Источники по истории медицины и их классификация



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники по истории медицины и их классификация



Источники по истории медицины и их классификация

Источники- памятники прошлого, комплекс документов и предметов материальной культуры, а так же явления духовной культуры, непосредственно отразивший исторический процесс и запечатлевший отдельные факты, н..а основе которой строятся теории о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Классификация:

-археологические,

-лингвистические,

-письменные,

-этнографические,

-палеопатологические,

-кино-, фото-, фонодокументы..(примеры писали на лекции если надо..)

Врачевание в первобытном обществе.

Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:

1 врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения); (свыше 2 млн лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад);

2 врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утвержда­лось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социаль­ной практике; (ок. 40 тыс. лет тому назад — Х тыс. до н.э.);

3 врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов. (с XV тыс. до н.э.).___(взял из интернета)

Народная медицина.

- часть альтернативной медицины, которая включает в себя знания о болезнях, методах и средствах лечения, которые передаются в народе из поколения в поколение.

Термин «народная медицина» появился во врачебных трудах немецких учёных в первой половине XIX века и описывал тогда весь образ действий населения по отношению к своему здоровью, куда включалось таким образом не только знахарство, основанное на магии илечении природными факторами, но также гигиена и использование населением медицины, в том числе традиционной врачебной медицины. Таким образом этот термин включал в себя едва обозримое многообразие преобладающих в народе представлений о болезнях и способах их лечения.

Еще в начале появления человечества люди стали интересоваться лечебными качествами растений. Наблюдая за поведением животных, выбирающих определенные травы, люди стали повторять их выбор. Методом "научного тыка" постепенно отбирались травы, положительно воздействующие на здоровье, и действительно лечебные. В зависимости от места жительства, меняются и способы лечения, вернее, рецепты, относящиеся к определенному заболеванию. В качестве примера можно взять сибирскую медицину. Здесь широко встречается такое растение, как левзея. Она имеет свойства, похожие на свойства женьшеня, и входит в рацион питания оленей. Наблюдая за ними, жители тоже начали применять это растение в пищу. Теперь из него изготавливаются и медицинские препараты. Наблюдая за животными и экспериментируя, наши предки постепенно учились лечению. Составлялись списки лечебных растений – травники, где помечалось, какое растение использовать для лечения определенной болезни, и как именно его готовить. Уже во 2-м тыс. до н.э. были созданы целые собрания подобных списков.

Храмовая медицина.

Развитие рабовладельческого строяв Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.

Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам.

После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в 'священный' сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины , у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.

В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

Мифология и врачевание.

Египет: Главными божествами, имевшими отношение к врачеванию, считались бог Тот и богиня Иси-да. Бога мудрости Тота изображали в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (оба— символы мудрости в Древнем Египте). Согласно преданию, Тот изобрел письменность, математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов. Богиня Исида считалась основательницей магического врачевания и покровительницей детей; она олицетворяла материнство и оплодотворенную природу.

И т.д. их слишком много…

Медицина древнего Египта.

Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра ХХV в. до н. э В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис второй царь I династии составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию.

Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г.

до н. э - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен. Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием

Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами. Египтянам приписывают и изобретение клизмы.

Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей. Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте ирали военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные.

Медицина древнего Китая.

 

Китайская традиционная медицинапредставляет собой удивительно целостное и, самое главное, до сих пор живое наследие прошлого. В отличие от других традиционных медицин китайская имеет огромную специальную литературу и сохраняется до настоящего времени в виде живой традиции передачи знаний от учителя к ученику.

Один из наиболее знаменитых классических трудов древней китайской медицины - "Хуанди Нэй-цзин" ("Трактат о внутреннем"), написанный за 2 тысячи лет до нашей эры, состоит из 18 огромных томов и долгие века служит руководством ко всему комплексу теоретических и практических вопросов медицины. С целью обоснования и организации опыта лечения в теоретической системе китайские врачеватели разработали учение о противоборстве и взаимосвязи Женского и Мужского Начал в Миродвижении, создали учение о всепроникающей Животворящей Энергии - "Ци" - источнике всякого движения и в Природе, и в организме живого существа. Развивая представление об этой Всеначальной Энергии, китайские медики развили учение о Пяти Первоэлементах, составляющих все вещи и явления.

Ян- Мужское Начало. Инь- Женское Начало. Все в Космосе, в том числе и жизнь организмов, управляется борьбой и взаимодействием этих двух фундаментальных противоположностей.

