Тема: Достижения отечественной медицины и педиатрии в ХХ-ХХ1в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Достижения отечественной медицины и педиатрии в ХХ-ХХ1в.



Знать:

- важнейшие достижения мировой и отечественной науки в ХХ-ХХ1в.

- лауреатов Нобелевской премии в области медицины и физиологии.

- организацию медицинской помощи в России, принципы здравоохранения.

- развитие отечественной медицинской науки

Уметь:

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

  Контрольные вопросы
1. Этапы становления и принципы советского здравоохранения.
2. Органы управления здравоохранением: Наркомздрав РСФСР и СССР. Министерство здравоохранения СССР, РФ.
3. Н.А. Семашко- первый нарком здравоохранения РСФСР.
4. Развитие медицинской науки в СССР и РФ: ГИНЗ, ВИЭМ, АМН и РАМН. (С.И. Вавилов, З.В. Ермольева, Д.И. Ивановский и др.)
5. Успехи хирургии, нейрохирургии, кардиохирургии. Пересадка тканей и органов. В.П. Демихов, С.С. Брюхоненко, В.И. Шумаков, С.С. Юдин, С.И. Спасокукоцкий, А.Н. Бакулев, В.П. Филатов.
6. Н.Н. Бурденко – основоположник отечественной нейрохирургии.
7. Достижения отечественной терапии. Н.Д. Стражеско, А.Л. Мясников, Е.И. Чазов и др.
8. Достижения отечественной педиатрии. Вклад М.С.Маслова, А.Ф.Тура, Г.Н. Сперанского.

 

  Темы реферативных сообщений
1. Н.А. Семашко- первый нарком здравоохранения РСФСР.
2. Н.Н. Бурденко – основоположник отечественной нейрохирургии.
3. Вклад А.Ф. Тура, Г.Н. Сперанского в развитие педиатрии в СССР.

Основная литература:

1. Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

Дополнительная литература:

1. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

2. Мирский, М.Б. История медицины и хирургии [Текст]: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

3. Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии [Текст]: курс лекций / А. М. Сточик. - М.: МГП "ЭРУС", 1991 - Вып. 1: Становление человека и человеческого общества; Возникновение медицины: курс лекций. - 1991. - 29 с.

4. Самойлов В.О. История Российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. – 200 с.

Тестовый контроль

1. ПЕРВЫЙ НАРОДНЫЙ КОМИССАР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

1) З.П. Соловьев

2) Н.А. Семашко

3) Е.П. Первухин

4) М.Ф. Владимирский

2. ДАТА СОЗДАНИЯ НАРКОМЗДРАВА РСФСР

а) 1918

б) 1920

в) 1932

г) 1944

3. «ПЛАН И МЕТОД САНИТАРНОЙ РАБОТЫ НА СЕЛЬСКОМ ВРАЧЕБНОМ УЧАСТКЕ» НАПИСАЛ

1) З.П. Соловьев

2) Н.А. Семашко

3) Е.П. Первухин

4) М.Ф. Владимирский

4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1) государственный характер

2) общедоступность и бесплатность

3) профилактическое направление, связь науки с практикой

4) участие общественности в охране здоровья населения

5. КАФЕДРУ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ВО 2-М МОСКОВСКОМ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ ОРГАНИЗОВАЛ

1) Н.А. Семашко

2) З.П. Соловьев

3) Е.П. Первухин

4) М.Ф. Владимирский

6. ДАТА СОЗДАНИЯ ВИЭМ ИМ. А.М. ГОРЬКОГО

а) 1917

б) 1920

в) 1932

г) 1944

7. АВТОР СТРАХОВОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАБОЧИХ (1912 Г.)

1) З.П. Соловьев

2) Н.А. Семашко

3) Е.П. Первухин

4) М.Ф. Владимирский

8. КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ ВО 2-М МОСКОВСКОМ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ ОРГАНИЗОВАНА В:

1) 1920 г.

2) 1922 г.

3) 1923 г.

4) 1924 г.

9. ОРГАНИЗОВАЛ И ВОЗГЛАВИЛ ПЕРВУЮ В СТРАНЕ КАФЕДРУ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

1) Н.А. Семашко

2) З.П. Соловьев

3) Е.П. Первухин

4) М.Ф. Владимирский

10. Кто был первым народным комиссаром здравоохранения СССР?

1) Г.Н. Каминский

2) М.Ф. Владимирский

3) З.П. Соловьев

4) Н.А. Семашко

11. ИНИЦИАТОР СОЗДАНИЯ И РЕДАКТОР ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ БОЛЬШОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

1) Г.Н. Каминский

2) М.Ф. Владимирский

3) З.П. Соловьев

4) Н.А. Семашко

12. В КАКОМ ГОДУ БЫЛ СОЗДАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ГИНЗ)?

1) 1920 г.

2) 1923 г.

3) 1932 г.

4) 1935 г.

13. ПЕРВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОХРАНЕ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА И САНАТОРНО-КУРОРТНОМУ ЛЕЧЕНИЮ СОЗДАНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ

1) В.Ф. Владимирского

2) Е.П. Первухина

3) З.П. Соловьева

4) Н.А. Семашко

14. ОРГАНИЗАТОР ВСЕСОЮЗНОГО ИНСТИТУТА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

1) Н.А. Семашко

2) Е.П. Первухин

3) Г.Н. Каминский

4) З.П. Соловьев

15. ВСЕСОЮЗНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНАЯ ИНСПЕКЦИЯ СОЗДАНА В

1) 1930 г.

2) 1933 г.

3) 1934 г.

4) 1935 г.

 

Занятие 16

 

Тема: Развитие медицины и здравоохранения в Башкортостане.

Знать:

-медицину дореволюционного Башкортостана, народную медицину башкир;

-достижения башкирской медицины;

- научную и общественную деятельность выдающихся представителей медицины и здравоохранения Башкортостана.

Уметь:

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

  Контрольные вопросы
1. Народная медицина башкир. Принципы лечения и ухода, народные врачеватели, средства и приемы лечебного воздействия.
2. Медицина и здравоохранение в Башкортостане второй половины Х1Х – нач. ХХв.. Земская медицина. (Н.А. Гурвич, съезды земских врачей).
3. Здравоохранение в Башкирии в 1917-1940 гг. Наркомздрав БАССР (Г.Г. Куватов, С.А.Усманов, И.И. Геллерман, Н.Н. Байтеряков).
4. Развитие санитарно-эпидемической службы в Башкирии. Борьба с инфекционными заболеваниями.
5. Особенности развития медицины и здравоохранения в Башкирии в годы Великой Отечественной войны. Эвакогоспитали. Медицинская помощь городскому и сельскому населению. Медики Башкирии – Герои Совесткого Союза.
6. Здравоохранения Башкортостана в послевоенные годы.

 

Темы реферативных сообщений

  1. Народная медицина башкир. Принципы лечения и ухода, народные врачеватели, средства и приемы лечебного воздействия.
  2. Наркомздрав БАССР.
  3. Развитие санитарно-эпидемической службы в Башкирии. Борьба с инфекционными заболеваниями.

Основная литература:

1. История медицины Башкортостана [Текст]: учебное пособие / Башк. гос. мед. ун-т; сост.: Н. Х. Шарафутдинова, М. Ю. Павлова, А. С. Рахимкулов. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2007. - 98 с.

Дополнительная литература:

1. Кулагина, А. А. Медицинская наука и практика в Башкирии в годы Великой Отечественной войны [Текст]: сборник / А. А. Кулагина. - Уфа: Вост. ун-т, 2005. - 72 с.

2. Гумаров В.З. Башкирская народная медицина. Уфа, 1985. - 144 с.

Тестовый контроль

1. ОТКРЫТИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БАССР СОСТОЯЛОСЬ В

1) 1918 г.

2) 1920 г.

3) 1919 г.

4) 1917 г.

2. ПЕРВЫМ НАРОДНЫМ КОМИССАРОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БАШКИРИИ БЫЛ НАЗНАЧЕН

1) Куватов Г.Г.

2) Лукманов З.С.

3) Терегулов Г.Н.

4) Кадыров И.Г.

3. КОЛИЧЕСТВО ЭВАКОГОСПИТАЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ БАШКИРИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1) 60

2) 58

3) 65

4) 63

4. В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НАРОДНЫМ КОМИССАРОМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БАШКИРИИ БЫЛ НАЗНАЧЕН

1) Куватов Г.Г.

2) Лукманов З.С.

3) Терегулов Г.Н.

4) Кадыров И.Г.

5. В КАКОМ ГОДУ НАРКОМЗДРАВ БЫЛ ПРЕОБРАЗОВАН В МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

1) 1946 г.

2) 1945 г.

3) 1951 г.

4) 1949 г.

6. ЗАДАЧИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1) увеличение медицинских кадров

2) улучшение показателей здоровья

3) ликвидация инфекций

4) ликвидация социально значимых болезней

7. МЕДАЛЬЮ «ЗА ОТВАГУ» ПОСМЕРТНО НАГРАЖДЕН НАШ ЗЕМЛЯК, ВЫПУСКНИК БГМУ

1) Куватов Г.Г.

2) Лукманов З.С.

3) Филипп Кургаев

4) Кадыров И.Г.

8. ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА В

1) 1873 г.

2) 1974 г.

3) 1875 г.

4) 1975 г.

9. КОЛИЧЕСТВО ЭВАКОГОСПИТАЛЕЙ В Г. УФА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1) 36

2) 58

3) 38

4) 63

10. ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ В РЕСПУБЛИКЕ ВЫПОЛНИЛ ОПЕРАЦИИ НА СЕРДЦЕ (1935 ГОДУ)

1) Куватов Г.Г.

