Становление христианства и его влияние на развитие медицины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление христианства и его влияние на развитие медицины.



В первый период эпохи феодализма, до укрепления христианской религии в отдельных странах мира получили дальнейшее развитие культура, образование, были созданы научные центры (Бухара – библиотека Саманидов, Хорезм – общество учёных (академия), Грузия – Икалтейская и Гелатская академии, Тбилиси – Дом науки и искусств). В Арабских халифатах был создан ряд крупных центров образования и науки.

Однако, по мере укрепления христианской религии в каждой стране происходил процесс сдерживания, а в отдельных случаях и прекращения на длительный срок деятельности научных центров, отмечалось догматическое отношение к канонизированным авторитетам, запрещалось исследование природы, в том числе человеческого тела.

Мировоззрение средневековья было преимущественно теологическим. Католическая церковь жестоко преследовала естественно-научные исследования. Она боролась против «ереси», то есть попыток критического отношения к священному писанию и канонизированным авторам.

Врачевание в Шумере.

 

Врачевание в Шумере в конце III тысячелетия до н.э. развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени ещё недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека. Период раннего рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.

Изучение прописей лекарственных средств, начертанных на глиняной табличке, найденной в 1889 г. в г. Ниппур, показало, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства, прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору. В состав лекарственных средств включались: нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т.е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п.

Санитарно-технические сооружения древнего Рима.

В период ранней республики в Риме началось сооружение акведуков, так как подземные источники уже не могли обеспечивать всех жителей города чистой питьевой водой, а вода р. Тибр к IV в. до н.э. была настолько загрязнена в результате стока нечистот по системе клоак, что использование её в качестве питьевой воды было запрещено законом. Первый акведук в столице республике г. Риме был построен в 312 г. до н.э. К началу нашей эры в г. Риме действовали 11 акведуков общей протяжённостью 436 км, из них 55 км. – на арочных мостах. Во времена римского господства акведуки стали строиться как в восточных, так и в западных провинциях империи. В итоге, около 100 городов снабжались водой с помощью акведуков.

Первые термы в г. Риме были построены в III в. до н.э. Наибольшее развитие термы получили в период империи. Внутренне убранство терм было пышным. Внутри мраморных стен и под полом прокладывали специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ отапливания помещений отвечает самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям. В термах имелись многочисленные помещения: залы для занятий спортом, раздевалки, горячая баня, тёплая баня, холодная баня, бассейн. В пышных императорских термах имелись также библиотеки, залы для пиров и собраний.

Римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без неё не обходились.

Особенности развития врачевания в древней Месопотамии.

К середине II тысячелетия до н.э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. asutu - искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputu — искусство заклинателей). Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики - асу (аккад. asu - знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu - заклинающий). Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту.

Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразде­лить на три основные категории.

Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний.

Связанные с явлениями природы и образом жизни людей.

3. Связанные с религиозными верованиями/

Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: "остановить лихорадку и жар", "отвести отеки", "заставить болезнь уйти", "успокоить выступающие сосуды рук и ног" и т. п.

Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена (в частности около 50 видов зёрен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т.д.

Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов.

В отличие от асу главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний.

В целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу.

Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали (о вскрытии тел умерших в текстах не упоминается). Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке.

Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т.е. кесаревым сечением) спасти живого младенца.

Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания о том, что мы называем оперативным лечением; нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, столь распространенной в других регионах земного шара.

В Месопотамии издавна существовали строгие гигиенические предписания относительно чистоты тела.

Сточные системы в городах Месопотамии долгое время не сооружались Все нечистоты, как правило, выбрасывались на улицу

Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных.

К середине 1 тысячелетия до н.э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.

 


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3.

Медицина Средневековья.

 

Образование и медицина в Византийской империи.

Впериод раннего средневековья образование в Византийской империи носило светский характер

Несмотря на религиозность византийского общества, в основу образования были положены не памятники христианской письменности, а произведения античных авторов, дополненные многочисленными толкованиями. Богословие не преподавалось даже в Константинопольском "Аудиториуме" - единственном византийском университете. Оно не входило и в число дисциплин высшей школы, а изучалось лишь в семье и церквах. Таким образом, система обучения была рассчитана на приобретение чисто светского образования.

Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посещать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным.

Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя предметами высшей позднеантичной школы - математикой, геометрией, астрологией и музыкой, которые объединялись под названием "Quadrivium" {лат. - четырехпутье). Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики (с IX в. в совокупности их называли "Trivium"). Перечисленные 7 "свободных искусств" составляли основное содержание высшего общего образования уже в период поздней античности; они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы.

Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих деятелей медицины античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, после сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли претендовать на государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.

 

2. Какие центры по подготовке медиков были в Византии?

Основными центрами образования в Византийской империи в период раннего средневековья оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая существовала и после завоевания её арабами (до начала VIII в.) Из александрийской врачебной школы вышли Орибасий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. Свидетельство о её окончании было лучшей рекомендацией начинающему врачу и открывало доступ к придворным должностям.

Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя предметами высшей позднеантичной школы- математикой, геометрией, астрологией и музыкой, которые были объединены под названием «Quadrivium». Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики (с IX в. в совокупности их называли «Trivium». Перечисленные 7 «свободных искусств» составляли основное содержание высшего образования уже в период поздней античности; они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы.

Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих деятелей медицины античности (христианская религия запрещала пролитие крови и вскрытие трупов). Особое внимание уделялось приёмам лечения, выработанным в течение предшествующих столетий и изучению лекарственных средств.

В поздней Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Охриде (Македония).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.017 с.)