Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вступление в историю медицины. Медицина в первобытном обществе.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. Вступление в историю медицины. Медицина в первобытном обществе.
Что изучает археология и какова её роль в формировании медицины как науки?
Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных, в первую очередь, археологии. Археология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человека. Вещественные источники – это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага, постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства, всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Особое значение археология имеет для эпох, когда письменности не существовало вообще или истории тех народов, у которых письменности не было и в более позднее время. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры. Археологические находки, имеющиеся в распоряжении учёных, составляют лишь ничтожную часть тех предметов, которыми пользовался первобытный человек. Причины этого двоякого рода. Во-первых, археологическая изученность на различных континентах неодинакова. Во-вторых, достоянием археологии становится лишь то, что сохраняется в земле в течение тысяч и миллионов лет. Первобытные предметы из дерева, кожи, коры или растений до наших дней не сохранились, однако, появление и внедрение в практику новых методов исследования, позволяет получать более полную и достоверную информацию об археологических находках. Так, анализ многочисленных проб почвы из захоронения мужчины Шанидар – IV (археологические и палеопатологические исследования в пещере Шанидар на территории Ирака, проводимые под руководством американского учёного Р.С. Солецки) показал, что он был погребён на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов 8 видов.
Дайте определение истории медицины, какие разделы она изучает, в чём их суть?
История медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времён до современности) в неразрывной связи с o историей, o философией, o достижениями естествознания, o культуры. История медицины имеет два больших раздела: v Общий – изучает узловые вопросы, закономерности и направления развития медицины, её характерные особенности, важнейшие достижения и открытия учёных – медиков. v Частный – изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин и деятельность выдающихся врачей в данной области.
Зачатки гигиенических знаний и навыков при первобытнообщинном строе.
Зачатки гигиенических навыков, по всей вероятности, стали формироваться уже у древнейших людей (архантропов) в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня. Они научились организовывать первые жилища и поддерживать огонь в очаге. Однако на этом этапе истории ещё не было погребений. Древние люди (палеоантропы) – предки человека современного вида, поддерживая огонь в очаге, использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ. Благодаря этому человек неандертальского вида не только пережил резкое ухудшение климата (в Европе) и последующий ледниковый период, но и расселился в обширных северных районах Евразии. Люди неандертальского вида стали производить первые захоронения умерших, применяли физические методы врачевания.
Назовите эпохи первобытной истории.
Данные каких наук используются для изучения прошлого истории медицины? Изученность врачебной деятельности человека в различные периоды истории неодинакова и, как правило, находится в обратной зависимости от давности эпохи. Наиболее сложна реконструкция истории первобытного общества: оно не оставило письменных источников, а осмысление археологических и этнографических данных имеет вполне объективные трудности и требует постоянного пересмотра современных представлений в связи с научными открытиями. Для изучения прошлого истории медицины используются данные v Археологии v Палеопатологии v Палеоантропологии v Этнографии v Письменных источников Археология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человека. Источниками изучения истории медицины, являются предметы культуры, орудия труда, остатки построек, святилищ, погребений, санитарно-гигиенических сооружений, найденные во время раскопок. Палеопатология – наука о болезненных изменениях растительных животных организмов, обитавших на Земле в отдалённые времена. Следы заболеваний и травм обнаружены во многих случаях и у человека на всём пути его становления. Работы по палеопатологии дали возможность изучить причины появления болезней, их частоту, распространённость, а также установить уровень знаний народных врачевателей. Чем древнее эпоха, тем чаще обнаруживаются выраженные следы изнашивания костно-суставного аппарата – обширные спондилёзы и артрозы – результат непосильного труда и суммирования микротравм. Обнаружены также следы туберкулёзного спондилита, остеомиелита и др., сифилитического поражения костей, доброкачественных и первичных злокачественных опухолей костей, раковые метастазы в кости. В древнее время наблюдались также рахит, подагра, деформирующий остит, последствия отморожения и другие изменения в костно-суставном аппарате. Палеопатология использует методы анатомического анализа костного препарата из археологических раскопок, его рентгенографирование, изучение с помощью микроскопа и метод стереомикроскопирования. Палеоантропология – раздел физической антропологии, изучающий эволюцию гоминид на основе ископаемых останков. Физическая или биологическая антропология – наука, изучающая человека и (в сравнительном аспекте) родственные ему виды приматов с биологической точки зрения. Этнография – общественная наука, изучающая народы-этносы и другие этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет этнографии составляют черты традиционной повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик. Изучение письменных источников даёт богатый материал для изучения истории, в том числе истории медицины. Изобретение иероглифической письменности у шумеров и египтян в IV тысячелетии до нашей эры, а позднее – у критян, китайцев, майя и других народов явилось важнейшим событием в области культурного развития человечества. Развитие письменности у разных народов происходило не одновременно. Это позволило народам, раньше овладевшим письменностью, оставить многочисленные письменные свидетельства о своих соседях, ещё её не создавших.
