Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицина в Византийской империи.

Поиск

Византия явилась прямой наследницей античной культуры, она сбе­регла и сохранила эту культуру в те века, когда Западная Европа была во власти варварских племен и находилась в состоянии экономического и культурного упадка. В IX—XI веках Византия выделялась по своей культуре и в X веке была самой культурной страной мира, крупнейшим культурным центром на Востоке Европы. Византийская империя просу­ществовала на 1000 лет дольше Западной Римской империи и, только в середине XV века ее завоевали турки-османы.

Византия сохранила древнюю культуру античного мира и передавала ее другим народам, содействуя возрождению культуры в Западной Ев­ропе. Византия сохранила среди других культурных достижений древне­греческую и римскую медицину.

Врачи Византии были хорошо знакомы с произведениями древних врачей Греции и Рима. Врач византийского императора Юлиана Отступ­ника Орибасий (326—403) в IV веке н. э. собрал греческую медицинскую литературу и составил обширную медицинскую энциклопедию «Свод» («Синопсис») в 70 томах, содержащую обширные выписки из сочинений древних врачей. Наряду с извлечениями из работ различных авторов Орибасий включил в «Свод» собственные выводы и обобщения.

Подобно Орибасию работавшие в Византийской империи Аэций Амидийский и Александр Тралльский (VI век), Павел Эгинский (VII век) были энциклопедистами, составителями больших сочинений, в которых они собрали и систематизировали богатое наследие античной медицины. Это составляет крупную историческую заслугу византийских ученых. Многие из произведений древности, вошедшие в эти энциклопе­дические труды, в оригиналах погибли и до нас не дошли.

Павел Эгинский был крупным хирургом раннего средневековья. Он много занимался акушерством. Его энциклопедический труд пользо­вался большим авторитетом у врачей арабских халифатов.

В середине IX века в Византии возникла высшая школа, где наряду с философией, математикой, астрономией, филологией, преподавалась также и медицина. Подготовка врачей, до того носившая индивидуально ремесленный характер, в Византии стала задачей научно-учебного учреж­дения, причем обучение медицине было тесно связано с обучением другим наукам.

Медицина в арабских халифатах и странах Средней Азии.

Значительнее развитие медицина получила в мусульманских феодальных государствах — так называемых арабских халифатах. С середины VII века феодальная и торговая араб­ская аристократия предприняла под знаменем ислама многочисленные войны. К 640 г. арабами были завоеваны Палестина и Сирия, к 634 г.— Египет, было завершено покорение арабами Ирана, в конце VII века — Армении и Грузии. В VIII веке арабы подчинили себе Среднюю Азию, северо-западную Индию, все северное побережье Африки и Пиренейский полуостров.

Господство арабов и их государства —халифаты — существовали до XII—XIII веков. Единое огромное арабское государство просуществовало недолго и разделилось на Западный халифат с центром в Кордове и Во­сточный халифат с центром в Багдаде. Однако экономическое и культур­ное общение народов, объединенных арабскими халифатами, сохранилось в течение 5 столетий. Обширная торговля способствовала развитию в араб­ских халифатах разносторонней хозяйственной деятельности.

Экономический расцвет, развитие торговли и промышленности в стра­нах Востока способствовали развитию различных областей знания. В связи с запросами торговли, мореплавания, земледелия, промышленности разви­вались география, астрономия, математика, химия, ботаника.

Большого развития в арабском халифате достигла химия. Ученые стран Востока проложили путь ряду позднейших открытий, хотя и ста­вили себе подчас фантастические задачи (влияние алхимии). Восточные химики должны были удовлетворять хозяйственно-производственным за­просам своего времени, в частности в связи с горными промыслами, уча­ствовать в добывании, обработке металлов, серы, ртути и других работах. Они впервые сконструировали и ввели в употребление перегонный куб, водяную баню и другие общеупотребительные в настоящее время пред­меты оборудования химической лаборатории; они же ввели дистилляцию, фильтрование и пр. Ученый Джабир (Ал-Джебр), известный в Европе под именем Гебера (VIII—IX века), получил серную и азотную кислоты, нитрат серебра, хлорную ртуть и т. д.

Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина со­ставляла часть общего образования ученых в арабских халифатах. Большую роль в развитии медицинских знаний играли комментаторы и переводчики медицинской литературы с арабского «а латинский язык — универсальный научный язык средневековой Западной Европы. Перевод­чики эти (арабисты) сделали достоянием европейского научного мира труды врачей Востока, а также сохранившееся на Востоке наследие клас­сиков античной медицины, забытое тогда в Европе.

