Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие домедицинской психологии в мире и на Украине.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Внедрение биопсихосоциального полипрофессионального подхода к оказанию психиатрической помощи значительно расширяет сферу применения психологических знаний [4, 5]. Практически во всех областях медицинской практики можно выделить психологический аспект в обеспечении эффективного лечения и реабилитации. Как справедливо отмечает А.В. Юревич [6, 7], психология должна стремиться к социальной релевантности занимаемой ею ниши. Знания медицинской психологии находят свою широкую востребованность в нынешних социально-экономических условиях, что продиктовано значительным ухудшением качества жизни населения, демографической ситуацией, недостаточным развитием и внедрением психопрофилактических мероприятий. Являясь междисциплинарной областью психологического и медицинского знания, профессиональная деятельность психолога направлена на профилактику заболеваний, преодоление болезней, успешность социально-трудовой адаптации и реабилитации личности пациента. Сложившаяся система охраны и оказания психиатрической помощи ввиду узости и ограниченности медицинского подхода дает шанс психологии реализовать свои возможности в решении вполне конкретных задач. Исторически сложилось так, что на протяжении длительного времени теорию и практику медицинской психологии разрабатывали врачи, претворяя в жизнь тезис Э. Кречмера: «Психология из практики врача для практики врача» [8]. Однако этому служили исторические предпосылки ввиду размежевания двух дисциплин. Психология длительное время формировалась в недрах философии, используя преимущественно умозрительный метод познания, а разработку своего экспериментального метода начала в 1879 году, в то время как медицина уже базировалась на естественнонаучной платформе. В советский период, несмотря на активные разработки в психологической теории и практике, пресловутое постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 года значительно затормозило развитие и становление многих отраслей психологии, в том числе и медицинской [9, 10]. Борьбой с «космополитизмом» и внедрением «истинно правильного учения» И.П. Павлова увенчались решения «Павловской сессии» 1950 года [11], в результате чего психология должна быть заменена физиологией высшей нервной деятельности. Длительное время психология формировалась в недрах педагогики. Однако, несмотря на идеологический прессинг и господство биологической модели в медицине, и в частности психиатрии, значительное улучшение ситуации началось в 60–70-х годах ХХ столетия. Получили свое самостоятельное развитие патопсихология и нейропсихология [12, 13]. В 1965 году введено обязательное преподавание курса психологии в медицинских институтах, в 1966 году вышло первое руководство по медицинской психологии под редакцией М.С. Лебединского и В.Н. Мясищева [14]. Выходят учебники и методические пособия, раскрывающие теоретико-методологические и практические аспекты медицинской психологии [15–17]. На страницах «Журнала неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» [18–29] и «Психологического журнала» [30–32] велись оживленные дискуссии о проблемах взаимоотношений психиатрии и психологии, предмете патопсихологии, а также перспективах внедрения знаний психологии в медицину. Организована Проблемная комиссия «Медицинская психология» при АМН СССР. Высшей Аттестационной комиссией утверждена специальность «медицинская психология». Существенным шагом в развитии медицинской психологии стало создание в 1970 году кафедры нейропатопсихологии в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Значительно расширилась сеть экспериментально-психологических лабораторий. Так, появилась лаборатория клинической психологии и психодиагностики на базе Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева в Санкт-Петербурге; лаборатория клинической психологии и психотерапии, организованная Б.В. Зейгарник на базе Московского научно-исследовательского института психиатрии; лаборатория нейропсихологии Научно-исследовательского института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, основанная А.Р. Лурия. В 1956 году В.М. Блейхером в Киевской городской психиатрической больнице открыта первая в Украине патопсихологическая лаборатория [29]. Однако социальные и экономические изменения, произошедшие в стране в 90-х годах XX столетия, приостановили процесс дальнейшего развития организационной и нормативно-правовой базы развития медицинской психологии. В Украине нынешнее положение медицинского психолога в системе оказания психиатрической помощи ограничено психодиагностической работой с использованием отдельных техник психокоррекционной деятельности. Показательным в этом плане является исследование, проведенное Л.И. Вассерманом и Г.