Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: история медицины как наука и предмет преподавания.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Уфа 2012 Методические указания составлены на основании примерной программы учебной дисциплины «История медицины» (М., 2011 г.) и учебного плана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта III поколения высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 – Педиатрия (М., 2010 г.).
Рецензенты: Рецензент: М.Ю. Павлова – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, к.м.н.
Составитель: А.Д. Козеева, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, к.м.н.
Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения протокол № 9 от «10» февраля 2012 года.
1. Актуальность. В сокровищницу медицинской науки большой вклад внесли отечественные ученые медики. Имена Н.И. Пирогова, И.И. Мечникова, С.П. Боткина, И.П. Павлова, Н.А. Семашко, Н.Н. Бурденко и многих выдающихся ученых получили признание во всем мире. Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов-медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики. 2. Цели и задачи дисциплины: Цель — изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества. Задачи дисциплины: — обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения; — показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени; — раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества; — показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара; — ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности; — прививать этические принципы врачебной деятельности; показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования; — воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма; — расширить общий научный и культурный кругозор учащихся. 3. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: – методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию; – основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; – важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; – выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину. уметь: – грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; – оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения обучения; – выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива. владеть: – навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, – ведения дискуссий и круглых столов.
По плану УИРС студенты выполняют реферативные сообщения. 4. Вид занятия: семинарское занятие. 5. Продолжительность занятия: 3 академических часа (135 мин.). 6. Оснащение. Методические указания к семинарским занятиям, тестовые задания, мультимедийный проектор для показа слайдов. Семинарские занятия проводятся в специально оборудованном для занятия по истории медицины кабинете, где представлены стенды по всем периодам мировой и отечественной медицины, а также по здравоохранению Башкирии и истории Башкирского медицинского государственного университета. Содержание занятий Организационная часть – 5 мин. Обсуждение вопросов по теме семинарского занятия (методом опроса) – 75 мин. Заслушивание реферативных сообщений – 25 мин. Тестовый контроль – 15 мин. Подведение итогов занятия – 10 мин. Задание к следующему занятию – 5 мин. План семинарских занятий Занятие 1
Тема: История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.
Знать: – введение в историю медицины; – источники для изучения истории медицины; – периодизацию всемирной истории медицины; – возникновение зачатков медицины в первобытном обществе; – коллективное врачевание; – возникновение религиозных представлений. Уметь: использовать литературу для подготовки реферативных сообщений, работать с аудиторией. Владеть: навыком работы с литературой, поисковой системой библиотеки БГМУ, работы с аудиторией.