Периодизация и хронология первобытной истории. (см. Таблица 2)
Эпохи развития первобытного человека. (см. вопр. 4)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. Медицина Древнего Мира.
Гиппократов сборник». «Гиппократов сборник», объединивший в себе труды различных врачебных школ, представляет собой энциклопедию древнегреческой медицины классического периода. Содержащиеся в нём работы отразили естественно-научные представления древнегреческих врачей о неразрывном единстве человека с окружающей природой, о причинной связи болезней с условиями жизни и целительных силах природы, вобрали в себя передовые достижения в области терапии, травматологии, врачебной этики. Этот первый сборник древнегреческих медицинских сочинений был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа – в III в. до н.э. в знаменитом Александрийском хранилище рукописей Все медицинские рукописи Гиппократа и других древнеримских врачей, живших в V – III вв. до н.э. александрийские учёные объединили в «Гиппократов сборник». Большинство исследователей считают, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине», а, возможно, и некоторые другие. «Афоризмы» состоят из восьми разделов. В них собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению. Особое место уделено прогностике. «Прогностика» представляет собой выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. В нём подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболеваний в то время (наблюдение, осмотр и опрос больного) и изложены основы наблюдения и лечения у постели больного. «Эпидемии в семи частях». Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не эпидемические (т.е. инфекционные, заразные) а широко распространённые среди народа заболевания. Это эндемические болотные лихорадки, чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания. В I и в III частях приведены наиболее интересные и поучительные истории болезней. «О воздухах, водах и местностях» - первое дошедшее до нас сочинение, в котором различные формы воздействия окружающей природы на человека обобщены с позиций натурфилософии. Большое место в этом произведении уделено анализу причин возникновения болезней, которые подразделяются на две группы: 1) причины болезней, общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы, и 2) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого. Сочинения по хирургии «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т.д. дают стройное представление о высоком развитии в древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы. В «Гиппократовом сборнике» приведены также описания заболеваний зубов, дёсен и полости рта. В нём перечислено более 250 лекарственных средств растительного и 50 средств животного происхождения.
Врачевание в Шумере.
Врачевание в Шумере в конце III тысячелетия до н.э. развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени ещё недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека. Период раннего рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области врачевания. Изучение прописей лекарственных средств, начертанных на глиняной табличке, найденной в 1889 г. в г. Ниппур, показало, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства, прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору. В состав лекарственных средств включались: нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т.е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3. Медицина Средневековья.
Образование и медицина в Византийской империи. Впериод раннего средневековья образование в Византийской империи носило светский характер Несмотря на религиозность византийского общества, в основу образования были положены не памятники христианской письменности, а произведения античных авторов, дополненные многочисленными толкованиями. Богословие не преподавалось даже в Константинопольском "Аудиториуме" - единственном византийском университете. Оно не входило и в число дисциплин высшей школы, а изучалось лишь в семье и церквах. Таким образом, система обучения была рассчитана на приобретение чисто светского образования. Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посещать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным. Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя предметами высшей позднеантичной школы - математикой, геометрией, астрологией и музыкой, которые объединялись под названием "Quadrivium" {лат. - четырехпутье). Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики (с IX в. в совокупности их называли "Trivium"). Перечисленные 7 "свободных искусств" составляли основное содержание высшего общего образования уже в период поздней античности; они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы. Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих деятелей медицины античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств. По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, после сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли претендовать на государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.
2. Какие центры по подготовке медиков были в Византии? Основными центрами образования в Византийской империи в период раннего средневековья оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая существовала и после завоевания её арабами (до начала VIII в.) Из александрийской врачебной школы вышли Орибасий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. Свидетельство о её окончании было лучшей рекомендацией начинающему врачу и открывало доступ к придворным должностям. Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя предметами высшей позднеантичной школы- математикой, геометрией, астрологией и музыкой, которые были объединены под названием «Quadrivium». Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики (с IX в. в совокупности их называли «Trivium». Перечисленные 7 «свободных искусств» составляли основное содержание высшего образования уже в период поздней античности; они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы. Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих деятелей медицины античности (христианская религия запрещала пролитие крови и вскрытие трупов). Особое внимание уделялось приёмам лечения, выработанным в течение предшествующих столетий и изучению лекарственных средств. В поздней Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Охриде (Македония).