2) Лукманов З.С.

3) И.И. Геллерман

4) Н.Н. Байтеряков

 

Занятие 17

 

Тема: Развитие медицинской науки и здравоохранения в Башкортостане.

Знать:

-историю медицинского образования в Башкирии.

-этапы становления отдельных служб в здравоохранении;

-вклад ученых-медиков в развитие медицинской науки и здравоохранения в Башкортостане.

Уметь:

- грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам;

- использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и врачебной этике.

 

  Контрольные вопросы
1. Рольмедучилищ в подготовке медицинских кадров.Башкирский государственный медицинский университет. Этапы становления.
2. Развитие хирургической службы в РБ (И.Г. Кадыров, Л.П. Крайзельбурд, А.С. Давлетов, Н.Г. Гатауллин, В.М. Тимербулатов).
3. Офтальмологической службы (Г.Х. Кудояров, Э.Р. Мулдашев).
4. Терапевтические школы (Г.Н. Терегулов, Д.И. Татаринов, З.Ш. Загидуллин).
5. Вклад ученых-медиков Башкирии в развитии медицины и здравоохранения (Д.Н.Лазарева, Н.А Шерстенников и др.).    

 

Темы реферативных сообщений

  1. Башкирский государственный медицинский университет. Этапы становления.
  2. Развитие педиатрической службы в Башкортостане.

Основная литература:

1. История медицины Башкортостана [Текст]: учебное пособие / Башк. гос. мед. ун-т; сост.: Н. Х. Шарафутдинова, М. Ю. Павлова, А. С. Рахимкулов. - Уфа: Изд-во БГМУ, 2007. - 98 с.

Дополнительная литература:

1. Кулагина, А. А. Медицинская наука и практика в Башкирии в годы Великой Отечественной войны [Текст]: сборник / А. А. Кулагина. - Уфа: Вост. ун-т, 2005. - 72 с.

2. Гумаров В.З. Башкирская народная медицина. Уфа, 1985. - 144 с.

3. Башкирский Государственный Медицинский институт в годы Великой Отечественной войны [Текст]: посвящается 65-летию Победы в Великой Отечественной войне: сборник биографической информации / ГОУ ВПО БГМУ; редколл.: В. М. Тимербулатов [и др.], ред. Н. А. Брагина. - Уфа: БГМУ, 2010. - 200 с.

 

Тестовый контроль

1. ОТКРЫТИЕ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА СОСТОЯЛОСЬ В

1) 1929 г.

2) 1932 г.

3) 1931 г.

4) 1942 г.

2. ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА БЫЛ НАЗНАЧЕН

1) Пандиков Г.А.

2) Лоцманов Ю.А.

3) Трайнин С.М.

4) Чубуков А.А.

3. КАКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ БЫЛИ ОРГАНИЗОВАНЫ НА МОМЕНТ ОТКРЫТИЯ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

1) лечебный факультет

2) МПФ

3) педиатрический факультет

4) стоматологический факультет

4. ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ РФ, НАГРАЖДЕНА ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ НАРОДОВ, МЕДАЛЬЮ ИМ. Н.П. КРАВКОВА «ЗА ВЫДАЮЩИЙСЯ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

1) Гатауллина Л.Д.

2) Гимранова А.З.

3) Третьякова Е.Н.

4) Лазарева Д.Н.

5. В КАКОМ ГОДУ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОЛУЧИЛ СТАТУС УНИВЕРСИТЕТА

1) 1993 г.

2) 1995 г.

3) 1990 г.

4) 1998 г.

6. ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ БАССР, ОРГАНИЗАТОР ХИРУРГИЧЕСКОЙ И ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБ В РЕСПУБЛИКЕ

1) Кадыров Имам-Гали Галимович

2) Третьяков Владимир Всеволодович

3) Кудаяров Габдулла Хабирович

4) Гатауллин Наиль Гайнатович

7. В 1961 ГОДУ ПРИ БАШКИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ИНСТИТУТЕ БЫЛ ОТКРЫТ

1) фармацевтический факультет

2) медико-профилактический факультет

3) педиатрический факультет

4) стоматологический факультет

8. ЕГО НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ПОСВЯЩЕНЫ РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ ТРАНСПЛАНТАТОВ ДЛЯ ГЛАЗНОЙ И ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ

1) Кадыров Имам-Гали Галимович

2) Третьяков Владимир Всеволодович

3) Тимербулатов Виль Мамилович

4) Мулдашев Эрнст Рифгатович

9. ТЕРЕГУЛОВ ГЕНИАТУЛЛА НИГМАТУЛЛОВИЧ –

1) заслуженный деятель науки БАССР, заслуженный врач РСФСР, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней (1935-1968г), создатель научной школы курортологов.

2) заслуженный деятель науки БАССР, заслуженный врач РСФСР, зав. кафедрой оперативной хирургии БМИ (1934-1966 г), внес большой вклад в создание службы крови в республике.