Л. Уваровой еще в 1981 году, в котором установлено, что из 280 психологов, работающих на штатных должностях, 45 % имеют психологическое образование, 32 % — врачи-психиатры, 8 % — врачи-невропатологи, а остальные представляют собой разных специалистов (дефектологов, физиологов и биологов). Из них медико-психологическую подготовку имели 84 % специалистов при стаже профессиональной деятельности от нескольких месяцев до 19 лет. В 88 % случаев основным видом деятельности была психодиагностическая работа [17]. Несмотря на давность исследования и отсутствие аналогичного анализа в Украине, нынешнее положение психолога мало в чем изменилось. Нужно учесть, что излишняя диагностическая направленность создает иллюзию основной деятельности. Кроме того, недостаточно используются возможности психолого-педагогической работы среди населения. Не хватает специалистов в области кризисных состояний. При этом количество задействованных психологов в этих направлениях остается низкой. Согласно статистическим данным за период 1990–2005 гг., в Украине наличие штатных единиц врачей-психологов на 100 000 населения составляет всего 0,07 %, из которых на занимаемых должностях трудятся 0,04 %. Отсюда укомплектованность кадрами составляет 31,75 % [33]. Для сравнения, по данным М. Перре и У. Баумана [34], без учета занятости в Германии по данным на 1995 год работало 28 000 психологов. В системе здравоохранения занято 50–60 % от этого количества. В Австрии из 3–4 тыс. психологов 50–60 % составляют клинические психологи. Одной из актуальных проблем выступает система образования. Одним из первых шагов к юридическому оформлению профессионального статуса психолога в системе здравоохранения предприняла Российская Федерация, результатом чего явились Приказ МЗ РФ № 391 от 26 ноября 1996 года «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь» и Приказ Министерства образования РФ № 686 от 2 марта 2000 года «Об утверждении государственных стандартов высшего профессионального образования». Согласно данному приказу, обучение осуществляется по специальности «клиническая психология» с присвоением соответствующей квалификации «психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии». Уже сейчас возникает необходимость разработки аналогичных стандартов образования у нас в стране, более существенное содержание программ с учетом передового опыта. В Украине, несмотря на увеличение количества кафедр, готовящих медицинских психологов в институтах разных форм собственности, решение этого вопроса далеко до своего завершения. Это во многом определяется статичностью и явной противоречивостью нормативно-правой базы. Согласно приказам МЗ Украины № 359 и 360 от 19.12.97, а также № 333 от 6.07.2005 в номенклатуре медицинских специальностей пунктом 2.19 «медицинская психология» относится к медицинским специальностям. В дальнейшем, согласно Приказу МЗ Украины № 385 от 28.10.2002, в качестве дополнения к перечню врачебных должностей в системе здравоохранения, утвержденных Приказом МЗ Украины от 25.06.95 № 114, пунктом 137 введена должность «врач-психолог». Хотя психология по своему статусу вряд ли является отраслью медицины. Отсюда вполне закономерно вопрос о «медицинском психологе» решается как о специалисте с высшим медицинским образованием и занимаемой должностью в системе здравоохранения «врач-психолог». При этом подготовкой его должны заниматься медицинские вузы, что уже начало внедряться в Украине. В 2007 году был первый выпуск врачей-психологов в Национальном медицинском университете им. А.А. Богомольца, обучавшихся по программе лечебного факультета. Медико-психологический факультет, созданный в 2001 году на базе медицинского университета, имеет коммерческую направленность, что уже определяет ограниченность трудоустройства этих специалистов. Наконец, в классификаторе профессий Украины (ДК-003:2010) к профессии «врач» относится под кодом 2221.2 «врач-психолог», в то время как «практический психолог» под кодом 2445.2 относится к профессии «психолог». Возникает вопрос, как государство идентифицирует вид деятельности данных специалистов? В классификаторе видов экономической деятельности Украины в секции N «Охрана здоровья и социальная помощь» вся медицинская (лечебная) деятельность, в том числе и «врачей народной и нетрадиционной медицины» под пунктом 88.1 включена в подраздел «Деятельность в сфере охраны здоровья человека». Целители могут заниматься лечебным процессом, а психологи проводить диагностическую работу с использованием тестов. А где же «практическая психологическая деятельность» или «психологическая помощь» и как она соотносится с лечебным процессом? К слову, ветеринарная деятельность, согласно классификатору видов экономической деятельности, тоже относится к системе здравоохранения. Тут возникает казуистическая проблема: если «врач-психолог» имеет статус врача, то юридически имеет право назначать фармакологические препараты, то есть лечить, но лечить кого? В справочнике квалификационных характеристик профессий работников системы охраны здоровья пунктом 59 значится «врач-психолог», который, согласно квалификационным требованиям, осуществляет психопрофилактику среди людей групп риска, психодиагностику и лечение (!) больных соматического и