Врачи в арабских халифатах сыграли боль­шую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира, в первую очередь античной Греции, а также Индии и других стран. В то же время они самостоятельно развивали и дальше разрабатывали меди­цинские знания. Медицина народов Востока времен арабских халифатов сохранила и распространила греческую медицину, приблизила медицину к природе, естественным наукам, способствовала разработке теоретической и практической медицины, ввела много лекарственных веществ, усовершенствовала приготовление лекарств.

В странах Востока в круп­ных городах были большие больницы. Вслед за больница­ми в странах Востока впервые появились аптеки. Развитие ап­течного дела как лекарствове­дения тесно связано с дости­жениями ученых Востока в об­ласти химии. Преследуя в пер­вую очередь практические цели, больницы и аптеки оказали большое влияние на развитие медицинских знаний. Там были специальные должностные лица по наблюде­нию за врачами и аптеками.

Периодом наибольшего расцвета медицины народов Востока времен арабских халифатов были X—XI века. Величайшими представителями этого периода медицины были Ар-Рази и Ибн-Сина.

Ар-Рази, известный в Европе под именем Разес (865—925), был основателем больницы в Багдаде. Интересно предание о спо­собе, каким Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для постройки больницы: он развешивал куски мяса в разных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.

Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице была школа врачей, которой также руководил Ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой. Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, наибольшее значение имеет его труд «Об оспе и кори». Ар-Рази дал опи­сание их течения, предвестников, симптомов, лечения, отличия оспы и кори. В соответствии с господствовавшей тогда гуморальной патологией он считал обе болезни разными формами одного заболевания, зависящими от различного сочетания «соков» в организме. Ар-Рази знал о невос­приимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул). Среди детально раз­работанных мер по уходу за больным ребенком Ар-Рази указывал на уход за ртом и зевом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, осторожное промывание глаз и др. Будучи знаком с химией, Ар-Рази на обезьянах исследовал действие лекарств.

В области хирургии Ар-Рази описал инструмент для извлечения ино­родных тел из глотки и один из первых начал применять вату при пере­вязках, нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Ар-Рази написал обширные медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» (в 25 томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах), энциклопедических по содержанию. Ему принадлежат сочинения на част­ные темы, в которых проявился его разносторонний интерес к различным медицинским проблемам. Так, им написаны работы: «Один врач не мо­жет лечить все болезни» (о значении специализации врачей), «Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др. Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О меди­цине бедных»). Книги Ар-Рази долго служили учебниками на медицин­ских факультетах в средневековых университетах Западной Европы.

Ибн-Сина. Наиболее видным представителем врачей Средней Азии был Абу Али Ибн-Сина (в Европе известен под именем Авиценны), крупнейший врач средневековья и один из наиболее выдающихся вра­чей мировой истории. Он родился в 980 г. в селении Афшана близ города Бухары. В пятилетнем возрасте родители перевезли его в Бухару, где и началось его ученье. От учителей и из книг богатой Бухарской библио­теки Саманидов Ибн-Сина получил все известные к тому времени знания. Однако глубже и основательнее всего Ибн-Сина изучал медицину. В про­диктованной им автобиографии он говорил: «Я занялся изучением меди­цины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах».

Удачно начавшаяся в Бухаре врачебная деятельность Ибн-Сины прер­валась. Правившая в Бухаре династия Саманидов была свергнута, и Ибн-Сина вынужден был уйти в Хорезм, где встретился со знаменитым уче­ным того времени Бируни, с выдающимся врачом Абул-Хасан-Хаммаром и др. Пребывание в Хорезме совпало с расцветом творческой научной Деятельности Ибн-Сины. Но Хорезму угрожал свирепый завоеватель сул­тан Махмуд Газневи, Ибн-Сина бежал из Хорезма и все последующие годы провел в скитаниях по разным городам Прикаспия и Ирана. За своп воззрения Ибн-Сина многократно подвергался преследованиям и заключе­нию в тюрьму. Но всюду Ибн-Сина продолжал научную и врачебную деятельность. В 1037 г. в возрасте 57 лет Ибн-Сина умер в Хамадане (Иран), где до сих пор сохранилась его могила.

