Раздел 4. История развития теории и практики менеджмента в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. История развития теории и практики менеджмента в России.



Тема 4.1. Анализ особенностей формирования и развития российского общества. Генезис предпринимательства в России. 1 час.

Практикум по развитию умения анализировать и выстраивать связи между явлениями.

1. Особенности формирования российского общества в историческом аспекте.

2. Реформы в госуправлении в историческом аспекте.

3. Зарождение предпринимательства и динамика его развития.

4. Особенности современного предпринимательства.

 

Тема 4.2. Развитие теории и практики управления в России – к. 19-20 век.

Управление в России 19-20 вв. 1 час.

1. Особенности управления экономикой России в 19 веке.

2. Результаты развития менеджмента в начале ХХ века.

3. Сущность экономики «военного коммунизма».

4. Реформы в экономике в России в период советской власти.

5. Три этапа управления экономикой в период перестройки.

6. Либерализация цен, получившая название «шоковая терапия».

7. Основные причины кризиса в экономике России в августе 1998 г. и последствия этого кризиса.

Литература

1. Менеджмент (конспект лекций в схемах).- М.: А-Приор, 2007. – 192, с. 4. Принципиальные изменения организации управления в России (Схемы: 1. «Особенности предшествующей теории управления», «Новые принципы управления»).

2. Менеджмент: Краткий курс / Авт.-состав. М.И. Басаков. – з-е изд. испр.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 148 с., с. 11-21 (Таблица «Старая и новая парадигмы в России»).

 

7.3. Организация самостоятельной работы студентов

 

