Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Этапы и школы в развитии менеджмента↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
УЧЕБНАЯ И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К НИМ по направлению подготовки 051000 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (профиль: дизайн, экономика) (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
Миасс
История менеджмента: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (дизайн,экономика)», квалификация – бакалавр. – / Автор–состав. Н.Н. Перетягина. – Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2012. – с.
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «История менеджмента» предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (дизайн, экономика)», квалификация – бакалавр, филиала ГОУ ВПО «ЧГПУ» в г. Миассе (заочной формы обучения) с учетом профиля обучения.
Автор-составитель: Н.Н. Перетягина, канд. пед. наук, доцент кафедры ОГиСЭД филиала ГОУ ВПО «ЧГПУ» в г. Миассе.
Рецензенты:
Челябинский государственный педагогический университет, 2012
Пояснительная записка Цель дисциплины – сформировать у бакалавров необходимые представления об истории менеджмента, эволюции управленческой мысли в качестве общетеоретического и методологического фундамента всех дисциплин профессионального обучения; выработать у бакалавров умение применять данные положения при разработке и реализации управленческих решений и проектов. Задачи дисциплины: 1) теоретическое освоение бакалаврами общих и специфических закономерностей возникновения и развития знаний в сфере управленческой деятельности; 2) определение места и роли управленческих теорий в общей системе педагогических знаний; 3) приобретение практических навыков аналитической деятельности в процессе изучения становления управленческой науки. Место дисциплины в профессиональной подготовке бакалавра. По направлению 051000 «Профессиональное обучение (дизайн. экономика)» дисциплина «История менеджмента» входит в вариативную часть общепрофессиональных дисциплин в профессиональной подготовке бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (дизайн, экономика)». Дисциплина «История менеджмента» изучается на первом курсе. Она является фундаментальной (базовой) управленческой наукой, общим теоретическим и методологическим основанием для других управленческих дисциплин, входящих в программу подготовки бакалавров направления «Профессиональное обучение (дизайн, экономика)». Изучение дисциплины направлено на: 1. развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; 2. овладение приемами системного мышления, ведения диалога.
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО: Дисциплина «История менеджмента» изучается на первом курсе. Она является фундаментальной (базовой) управленческой наукой, общим теоретическим и методологическим основанием для других изучаемых дисциплин, входящих в программу подготовки бакалавров профиля «Дизайн», «Экономика». Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Является предшествующей для дисциплин, таких, как «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Эффективный менеджмент» (в рамках курсов по выбору). Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (исходя из требований к результатам освоения ООП бакалавриата по направлению 051000 «Профессиональное обучение (дизайн)» Универсальные компетенции: 1. Общекультурные компетенции (ОК): 1) осознанием культурных ценностей, пониманием роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1); 2) готовностью к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7); 3) готовностью к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8); 4) владением нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9); 5) способностью самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23); 6) умением моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26);
- Профессиональные компетенции: организационно-управленческая деятельность: 1) способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1); 2) способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2); 3) способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11); образовательно-проектировочная деятельность: 4) способностью прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15); 5) готовностью к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19); организационно-технологическая деятельность: 6) готовностью к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27);
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные этапы развития менеджмента как науки и профессии. Уметь: ориентироваться в мировом историческом процессе; формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам управления. Владеть: навыками восприятия и анализа информации, приемами грамотно делать доклад, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам управления и докладах.
Матрица соответствия компетенций разделам (модулям) дисциплины
Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций
Объем дисциплины и виды учебной работы:
Дисциплина изучается в течение 1 курса обучения (1 семестр).