Китайская традиционная медицина отличается тем, что последовательно рассматривает все физиологические и патологические явления, происходящие в организме человека, в теснейшей взаимосвязи с жизнью окружающей среды. Наряду с самим заболеванием, время года, атмосферные условия, ветер, жилище, одежда, диета, эмоциональные особенности, привычки, настроение составляют предмет пристального внимания и изучения китайского врачевателя. Китайские медики справедливо рассматривали человеческий организм не как нечто замкнутое в себе и обособленное от окружающего мира, но видели в нем сложнейшую систему, каждый из элементов которой функционально связан со всеми остальными в определенных соотношениях и по вполне определенным законам.

Болезнь китайскими врачами рассматривалась как естественный процесс, возникающий в результате нарушения нормальных взаимоотношений как в самом организме, так и между организмом и окружающей его средой. Врачи Древнего Китая считали, что при каждом заболевании в патологический процесс неизбежно вовлекается весь организм как неделимое целое, и при изменении функции одного органа неизбежно и вполне закономерно изменяются функции и всех других органов и систем. Вообще, теоретические положения системы китайской медицины весьма своеобразны и в корне отличны от принятых в современной европейской науке взглядов, как, впрочем, и методы, и приемы лечения, используемые китайскими врачевателями издревле.

Медицина Древней Индии.

Здесь нужно сказать об аюрведе Дханвантари. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, знания антисептических свойств куркумы и способности соли залечивать раны. Индийцы использовали вовсю мацерацию тел и вскрытия, благодаря чему и прекрасно знали анатомию. Болезнь по ним-нарушнеие стихий :земли, воздуха, воды, огня и эфира. Диагностику они проводили по цвету кожи, языка, шумам в легких. Использовали такие растения как сандал, мускус, алоэ. Выпускали трактаты с советами для беременных, делали пластические операции. Гигиена была очень развита :они стригли ногти, волосы, помойки делали вдали от жилых домов.

Медицина Древней Греции.

Асклепия изображают с посохом, увитым змеями. Однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых. Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.

Салернский кодекс здоровья.

Салернский кодекс здоровья" написан в 14в.философом и врачом Арнольдом из Виллановы. . Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов), описаны и виды темперамента.его труд переводился на разные языки.Как правильно питаться, каков должен быть распорядок дня, что необходимо делать, чтобы чувствовать себя бодрым и веселым – этими вопросами задаются не только люди в XXI веке. Их поставил, а что самое главное – дал на них ответ, врач и философ Арнольд еще в XIV веке. Салернский кодекс здоровья – это древние секреты здоровья и успеха, которые остаются актуальными и по сей день.

 

Древнерусское врачевание.

Народная медицина издавна развивалась на Руси и была неотъемлемой частью языческой культуры русского народа. Доступной для народных масс врачебной помощи не существовало до появления земской медицины. Еще во времена язычества медицина объединяла в себе и реальное знание целебных сил природы и веру в ее чудодейственные тайны. Среди врачевателей-язычников были волхвы,ведуньи ведьмы. Они занимались знахарством и гаданиями. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. Они передавали свои знания от отца к сыну. В лечебной практике использовали средства растительного происхождения.

Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря. Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий излечивавший мазью прокаженных, и преподобный Агапит -ближайший ученик преподобного Антония,бесплатно лечил. Наряду с монастырской существовала и более древняя народная медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям. Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани,там и принимали роды и ухаживали за новорожденными. 28.Медицина в Волжской Булгарии и Казанского ханства. К 11 - 12вв. Булгарская медицина развивалась на уровне передовых медицинских школ Азии. Самая северная в мире мусульманская страна Волжская Болгария, естественно не оставалась в стороне от всего передового, в том числе медицине Передней Азии, Египта, Китая, Индии, Тибета, Древней Греции и Арабского мира. В Восточной Европе, вплоть до середины ХYI века, Волжская Болгария была ведущим государством оказывавшим огромное влияние на соседей, в том числе на Хазарский Каганат, Киевскую Русь, Крым, Кавказ, Сибирь, Владимирско-Суздольское и Московское княжества. Булгарская медицина вобрала в себя опыт всех предков булгар, проживавших на территории от Северного Китая до Ирака, от Оби до Ирана, и, кроме этого, активно использовала достижения соседей. "На развитие медицинских знаний, бесспорно, оказали воздействие труды восточных медиков, достигших в то время больших успехов. Среди них следует особо отметить крупнейшего ученого Х - нач. XI в. Абу Али Ибн-Сину.Сулейман Ибн Дауд ас-Саксини-Сувари (XI в.) приводит из трудов Абу-л-Ала Хамид Ибн Идрис аль-Булгари (язык не заплетите=)) и сведения по медицине.В частности, в них содержатся знания по эмбриологии: о возникновении и стадиях развития зародыша в чреве матери, образовании из капли по истечении срока дней сгустка крови, потом зародыша, оживлении зародыша ..У булгарских врачевателей одним из основных способов диагностирования было прощупывание пульса больного В поэме "Кысса-и Юсуф" упоминается о медицинском инструменте - ланцете. Ланцеты - маленькие ножички с двусторонними лезвиями известны и в билярских коллекциях ... При этом исследователи отмечают, что булгарская медицина была основана на прогрессивных традициях народной медицины. Так булгары широко применяли такие способы лечения как психотерапия, энергетическое воздействие и др.   29.Врачеватели Булгарского государства. (нет ответа)   30.Медицина в Московском государстве 15-17 вв. Аптекарский приказ,его функции и назначания.

