Предмет и задачи домедицинской помощи с практикумом кризисной психотерапии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи домедицинской помощи с практикумом кризисной психотерапии.



 

Психотерапевтическая и психологическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется домедицинской помощью которая изучается такими науками как: медицинская психология, психотерапия, психологией экстремальных ситуаций, возрастной и семейной психологией, психодиагностикой и др. Поэтому изучение данной дисциплины находящейся на стыках этих и других наук требует всестороннего рассмотрения. Изучение домедицинской помощи с практикумом кризисной психотерапии мы будем как с позиции психотерапии и психологии, так и с позиций медицины.

С позиции развития клинической психологии которая сама по себе располагаясь на границе между медициной и психологией, место которой не вполне определено, что можно объяснить ее междисциплинарным характером.

Вначале клиническая психология, которую активно разрабатывали психиатры, была нацелена на изучение отклонений интеллектуального и личностного развития, коррекцию дезадаптивных и делинквентных форм поведения. Однако впоследствии сфера интересов клинической психологии была расширена за счет изучения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями.

Термин «клиническая психология» происходит от греческого «kline», что обозначает постель, больничную койку. В современной психологии, как правило, термины «клиническая» и «медицинская» психологии используются как синонимы. Однако, учтем существующую традицию медиков обозначать эту область знаний «медицинской психологией», а психологов — «клинической психологией».

Таким образом, клиническая (медицинская) психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозология, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако, все они имеют отношение к клинике и к кризисным состояниям переживаемым личностью как в определенные моменты жизненного цикла, так и связанные с различными объективными факторами (историческими, экономическими, экологическими и т.п.). поэтому могут быть признаны составными частями клинической психологии, а также ее составной частью домедицинской помощью в кризисных ситуациях.

В клиническую психологию включаются следующие разделы:

· психология больного

· психология лечебного взаимодействия

· норма и патология психической деятельности

· патопсихология

· психология индивидуальных различий

· возрастная клиническая психология

· семейная клиническая психология

· психология девиантного поведения

· психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

· неврозология

· психосоматическая медицина

Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов — феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».

Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей как: психотерапия, вегетология, валеология.

Практика кризисной психотерапии базируется на теории кризиса Линдеманна (Lindemann E., 1944) и концепции стадий жизненного цикла и кризиса идентификации Эриксона (Erikson M., 1950). Кризис понимается как состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности, как дискретный момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса характерна для людей с выраженной акцентуацией характера и незрелым мировоззрением (инфантильным - "мир прекрасен" или подростковым - "мир ужасен"), однонаправленностью (негармоничностью) семейных и профессиональных жизненных установок. Именно такие люди нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который воспринимается ими не только как трудный и ответственный период в жизни, но и как "тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной".

Ведущими методами домедицинской помощи в кризисных ситуациях являются: психотерапия (кризисная психотерапия) и кризисное консультирование (психологическое консультирование). За рубежом оказание помощи лицам находящимся в кризисных состояниях проводится не только государственными медико-психологическими учреждениями - кризисными центрами и кабинетами (кабинет социально-психологической помощи), но и добровольцами религиозных и благотворительных организаций, прошедшими специальную подготовку (типичный пример - "Добрые самаритяне"). Специфической формой оказания домедицинской психотерапефтичкой помощи является телефонное консультирование.Отмечается специализация служб: помощь детям и подросткам, ушедшим из семьи, наркоманам, ветеранам войны и другим группам риска. Естественным образом потребность в кризисной помощи возрастает в ситуациях катастроф, стихийных бедствий и социальных потрясений, поскольку большое количество людей, потерявших близких, жилье или работу, переживают состояние жизненного кризиса, отягощенного трагическими переживаниями. В 1960-е гг. Кризисная Интервенция - скорая медико-психологическая помощь лицам, находящимся в состоянии кризиса, расширилась за счет концепции "кризисов семьи" и соответственно семейной психотерапии и семейного консультирования. В настоящее время в нашем государстве оказание скорой домедицинской помощи лицам, находящимся в кризисных ситуациях, только начинает свое стремительное развитие.

В связи с тем, что курс домедицинской помощи с практикумом кризисной психотерапии является междисциплинарным его предметом является изучение и овладение методологией оказания помощи лицам, находящимся в кризисных ситуациях или проживающих определенные кризисные этапы своего онтологического развития.

Принципы и задачи кризисной психотерапии.

В связи со специфичностью данного курса следует отметить то, что домедицинская психологическая помощьв рамках кризисной психотерапии имеет принципиальные отличия от методов психотерапии, применяющихся в клинике пограничных состояний, к которым относятся:

1) ургентный характер помощи, связанный, во-первых, с наличием жизненно важной для пациента проблемы, требующей неотложного активного вмешательства психотерапевта в ситуацию, и, во-вторых — с выраженной потребностью пациентов в эмпатической поддержке и на первых порах — в руководстве его поведением;

2) нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных когнитивных феноменов, приводящих к развитию суицидальных переживаний и способствующих рецидивам суицидоопасного риска;

3) поиск и тренинг неопробованных пациентом способов разрешения актуального межличностного конфликта, которые повышают уровень социально-психологической адаптации, обеспечивают личностный рост, повышение фрустрационной толерантности. По своему характеру кризисная психотерапия близка к когнитивно-поведенческой психотерапии и включает три этапа: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необходимого для разрешения конфликтной ситуации.

Поэтому, терапевтические задачи, которые необходимо освоить в рамках изучения данного курса следует рассматривать в тесном взаимоперелетении с указанными этапами, так на этапе кризисной поддержки задачи должны соответствовать уровню имеющейся терапевтической мотивации. На этапе кризисного вмешательства должны осуществляется коррекция терапевтического контакта с постановкой терапевтических задач, позволяющих изменить отношение к кризисной ситуации, что в свою очередь должно преследовать цель повысить адаптивность лиц с учетом их индивидуально-психологических характеристик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.009 с.)