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы Методическое обеспечение Форма отчетности
Тема 1.1. Важнейшие категории менеджмента и его закономерности. Истоки современной управленческой науки. .Категории менеджмента. 1. Подчеркнуть в конспекте категории менеджмента. 2. Выявить, как общие закономерности менеджмента соотносятся с частными. 3. Определить, какие категории менеджмента важны для личности в профессиональной и личностной сферах жизнедеятельности. Обосновать свое мнение не менее, чем тремя доводами. 4. Подготовить микродоклад в письменной и устной формах (составить несколько предложений по заданиям 1-3)     Выполнение тезисного плана-конспекта. Белоусов Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. М., 1981. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. М., 1997. Менеджмент (конспект лекций).- М.: А-Приор, 2007. -192 с., с.3, 8, 26-32.   Тезисный план-конспект
Тема 1. 1. Парадигма общества и экономики первобытного и рабовладельческого обществ. Практикум по развитию системного мышления. 1. Дать определение понятию «парадигма». 2. Показать взаимозависимость тенденций в развитии общества и развитии экономики на примере первобытного и феодального обществ. 3. Назвать принципы и функции управления, использовавшиеся при строительстве египетских пирамид Моисеем при организации вывода израильтян из рабства, применяются в современном менеджменте. 4. Дать характеристику и выделить отличительные особенности первого (древнего) периода развития менеджмента. Описать некоторые различия между организациями древности и современными организациями.   Подготовка доклада. Белоусов Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. М., 1981. Бобышев Д.Н., Семенцов С.П. История менеджмента. М., 1985. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. М., 1997. Менеджмент (конспект лекций).- М.: А-Приор, 2007. -192 с., с.3, 8, 26-32.   План доклада
Тема 1. 1. Возможности парадигм феодального и буржуазного обществ. Практикум по развитию системного мышления. 1. Назовите основные характеристики второго периода в развитии менеджмента. 2. Минисочинение «Улица феодального города» или «Улица города эпохи Просвещения». 3. Покажите динамику в развитии менеджмента с начала средних веков до эпохи Просвещения. 4. Каковы основные вехи развития менеджмента в 17-18 веках?   Выполнение тезисного плана-конспекта. Белоусов Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. М., 1981. Бобышев Д.Н., Семенцов С.П. История менеджмента. М., 1985. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. М., 1997. Менеджмент (конспект лекций).- М.: А-Приор, 2007. -192 с., с.3, 8, 26-32. Менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 351300 Коммерция и 061500 Маркетинг / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 255 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»). (С. 5-50) Тезисный план-конспект.
Тема 1.1. Парадигма инновационного общества. Инновации. 1. Дайте определение понятиям: новое, новизна, новаторство, новация, инновация. 2. Опишите изменения, которые происходят на рубеже ХХ – ХХ1 вв. и поясните, чем они вызваны. 3. Обоснуйте, чем вызваны современные идеи и концепции социально ориентированной экономики.   Написание конспекта. Белоусов Р.А. Основные эта-пы развития теории и практики управления. М., 1981. Бобышев Д.Н., Семенцов С.П. История менеджмента. М., 1985. Конспект
Тема 1.2. Возникновение и эволюция менеджмента. Историческое сравнение организаций. Практикум по развитию системного мышления. 1. Выявите соотношение понятий «управление» и «менеджмент». 2. Определите, когда возник менеджмент и каковы были его экономические предпосылки. 3. Назовите факторы эволюции менеджмента.     Выполнение тезисного плана-конспекта. Белоусов Р.А. Основные эта-пы развития теории и практики управления. М., 1981. Бобышев Д.Н., Семенцов С.П. История менеджмента. М., 1985. Тезисный план-конспект
Тема 2.1. Развитие зарубежного менеджмента. Подходы к управлению разных научных школ. 1. Проследите динамику в развитии зарубежного менеджмента. 2. Определите, на чем основаны подходы к управлению различных школ менеджмента. 3. Определите, какой (какие) подходы к управлению имеются в наличии на предприятии (в организации), где вы работаете. Обоснуйте свою точку зрения, подготовьте микродоклад на эту тему.   Подготовка доклада Лукашевич В.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: НИБ, 2003. Лукашевич В.В. Менеджмент в структурно-логических схемах: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2003. Менеджмент организаций. Под ред. З.П. Румянцевой, И.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1995. План доклада
Тема 2.2. Современная управленческая парадигма. Системный и ситуационный подходы к менеджменту. 1. Системы: определение, виды. 2. Системный подход и организация. 3. Модель организации как открытой системы. 4. Определение ситуационного подхода. 5. Ситуационный подход и процесс управления.   Написание конспекта. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: - ИНФРА – М, 2007. – 216 с. С. 15-26 (Таблицы: 1. «Историческое сравнение организаций», 2. «Периоды распространения технологических укладов в странах-лидерах мировой экономики по производительности труда», 3. «Распределение национального дохода в США в ХХ веке», словарь). Никуленко Т.Г. Психология менеджмента / Т.Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с. (Высшее образование). (С. 11-90) Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2005. – 359 с., С. 26-40. Конспект