Характерной чертой ду­ховного облика Ибн-Сины бы­ла независимость мысли. Ибн-Сина высмеивал астрологов, отвергал догмы мусульманской религии. Вопреки Корану Ибн-Сина утверждал, что мир не сотворен, а вечен. В сочинениях Ибн-Сины всюду видна любовь к научному зна­нию, проверка наблюдением и опытом и вера в человеческий разум. Наблюдения Ибн-Сины над явлениями природы приводили его к важным открытиям и догадкам в области естественных наук, опережавшим других ученых на столетия. Историки химии и геологии называют имя Ибн-Сины в почетном ряду людей, заложивших начала этих наук.

Вопросам медицины Ибн-Сина посвятил более 20 своих произведений, многие из которых очень обширны. Мировую славу доставило Ибн-Сине его главное медицинское сочинение «Канон врачебной науки», законченное автором около 1020 г. «Канон врачебной науки» — энциклопедический свод медицинских знаний древнего мира, итог воззрений и опыта древне­греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Ибн-Сина не ограничился пересказом прошлого: он подвел критический итог в начале XI века, благодаря чему «Канон врачебной науки» явился и новым эта­пом в истории развития медицины. Труд Ибн-Сины способствовал тому быстрому расцвету медицины, который начался в XVI—XVII веках.

В течение нескольких столетий в университетах Западной Европы будущие врачи учились медицине по «Канону врачебной науки» и сочи­нение Ибн-Сины, таким образом, формировало медицинское мышление многих поколений.

«Канон врачебной науки» разделен на пять книг. Первая книга со­держит определение понятия медицины, сведения по анатомии и общие сведения о болезнях, их причинах и проявлениях, о сохранении здоровья и способах лечения вообще. Во второй книге излагается учение о простых лекарствах и о способах их действия. Третья книга содержит частную патологию и терапию, описание отдельных болезней и способов их лече­ния. Четвертая книга посвящена хирургии и общему учению о лихорадке. В пятой книге описаны сложные лекарственные вещества, яды и проти­воядия.

Большое место в «Каноне врачебной науки» занимают вопросы ги­гиены. Правила охраны здоровья, гигиенические предписания, диететика Ибн-Сины на протяжении ряда столетий являлись исходным пунктом для множества последующих сочинений на эти темы. Многие из предписаний" Ибн-Сины сохранили свое значение до настоящего времени.

Большое внимание Ибн-Сина уделял вопросам охраны здоровья и предупреждения заболеваний, так как сущность болезней в то время оставалась неизвестной, действенных способов лечения зачастую не было. Ибн-Сина очень кратко изложил законы здоровья и в четкой системе перечислил внешние и внутренние силы, влияющие на со­хранение его.

Другой сильной стороной «Канона врачебной науки» является кли­ника. Точные описания клинической картины болезней, тонкости диагно­стики, первые описания ряда клинических явлений, их объяснения Диагностические методы Ибн-Сины разнообразны: ощупывание, наблюдение над пульсом, определение влажности или сухости кожи, осмотр мочи и испражнений.

Ибн-Сина оставил заметный след в лекарствоведении. Он собрал сведения о лекарствах из трудов древних греческих, индийских и других врачей, значительно дополнил собственными наблюдениями и опытом, включая многие средства народной медицины, индийские и китайские лекарства и многие средства, которые дала зарождавшаяся на Востоке химия. Ибн-Сина описал много новых, неизвестных прежним авторам лекарственных средств растительного, животного и минерального проис­хождения. В частности, Ибн-Сина применил ртуть, которая в X веке добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса в виде вдыхания паров и втираний.

Многие главы «Канона врачебной науки» посвящены хирургическим операциям. В нем изложено учение о кровопускании, описаны операции камнесечения, трахеотомии, лечение ран и травм. Для обработки ран Ибн-Сина рекомендовал применять вино. Ибн-Сина применял гибкий катетер, сделанный из кожи животных, при операциях на глазу в качестве материала для шва рекомендовал применять тонкий женский волос, при операции на прямой кишке для той же цели — свиную щетину. Интересны советы Ибн-Сины о том, как рано распознавать злокачественные новообразования, удалять их широким разрезом и при­жигать.

Опыт многих врачей, дополненный обширной эрудицией и собствен­ными наблюдениями, позволил Ибн-Сине внести существенно новое в ме­дицину. Он призывал врачей изучать факты, относящиеся как к здоровью, так и к болезни, проводить наблюдения в больницах и там проверять.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.170.196 (0.015 с.)