразие направлений педагогической мысли (П.Ф.Каптерев, К.Н.Вентцель, В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт).

 

Тема vII. Школа и педагогика в Новейшее Время

Особенности развития школьного образования и педагогической мысли ведущих капиталистических стран Западной Европы и США в первой половина ХХ века. Теория и практика гуманистического воспитания в реформаторских школах Европы первой половины ХХ века (С.Френе, Р.Штейнер, Я.Корчак).

Развитие школы и педагогики в США, странах Западной Европы и Востока во второй половине ХХ века. Основные проблемы и тенденции развития современной зарубежной школы и образования: новое целеполагание, новые принципы образования, совершенствование содержания образования и технологий обучения и воспитания. Школа и общество.

Становление и развитие советской школы и педагогики. Преобразования в области просвещения и воспитания (1917-1920 гг.). Творческие поиски новых форм и методов учебно-воспитательной работы в 20-30-е гг.

Педагогические взгляды Н.К.Крупской. Педагогическая взгляды и деятельность А.С.Макаренко.

Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы в 30-х гг. Разработка новых учебных планов и программ.

Перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы в школе в конце 50-х – начале 60-х годов.

Педагогическая деятельность и литературно-педагогическое наследие В.А.Сухом-линского.

Преобразования в конце 60-х – первой половине 80-х годов. Осуществление всеобщего обязательного среднего образования. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы.

Формирование новой тенденции в понимании сущности образования, характера и методов обучения: концепция проблемного обучения, теория развивающего обучения, развитие познавательной активности и творческой инициативы учащихся (И.Я.Леренер, В.В.Краевский, М.Н.Скаткин, В.В.Давыдов и др.).

Поиски педагогами-новаторами путей совершенствования учебно-воспитательной деятельности. Педагогика сотрудничества (В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, М.П.Щетинин, И.П.Иванов и др.).

Тема 1. Социализация как контекст воспитания.

РАЗДЕЛ IХ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Тема I.Основные понятия теории управления, методологические подходы к управлению школой

Эволюция управленческих идей и школ управления.

Сущность понятия «управление» в кибернетике и в применении к социальным системам. Управление как особая деятельность, вытекающая из разделения труда, его социализации и кооперации, содействующая прогрессу общества.

Педагогическое управление как целенаправленное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Сущность понятия «педагогическое управление», его цели, содержание. Понятие «педагогический менеджмент», «управляющая и управляемая подсистемы в школе», «субъект управления и самоуправления».

Методология управления, методологические подходы к управлению школой (системный, процессный, ситуационный, проектно-программный), их суть.

Тема 2. Государственно-общественная система управления образованием.

Система образования Российской Федерации. Государственно-общественный характер управления системой образования. Реализация принципов управления: сочетание государственного и общественного характера управления, единоначалия и коллегиальности, демократичности, гуманизма, эффективности, научности, оптимальности и системности управления. Основные признаки общественного управления, наличие новых структур в школе: совет школы, управляющий совет, попечительский совет.

Реформирование системы образования в России. Учет мировых тенденций в области образования. Непрерывность образования как органическая часть образа жизни, процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений. Принципы построения целостной системы непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития системы образования на основе демократизации и гуманизации Модернизация системы образования в целях удовлетворения образовательных потребностей каждого человека в соответствии с его интересами и возможностями. Новые типы учебных заведений.

Тема 3. Управление школой как особый вид социальной деятельности. Функции управления, его циклический характер.

Школа как педагогическая система и объект управления, ее свойства и взаимодействие с другими социальными сферами. Принципы управления педагогическими системами, уровни целостности школы как системы. Функции управления: планирование, организация, руководство и контроль. Новые функции управления в школе в соответствии с теорией педагогического менеджмента.

Службы управления. Связи школы с социокультурной средой, взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

Характеристика служб управления, имеющихся в организационно-управленческой структуре школы.

Тема 4.Управленческая деятельность и профессиональная культура руководителя школы

Управленческая деятельность, ее функции. Содержание и формы организационно-педагогической деятельности руководителя. Управленческая культура руководителя: понятие, компоненты. Управленческое решение как основа процесса управления, требования к управленческому решению.

Организаторская деятельность руководителей образовательных учреждений и пути ее совершенствования. Сущность и цель организации управленческой деятельности руководителя. Изменение структуры управления в связи с изменением характера деятельности педагогов, типы организационно-управленческих структур.Делегирование полномочий снизу вверх с учетом особенностей коллектива и индивидуальных возможностей педагогов. Педагогический совет как коллегиальный орган выработки и принятия профессиональных управленческих решений.

Педагогические инновации в образовательных учреждениях Республики Хакасия (локальные, модульные, системные). Разработка и реализация новых моделей образовательных учреждений.

Поддержка учительских инициатив, организация процедуры обсуждения новых идей, принятия и научной разработки в педагогическом коллективе. Формирование банка инновационных идей в школе. Управление инновационными процессами на основе реализации программно- проектного подхода. Контроль, экспертная оценка инновационных проектов педагогов.

Тема 5. Аттестация педагогических кадров в современной школе.