Тема 2.2. Школа научного управления как этап в развитии менеджмента. Рационалистическая школа управления. 1. Определите особенности управления второго (индустриального) периода. 2. Раскройте содержание рациональной школы управления Ф. Тейлора и приведите примеры реализации его подхода в любом современном предприятии (учреждении). 3. Определите, в чем заслуга Ф. Тейлора в развитии менеджмента как науки.   Выполнение тезисного плана-конспекта Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: - ИНФРА – М, 2007. – 216 с. С. 15-26 (Таблицы: 1. «Историческое сравнение организаций», 2. «Периоды распространения технологических укладов в странах-лидерах мировой экономики по производительности труда», 3. «Распределение национального дохода в США в ХХ веке», словарь). Никуленко Т.Г. Психология менеджмента / Т.Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с. (Высшее образование). (С. 11-90) Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2005. – 359 с., С. 26-40. Тезисный план-конспект
Тема 2.2. Административная школа в управлении. Классическая школа управления. 1. Назовите создателя административной школы управления и расскажите, в чем ее сущность 2. Выявите отличия «административной школы» управления от научной. 3. Приведите примеры реализации данного подхода в любом современном предприятии (учреждении).   Написание конспекта. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: - ИНФРА – М, 2007. – 216 с. С. 15-26 (Таблицы: 1. «Историческое сравнение организаций», 2. «Периоды распространения технологических укладов в странах-лидерах мировой экономики по производительности труда», 3. «Распределение национального дохода в США в ХХ веке», словарь). Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2005. – 359 с., С. 26-40. Конспект
Тема 2.2. Особенности школы человеческих отношений. Школа «человеческих отношений». 1. Назовите основные положения «школы человеческих отношений». 2. Раскройте суть «школы человеческих отношений». 3. Объясните, почему сначала был научный (рациональный) подход к управлению (Ф. Тейлор), а позднее возникла необходимость гуманизации в отношениях управления. 4. Приведите примеры реализации данного подхода в любом современном предприятии (учреждении).   Подготовка доклада Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: - ИНФРА – М, 2007. – 216 с. С. 15-26 (Таблицы: 1. «Историческое сравнение организаций», 2. «Периоды распространения технологических укладов в странах-лидерах мировой экономики по производительности труда», 3. «Распределение национального дохода в США в ХХ веке», словарь). Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2005. – 359 с., С. 26-40.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. Минск: Новое знание, 2002. План доклада
Тема 2.2. Особенности школы науки управления. Школа науки управления. 1. Расскажите предысторию и возникновение научного менеджмента. 2. Особенности школы науки управления. 3. Развитие школы. 4. Приведите примеры реализации данного подхода в любом современном предприятии (учреждении).   Подготовка микродоклада Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: - ИНФРА – М, 2007. – 216 с. С. 15-26 (Таблицы: 1. «Историческое сравнение организаций», 2. «Периоды распространения технологических укладов в странах-лидерах мировой экономики по производительности труда», 3. «Распределение национального дохода в США в ХХ веке», словарь). Никуленко Т.Г. Психология менеджмента / Т.Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с. (Высшее образование). (С. 11-90) Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2005. – 359 с., С. 26-40. Микродоклад
Тема 3.1. Эволюция менеджмента в конце 19 – 21 вв. Практикум по развитию системного мышления. 1. Покажите динамику в развитии менеджмента: от рационалистической школы к синергетическому подходу в управлении - и объясните, чем она обусловлена. 2. Поясните, что, на ваш взгляд, целесообразно использовать из истории науки управления на вашем предприятии. Обоснуйте свою точку зрения. Подготовьте микродоклад.   Подготовка микродоклада Белоусов Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. М., 1981. Бобышев Д.Н., Семенцов С.П. История менеджмента. М., 1985. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. М., 1997. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента / Т.Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с. (Высшее образование). (С. 11-90) Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2005. – 359 с., С. 26-40. Менеджмент (конспект лекций).- М.: А-Приор, 2007. -192 с., с.3, 8, 26-32. Менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 351300 Коммерция и 061500 Маркетинг / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 255 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»). (С. 5-50) Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. Микродоклад