психического профиля совместно с врачами-специалистами, психологическую реабилитацию с использованием специальных методик. Кроме того, руководит работой среднего медицинского персонала (!), ведет врачебную документацию (!). «Практического психолога» в данном квалификационном перечне нет, но есть в общем классификаторе базовая группа «психолог» в разделе «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности» без четких определений специфики работы. Кроме того, «врачи-психологи», согласно принадлежности к врачебному сообществу, должны проходить аттестацию с присвоением категории. И опять же возникает вопрос: кто этим должен заниматься? Подобные решения имели место в практике подготовки таких специалистов в Российской Федерации, от которых в дальнейшем отказались в пользу разработки единых стандартов профессиональной подготовки. Так, согласно Приказу № 1052 от 02.06.97 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на основании ходатайства Министерства здравоохранения Российской Федерации в порядке эксперимента на базе Самарского и Курского медицинских университетов осуществлялась подготовка специалистов в рамках специальности «лечебное дело» по специальности «медицинская психология» с присвоением квалификации «практический медицинский психолог» с последующей не менее чем 2-летней последипломной подготовкой с целью получения сертификата «клинический (медицинский) психолог». Таким образом, остается актуальным вопрос: кем должен быть психолог, задействованный в системе здравоохранения, — специалистом с медицинским образованием или психологом, владеющим медицинскими знаниями? Отсюда возникает проблема разработки образовательных моделей подготовки данных специалистов. В Советском Союзе в 1983 году высказывалась идея о «враче-психологе» как о выпускнике медицинского института [17]. При этом данный специалист направлялся на работу в медицинские учреждения, в то время как выпускник университета проводил исследования в специализированных учреждениях. Однако осуществление этого имеет смысл при наличии законодательной базы с правовым и юридическим оформлением данной деятельности и при условии наличия соответствующих штатных единиц и достаточного количества специалистов. Весьма примечательным является нынешнее законодательное решение Приказом Министерства охраны здоровья Украины от 19.06.2008 № 10.03.67/971 о внесении изменений к Приказу МЗ от 23.02.2000 № 33 и согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 14.06.2000 г. № 963 переименовать «психолога с педагогическим образованием», занятого в системе здравоохранения, в «практического психолога» с формальной передачей его под юрисдикцию Министерства образования, которое должно оплачивать, регулировать и контролировать его деятельность, тем самым приравнивая психолога к педагогическим и научно-педагогическим работникам, превращая его в «наемного рабочего», так как занят он в системе здравоохранения, а нормативно-правовое обеспечение должно осуществлять Министерство образования. К сожалению, отсутствие четкого определения на законодательном уровне предметной области данных специалистов или положения о медицинском (клиническом) психологе в Украине приводит к различным образовательным, юридическим и методологическим курьезам в виде специальностей и должностей «врача-психолога» и «практического психолога». Одними из первых обратили внимание на проблему образования в Соединенных Штатах Америки. В 1949 году на конференциях в г. Боулдер и в 1973 году в г. Вэйле утверждены стандарты образования для клинического психолога как ученого-практика, что является следствием получения им ученой степени доктора психологии либо доктора философии в области психологии [34–36]. Хотя в нынешних условиях достаточно трудно внедрение каких-либо западных базовых моделей ввиду ограниченности кадровых, финансовых, материальных ресурсов. Однако возможность адаптации некоторых положений вполне уместна. Кроме того, в нынешней ситуации требует своего дальнейшего решения проблема специализации и последипломного образования психологов, ныне работающих в сфере здравоохранения, что влечет отсутствие возможности повышения их профессиональной квалификации, а также юридического закрепления уровней профессионального мастерства в виде аттестации, присвоения категорий, а возможно, и лицензирования. В большинстве своем психологи проходят дополнительную специализацию на рабочем месте либо посещают различные курсы и семинары, профессиональная и юридическая ценность которых весьма сомнительна. Другим важным аспектом выступает разработка теоретико-методологических проблем в медико-психологической деятельности. Как справедливо замечает М.С. Роговин [18], необходимо методологическое и теоретическое обоснование той психологии, которая имеется в клинике, иначе возможна подмена и смешение понятий. Одной из методологических проблем является терминологическое наполнение категорий «медицинская» и «клиническая психология», где, по мнению К.