3) заслуженный деятель науки БАССР, заслуженный врач РСФСР, зав. кафедрой фармакологии (1961-1967 г).

4) заслуженный деятель науки БАССР, заслуженный врач РСФСР, зав. кафедрой госпитальной хирургии (1967-1993 г).

10. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ПОСВЯЩЕНЫ ДИАГНОСТИКЕ И ХИРУРГИЧЕСКОМУ ЛЕЧЕНИЮ СПАЕЧНОЙ БОЛЕЗНИ БРЮШИНЫ, ПОРОКОВ И ТРАВМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

1) Кадыров Имам-Гали Галимович

2) Третьяков Владимир Всеволодович

3) Гатауллин Наиль Гайнатович

4) Мулдашев Эрнст Рифгатович

 

После окончания курса истории медицины на последнем занятии студенты сдают зачет.

Вопросы к зачетному занятию

  1. Периодизация всемирной истории медицины.
  2. Врачевание в первобытном обществе.
  3. Возникновение религиозных представлений.
  4. Накопление и совершенствование медицинских знаний и навыков, помощь при ранах и травмах, использование лекарственных растений, возникновение зачатков народной медицины.
  5. Родовспоможение и уход за детьми в первобытном обществе.
  6. Общая характеристика медицины Древних цивилизаций.
  7. Древний Египет. Медицина и врачевание в древнеегипетском пантеоне. Религиозные представления. Учение о бессмертии души и культ мертвых. Бальзамирование.
  8. Медицинские папирусы: частная патология, лекарственное лечение, диететика (папирус Эберса), хирургические методы лечения (папирус Смита), акушерство (папирус из Кахуна), лечение детских болезней (папирус Бругша).
  9. Древняя Индия. Представления о природе человека, о здоровье и болезни, (учения о трех природных субстанциях и пяти стихиях). Анатомические знания.
  10. Лечебницы при буддийских храмах. Арсенал средств древнеиндийской медицины. Диагностика и лечение болезней в Аюрведе. Искусство врачевания (аюрведа).
  11. Лекарственное врачевание ("Чарака-самхита"), оперативные методы лечения ("Сушрута-самхита"). Врачебная этика.
  12. Древний Китай. Учения о пяти стихиях (У-Син) и двух противоположных началах (Инь-Ян). Учение о пульсе.
  13. Китайская традиционная медицина иглоукалывание, прижигание, массаж, гимнастика (цигун)
  14. Развитие лекарственного лечения. Вариоляция. Деятельность выдающихся китайских врачей Бянь Цао, Хуа То.
  15. Древняя Греция. Общая характеристика греческой медицины.
  16. Храмовая медицина. Асклепейоны.
  17. Светская медицина. Медицинские школы: Сицилийская школа; Книдская и Косская школы.
  18. Гиппократ: его идеи и практическая деятельность.
  19. Педиатрические представления античного мира по работам Гиппократа «О семени и природе ребенка», «О здоровом образе жизни», «О природе человека». Внимание Гиппократа к заболеваниям новорожденных и грудных детей. Описание «свинки» в работе Гиппократа «Об эпидемиях».
  20. Древнегреческая медицина после Гиппократа. Александрийская школа. Деятельность Герофила и Эразистрата.
  21. Древний Рим. Медицина и врачевание в древнеримском пантеоне. Институт архиатров. Государственные и частные медицинские школы.
  22. Становление военно-медицинского дела.
  23. Асклепиад и методическая школа. Развитие энциклопедического знания (А.К.Цельс, Плиний Старший, Диоскорид).
  24. Гален и его учение.
  25. Соран Эфесский и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста.
  26. Общая характеристика состояния медицины Средневековья. Негативное влияние схоластики на медицину.
  27. Медицина Византии. Истоки и особенности византийской медицины. Образование и медицина.
  28. Ранневизантийские медицинские энциклопедические своды Александра Траллеского. Педиатрические идеи Орибасия и Павла Эгинского (Византия).
  29. П.Багеллярд и В.Метлингер – авторы первых печатных книг по педиатрии в Европе.
  30. Медицина Арабских Халифатов. Создание аптек, больниц и медицинских школ.
  31. Абу Али ибн Сина и его труд "Канон медицины".
  32. Разес и его учение об оспе и кори у детей (Иран).
  33. Развитие образования. Университеты. Научные центры: Салерно, Монпелье и др. Арнольд из Виллановы и его труд "Салернский кодекс здоровья".
  34. Медицина эпохи Возрождения. Основные достижения медицины Возрождения