Тема 3.1. Зарубежный опыт современного менеджмента. Практикум по развитию умения выбирать и анализировать материал. 1. Определите, в чем смысл современной управленческой парадигмы. 2. На примере материала из любого источника печати (периодической или методической) представьте зарубежный опыт современного менеджмента.   Подготовка микродоклада Белоусов Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. М., 1981. Бобышев Д.Н., Семенцов С.П. История менеджмента. М., 1985. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. М., 1997. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента / Т.Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с. (Высшее образование). (С. 11-90) Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2005. – 359 с., С. 26-40. Менеджмент (конспект лекций).- М.: А-Приор, 2007. -192 с., с.3, 8, 26-32. Менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 351300 Коммерция и 061500 Маркетинг / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 255 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»). (С. 5-50) Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. Микродоклад
Тема 3.2. Сущность и черты американского и японского менеджмента. Американский и японский менеджмент. 1. Назовите особенности американского менеджмента. 2. Объясните, чем вызваны именно эти особенности американского менеджмента. Обоснуйте свою точку зрения. 3.Расскажите, что наиболее важно, на ваш взгляд, в современном японском менеджменте. 4. Объясните, чем вызваны именно эти особенности японского менеджмента. Обоснуйте свою точку зрения.   Напи-са-ние конспекта. Белоусов Р.А. Основные этапы развития теории и практики управления. М., 1981. Бобышев Д.Н., Семенцов С.П. История менеджмента. М., 1985. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. М., 1997. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента / Т.Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с. (Высшее образование). (С. 11-90) Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2005. – 359 с., С. 26-40. Менеджмент (конспект лекций).- М.: А-Приор, 2007. -192 с., с.3, 8, 26-32. Менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спе-циальностям 351300 Коммерция и 061500 Маркетинг / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 255 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»). (С. 5-50) Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. Конспект
Тема 4.1. Анализ особенностей формирования и развития российского общества. Генезис предпринимательства в России. Практикум по развитию умения анализировать и выстраивать связи между явлениями. 1. Особенности формирования российского общества в историческом аспекте. 2. Реформы в госуправлении в историческом аспекте. 3. Зарождение предпринимательства и динамика его развития. 4. Особенности современного предпринимательства.     Напи-са-ние конспекта. Менеджмент (конспект лекций в схемах).- М.: А-Приор, 2007. – 192, с. 4. Принципиальные изменения организации управления в России (Схемы: 1. «Особенности предшествующей теории управления», «Новые принципы управления»). Менеджмент: Краткий курс / Авт.-состав. М.И. Басаков. – з-е изд. испр.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 148 с., с. 11-21 (Таблица «Старая и новая парадигмы в России»).   Конспект
Тема 4.2. Развитие теории и практики управления в России – к. 19-20 век. Развитие теории и практики управления в России – к. 19-20 век. Управление в России 19-20 в.в. 1. Особенности управления экономикой России в 19 веке. 2. Результаты развития менеджмента в начале ХХ века. 3. Сущность экономики «военного коммунизма». 4. Реформы в экономике в России в период советской власти. 5. Три этапа управления экономикой в период перестройки. 6. Либерализация цен, получившая название «шоковая терапия». 7. Основные причины кризиса в экономике России в августе 1998 г. и последствия этого кризиса.   Напи-са-ние конспекта. Менеджмент (конспект лекций в схемах).- М.: А-Приор, 2007. – 192, с. 4. Принципиальные изменения организации управления в России (Схемы: 1. «Особенности предшествующей теории управления», «Новые принципы управления»). 2. Менеджмент: Краткий курс / Авт.-состав. М.И. Басаков. – з-е изд. испр.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 148 с., с. 11-21 (Таблица «Старая и новая парадигмы в России»).   Конспект
Тема 4.3. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления. Старая и новая парадигмы управления в России. Современная российская экономика и проблемы управления. 1. Особенности современной российской экономики. 2. Проблемы предприятий разного уровня бизнеса и пути решения. 3. Проблемы отраслевой экономики и пути решения. 4. Проблемы развития экономики в аспекте муниципального управления и пути решения. Новая система управления экономикой России. 1. Основные направления новой системы управления экономикой России. 2. Задачи, которые стоят перед российскими менеджерами в современных условиях хозяйствования. Изменения в управлении. 1. Охарактеризуйте старую парадигму управления в России. 2. Поясните, на каких принципах управления строилась старая парадигма управления. 3. Охарактеризуйте новую парадигму управления в России. 4. Поясните, на каких принципах управления строится новая парадигма управления. 5. Определите факторы, повлиявшие на смену парадигм управления в России.   Напи-са-ние конспекта. Менеджмент (конспект лекций в схемах).- М.: А-Приор, 2007. – 192, с. 4. Принципиальные изменения организации управления в России (Схемы: 1. «Особенности предшествующей теории управления», «Новые принципы управления»). 2. Менеджмент: Краткий курс / Авт.-состав. М.И. Басаков. – з-е изд. испр.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 148 с., с. 11-21 (Таблица «Старая и новая парадигмы в России»).   Конспект