К. Платонова, «терминологическая неясность… перерастает в методологическую» [16]. В англоязычных изданиях существует дефиниция между двумя этими понятиями, где под «медицинской психологией» понимается применение знаний и методов для решения медицинских проблем, в частности взаимоотношение в системе «врач — пациент», а «клиническая психология» выступает как частная психологическая дисциплина, предметом изучения которой являются психические расстройства (нарушения), а также психологические аспекты соматических расстройств/болезней [34–36]. Отделение клинической психологии Американской психологической ассоциации дает ей определение: «Область клинической психологии объединяет науку, теорию и практику, которые направлены на понимание, предвидение и облегчение плохой приспособленности, ощущение бессилия и дискомфорта, а также на улучшение адаптации индивида и развитие его личности. В центре внимания клинической психологии находятся интеллектуальные, эмоциональные, биологические, психологические, социальные и поведенческие аспекты функционирования человека на протяжении всей его жизни в разных культурах и на всех социально-экономических уровнях» [36]. В данном случае деятельность специалиста направлена на решение не только задач клиники, но и на диагностику индивидуально-психологической структуры личности с целью раскрытия ее адаптационных ресурсов. В отечественной литературе нет единого мнения по данному вопросу, поэтому в большинстве своем происходит отождествление данных понятий [37]. Одним из существенных аспектов профессиональной деятельности психолога в сфере здравоохранения является регламентация его деятельности. Так, М. Перре и У. Бауман [34] выделяют несколько ее видов. В первом случае — отсутствие регламентации. Данный сектор определяется свободным рынком и спросом. Однако отсутствие нормативно-правовых отношений влечет за собой формальность взаимоотношений в профессиональной сфере. Другой вид связан с регламентацией всей психологии как отрасли (подобно медицине). В третьем — регламентируется отдельно направление, как клиническая психология, так и психотерапия. Отсутствие четкости в определении объема и границы компетенции психолога между участниками лечебного процесса в ходе осуществления психокоррекционной и реабилитационной работы ставит проблему нагрузки и оплаты труда и, кроме того, неопределенность профессионального статуса психолога в психиатрической клинике. В большинстве своем руководители структурных подразделений при разработке профессиональных инструкций руководствуются документацией, принятой еще в СССР. Реальность такова, что деятельность психолога в большинстве своем встречает непонимание, а в отдельных случаях и негативное отношение со стороны врачей. Реализация на практике тезиса «лечить не болезнь, а больного» возможна при активном участии психолога. Однако не все врачи-психиатры понимают предназначение психолога, это приводит в лечебно-диагностическом процессе к подмене понятий. В частности, от психолога требуется подтвердить правильность клинического диагноза, а в некоторых случаях и сам диагноз и, кроме того, задействованность в разного рода клубных мероприятиях для больных, что далеко не является его функциональной и профессиональной обязанностью. Зачастую к психологу врачи направляют пациентов, которые в силу своего психического состояния или выраженного когнитивного дефицита не доступны экспериментальному исследованию, а врачам требуется лишь формальное заключение. В отдельных случаях авторитарность со стороны врача, непонимание работы психолога ставит под сомнение их партнерские взаимоотношения. И часто заключение и рекомендации психолога носят формальный характер и важны лишь для вклеивания в историю болезни пациента. Хотя, безусловно, есть и положительные примеры, когда профессиональная квалификация специалистов и их личные качества способствуют формированию партнерских отношений. На сегодняшний день основной и наиболее разработанной формой организации психолога является его деятельность в системе психиатрических учреждений, где находят свое применение две организационные модели [38]. Первая, и наиболее распространенная, включает в себя введение специалиста в состав клинического отделения, где психолог непосредственно вовлечен в лечебно-диагностический процесс, выполняя преимущественно психодиагностическую функцию. Несмотря на ряд положительных сторон этого взаимодействия, данная модель значительно ограничивает возможности психокоррекционной работы ввиду загруженности психолога психодиагностикой. Другая модель подразумевает создание отдельных подразделений в виде кабинетов или лабораторий, что позволяет более дифференцированно и эффективно использовать диагностические и психокоррекционные ресурсы, разрабатывать психореабилитационные программы. В последнее десятилетие получила свое развитие биопсихосоциальная модель оказания психиатрической помощи, одним из практических компонентов внедрения которой является создание мультидисциплинарных бригад, объединяющих специалистов разного профиля [4, 5]. Однако стоит учесть, что штатные нормативы в Украине существенно не изменились еще со времен СССР и требуют своего методологического уточнения, а в отдельных случаях — разработки и обоснования технологии пато- и нейропсихологического исследований, а также вопросов, касающихся надежности и валидности психодиагностического инструментария, используемого в клинике. Таким образом, несколько перефразируя слова Ф.