  35. Развитие анатомических знаний. Леонардо да Винчи и его анатомические открытия.
  36. А. Везалий – основоположник научной анатомии.
  37. Войны и эпидемии, их влияние на медицину эпохи. Дж. Фракасторо.
  38. Вклад Парацельс в медицину
  39. А. Паре – выдающийся хирург эпохи Возрождения
  40. Т.Фэр (Англия) и С.Валламбер (Франция) – авторы первых популярных книг по педиатрии на европейских языках.
  41. Медицина Американского континента (майя, ацтеков и инков).
  42. Общая характеристика медицины XVIII века. Реформирование медицинского образования. Открытие медико-хирургических академий.
  43. Развитие анатомии, физиологии и патоморфологии. А. Галлер.
  44. Патология и клиническая медицина. Г. Бургаве - научная и врачебная деятельность. Клиника Лейденского университета и ее принципы
  45. Новые методы обследования больного: перкуссия, аускультация, термометрия (Л. Ауэнбруггер, Р. Лаеннек и др.).
  46. Старая английская школа (Д. Гунтер, Э. Дженнер, К. Пэрри): возникновение экспериментальной патологии, изучение инфекционных заболеваний и болей сердца.
  47. Реформирование медицинского образования. Открытие медико-хирургических академий.
  48. Начало формирования научной медицины Западной Европы в ХIХ в. Формы оказания медицинской помощи: государственная, частная, общественного призрения, страховая, народная. Улучшение сотрудничества врачей: периодическая печать, общество, съезды.
  49. Зарождение медицинской бактериологии и иммунологии (Л. Пастер, Р. Кох, И.И. Мечников, П. Эрлих).
  50. Организация физиологических лабораторий при клиниках.
  51. Гомеопатия (Ганеман).
  52. Радикальные изменения в хирургии вследствие разработки методов обезболивания, антисептики и асептики. Развитие полостной хирургии.
  53. Возникновение научной демографической статистики (Д. Граунт, У.Петти и Ф. Кенэ). Научная революция в гигиене.
  54. Развитие педиатрии как науки.
  55. Учение о детских болезнях в ХУП в. Ф.Глиссон (Англия) и его учение о рахите. Боэ Сильвиус (Франсуа Дюбуа, Голландия) и его труд «О болезнях детей».
  56. Томас Сиденгам (Англия) о детских болезнях. Уолтер Гаррис (Англия) и его труд «Об острых заболеваниях детей» (1698г). Нильс Розен фон Розенштейн (Швеция) и его труд «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней».
  57. Майкл Ундервуд (Англия) – акушер и педиатр первой половины Х1Хв. Труд «Трактат о детских болезнях».
  58. Сэмюэль Бард и его монография о дифтерии: «Исследование о природе, причинах и лечении дифтерии».
  59. Выдающиеся представители французской педиатрической школы Х1Хв. – П.Бретонно (учение о дифтерии и крупе у детей); Ш.Бильяр (создатель атласа патологической анатомии детских болезней).
  60. Клеменс Пирке – австрийский педиатр и иммунолог.
  61. Система организации медицинской помощи детям. Первая больница для детей в Париже (1802г.) – ведущий центр Европы по подготовке специалистов в области детских болезней. Организация в 1892г. Научного общества детских врачей.
  62. Медицина Древней Руси IХ-ХIII вв. Народная и Светская медицина, русские целители. Монастырская медицина. Роль монастырей в сохранении и развитии медицины. Больница Троице-Сергиевого монастыря.
  63. Медицинская литература: "Шестодневы", "Изборник Святослава", "Лечебники", "Травники". Народные лечебники и травники. Знахарство.
  64. Российская медицина ХIV-ХVII вв. Государственная медицина «Судебник» Ивана Грозного, решения «Стоглавого Собора». Иноземные медики
  65. Первые аптеки и Аптекарский приказ, его функции, деятельность лейб-медиков.
  66. Первые доктора медицины среди славян – Георгий из Дрогобыча, Франциск Скорина, Постников П.В. Первые гражданские больницы.
  67. Эпидемии и меры борьбы с ними. «Моровые поветрия». Первые государственные карантинные мероприятия.
  68. Лечение детей в ХVI-ХVII вв. Элементы сведений по детским болезням в разделах травников и лечебников, посвященным акушерству и женским болезням. (Травник Николая Любчанина 1534г.). Разделы травников и лечебников о лекарствах для младенцев. «Книга о рождении младенческом и о том, как детей малых беречь, кормить и лечить» - часть трактата «Травник Бутурлина» (1588г.)
