Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление христианства и его влияние на развитие медицины.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В первый период эпохи феодализма, до укрепления христианской религии в отдельных странах мира получили дальнейшее развитие культура, образование, были созданы научные центры (Бухара – библиотека Саманидов, Хорезм – общество учёных (академия), Грузия – Икалтейская и Гелатская академии, Тбилиси – Дом науки и искусств). В Арабских халифатах был создан ряд крупных центров образования и науки. Однако, по мере укрепления христианской религии в каждой стране происходил процесс сдерживания, а в отдельных случаях и прекращения на длительный срок деятельности научных центров, отмечалось догматическое отношение к канонизированным авторитетам, запрещалось исследование природы, в том числе человеческого тела. Мировоззрение средневековья было преимущественно теологическим. Католическая церковь жестоко преследовала естественно-научные исследования. Она боролась против «ереси», то есть попыток критического отношения к священному писанию и канонизированным авторам. Врачевание в Шумере.
Врачевание в Шумере в конце III тысячелетия до н.э. развивалось не в связи с магией и религией, которые к тому времени ещё недостаточно оформились, а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека. Период раннего рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области врачевания. Изучение прописей лекарственных средств, начертанных на глиняной табличке, найденной в 1889 г. в г. Ниппур, показало, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства, прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору. В состав лекарственных средств включались: нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т.е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п. Санитарно-технические сооружения древнего Рима. В период ранней республики в Риме началось сооружение акведуков, так как подземные источники уже не могли обеспечивать всех жителей города чистой питьевой водой, а вода р. Тибр к IV в. до н.э. была настолько загрязнена в результате стока нечистот по системе клоак, что использование её в качестве питьевой воды было запрещено законом. Первый акведук в столице республике г. Риме был построен в 312 г. до н.э. К началу нашей эры в г. Риме действовали 11 акведуков общей протяжённостью 436 км, из них 55 км. – на арочных мостах. Во времена римского господства акведуки стали строиться как в восточных, так и в западных провинциях империи. В итоге, около 100 городов снабжались водой с помощью акведуков.
Первые термы в г. Риме были построены в III в. до н.э. Наибольшее развитие термы получили в период империи. Внутренне убранство терм было пышным. Внутри мраморных стен и под полом прокладывали специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ отапливания помещений отвечает самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям. В термах имелись многочисленные помещения: залы для занятий спортом, раздевалки, горячая баня, тёплая баня, холодная баня, бассейн. В пышных императорских термах имелись также библиотеки, залы для пиров и собраний. Римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без неё не обходились. Особенности развития врачевания в древней Месопотамии. К середине II тысячелетия до н.э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. asutu - искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputu — искусство заклинателей). Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики - асу (аккад. asu - знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu - заклинающий). Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту. Представления о причинах болезней в древней Месопотамии можно подразделить на три основные категории. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Связанные с явлениями природы и образом жизни людей. 3. Связанные с религиозными верованиями/
Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели его лечения были вполне реальными: "остановить лихорадку и жар", "отвести отеки", "заставить болезнь уйти", "успокоить выступающие сосуды рук и ног" и т. п. Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена (в частности около 50 видов зёрен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т.д. Врачеватели сами собирали лекарственные средства, составляли и хранили их, сами варили их на меду, пиве, уксусе, воде или твердом жире. В состав каждого готового лекарства входило несколько компонентов (иногда более 20). Готовые средства при перевязках наносили на полоски из кожи и ткани, втирали с маслом в процессе массажа, использовали при полосканиях и обмываниях, вводили с клизмами, применяли в виде мазей, порошков, пилюль, свечей и тампонов. В отличие от асу главным в ритуале врачевателя ашипу было чтение заклинаний. В целом, как свидетельствуют клинописные тексты, лечение асу было более эффективным, чем лечение ашипу. Строение тела человека в древней Месопотамии не изучали (о вскрытии тел умерших в текстах не упоминается). Рассечение жертвенных животных давало лишь самое общее представление о крупных внутренних органах: печени, сердце, почках, кишечнике, желудке. Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам после смерти роженицы разрешалось путем рассечения живота (т.е. кесаревым сечением) спасти живого младенца. Ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминания о том, что мы называем оперативным лечением; нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, столь распространенной в других регионах земного шара. В Месопотамии издавна существовали строгие гигиенические предписания относительно чистоты тела. Сточные системы в городах Месопотамии долгое время не сооружались Все нечистоты, как правило, выбрасывались на улицу Передача медицинских знаний осуществлялась в узком кругу посвященных. К середине 1 тысячелетия до н.э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская культура оказывала большое влияние на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 3. Медицина Средневековья.
Образование и медицина в Византийской империи. Впериод раннего средневековья образование в Византийской империи носило светский характер Несмотря на религиозность византийского общества, в основу образования были положены не памятники христианской письменности, а произведения античных авторов, дополненные многочисленными толкованиями. Богословие не преподавалось даже в Константинопольском "Аудиториуме" - единственном византийском университете. Оно не входило и в число дисциплин высшей школы, а изучалось лишь в семье и церквах. Таким образом, система обучения была рассчитана на приобретение чисто светского образования.
Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посещать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным. Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя предметами высшей позднеантичной школы - математикой, геометрией, астрологией и музыкой, которые объединялись под названием "Quadrivium" {лат. - четырехпутье). Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики (с IX в. в совокупности их называли "Trivium"). Перечисленные 7 "свободных искусств" составляли основное содержание высшего общего образования уже в период поздней античности; они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы. Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих деятелей медицины античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств. По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, после сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли претендовать на государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.
2. Какие центры по подготовке медиков были в Византии? Основными центрами образования в Византийской империи в период раннего средневековья оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая существовала и после завоевания её арабами (до начала VIII в.) Из александрийской врачебной школы вышли Орибасий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. Свидетельство о её окончании было лучшей рекомендацией начинающему врачу и открывало доступ к придворным должностям. Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя предметами высшей позднеантичной школы- математикой, геометрией, астрологией и музыкой, которые были объединены под названием «Quadrivium». Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики (с IX в. в совокупности их называли «Trivium». Перечисленные 7 «свободных искусств» составляли основное содержание высшего образования уже в период поздней античности; они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы.
Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих деятелей медицины античности (христианская религия запрещала пролитие крови и вскрытие трупов). Особое внимание уделялось приёмам лечения, выработанным в течение предшествующих столетий и изучению лекарственных средств. В поздней Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Охриде (Македония).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.162 (0.012 с.) |