Повышение квалификации и аттестация работников школы как необходимое условие ее развития. Цель, организация, общие требования к оценке труда учителя. Дифференцированные показатели к оценке труда учителя. Положение об аттестации педагогических кадров, портфолео педагога и требования к нему. Новые критерии и показатели квалификации учителей-предметников, воспитателей. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

РАЗДЕЛ Х. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 1. Основные правовые акты международного и отечественного законодательства в области образования

Документы Организации Объединенных Наций, отражающие правовые основы государственной социальной политики в области образования.

Всеобщая декларация прав человека (1948) о предоставлении равных прав всем людям (основополагающий принцип равенства прав), о признании за каждым человеком «права на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» (ст.25).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989) на жизнь, на выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6); право на имя и приобретение гражданства (ст.8), право на жизнь в семье вместе со своими родителями (ст.9), право на свободное выражение взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (ст. 12), свободу мысли, совести и религии.

 

Тема 2. Законодательство Российской Федерации в области образования:

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании» (10.06.1992), принимаемые в соответствии с ним Федеральные программы развития образования в РФ, Семейный кодекс РФ, Типовое положение об образовательном учреждении, Приоритетный национальный проект «Образование» и др.

Конституция РФ от 12.12.93 г. о закреплении положений, отвечающих духу международных договоров и соглашений, которые призваны обеспечить защиту прав всех слоев населения (гл Права человека), о провозглашении социального равенства и равноправия.

Семейный кодекс РФ о ребенке как самостоятельном субъекте права, правовое положение ребенка в семье с точки зрения интересов самого ребенка, основы правовой защиты детей от насилия в семье.

Закон об образовании (от 10.06.1992) о государственной политике в области образования (ст. 1,2), государственных гарантиях прав граждан РФ в области образования (ст. 5); формах получения образования (ст10).

 

Тема 3. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

Закон «Об образовании» о нормативно-правовых и организационных основах деятельности образовательных учреждений –понятие об образовательных учреждениях(ст.12), уставе образовательного учреждения как основном документе, регламентирующем порядок его деятельности (ст.13), об общих требованиях к содержанию образования (ст.14) и организации учебного процесса (ст.15). Положение об образовательном учреждении, конкретизирующее требования законодательства применительно к его типу и виду.

Региональные документы – постановления и программы, принятые управлениями муниципального образования районов Республики Хакасия, касающиеся вопросов жизнедеятельности детей, обучающихся в образовательном учреждении, в частности, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и др.

Институциональные документы – Устав учреждения и локальные акты, регламентирующие деятельность отдельных направлений образовательного учреждения. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Должностные инструкции (обязанности) работников.

 

Тема 4. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования.

Правовое регулирование форм непрерывного образования и отношений его участников. Правовой статус участников образовательного процесса: дошкольное образование (ст.18), начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование (ст.19), начальное профессиональное (ст.22),среднее профессиональное (ст.23),высшее профессиональное образование (ст.24),послевузовское профессиональное образование (ст.25),дополнительное образование (ст.26).

Модернизация педагогического образования в Российской Федерации: Концепция модернизации педагогического образования, основные проблемы и направления развития педагогического образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в РФ: Концепция модернизации Российского образования (2002г),

Приоритетный национальный проект «Образование» и др. документы. Основные правовые акты международного образовательного законодательства (Рекомендации ООН о Положении учителей, принятые 5 октября 1966 г.) Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования.

Содержание практических разделов дисциплины

 

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

 

Раздел 1.

Семинарские занятия по разделу «Введение в педагогическую деятельность» в соответствии с учебным планом подготовки по специальности 032100.00 Математика с дополнительной специальностью не предусмотрены.

 

Раздел 2.

Семинарское занятие №1. Педагогика в системе наук о человеке – 2 час.

  1. Педагогика как наука, ее объект и предмет
  2. Функции педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
  3. Задачи педагогической науки.
  4. Место педагогики в общей системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками.
  5. Структура педагогической науки.

 

Семинарское занятие №2. Методология педагогики – 2 час.

  1. Понятие «методология педагогической науки». Уровни методологического знания.
  2. Философские основы педагогики.
  3. Общенаучный уровень методологии.
  4. Конкретно-научная методология.

 

Семинарское занятие № 3. Научное исследование в педагогике – 2 час.

  1. Характеристика научно-педагогического исследования, его виды.
  2. Логика педагогического исследования.
  3. Общая характеристика методов педагогического исследования.
  4. Методологическая культура педагога-исследователя.

 

Раздел 3.

Семинарское занятие №1. Учение в структуре процесса обучения -2 час.

  1. Ученик – объект и субъект процесса обучения
  2. Учение как процесс усвоения знаний. Характеристика звеньев процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение на практике.
  3. Учение как учебная деятельность. Структура учебной деятельности.
  4. Познавательные интересы и мотивы учения.

 

Семинарское занятие №2. Концепция личностно-ориентированного обучения - 2 час.

1. Гуманизация процесса обучения.

2. Цели личностно-ориентированного обучения.