Литература Основная литература: 1. Лисицын, Ю.П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов - М. ГЭОТАР - МЕД, 2004. – 400с. Дополнительная литература: 1. Мирский, М.Б. История медицины и хирургии [Текст]: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). 2. Лисицын, Ю.П. История медицины. Краткий курс [Текст]: учебник для студ. мед. вузов рек. Центр. УМК МЗ РФ / Ю. П. Лисицын. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 304 с. 3. Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии [Текст]: курс лекций / А. М. Сточик. - М.: МГП "ЭРУС", 1991 - Вып. 1: Становление человека и человеческого общества; Возникновение медицины: курс лекций. - 1991. - 29 с. Тестовый контроль Выберите один правильный ответ. 1. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ – ЭТО 1) наука о происхождении, развитии и современном состоянии истории 2) наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины 3) наука о происхождении, развитии и современном состоянии человечества 4) наука о происхождении, развитии и современном состоянии биологии 2. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА НЕ ПРЕВЫШАЕТ: 1) 15 лет 2) 20 лет 3) 30 лет 4) 40 лет 3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ДЕЛИТСЯ НА 5 ПЕРИОДОВ 1) первобытное общество, древнейший мир, древний мир, средний мир, новый мир 2) доклассовое общество, древний мир, средние века, новая история, новейшая история 3) древний мир, средние века, новая история, новейшая история, сверхновейшая история 4) доклассовое общество, классовое общество, средние века, новая история, новейшая история 4. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО (ДОКЛАССОВОГО) ОБЩЕСТВА ИЗУЧАЕТ 1) первобытное общество от возникновения человека (2 млн. лет тому назад) до формирования первых классовых обществ и государств (около 4 тысячелетия до нашей эры) 2) первобытное общество от возникновения человека (1 век н.э.) до формирования первых классовых обществ и государств (4 век н.э.) 3) первобытное общество от возникновения человека (2 тыс.лет назад) до формирования первых классовых обществ и государств (1 тыс. лет назад) 4) первобытное общество от возникновения человека (5 век до н.э.) до формирования первых классовых обществ и государств (5 век н.э.) 5. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ РАЗДЕЛОВ 1) общего, целого и частного 2) общего и частного 3) целого и частного 4) общего и общественного 6. ОБЩАЯ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ИЗУЧАЕТ 1) закономерность медицины в целом, влияние ученых на развитие всей медицины 2) о возникновении и развитии отдельных специальностей, медицинских дисциплин, жизни и деятельности врачей, ученых-медиков 3) общие закономерности развития анатомии 4) общие вопросы возникновения истории 7. ЧАСТНАЯ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ДАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 1) закономерность медицины в целом, влияние ученых на развитие всей медицины 2) о возникновении и развитии отдельных специальностей, медицинских дисциплин, жизни и деятельности врачей, ученых-медиков 3) общие закономерности развития анатомии 4) общие вопросы возникновения истории 8. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ 1) медицинская научная литература, биографии ученых, энциклопедии 2) произведения народного эпоса, данные археологических раскопок, изобразительное искусство, искусство врачевания 3) медицинская научная литература, биографии ученых - медицинских деятелей, рукописные материалы, художественная литература, произведения народного эпоса, сказания, песни, данные археологических раскопок, изобразительное искусство 4) медицинская научная литература, художественная литература, детская литература 9. МЕДИЦИНА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ДЕЛИТСЯ НА: 1) становление, разложение 2) рассвет, открытие, разложение 3) становление, разложение 4) становление, расцвет, разложение 10. ДОКЛАССОВЫЙ ПЕРИОД ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ 1) природные лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения 2) забота о детях, помощь при родах и травмах 3) остановка кровотечений, кровопускания, трепанация черепа 4) все перечисленное верно 11. ТОТЕМИЗМ-ЭТО 1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья 2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы 3) вера в души или всеобщее одухотворение природы 4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство 12. ФЕТИШИЗМ-ЭТО 1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья 2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы 3) вера в души или всеобщее одухотворение природы 4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство 13. АНИМИЗМ-ЭТО 1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья 2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы 3) вера в души или всеобщее одухотворение природы 4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство 14. МАГИЯ-ЭТО 1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья 2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы 3) вера в души или всеобщее одухотворение природы 4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство 15. ПАЛЕОПАТОЛОГИЯ-ЭТО 1) патологические изменения человеческого тела 2) патологические изменения определенного органа 3) патологические изменения костей 4) патологические изменения остатков - человека