Е. Василюка [39], в общей совокупности всех проблем в системе здравоохранения мы имеем психолога — специалиста с высшим образованием, который несет минимум знаний, некоторые формы представления о науке, окруженного обилием психологической литературы не только разной цены, но и качества, имеющего возможность посещать различные семинары, тренинги, курсы. Однако при кажущемся изобилии и отсутствии дефицита информации продвижения и наличия свежих идей и разработок не имеется. Мы все продолжаем копировать свои ошибки и плотно эксплуатировать зарубежный опыт. Безусловно, ряд выделенных проблем имеет системный характер, что требует координации специалистов разных отраслей охраны здоровья, а также законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, необходима заинтересованность самих специалистов. Одной из важных тенденций определения профессионального статуса психолога является стремление к созданию профессиональных объединений в виде обществ, ассоциаций, деятельность которых направлена на юридическое закрепление и защиту его прав, разработку этических кодексов, а также участие в разработке и принятии стандартов в области профессионального образования, что позволит урегулировать инерционные и статичные тенденции развития нормативно-правовой деятельности. Кроме того, данные объединения способны расширить сферу профессиональной деятельности путем формирования достаточно динамичного рынка научных и образовательных услуг. Другим важным аспектом является проблема образования, где первые шаги необходимо сделать по пути анализа того состояния, которое объективно имеет психология в медицине (количество специалистов, их образовательный уровень, стаж профессиональной деятельности, объем и характер выполняемой деятельности и т.д.). Ведь для того чтобы готовить специалиста, необходимо знать, каким объемом теоретических знаний и практических умений должен он владеть. Таким образом, «вернется ли человечество к цеховому принципу ремесленничества с передачей секретов мастерства от учителя к ученику или сохранит систему профессионального образования, вопросы систематизации опыта, его концептуального оформления останутся главной задачей человека познающего».
5. Матеріали для самопідготовки студентів 1. Роль психолога у діагностичному, лікувальному, реабілітаційному процесах. 2. Розвиток домедичної психології у світі і на Україні. 3. Внесок робіт О.Р. Лурія, Л.С. Виготського, М.О. Бернштейна, П.К. Анохіна, К.К. Платонова, Б.В. Зейгарнік, Л.Ф. Бурлачука, В.М. Блейхера в розвиток світової та вітчизняної загальної, медичної та домедичної психології. 4 Перспективи розвитку домедичної психології.
Вопросы для самоанализа 1. Визначте предмет домедичної допомоги з практикумом кризової психотерапії. 2. Розкррийте зміст задач домедичної допомоги з практикумом кризової психотерапії. 3. Домедична психологія як одночасно і психологічна, і медична наука. 4. Розкрийте теоретичні і методологічні основи домедичної психології. 5. Визначте роль медичної психології у формуванні сучасних уявлень про єдність соматичного і психічного.
Література Основна: 1. Вітенко І.С. Загальна та медична психологія. Підручник для студентів медичних вузів.-К.Здоров’я, 1994.-294с. 2. Гавенко В.Л., Вітенко І.С., Самардакова Г.О. Практикум з медичної психології. – Харків: Регіон-інформ, 2002. –248с. 3. Загальна та медична психологія (практикум) під заг. редакцією І.Д. Спіріної, І.С. Вітенко. – Дніпропетровськ: Арт-Прес, 2002. –175с. 4. Медична психологія (практикум)/Спіріна І.Д., Лисиця Г.І., Вітенко І.С. Дніпропетровськ: Поліграфіст, 1997. – 54с. 5. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. –М.: МЕДпресс, 1998.-587с. 6. Ташликов В.А. Психология лечебного процесса. – Л-д. «Медицина», 1984. – 191с. Додаткова: 1. Вітенко І.С, Чабан О.С., Бусло О.О. Сімейна медицина: психологічні аспекти діагностики, профілактики і лікування хворих. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2002. – 187 с. 2. Вітенко І.С. Психологічні основи лікувально-профілактичної діяльності та підготовки лікаря загальної практикив.-Х.Основа, 2002.-388с. 3. Волков В.Г., Стрелис А.К., Караваева Е.В., Тетенев Ф.Ф. Личность пациента и болезнь.-Томск, Медицина, 1995.-328с. 4. Головаха Е.И., Панин Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев, Изд. Полит. Литературы Украины, 1989. – 187с. 5. Полищук И.А., Видренко А.Е. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. – Киев, «Здоровье», 1980. – 122с. 6. Основи загальної і медичної психології /За ред. І.С.Вітенка і О.С.Чабана. – Тернопіль: Укрмедкнига, 2003. – 344 с.
Лекцію склав викл. кафедри Ю.О. Асєєва
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.011 с.) |