  69. Реформы Петра I в области медицины и здравоохранения.
  70. Открытие госпитальных школ в Петербурге и Кронштадте.
  71. Лейб-медик Петра I – Р.Эрскин.
  72. Управление медициной. Медицинская канцелярия и медицинская коллегия. Организация медицинского дела на местах (городские врачи, приказы общественного призрения, врачебные управы).
  73. Открытие Императорского Московского Университета (М.В. Ломоносов. И.И. Шувалов).
  74. Деятельность первых русских профессоров медицинского факультета (С.Г. Зыбелин, П.Д. Вениаминов).
  75. Создание медико-хирургической Академии.
  76. Создание первых акушерских школ, деятельность П.З.Кондоиди.
  77. А.М. Шумлянский и его вклад в экспериментальную медицину.
  78. Начало больничного дела и фабрично-заводской медицины. Первые крупные гражданские больницы в Москве (Павловская, Старо-Екатерининская). Мероприятия по борьбе с эпидемиями.
  79. Деятельность Д.С. Самойловича и Шафонского.
  80. Истоки отечественной педиатрии. Н.М.Максимович-Амбодик - ученый акушер и педиатр.
  81. Отечественная медицина в I-й половине XIX века. Развитие анатомии. Анатомическая школа П.А. Загорского.
  82. Развитие хирургии. Хирургические школы И.Ф. Буша, И.А. Буяльский. Е.О. Мухина.
  83. Пирогов Н.И. – крупнейший русский хирург/.
  84. Создание общин сестер милосердия (Георгиевской, Александровской, Покровской, Евгеньевской и др.).
  85. Развитие физиологии: деятельность Д.М. Велланского, И.Т. Глебова, А.М. Филомафитского, И.Е. Дядьковского.
  86. Становление клиники внутренних болезней. Роль внедрения клинического преподавания (М.Я. Мудров).
  87. Вклад выдающихся врачей России в медицинскую науку (Ф.П. Гааз. Ф.И. Иноземцев). Акушерская школа В.М. Рихтера.
  88. Становление педиатрии в 1-й пол. ХIХв. Организация медицинской помощи детям Создание Николаевской детской больницы в Петербурге (1834г.) – первой детской больницы в России, открытие амбулаторного приема детей при кафедре терапии МХА (1836г.). Создание в 40-х годах Х1Хв. детских больниц в Москве и других городах России.
  89. Деятельность крупного детского врача С.Ф. Хотовицкого.
  90. Общая характеристика развития естественных наук в России во 2-й половине XIX - начале XX веков. Выдающиеся достижения российских ученых в области естествознания
  91. Генетические исследования в России, возникновение крупнейшей генетической школы. Отечественные гистологические школы: А.И. Бабухин. И.М.
  92. Становление отечественной биохимии: А.Я. Данилевский, А.Д. Бульгинский.
  93. Становление отечественной физиологии. И.М. Сеченов - великий русский физиолог
  94. Развитие патологической анатомии, А.И. Полунин, И.Ф. Клейн, М.Н. Никифоров и др. Возникновение и развитие патологической физиологии (В.В. Пашутин и др.)
  95. П.Ф. Лесгафт – основоположник отечественной науки о физическом воспитании.
  96. Организация и деятельность Института экспериментальной медицины.
  97. Медицинское образование в России. Дерптский и Казанский университеты. Женское медицинское образование в России.
  98. Реформы в области медицины. Земская медицина: организация медицинской помощи, деятельность земских санитарных врачей.
  99. Городская и фабрично-заводская медицина. Больничное дело. Первые шаги страховой медицины.
  100. Общая характеристика развития клинической медицины в России во 2-й половине XIX - начале XX веков. Ведущие русские терапевтические школы. Школа А.А. Остроумова
  101. С.П. Боткин – основоположник клинической медицины
  102. Г.А. Захарьин – выдающийся клиницист
  103. Общая характеристика развития хирургии в России во 2-й половине XIX - начале XX веков. Ведущие русские хирургические школы. А.А. Бобров, П.И. Дьяконов.
  104. Врачебная, научно-педагогическая и общественная деятельность Н.В. Склифосовского.
  105. Дифференциация клинических дисциплин. Развитие акушерства, гинекологии и педиатрии.
  106. Российская микробиология и иммунология в конце XIX - начале XX веков: Л.С. Ценковский, Г.Н. Габричевский, Н.Ф. Гамалея и их вклад в развитие микробиологии.
  107. Пастеровские станции и бактериологические институты.