Занятие 2
Темы реферативных сообщений 1.Медицинские папирусы Древнего Египта: папирусы Эберса, Смита, из Кахуна, Бругша. 2.Врачевание в Древней Индии. "Чарака-самхита" и "Сушрута-самхита". 3.Китайская традиционная медицина иглоукалывание, прижигание, массаж, гимнастика (цигун). Основная литература: 1. Лисицын, Ю.П. История медицины: учебник для студ. мед. вузов - М. ГЭОТАР - МЕД, 2004. – 400с. Дополнительная литература: 1. Мирский, М.Б. История медицины и хирургии [Текст]: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). 2. Лисицын, Ю.П. История медицины. Краткий курс [Текст]: учебник для студ. мед. вузов рек. Центр. УМК МЗ РФ / Ю. П. Лисицын. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 304 с. 3. Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии [Текст]: курс лекций / А. М. Сточик. - М.: МГП "ЭРУС", 1991 - Вып. 1: Становление человека и человеческого общества; Возникновение медицины: курс лекций. - 1991. - 29 с. 4. Сорокина, Т.С. Атлас истории медицины [Текст]: Первобытное общество. Древний мир.: учеб. пособие / Т. С. Сорокина. - 2-е изд., переработ, и дополн. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. - 166 с. Тестовый контроль Выберите один правильный ответ. 1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО МИРА 1) создание первых медицинских текстов, представление о причинах болезней, создание древнейших санитарно-технических сооружений, формирование основ врачебной этики 2) переводы текстов с иностранных языков, религиозные представления о причинах болезней 3) семейные традиции в подготовке врачей 4) классовый подход к врачеванию в классовом обществе 2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 1) иероглифическая письменность, шелководство, изобретение фарфора, бумаги, компаса, пороха 2) периодизация на царский период, период республики, период империи 3) иероглифическая письменность, учение о бессмертии души, культ мертвых, высокое развитие ремесел 4) театрализованные представления, олимпийские игры, развитие искусства 3. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ВРАЧЕВАНИИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ 1) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии 2) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов 3) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос 4) памятники медицинской письменности, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры 4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ 1) методы обследования больного: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов, опрос, исследование пульса, давление на активные точки 2) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы) 3) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад) 4) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах 5. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ВРАЧЕВАНИИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии 2) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов 3) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос 4) памятники медицинской письменности, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры 6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах. 2) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы) 3) методы обследования больного: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов, опрос, исследование пульса, давление на активные точки 4) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад) 7. ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА, ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ ВРАЧА ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛИСЬ В 1) Древней Греции 2) Древнем Китае 3) Древнем Египте 4) Древней Индии 8. ОСОБЕННОСТЯМИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ ЯВЛЯЮТСЯ 1) иероглифическая письменность, шелководство, изобретение фарфора, бумаги, компаса, пороха. 