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная 1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: - ИНФРА – М, 2007. – 216 с. С. 15-26 (Таблицы: 1. «Историческое сравнение организаций», 2. «Периоды распространения технологических укладов в странах-лидерах мировой экономики по производительности труда», 3. «Распределение национального дохода в США в ХХ веке», словарь). 2. Белоусов Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. М., 1981. 3. Бобышев Д.Н., Семенцов С.П. История менеджмента. М., 1985. 4. Зельдович Б.З. Менеджмент: учебник / Б.З. Зельдович. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 591, с. (Серия «Учебник для вузов»). (С. 44-79) 5. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. М., 1997. 6. Комарова. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2005. – 359 с., С. 26-40. 7. Мазур И.И., Шашеро В.Д., Ольдеррогге Н.Г. Всеобщая история менеджмента / Под общ. ред. И.И. Мазура, В.Д. Шапиро. – М.: Изд. центр «ЕЛИМА», 2006. 8. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Всемирная история менеджмента. – М.: РГГУ, 2007. 9. Маршев В.И. История менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2005. 10. Менеджмент (конспект лекций в схемах).- М.: А-Приор, 2007. – 192, с. 4. Принципиальные изменения организации управления в России (Схемы: 1. «Особенности предшествующей теории управления», «Новые принципы управления»). 11. Менеджмент (конспект лекций).- М.: А-Приор, 2007. -192 с., с.3, 8, 26-32. 12. Менеджмент: Краткий курс / Авт.-состав. М.И. Басаков. – з-е изд. испр.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 148 с., с. 11-21 (Таблица «Старая и новая парадигмы в России»). 13. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. 14. Менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 351300 Коммерция и 061500 Маркетинг / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 255 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»). (С. 5-50) 15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. 16. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента / Т.Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с. (Высшее образование). (С. 11-90) 17. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: Тандем; ЭКСМОС, 1997. б) дополнительная: 1. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. – М.: Дело, 1996. 2. Овчинникова Н.В. История развития теории и практики управления в России в ХХ веке. – М.: Изд-во Ипполитова, 2005. 3. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента / Под ред. М. Уорнера. –СПб.: Питер, 2001. 4. Плотицына Л.А. История государственного управления в России: Учебное пособие: В 2 ч. – М.: Финакадемия, 2008; 2009. 5. Теория управления: социально-технологический подход: Энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – М.: Муниципальный мир, 2004. 6. Шелдрейк Д. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2001. 7. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. 8. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. Образовательные технологии В ходе изучения дисциплины при выполнении различных видов работ используются технологии: ü творческая и научно-исследовательская деятельность, ü технология развития критического мышления, ü технология проблемного обучения, ü технологии организации группового взаимодействия, ü технологии контекстного обучения.
4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для изучения данной учебной дисциплины используется мультимедийное оборудование. Содержание курса
1. Раздел 1. Природа управления и исторические тенденции его развития. Управление и менеджмент. Важнейшие категории менеджмента и его закономерности, общие и частные. Истоки современной управленческой науки. Экономика первобытного общества, удовлетворяющая лишь базовые потребности его членов. Применение рабовладельческим обществом принудительного рабского труда. Парадигма общества и экономики первобытного и рабовладельческого обществ. Возможности парадигм феодального и буржуазного обществ. Общество всеобщего благоденствия как эпоха ограничения чистой неконтролируемой конкуренции со стороны государства и различных общественных организаций. Парадигма инновационного общества (Гавриленко М.В.). Возникновение и эволюция менеджмента. Историческое сравнение организаций. Рабочая программа Тематическое планирование дисциплины
Содержание рабочей программы
Лекции План семинарских и практических занятий ( и занятий для самоподготовки*)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Природа управления и исторические тенденции его развития. 2. Этапы и школы в развитии менеджмента. 3. Эволюция менеджмента в конце 19 -21 веков. 4. Современные школы менеджмента: общая характеристика. 5. Зарубежный опыт современного менеджмента. 6. Сущность и черты американского менеджмента. 7. Система японского менеджмента. 8. Сравнительный анализ японской и американской моделей. 9. Концепции европейского менеджмента. 10. Генезис предпринимательства в России. 11. Синергетический подход в управлении. 12. Системный подход в управлении. 13. Ситуационный подход в управлении. 14. Старая и новая парадигмы управления в России.
ВОПРОСЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ 1. Истоки управления. 2. Эволюция менеджмента: факторы и условия. 3. Расскажите о первом периоде в развитии менеджмента. 4. Расскажите об особенностях второго периода в развитии менеджмента. 5. Определите различия между периодами и выделите особенности третьего периода развития менеджмента. 6. Раскройте сущность принципов управления Тейлора. 7. Покажите взаимосвязь принципов управления А. Файоля с производственными отношениями, изучаемыми в экономической теории. 8. Раскройте содержание принципов Г. Эмерсона. 9. Назовите особенности развития менеджмента в четвертом (информационном) периоде. 10. Охарактеризуйте особенности развития менеджмента в России начала 20 века. 11. Охарактеризуйте особенности развития менеджмента в России эпохи «военного коммунизма». 12. Охарактеризуйте особенности развития менеджмента в России в период Великой Отечественной войны. 13. Охарактеризуйте особенности развития менеджмента в России послевоенных лет. 14. Охарактеризуйте особенности развития менеджмента в России в период перестройки. 15. Обсудите методологию системного и ситуационного подходов. 16. Раскройте суть синергетического подхода в управлении. 17. Проведите сравнительный анализ японской и американской моделей управления. 18. Охарактеризуйте старую и новую парадигмы управления в России. Задание вторым вопросом к каждому билету: Выявите и опишите, используются ли и каким образом принципы управления · Ф. Тейлора · А. Файоля, · Г. Эмерсона, (на выбор) на конкретном предприятии и какой результат можно отметить.