Выдающиеся врачи Византии. Одним из самых выдающихся врачей Византии был Орибасий из Пергама, грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья. Впоследствии Орибасий стал другом и врачом императора Юлиана Отступника (360-363). Орибасий в 361 г. составил свой основной энциклопедический труд "Врачебное собрание" в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. В нем он обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов. По просьбе своего сына Евстафия, который изучал медицину, Орибасий составил сокращенный вариант своего обширного свода, так называемый "Синопсис" в 9 книгах, который стал пособием для изучающих врачебные науки. Еще более кратким извлечением из "Синопсиса" явилась другая известная работа Орибасия - "Общедоступные лекарства". Она предназначалась для людей, не имевших врачебного образования и занимавшихся приготовлением лекарств в домашних условиях. За свои научные взгляды и приверженность античным традициям Орибасий подвергался гонениям со стороны церкви и после гибели своего покровителя императора Юлиана (в персидском походе в 363 г.) был временно изгнан из Константинополя. После Орибасия в Византии было несколько выдающихся энциклопедистов-медиков. Среди них Аэций из Амиды (502-572), который считается первым выдающимся византийским врачом-христианином. Он также учился в Александрии. Основное сочинение Аэция - руководство по медицине "Четверокнижие" в 16 книгах - является компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана и других авторов, а также содержит рецепты египетской и эфиопской медицины, охватывая таким образом, почти всю практическую медицину региона Средиземноморья того времени. Известным современником Аэция был Александр из Тралл (525-605). 12-томный труд Александра о внутренних болезнях и их лечении пользовался популярностью на протяжении всего средневековья. Он был переведен на латинский, сирийский, арабский и еврейский языки и был широко известен как на Западе, так и на Востоке, где Александра еще при жизни называли "Целителем". Основным материалом для этого труда послужила собственная врачебная практика Александра. Точность в постановке диагноза и стремление выяснить причины болезней выгодно отличали Александра от других коллег. Основываясь на собственном опыте, он позволял себе не соглашаться с некоторыми выводами Галена и критиковал их. Главной задачей врача Александр считал профилактику. Видным врачом Византии был Павел с о. Эгина ( 625-690). Его деятельность неразрывно связана с Александрией (Египетской), где он учился и работал, когда Египет входил в состав Византийской империи, а также после ее завоевания арабами (которые высоко ценили его как хирурга, акушера и преподавателя). Павел составил два больших сочинения: труд о женских болезнях (до нас не дошедший) и медико-хирургический сборник в 7 книгах. Труд Павла отличается оригинальностью мысли, ясностью изложения и четким знанием предмета. Греческий Восток рано узнал и оценил его, латинский Запад пользовался этим трудом на протяжении всех средних веков. Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения - обстоятельный итог развития хирургии к VII в. (малая хирургия, учение о переломах, вывихах и ампутациях, полостная, военная и пластическая хирургия). В эпоху Возрождения многие медицинские факультеты (например, Парижского университета) предписывали преподавать хирургию только по сочинению Павла. Описанные в нем радикальные операции считались классическими вплоть до XVII в., а сам Павел из Эгины почитался самым смелым хирургом своего времени.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 4. Медицина нового времени.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 5. Медицина в XX в.