2) иероглифическая письменность, учение о бессмертии души, культ мертвых, высокое развитие ремесел 3) театрализованные представления, олимпийские игры, развитие искусства 4) сохранение традиций античной медицины 9. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ВРАЧЕВАНИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 1) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии 2) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос 3) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов 4) памятники медицинской письменности, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры. 10. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 1) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы) 2) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад) 3) методы обследования больного: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов, опрос, исследование пульса, давление на активные точки 4) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах
Занятие 3
Тестовый контроль 1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ВРАЧЕВАНИИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии 2) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов 3) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос 4) памятники медицинской письменности, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры 2. ВРАЧЕВАТЕЛИ ДРЕВНЕГО РИМА: 1) Герофил, Эразистрат 2) Авл Корнелий Цельс, Асклепиад, Клавдий Гален 3) Пифагор, Гиппократ 4) Си цы чжуань, Ван-шухэ, Нэй цзин 3. ПОМЕЩЕНИЯ ПРИ ХРАМАХ, ГДЕ ПРОВОДИЛОСЬ ЛЕЧЕНИЕ: 1) атрейях 2) асклепион 3) палата для больных 4) валетудинарий 4. ЧЬИМ УЧЕНИКОМ БЫЛ ГИППОКРАТ? 1) Аристотель 2) Диоген 3) Демотокрит 4) Сократ 5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1) методы обследования больного: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, выслушивание звуков, возникающих в теле человека, определение его запахов, опрос, исследование пульса, давление на активные точки 2) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах 3) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы) 4) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад) 6. ЛОЗУНГ АСКЛЕПИАДА. 1) «Лечить безопасно, быстро, приятно» 2) «Подобное лечить подобным» 3) «Лечить у постели больног» 4) «Не навреди» 7. ЭМБЛЕМА МЕДИЦИНЫ «ЧАША СО ЗМЕЕЙ» ПОЯВИЛАСЬ 1) в Древнем Риме 2) в Древней Греции 3) в Древней Индии 4) в Древнем Китае 8. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О МЕДИЦИНЕ ДРЕВНЕГО РИМА 1) литературные памятники, данные археологии и этнографии, вещественные источники. 2) тексты на стенах пирамид, трактаты на папирусных свитках, памятники материальной культуры, описания античных авторов 3) литературные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гиппократов сборник»), данные археологии, этнографии 4) древние литературные памятники («Веды», «Предписания Ману»), данные археологии и этнографии, вещественные памятники, народный эпос 9. КТО ВПЕРВЫЕ ОПИСАЛ 4 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА У ЛЮДЕЙ 1) Абу -али -Ибн -Сина 2) Гиппократ 3) Герофил 4) Эразистрат 10. АМБУЛАТОРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НА ДОМУ У ВРАЧА: 1) палата для больных 2) асклепион 3) атрейях 4) валетудинарий 11. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1) внимание к мероприятиям санитарного характера, появление врачей-профессионалов, элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела 2) бальзамирование трупов и первичное накопление сведений о строении человеческого тела, оперативное врачевание, гигиенические традиции и санитарное благоустройство древних городов (водопроводы и водоотводы) 3) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении и деятельности человека: телосложение (физический склад) и темперамент (психический склад) 4) колодцы, канализационная система, купальни, бани, бассейны, четкая планировка городов, высокое развитие оперативных технологий и родовспоможения, врачебные школы при храмах 12. КТО В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ БОГОМ - ИСЦЕЛИТЕЛЕМ 1) Зевс; 2) Посейдон; 3) Аполлон; 4) Асклепий. 13. В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА ВЫДЕЛЯЮТ 3 ПЕРИОДА: 1) становление, период республики, период классический 2) период хараппский, период ведийский, период классический 3) становление, расцвет, разложение 4) царский, период республики, период империи 14. В КАКОМ ВЕКЕ НАЧАЛСЯ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ? 1) в 7 в. до н.э. 2) в 8 в. до н.э. 3) в 6 в. до н.э 4) в 6 в. н.э. 15. КТО СОСТАВИЛ СВОД ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ИЗ ТРАКТАТА «О МЕДИЦИНЕ»? 1) Асклепиад 2) Клавдий Гален 3) Герофил 4) Авл Корнелий Цельс