Для сдачи зачета студенты выполняют все требования рейтинговой системы. Студенты, пропустившие занятие или бывшие неготовыми к нему, восстанавливают конспекты пропущенных занятий ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТУ Конспект лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы выполняется в соответствии со следующими требованиями: 1. Поля отчерчиваются на каждой странице с левой стороны листа шириной – 3-4 сантиметра. 2. Названия тем и подтем выделяются цветом и шириной шрифта. 3. На поля выносятся «ключевые» слова. 4. Текст лекции, семинарского занятия маркируется (подчеркивается) в соответствии с зданием преподавателя. 5. Перечисление каких-либо явлений структурируется столбиком с маркировкой («галочка» или «точка»). 6. Материал, предполагающий сравнение явлений (объектов) оформляется в виде таблицы. 7. Материал, предполагающий логические построения, оформляется в виде блок-схемы. 8. Пять страниц в конце тетради отводится для понятийно-терминологического словаря. 9. Сокращения слов допускаются на согласной букве. 10. Наименование категории (понятия), которая рассматривается в лекции (например, «менеджмент») в данном тексте может быть сокращена до одной заглавной буквы (М). 11. Возможно использовать символы для слов – связок. Например, «следовательно» 12. На первой странице тетради даются обозначения всех типовых сокращений и символов. ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
УЧЕБНАЯ И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К НИМ по направлению подготовки 051000 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (профиль: дизайн, экономика) (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
Миасс
История менеджмента: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (дизайн,экономика)», квалификация – бакалавр. – / Автор–состав. Н.Н. Перетягина. – Челябинск: Изд-во ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2012. – с.
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «История менеджмента» предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (дизайн, экономика)», квалификация – бакалавр, филиала ГОУ ВПО «ЧГПУ» в г. Миассе (заочной формы обучения) с учетом профиля обучения.
Автор-составитель: Н.Н. Перетягина, канд. пед. наук, доцент кафедры ОГиСЭД филиала ГОУ ВПО «ЧГПУ» в г. Миассе.
Рецензенты:
Челябинский государственный педагогический университет, 2012
Пояснительная записка Цель дисциплины – сформировать у бакалавров необходимые представления об истории менеджмента, эволюции управленческой мысли в качестве общетеоретического и методологического фундамента всех дисциплин профессионального обучения; выработать у бакалавров умение применять данные положения при разработке и реализации управленческих решений и проектов. Задачи дисциплины: 1) теоретическое освоение бакалаврами общих и специфических закономерностей возникновения и развития знаний в сфере управленческой деятельности; 2) определение места и роли управленческих теорий в общей системе педагогических знаний; 3) приобретение практических навыков аналитической деятельности в процессе изучения становления управленческой науки. Место дисциплины в профессиональной подготовке бакалавра. По направлению 051000 «Профессиональное обучение (дизайн. экономика)» дисциплина «История менеджмента» входит в вариативную часть общепрофессиональных дисциплин в профессиональной подготовке бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (дизайн, экономика)». Дисциплина «История менеджмента» изучается на первом курсе. Она является фундаментальной (базовой) управленческой наукой, общим теоретическим и методологическим основанием для других управленческих дисциплин, входящих в программу подготовки бакалавров направления «Профессиональное обучение (дизайн, экономика)». Изучение дисциплины направлено на: 1. развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; 2. овладение приемами системного мышления, ведения диалога.
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО: Дисциплина «История менеджмента» изучается на первом курсе. Она является фундаментальной (базовой) управленческой наукой, общим теоретическим и методологическим основанием для других изучаемых дисциплин, входящих в программу подготовки бакалавров профиля «Дизайн», «Экономика». Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Является предшествующей для дисциплин, таких, как «Основы менеджмента», «Управление персоналом», «Эффективный менеджмент» (в рамках курсов по выбору). Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (исходя из требований к результатам освоения ООП бакалавриата по направлению 051000 «Профессиональное обучение (дизайн)» Универсальные компетенции: 1. Общекультурные компетенции (ОК): 1) осознанием культурных ценностей, пониманием роли культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1); 2) готовностью к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7); 3) готовностью к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8); 4) владением нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9); 5) способностью самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23); 6) умением моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОК-26);
- Профессиональные компетенции: организационно-управленческая деятельность: 1) способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1); 2) способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2); 3) способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11); образовательно-проектировочная деятельность: 4) способностью прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15); 5) готовностью к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19); организационно-технологическая деятельность: 6) готовностью к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27);
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные этапы развития менеджмента как науки и профессии. Уметь: ориентироваться в мировом историческом процессе; формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам управления. Владеть: навыками восприятия и анализа информации, приемами грамотно делать доклад, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения. Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам управления и докладах.
Матрица соответствия компетенций разделам (модулям) дисциплины
Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций
Объем дисциплины и виды учебной работы:
|