1. Медицинские факультеты университетов Украины. В 1593 г. на Западной Украине, которая в то время находилась в составе Польши, была открыта Замойская академия (возле Львова), которая получила права университета. При ней был создан медицинский факультет В 1784 г. был открыт Львовский университет с медицинским факультетом. В 1805 г. медицинский факультет Львовского университета был преобразован в медико-хирургическую школу. Медицинский факультет был открыт снова только 9 сентября 1894 г. Местом первого университета на Украине стал Харьков – административно-политический центр слободской Украины. Его открытие состоялось 17 января 1805 г. в составе четырёх факультетов, в том числе и медицинского. Около тридцати лет он являлся единственным высшим учебным заведением на Украине, из которого вышли много талантливых врачей и учёных. Второй на Украине университет был открыт в Киеве в 1834 г., в 1840 г. последовал царский указ об организации в нём медицинского факультета, занятия на котором начались в сентябре 1841 г. В отличие от медицинского факультета в Харькове, где в начальный период его деятельности до 60% преподавателей являлись иностранцами, состав профессоров-медиков был укомплектован в основном отечественными учёными. Следует подчеркнуть, что успехи, достигнутые медицинским факультетом Киевского университета в последующем, в значительной степени обусловлены тем, что его становление и развитие неразрывно связано с именем Н.И. Пирогова, отдавшего свыше двух десятилетий научно-педагогической деятельности высшей медицинской школе. Медицинский факультет Новороссийского университета, третий в Украине, был открыт 1 сентября 1900 г., через 35 лет после создания университета в Одессе. У истоков создания университета в Одессе также стоял Н.И. Пирогов. Основными учебными заведениями по подготовке врачебных кадров в дореволюционный период на территории нынешней Украины являлись 4 медицинских факультета университетов (Харьковского, Киевского, Львовского и Новороссийского), один Женский мединститут в Харькове и Высшие женские медицинские курсы в Киеве, Одессе и Екатеринославе. Высшая медицинская школа в Украине, при всех её недостатках в подготовке врачей, имела известные достижения. Её построение и методика преподавания в ней отличались своеобразием и во многом опережали зарубежные университеты того времени, особенно в развитии материалистических взглядов на теоретические основы медицины. Крупным достижением отечественной системы подготовки врачей явилась организация самостоятельных госпитальных клиник. На первом этапе осуществления реформы высшего медицинского образования на Украине в 1920 г. были созданы медицинские академии в Харькове, Одессе и Екатеринославе путём объединения медицинских факультетов, Женских медицинских институтов и Высших медицинских курсов. В декабре 1921 г. началась реорганизация академий, просуществовавших немногим более года, в качественно новые высшие медицинские учебные заведения – самостоятельные медицинские институты. В 1930 г. был создан новый, пятый в Украине, медицинский институт в Донецке. После воссоединения в 1939 г. западноукраинских земель в едином государстве на базе медицинского факультета Львовского университета был создан медицинский институт. В 1940 г. сеть высших медицинских уче5бных заведений включала 14 вузов, в т.ч. девять медицинских (1-й и 2-й Киевские, 1-й и 2-й Харьковские, Одесский, Днепропетровский, Донецкий, Винницкий, Львовский), два стоматологических (Киевский и Харьковский) и три фармацевтических (Харьковский, Днепропетровский, Одесский). К 1946 г., после окончания Великой Отечественной Войны на Украине были восстановлены все медицинские институты, существовавшие в довоенный период, а также созданы новые в Черновцах и Ивано-Франковске. К 1980 г. в вузах системы МЗ УССР насчитывалось 15 лечебных факультетов, 9 педиатрических, 9 стоматологических, 5 санитарно-гигиенических, 3 фармацевтических, а также 1 самостоятельный фармацевтический институт. Краткая история ДонДМУ. В конце 20-х годов XX в. в Украине насчитывалось 4 высших медицинских учреждения – Киевский, Одесский, Харьковский и Днепропетровский медицинские институты. Бурный рост промышленности в Донецком регионе в послереволюционный период потребовал расширения медико-санитарной службы и усовершенствования качества её работы, создания научно-исследовательских учреждений и, особенно, подготовки медицинских кадров. Поэтому, значительным событием в жизни Донбасса стало открытие в 1930 г. в Сталино медицинского института, который должен был обеспечить регион высококвалифицированными кадрами. Первый учебный год начался 28 ноября 1930 г. Единственный в то время лечебно-профилактический факультет в год основания ВУЗа насчитывал 138 студентов дневной формы обучения и 290 рабфаковцев, которые на 6 кафедрах обучали 17 преподавателей. В 1934 г. на общем собрании комсомольцев было принято решение о том, что ВУЗ будет носить имя писателя-гуманиста М.Горького. В 1939-1940 гг. были открыты ещё 2 факультета: педиатрический и санитарно-гигиенический. На протяжении довоенного периода ВУЗ подготовил почти 2 тысячи врачей. Во время Великой Отечественной Войны 12 профессоров, 34 преподавателя, 600 выпускников и студентов с первых дней были на фронте. Многие из них отдали жизнь ради победы. Несмотря на катастрофические разрушения, через 2 недели после освобождения Донбасса (1943 г.) в институте начались занятия. Всё, что было разрушено за время войны, восстановлено при участии студентов и преподавателей. В 1945 г. на кафедрах ВУЗа уже работали 125 преподавателей. В 1956 г. был создан вечерний лечебный (позднее переименованный во II лечебный) факультет, а в 1963 г. – стоматологический. Сегодня университет – один из мощнейших высших медицинских заведений Украины, широко известный своей научной, просветительской и воспитательной деятельностью. За все годы своей работы университет подготовил более 45 тысяч врачей.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. Вступление в историю медицины. Медицина в первобытном обществе.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.65 (0.012 с.) |