Занятие 4
Тестовый контроль Выберите один правильный ответ. 1. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ИЗУЧАЕТ ФЕОДАЛЬНУЮ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ФОРМАЦИЮ 1) от времени падения Западной Римской империи до начала Английской буржуазной революции 2) от времени падения Восточной Римской империи до начала Английской буржуазной революции 3) от времени падения Западной Римской империи до начала Французской буржуазной революции 4) от времени падения Восточной Римской империи до начала Французской буржуазной революции 2. ВЫДАЮЩИЕСЯ ВРАЧИ ВИЗАНТИИ 1) Орибасий, Павел Эгинский 2) Ибн-Сина, Ар-Рази 3) Рене Декарт, Парацельс 4) Андреас Везалий, Амбруаз Паре 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ В ХАЛИФАТАХ 1) сохранение традиций античной медицины, роль христианства в развитии медицинского дела, монастырские и гражданские больницы, санитарно-технические сооружения: акведуки, цистерны, бани 2) храмовое врачевание, лечебницы, врачебные школы, открытие двух сторон в строении человека: телосложение и темперамент 3) становление анатомии, физиологии, хирургии, борьба с инфекционными болезнями 4) переводы на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, создание крупных библиотек, аптек, больниц и медицинских школ 4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1) возникновение ислама и его распространение за пределами Аравийского полуострова 2) кризис Великой Римской империи и ее раздел в 395 году на 2 части: Западную и Восточную Римскую империю 3) развитие математики и механики, метафизичность, утверждение опытного метода в науке, изобретение книгопечатания 4) создание первых медицинских текстов, представление о причинах болезней, создание древнейших санитарно-технических сооружений, формирование основ врачебной этики 5. КТО АВТОР "КАНОНА ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ"? 1) Ал-Бируни; 2) Гиппократ; 3) Гален; 4) Ибн-Сина. 6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1) становление анатомии, физиологии, хирургии, борьба с инфекционными болезнями 2) переводы на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, создание крупных библиотек, аптек, больниц и медицинских школ 3) сохранение традиций античной медицины, роль христианства в развитии медицинского дела, монастырские и гражданские больницы, санитарно-технические сооружения: акведуки, цистерны, бани 4) храмовое врачевание, врачебные школы, открытие двух сторон в строении человека: телосложение и темперамент 7. ВЫДАЮЩИЕСЯ ВРАЧИ АРАБСКИХ ХАЛИФАТОВ 1) Орибасий, Павел Эгинский 2) Ибн-Сина, Ар-Рази 3) Рене Декарт, Парацельс 4) Андреас Везалий, Амбруаз Паре 8. НАЧАЛО СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ 1) клинопись 2) кириллица 3) идеографически-ребусное письмо 4) иероглифическая письменность 9. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ В ХАЛИФАТАХ 1) возникновение ислама и его распространение за пределами Аравийского полуострова 2) кризис Великой Римской империи и ее раздел в 395 году на 2 части: Западную и Восточную Римскую империю 3) развитие математики и механики, метафизичность, утверждение опытного метода в науке, изобретение книгопечатания 4) создание первых медицинских текстов, представление о причинах болезней, создание древнейших санитарно-технических сооружений, формирование основ врачебной этики 10. АБУ АЛИ ИБН СИНА (АВИЦЕННА) 1) открытие «контагиозных болезней» 2) разделение медицины на теоретическую и практическую, а практическую – на лечебную и профилактическую 3) открытие двух сторон в строении человека: телосложение и темперамент 4) создание системы гигиенических мероприятий 11. ГДЕ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛСЯ УНИВЕРСИТЕТ С МЕДИЦИНСКИМ ФАКУЛЬТЕТОМ? 1) в Риме; 2) в Париже; 3) в Салерно; 4) в Праге. 12. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (5-15 ВВ.) 1) сохранение традиций античной медицины, роль христианства в развитии медицинского дела, монастырские и гражданские больницы, санитарно-технические сооружения: акведуки, цистерны, бани 2) становление анатомии, физиологии, хирургии, борьба с инфекционными болезнями 3) низкое санитарное состояние городов, отсутствие элементарных санитарно-технических сооружений, широкое распространение заразных болезней 4) переводы на арабский язык сочинений Гиппократа, Галена, создание крупных библиотек, аптек, больниц и медицинских школ 13. САЛЕРНСКАЯ ШКОЛА БЫЛА ПРЕОБРАЗОВАНА В УНИВЕРСИТЕТ В 1) 1213 году 2) 1215 году 3) 1313 году 4) 1315 году 14. АВТОР «САЛЕРНСКОГО КОДЕКСА ЗДОРОВЬЯ» 1) Мондино де Луцци 2) Арнольд из Виллановы 3) Ги де Шолиак 4) Леонардо да Винчи 15. ПЕРВЫЕ ВСКРЫТИЯ ТРУПОВ ПРОВОДИЛИСЬ В… 1) ХII в 2) XI в 3) IX в 4) XX в 16. В КАКОМ ГОДУ МОНДИНО ДЕ ЛУЧЧИ СОСТАВИЛ УЧЕБНИК ПО АНАТОМИИ? 1) 1320 2)1311 3) 1302 4) 1316 17. К ЧИСЛУ ПЕРВЫХ БОЛЬНИЦ НА ЗАПАДЕ ПРИНАДЛЕЖАЛИ. 1) Парижская 2) Лионская 3) Американская 4) Нет правильного ответа 18. ТИП РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ ПОДЧИНЕНИЕМ МЫСЛИ АВТОРИТЕТУ ДОГМАТА ВЕРЫ НАЗЫВАЕТСЯ: 1) Алхимия 2) Схоластика 3) Галенизм 4) Нет верного ответа
Занятие 5 Тестовый контроль
1. В ЛЕЙДЕНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА КЛИНИКА, КОТОРОЙ РУКОВОДИЛ ВРАЧ, ХИМИК И ПЕДАГОГ 1) Герман Бурхааве 2) Джованни Батиста Монтано 3) Эдвард Дженнер 4) Герман Гельмгольц 2. АНТИСЕПТИКА – ЭТО… 1) уничтожение грызунов 2) уничтожение насекомых 3) уничтожение микробов в самой ране 4) обработка предметов, соприкасающихся с раной – руки хирурга, инструменты, перевязочный материал. 3. КТО ВПЕРВЫЕ ОТКРЫЛ МЕТОД ПОСРЕДСТВЕННОЙ АУСКУЛЬТАЦИИ? 1) Реомюр 2) Ауэнбуггер 3) Лаэннек 4) Пьорри 5) Корвизар 4. ПРИЧИННЫЕ ФАКТОРЫ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗВИТИЮ МИКРОБИОЛОГИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА: 1) экономические – гибель скота (сибирская язва), болезни вина и пива 2) заболевания людей 3) были открыты микроскоп, микробы, красители 4) верно все 5. КОМУ ИЗ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИ ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ БЫЛА ПРИСУЖДЕНА НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ? 1) Мечников 2) Сеченов 3) Пирогов 4) Бурденко 6. КТО ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ МЕТОДА ПЕРКУССИИ? 1) Реомюр 2) Ауэнбуггер 3) Лаэннек 4) Пьорри 7. ИЛЬЯ ИЛЬИЧ МЕЧНИКОВ – 1) русский биолог, патолог, иммунолог и бактериолог; руководитель первой Пастеровской станции по борьбе с бешенством и другими инфекционными болезнями; создатель школы русских микробиологов, иммунологов и патологов 2) физик, химик, основоположник научной микробиологии и иммунологии 3) один из основоположников современной микробиологии, создатель мировой школы бактериологов 4) немецкий ученый, основоположник бактериологии, установил этиологию сибирской язвы, метод окраски микробов (висячая капля). 8. ЭДВАРД ДЖЕННЕР – ОСНОВОПОЛОЖНИК 1) оспопрививания 2) антисептики 3) асептики 4) полостной хирургии 9. ОСНОВОПОЛОЖНИК ГОМЕОПАТИИ 1) Рамаццини 2) Ганеман 3) Пирогов 4) Мажанди 10. ОБРАБОТКА ПРЕДМЕТОВ, СОПРИКАСАЮЩИХСЯ С РАНОЙ – РУКИ ХИРУРГА, ИНСТРУМЕНТЫ, ПЕРЕВЯЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 1) антисептика 2) дезинфекция 3) асептика 4) стерилизация 11. ОСНОВОПОЛОЖНИК БАКТЕРИОЛОГИИ 1) Мечников; 2) Эрлих; 3) Гамалея; 4) Кох. 12. В 1847 ГОДУ ДЖ. СИМПСОН ПРИМЕНИЛ 1) хлороформный наркоз 2) эфирный наркоз 3) закись азота 4) паров эфира 13. ОСНОВАТЕЛЬ УЧЕНИЯ АНТИСЕПТИКИ 1) Кох 2) Листер 3) Мечников 4) Эрлих 14. ПО ИНИЦИАТИВЕ И.И. МЕЧНИКОВА И Н.Ф. ГАМАЛЕЯ ПЕРВОЙ В РОССИИ (ВТОРОЙ В МИРЕ) БЫЛА СОЗДАНА АНТИРАБИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ. В КАКОМ ГОРОДЕ? 1) в Харькове 2) в Петербурге 3) в Москве 4) в Одессе 15. ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ 1905 ГОДА ЗА ОТКРЫТИЯ В ОБЛАСТИ ТУБЕРКУЛЕЗА 1) Мечников; 2) Эрлих; 3) Кох; 4) Гамалея; Занятие 6
Тестовый контроль
1. Когда была открыта первая детская больница в Париже: 1)1805г. 2)1807г. 3)1802г. 4)1804г. 2. Создатель атласа патологической анатомии детских болезней: 1) Ш.Бильяр; 2) П.Бретонно; 3) Клеменс Пирке. 3. Организация Научного общества детских врачей: 1) 1894г; 2)1892г; 31895г. 4. Труд «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней»: 1) Уолтер Гаррис; 2) Нильс Розен фон Розенштейн; 3) Томас Сиденгам. 5. Кто подразделил все болезни на острые и хронические: 1) Э. Дженнер; 2) У. Кадоган; 3) Томас Сиденгам. 6. Учение о дифтерии и крупе у детей: 1) П.Бретонно; 2) Ш.Бильяр; 3) Сэмюэль Бард.