Самостоятельная работа студентов представлена выше (См. 7.3.) вопросов и заданий для самоподготовки.

Формы самостоятельной работы.

1. Доклад – письменное или устное сообщение.

2. Минисочинение – письменная работа объемом половины А-4 по теме, которую выбирает студент из предложенного рабочей программой. Минисочинение выполняется в электронной версии и представляется в электронном и печатном виде.

3. Микродоклад – письменная и устная работа студента по теме занятия. Объем микродоклада – от двух до восьми предложений. Микродоклад выполняется как домашнее задание либо в ходе занятия.

4. Участие в обсуждении вопросов и заданий в ходе занятия при работе в парах, микрогруппах.

5. Маркировка (подчеркивание) в конспекте лекций и семинарских занятий основных положений или ключевых категорий (по заданию).

6. Выполнение таблиц и схем и др.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Природа управления и исторические тенденции его развития.

2. Этапы и школы в развитии менеджмента.

3. Эволюция менеджмента в конце 19 -21 веков.

4. Современные школы менеджмента: общая характеристика.

5. Зарубежный опыт современного менеджмента.

6. Сущность и черты американского менеджмента.

7. Система японского менеджмента.

8. Сравнительный анализ японской и американской моделей.

9. Концепции европейского менеджмента.

10. Генезис предпринимательства в России.

11. Синергетический подход в управлении.

12. Системный подход в управлении.

13. Ситуационный подход в управлении.

14. Старая и новая парадигмы управления в России.

 

ВОПРОСЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

1. Истоки управления.

2. Эволюция менеджмента: факторы и условия.

3. Расскажите о первом периоде в развитии менеджмента.

4. Расскажите об особенностях второго периода в развитии менеджмента.

5. Определите различия между периодами и выделите особенности третьего периода развития менеджмента.

6. Раскройте сущность принципов управления Тейлора.

7. Покажите взаимосвязь принципов управления А. Файоля с производственными отношениями, изучаемыми в экономической теории.

8. Раскройте содержание принципов Г. Эмерсона.

9. Назовите особенности развития менеджмента в четвертом (информационном) периоде.

10. Охарактеризуйте особенности развития менеджмента в России начала 20 века.

11. Охарактеризуйте особенности развития менеджмента в России эпохи «военного коммунизма».

12. Охарактеризуйте особенности развития менеджмента в России в период Великой Отечественной войны.

13. Охарактеризуйте особенности развития менеджмента в России послевоенных лет.

14. Охарактеризуйте особенности развития менеджмента в России в период перестройки.

15. Обсудите методологию системного и ситуационного подходов.

16. Раскройте суть синергетического подхода в управлении.

17. Проведите сравнительный анализ японской и американской моделей управления.

18. Охарактеризуйте старую и новую парадигмы управления в России.

Задание вторым вопросом к каждому билету:

Выявите и опишите, используются ли и каким образом принципы управления

· Ф. Тейлора

· А. Файоля,

· Г. Эмерсона,

(на выбор) на конкретном предприятии и какой результат можно отметить.

 

Для сдачи зачета студенты выполняют все требования рейтинговой системы. Студенты, пропустившие занятие или бывшие неготовыми к нему, восстанавливают конспекты пропущенных занятий

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТУ

Конспект лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы выполняется в соответствии со следующими требованиями:

1. Поля отчерчиваются на каждой странице с левой стороны листа шириной – 3-4 сантиметра.

2. Названия тем и подтем выделяются цветом и шириной шрифта.

3. На поля выносятся «ключевые» слова.

4. Текст лекции, семинарского занятия маркируется (подчеркивается) в соответствии с зданием преподавателя.

5. Перечисление каких-либо явлений структурируется столбиком с маркировкой («галочка» или «точка»).

6. Материал, предполагающий сравнение явлений (объектов) оформляется в виде таблицы.

7. Материал, предполагающий логические построения, оформляется в виде блок-схемы.

8. Пять страниц в конце тетради отводится для понятийно-терминологического словаря.

9. Сокращения слов допускаются на согласной букве.

10. Наименование категории (понятия), которая рассматривается в лекции (например, «менеджмент») в данном тексте может быть сокращена до одной заглавной буквы (М).

11. Возможно использовать символы для слов – связок. Например, «следовательно»

12. На первой странице тетради даются обозначения всех типовых сокращений и символов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.045 с.)