  108. Вклад И.И. Мечникова в отечественную и мировую науку
  109. Общая характеристика санитарного состояния и развития предупредительной медицины в России во 2-ой половине XIX - начале XX веков. Организация вакционно-сывороточного дела.
  110. Санитарные советы. Деятельность санитарных врачей (И.И. Моллессон).
  111. Отечественные гигиенические школы характерные черты, достижения. Петербургская гигиеническая школа (А.П. Доброславин)
  112. Московская гигиеническая школа (Ф.Ф. Эрисмана).
  113. Становление санитарной статистики. Общая характеристика состояния здоровья населения (Е.Е.Осипов; П.И Куркин, И.В. Попов, А.М. Мерков). Организация первой переписи населения (1897 г.).
  114. Общая характеристика клинической педиатрии второй половины Х1Х – нач. ХХв.
  115. Анатомо-физиологическое направление в педиатрии.
  116. Создание первой самостоятельной кафедры детских болезней в Петербургской МХА (1870г.). Профессора Флоринский, Быстров.
  117. Н.П. Гундобин основоположник русской научной педиатрии, школа Н.П.Гундобина – профессора и заведующего кафедрой детских болезней. Основной труд Н.П.Гундобина. Общественная деятельность Н.П.Гундобина.
  118. Ученики Н.П.Гундобина – А.Н.Шкарин, Э.Э.Гартье, П.С.Медовиков, М.С.Маслов.
  119. Петербургская школа педиатров. К.А.Раухфус (1835-1915) – выдающийся отечественный педиатр. Разработка и применение системы боксов-изоляторов для сомнительных случаев, дезкамеры, клинической и биохимической лабораторий.
  120. Общество Красного Креста и Красного полумесяца
  121. Международное сотрудничество. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
  122. Нобелевская премия. Лауреаты Нобелевской премии в области медицины и физиологии.
  123. Антибиотики (А. Флеминг, Э. Чейн, С.Я. Ваксман). Генетика и молекулярная биология: установление структуры ДНК (1953 г. Дж. Уотсон и Ф. Крик).
  124. Развитие химии и биологии и их влияние на медицину. Витаминология (Н.И.Лунин).
  125. Развитие теоретической медицины. Физиология.
  126. И.П. Павлов – выдающийся отечественный физиолог
  127. Этапы становления и принципы советского здравоохранения.
  128. Органы управления здравоохранением: Наркомздрав РСФСР и СССР. Министерство здравоохранения СССР, РФ.
  129. Н.А. Семашко- первый нарком здравоохранения РСФСР.
  130. Развитие медицинской науки в СССР и РФ: ГИНЗ, ВИЭМ, АМН и РАМН. (С.И. Вавилов, З.В. Ермольева, Д.И. Ивановский и др.)
  131. Успехи хирургии, нейрохирургии, кардиохирургии. Пересадка тканей и органов. В.П. Демихов, С.С. Брюхоненко, В.И. Шумаков, С.С. Юдин, С.И. Спасокукоцкий, А.Н. Бакулев, В.П. Филатов.
  132. Н.Н. Бурденко – основоположник отечественной нейрохирургии.
  133. Достижения отечественной терапии. Н.Д. Стражеско, А.Л. Мясников, Е.И. Чазов и др.
  134. Достижения отечественной педиатрии. Вклад М.С.Маслова, А.Ф.Тура, Г.Н. Сперанского.
  135. Народная медицина башкир. Принципы лечения и ухода, народные врачеватели, средства и приемы лечебного воздействия.
  136. Медицина и здравоохранение в Башкортостане второй половины Х1Х – нач. ХХв.. Земская медицина. (Н.А. Гурвич, съезды земских врачей).
  137. Здравоохранение в Башкирии в 1917-1940 гг. Наркомздрав БАССР (Г.Г. Куватов, С.А.Усманов, И.И. Геллерман, Н.Н. Байтеряков).
  138. Развитие санитарно-эпидемической службы в Башкирии. Борьба с инфекционными заболеваниями.
  139. Особенности развития медицины и здравоохранения в Башкирии в годы Великой Отечественной войны. Эвакогоспитали. Медицинская помощь городскому и сельскому населению. Медики Башкирии – Герои Совесткого Союза.
  140. Здравоохранения Башкортостана в послевоенные годы.
  141. Роль медучилищ в подготовке медицинских кадров. Башкирский государственный медицинский университет. Этапы становления.
  142. Развитие хирургической службы в РБ (И.Г. Кадыров, Л.П. Крайзельбурд, А.С. Давлетов, Н.Г. Гатауллин, В.М. Тимербулатов).
  143. Офтальмологической службы (Г.Х. Кудояров, Э.Р. Мулдашев).
  144. Терапевтические школы (Г.Н. Терегулов, Д.И. Татаринов, З.Ш. Загидуллин).
  145. Вклад ученых-медиков Башкирии в развитии медицины и здравоохранения (Д.Н.Лазарева, Н.А Шерстенников и др.).