7. Третья детская больница в России была создана в Петербурге в: 1)1844г; 2)1845г; 3)1842г. 8. Учение о рахите принадлежит: 1) Боэ Сильвиус; 2) Уолтер Гаррис; 3) Ф.Глиссон.
Занятие 7
Тестовый контроль 1. ФОРМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В КИЕВСКОЙ РУСИ 1) ремесленно-медицинская практика частного характера 2) медицинское попечительство 3) больничная помощь, знахари 4) врачи, выпускники медицинских школ. 2. ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ 1) «Русская правда» 2) «Изборник Святослава» 3) «Шестоднев» 4) «Мази» Евпраксии Зои 3. ИСТОРИЧЕСКИМ ПО СВОЕМУ ЗНАЧЕНИЮ БЫЛО ПРИНЯТИЕ В 988 ГОДУ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ ЯСНОЕ СОЛНЫШКО 1) ислама 2) буддизма 3) иудаизм 4) христианства 4. «ИЗБОРНИК СВЯТОСЛАВА» СОДЕРЖИТ УКАЗАНИЯ 1) давать только гигиенические советы, рекомендации о диетах. 2) монастырям давать приют не только богатым, но и бедным больных, приглашать к ним врачей и оплатить его труд. 3) только приглашать иностранных врачей 4) лечение только наружных болезней 5. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО СУЩЕСТВОВАЛО 1) XV – XVII вв. 2) XVI – XVIII вв. 3) XIV – XVI вв. 4) XV – XVI вв. 6. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОФЕССИИ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 1) лекари 2) зелейники 3) травники 4) зубоволоки 7. БОЛЬНИЦА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОГО МОНАСТЫРЯ БЫЛА СОЗДАНА 1) В 1632 году 2) В 1635 году 3) В 1636 году 4) В 1637 году 8. «ШЕСТОДНЕВ» СОДЕРЖИТ ОПИСАНИЕ 1) ботаники, минералогии, гигиенические советы, рекомендации о диетах 2) распространенных на Руси болезней, особенно психических 3) строения человеческого тела и функции его органов: описание легких, сердца, печени и др. 4) гигиены брака, гигиена питания 9. ПЕРВАЯ АПТЕКА В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ БЫЛА УЧРЕЖДЕНА 1) В 1578 2) В 1579 3) В 1581 4) В 1587 10. ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ ЗАКЛЮЧАЛИСЬ 1) выжигание зараженных домов 2) погребение умерших вдали от жилья 3) заставы, засеки 4) костры на дорогах 11. ОТКРЫТИЕ АПТЕКАРСКОГО ПРИКАЗА В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ СОСТОЯЛОСЬ 1) 1520 году 2) 1620 году 3) 1507 году 4) 1650 году 12. ПЕРВЫЕ ДОКТОРА МЕДИЦИНЫ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА 1) Георгий Дрогобыч 2) Георгий Скорина 3) Петр Посников 4) Франциск Скорина 13. ОТКРЫТИЕ ПЕРВОЙ ЛЕКАРСКОЙ ШКОЛЫ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ СОСТОЯЛОСЬ 1) 1653 году 2) 1654 году 3) 1664 году 4) 1674 году 14. АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ 1) это высшее государственное медицинское учреждение, осуществлял руководством всем медицинским и аптечным делом 2) это высшее государственное медицинское учреждение, осуществлял руководство только аптечным делом 3) это противоэпидемические мероприятия в Москов
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.011 с.) |