3. Принципы личностно-ориентированного обучения (А.В.Хуторской):

а) принцип личностного целеполагания ученика

б)принцип выбор индивидуальной образовательной траектории

в) принцип метапредметных основ образовательного процесса

г0 принцип продуктивности обучения

д) принцип первичности образовательной продукции учащегося

е) принцип ситуативности обучения

ж) принцип образовательной рефлексии

 

Семинарское занятие №3. Государственный образовательный стандарт, базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования -2 час.

1. Понятие “государственный образовательный стандарт”. Необходимость стандартизации образования.

2. Базисный учебный план. Структура базисного учебного плана. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования

3. Учебная программаю Отражение требований ГОС в учебной программе.

 

Семинарское занятие №4. Классификация средств обучения - 2 час.

1. Понятие “средства обучения” Функции средств обучения.

2. Средства общения.

3. Средства учебной деятельности.

4. Технические средства обучения.

5. Дидактические требования к использованию средств в обучении, их выбор.

 

Семинарское занятие №5. Авторские школы. - 2 час.

1. Понятие “авторская школа”. Основные признаки авторских школ.

2.Зарубежные авторские школы: школа Френе, Йена-план-школа, школа Монтессори, свободная вальдорфская школа, гейденс-педагогика и др.

3. Современные российские авторские школы: М.П.Щетинина, В.А.Караковского, А.Н.Тубельского, В.С.Библера и С.Ю.Курганова и др.

 

 

Раздел 4.

Семинарское занятие № 1. Закономерности и принципы воспитания -2 час.

 

  1. Понятие «закономерности воспитания». Характеристика основных закономерностей воспитания.
  2. Понятие «принципы воспитания». Анализ принципов воспитания в различных педагогических теориях.
  3. Основные направления воспитания.

 

Семинарское занятие №2. Система форм и методов воспитания – 2 час.

 

  1. Понятие «метод воспитания». Методы воспитания, приемы и средства воспитания.
  2. Классификация методов воспитания в педагогике.
  3. Характеристика отдельных методов воспитания.
  4. Понятие «формы воспитания». Характеристика форм воспитания.
  5. Выбор форм и методов воспитания.

Семинарское занятие №3. Функции и направления деятельности классного руководителя – 2 час.

  1. Функции классного руководителя.
  2. Основные направления деятельности классного руководителя, их содержание.
  3. Планирование работы классного руководителя

 

Раздел 5.

Семинарское занятие №1. Воспитание на ранних этапах развития человеческой цивилизации – 2 час.

  1. Воспитание как педагогическое явление. Цель, содержание, формы воспитания при первобытном строе.
  2. Особенности воспитания в Древнейшем Египте, Китае, Индии. Религиозно-философское обоснование цели воспитания в древнейших восточных цивилизациях.
  3. Охарактеризовать систему воспитания в древнейшем государство (по выбру).

 

Семинарское занятие №2. Воспитание в эпоху античности – 2 час.

  1. Воспитание в Спарте и Афинах.
  2. Система воспитания в Древнем Риме.
  3. Философы античности о цели и содержании воспитания

Раздел 6.

Семинарское занятие №1. Общая характеристика социального воспитания - 2 час.

  1. Сущность социального воспитания. Объекты и субъекты социального воспитания.
  2. Принципы социального воспитания.
  3. Организация социального опыта: содержание, методика.
  4. Жизнедеятельность воспитательной организации: содержание, методика.
  5. Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации: взаимодействие индивидуальных субъектов; взаимодействие групповых субъектов.

 

Раздел 7. Семинарские занятия по разделу не предусмотрены программой

Раздел 8.

 

 

Тема 1. Решение психолого-педагогических задач – 2 час.

План

  1. Сущность и специфика психолого-педагогической задачи.
  2. Типы педагогических задач и их характеристика.
  3. Этапы решения психолого-педагогической задачи.
  4. Выделение условий задачи.
  5. Отработка навыков решения психолого-педагогических задач.

 

Тема 2. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности - 2 час.

План

  1. Понятие конструирования.
  2. Формы и методы психолого-педагогической деятельности.
  3. Классификация форм и методов психолого-педагогической деятельности, их взаимосвязь.

4 Выбор форм и методов в зависимости от цели деятельности педагога.

5 Освоение групповых, коллективных и индивидуальных форм психолого-педагогической деятельности.

Тема 3. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций - 2 час.

План

1. Понятие педагогической и образовательной ситуации.

2. Особенности взаимодействия педагогов и учащихся.

3. Создание ситуаций с сотрудничеством педагога и учащихся.

4. Этапы моделирования образовательных и педагогических ситуаций.

5. Методы моделирования образовательных и педагогических ситуаций.

 

Тема 4. Психолого-педагогические технологии и методики диагностики на разных возрастных этапах - 2 час.

План.

Понятие психолого-педагогической диагностики.

Основные методики диагностики на разных возрастных этапах.

Основные психолого-педагогические технологии осуществления диагностики на разных возрастных этапах.

Основные методы диагностики учебно-воспитательного коллектива. Социометрия.

Показатели воспитанности, признаки и уровни проявления формирующихся качеств.

Технология изучения и анализа воспитанности детей.

Методы и формы диагностики уровня воспитанности детей.

 

Тема 5. Психолого-педагогические методики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.119 с.)