 


 

Приложение 1

Требования к реферативным сообщениям.

Кроме освещения биографии, философских, этических взглядов, общественной деятельности ученого следует отразить его вклад в медицинскую науку и здравоохранение. Реферата должен иметь план и указатель использованной литературы. Объем реферата составляет 10–15 листов, работа должна быть снабжена иллюстративным материалом (фото, рисунки и т.д.). Текст пишется разборчиво чернилами на одной стороне листа, оставляя поля слева. Каждый лист должен быть пронумерован. Работа должна быть сброшюрована в папку типа «скоросшиватель». Основные вопросы реферата студент докладывает на занятии. Доклад должен быть содержательным, изложен живо и интересно. После сообщения реферат сдается преподавателю.

 

Образец титульного листа

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Кафедра общественного здоровья

и организации здравоохранения с курсом

менеджмента сестринского дела

 

 

Заведующий кафедрой: д.м.н., профессор

Н.Х. Шарафутдинова

Преподаватель:

 

 

Тема: «______________________________________»

 

Выполнил: студент(ка) _________ группы

 

_____________ курса

 

Уфа 2012

 

Приложение 2

 

В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

“Для больного должен быть отцом, для выздоравливающего – охранителем, для здорового – другом”.

Гиппократ

 

“Можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом”.

Сушрута

 

“Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва”.

Ибн Сина

“Сила врача – в его сердце”.

Парацельс

 

“Перед разумом я склоняю голову, перед большим сердцем – колени”.

В. Гете

 

“Я не знаю иных признаков превосходства”, кроме доброты – врач прежде всего должен быть добрым, человечным.

Бетховен

 

“Быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке”.

Н.И. Пирогов

 

“Хорошим врачом может быть только хороший человек”.

В. Безанек

 

“Чтобы заслужить доверие и уважение к себе, врач должен обладать большим тактом и пониманием людей”.

В.Я. Данилевский

“Самым важным качеством врача является умение подойти к больному, понять его страдания, поднять его падающий дух”.

М.П. Кончаловский

 

 

“Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач”.

В.М. Бехтеров

 

“Врач которому не доверяет больной, лечить не может”.

Акад. Б.Е. Вотчел

 

“Главное же, от чего в конечном итоге зависит авторитет врача, – это душевность, любовь к больному”.

Заслуженный деятель наук, профессор В.И. Смольянинов

“От врача требуется в тысячу раз больше хорошего настроения потому, что он имеет дело с больным человеком, который в силу своего настроения привередничает, предъявляя зачастую необоснованные требования”.

М.И. Калинин

 

“Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”.

А.П. Чехов

 

“Врач – это профессия круглосуточная”.

Н.Н. Бурденко

 

“Труд доктора – действительно самый производительный труд: предохраняя или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все силы, которые погибли бы без его забот”.

Н.Г. Чернышевский

 

“При назначении лекарства растолковать не только внешние его свойства, но и действие оного. Тогда больной будет принимать сие лекарство с восхищением, а сие восхищение, радость и уверенность бывает иногда полезнее самого лекарства”.

М.Я. Мудров

 

“Обязанность врача: иногда вылечить, часто облегчить, всегда – успокоить”.

А. Паре

 

“Окружи больного любовью и разумным утешением, но главное оставь его в неведении того, что ему предстоит, и особенно того, что ему угрожает”.

Гиппократ

 

“Кто хочет быть врачом другого, тот не должен свои раны показывать”.

Немецкая пословица

“... Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лекарственной терапии. Кто не знает, что самые губительные и распространенные болезни, против, которых пока бессильна терапия, предотвращаются гигиеной. Самые успехи терапии возможны лишь под условием соблюдения гигиены... Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена”.

Г.А. Захарьин

 

О профессии хирурга: “Тут нужны четкость и быстрота пальцев скрипача и пианиста, верность и зоркость охотника, различить малейшие нюансы цвета и оттенков, как у лучших художников, чувство формы и гармонии тела, как у лучших скульпторов, тщательность кружевниц и вышивальщиц и мастерство кройки, а главное, умение шить и завязывать узлы в слепую на большой глубине, т.е. проявляя свойства профессиональных фокусников и жонглеров”.

С.С. Юдин

 

“... Если хирург чем-то взволнован, что не имеет отношения к операции, он должен ее отложить. Это будет лучше для больного, т.к. хирург своим мастерством намного владеть перестанет”.

Н.И. Пирогов

 

“К виду человеческого страдания нельзя привыкнуть, профессиональная не впечатлительность к страданиям больного и окружающих его никогда не может и не должна опуститься до без различая, черствости, хирург у которого угасло чувство сострадания к больному, должен оставить свою профессию”.

В.П. Вознесенский

 

“Врача, который никогда не заглядывает в книги и не знает о новостях и достижениях современной медицины следует остерегаться больше, чем болезни”.

Т. Келановский

 

“Учиться всю жизнь для пользы общества – такое призвание врача”.

А.А. Остроумов

“В руках врачей с одними практическими знаниями медицина сойдет на степень ремесла”.

Г.Ф. Ланг.

 

“Нельзя стремиться к упразднению головы и логики и замене их аппаратами”.

Н.Ф. Голубев

 

“Никогда не производить над человеком опыта, который мог бы быть для него вредным в какой-нибудь степени, хотя результат мог бы чрезвычайно интересовать науку”.

Клод Бернар.

 

 


 

 

Методические указания для аудиторной работы студентов

по истории медицины

(специальность 060103 «Педиатрия»)

 

Составитель:

Козеева Алена Дмитриевна, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом менеджмента сестринского дела, к.м.н.

 

Лицензия № 0133 от 28.03.94г. Код 32 В (ОЗ)

Подписано в печать _________. Формат 60х84 1/16;

Бумага писчая; Усл.-печ. л. 3,0. Уч.-изд. л. 3,1

Тираж 500 экз. Заказ бесплатный.

 

 

450000 г. Уфа, ул. Ленина, 3,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.192 с.)