В лечебниках этого периода значительное место отводилось хирургии (резанию). Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей. Заморская торговля была причиной различных эпидемий. Мысль о «прилипчивости» заразы привела к введению предохранительных мер. Сначала это выразилось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест. Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота. В конце XVI — начале XVII в. карантинные меры стали приобретать государственный характер. Все зараженные предметы сжигались на кострах. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Прекращались ввоз и вывоз всех товаров. Аптекарский приказ -был основан около 1620г.Сначала обслуживала она только царя и членов царской семьи. Первоначальной задачей Аптекарского приказа являлось обеспечение лечебной помощью царя, его семьи и приближенных. Выписывание лекарства и его приготовление были сопряжены с большими строгостями. Предназначенные для царя «отборные врачебные средства» хранились в аптеке в особой комнате — «казенке» за печатью дьяка Аптекарского приказа.

Аптекарский приказ не только управлял аптеками. Уже к середине XVII в. из придворного заведения он вырос в крупное общегосударственное учреждение, функции которого значительно расширились. В его ведение входило: 1) приглашение на службу врачей контроль за их работой и ее оплатой. 2)подготовка и распределение врачей по должностям, проверка «докторских сказок» (историй болезней). 3) снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер. 4) судебно-медицинское освидетельствование. 5)собирание и хранение книг. 6) руководство аптеками, аптекарскими огородами и сбором лекарственного сырья.

В Аптекарском приказе было известно, в какой местности преимущественно произрастает то или иное лекарственное растение. Сложилась государственная «ягодная повинность», за невыполнение которой полагалось тюремное заключение. Важнейшей функцией Аптекарского приказа было обеспечение медицинской и лекарственной помощью армии. Аптекарский приказ организовывал сбор лекарственных растений. В ведении Аптекарского приказа находились судебно-медицинская и всякая другая врачебная экспертиза. Сюда направлялись раненые и больные воины и прочий служилый люд для освидетельствования и лечения.

31.становление опытного метода в медицине . леонардо да винчи

В XIV–XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы, и прежде всего в Италии, произошли большие перемены. В недрах феодальной общественно-экономической формации зарождался новый капиталистический способ производства. Он требовал нового притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы. В противовес средневековой схоластике с ее опорой на авторитеты стал утверждаться опытный метод в науке. Предпочтение отдавалось наблюдению и точному счету. Царицей ваук стала математика: "нет ничего более убедительного, чем число, мера и вес, если только они правильны",– писал английский врач У. Петти (см. с. 309). В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Галилео Галилей конструировал телескоп и создавал первый термоскоп (прототип термометра). Николай Коперник разрабатывал гелиоцентрическую теорию. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности (рис. 87). Они искали опору в реалистическом искусстве древних, особенно греков. Вот почему этот период позднего средневековья в Западной Европе получил название "Возрождение" (возрождение античной культурыСтановлениеанатомии как науки

В эпоху Возрождения основными чертами естествознания стали: утверждение опытного метода в науке, развитие математики и механики, метафизическое мышление, которое явилось шагом вперед по сравнению со схоластическим мышлением классического средневековья.

Все эти черты ярко проявились в период становления анатомии как науки. Одним из ее основоположников был гениальный итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519).. Ему принадлежат ценные технические изобретения в области военно-инженерного дела и гидротехники; своими открытиями он обогатил физику, геометрию, механику, астрономию, геологию, ботанику, анатомию. Утверждая опытный метод в науке,Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение, внедряя новые методы исследования (промывание органов проточной водой, инъецирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и матки.

Работы Леонардо да Винчи на полвека опередили исследования основоположника современной научной анатомии Андреаса Везалия, но остались неизвестными современникам. После его смерти все рукописи объемом около семи тысяч листов унаследовал его ученик, друг и компаньон Франческо Мельци, который систематизировал только то, что имело отношение к искусству. Остальное различными путями попало в частные коллекции и библиотеки Италии и других стран Западной Европы и долгое время не публиковалось. Со временем рукописи Леонардо стали собирать и во второй половине XVIII в. из его записей и рисунков было составлено 13 книг. Среди них: "Книга о животных", "О полете птиц", "Анатомические тетради" ("Quaderni d'Anatomia") и др. Таким образом труды Леонардо да Винчи по анатомии получили известность только в XVIII в. (уже после выхода в свет основополагающего труда Везалия), а изданы еще позднее (Турин, 1901).

Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии в частности) оказала деятельность выдающегося английского философа Френсиса Бэкона (Bacon, Francis, 1561–1626). Не будучи врачом, Бэкон во многом определил пути дальнейшего развития медицины. В своем труде "О достоинстве и усовершенствовании наук" он сформулировал три основные задачи медицины: "первая состоит в сохранении здоровья, вторая – в излечении' болезней, третья – в продолжении жизни". Занимаясь экспериментальными работами в области физиологии, Бэкон поставил перед медициной несколько конкретных вопросов: об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма, о введении обезболивания, об использовании при лечении болезней природных факторов и развитии бальнеологии. Решение этих и многих других задач, выдвинутых Ф. Бэконом, потребовало столетий.

Современник Френсиса Бэкона выдающийся французский ученый Рене Декарт (Descartes, Rene, 1596–1650) в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на центростремительные, по которым сигналы поступают в мозг, и центробежные, по которым из мозга сигналы движутся к органам. Декарт считал, что жизненные действия имеют рефлекторную природу и подчиняются механическим законам.

Р. Декарт явился типичным представителем я т р о ф и з и к и – направления в естествознании и медицине, которое рассматривало живую природу с позиций физики. По сравнению со средневековой схоластикой метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным, и механистические взгляды Декарта оказали положительное влияние на дальнейшее развитие философии и естествознания в эпоху нового времени. Однако наряду с материалистическим пониманием мира Декарт в ряде вопросов толковал явления идеалистически. Так, он считал, что мышление является способностью души, а не тела.

Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.

Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным»(в популярном изложении: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»).

Наряду с Генрихом Неттесгеймским, Парацельс попытался связать чисто каббалистические идеи с алхимией и магическими практиками. Это положило начало целому ряду оккультно-каббалистических течений.[2]

По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия, а также Мема (тайна) — см. Каббала). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Алхимический псалтирь», «Азот, или О древесине и нити жизни» и др.

Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

 

Медицинская микробиология как наука оформилась во второй половине XIX в. Ее становление и первые важнейшие открытия связаны с деятельностью выдающегося французского ученого химика и микробиолога Луи Пастера -основоположника научной микробиологии и иммунологии.

 

Достижения в области микробиологии открыли большие перспективы в развитии промышленности (от изготовления уксуса, вина и пива во Франции времен Пастера до синтеза биологически активных веществ), сельского хозяйства (развитие шелководства, борьба с эпизоотиями, сохранение продуктов), сделали возможным научно обоснованную борьбу с эпидемиями (изготовление вакцин, сывороток и т. п.).

 

Открытия Пастера явились основой для развития медицинской микробиологии и борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1885 г. Пастер организовал в Париже первую в мире антирабическую станцию. В 1888 г. в Париже на средства, собранные по международной подписке, был создан специальный институт по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями. Работой института руководил Пастер. Впоследствии Институт Пастера (как он был назван по предложению Французской Академии наук) стал крупнейшим центром научной мысли в области микробиологии. В его стенах работали Э. Ру, Айерсен, Э. Дюкло, российские ученые: И. И. Мечников (вице-директор, 1904–1916), Н. Ф. Гамалея, А. М. Безредка, Д. К. Заболотный, Ф. Я. Чистович, Г. Н. Габричевский, Л. А. Тарасевич, В. М. Хавкин и другие.

42)КОХ, РОБЕРТ (1843–1910), немецкий бактериолог, удостоенный в 1905 Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие и выделение возбудителя туберкулеза. Родился 11 декабря 1843 в Клаустале близ Ганновера. Учился в Гёттингенском университете, где в 1866 получил степень доктора медицины. Во время франко-прусской войны служил военным хирургом. С 1872 – уездный санитарный врач в Вольштейне (ныне Вольштын, Польша), где организовал частную микробиологическую лабораторию. Когда в его уезде разразилась эпидемия сибирской язвы, Кох занялся изучением этой болезни. Ему удалось культивировать возбудителя, изучить его жизненный цикл и инфицировать подопытных мышей. В 1876 Кох сделал доклад в университете Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) об открытии им возбудителя сибирской язвы.

В 1878 были опубликованы результаты экспериментов Коха по культивированию стафилококка, возбудителя раневых инфекций, и впервые описаны сделанные под микроскопом наблюдения этого микроорганизма, выделенного из инфицированных ран. В 1882 Кох сообщил об обнаружении бациллы, вызывающей конъюнктивит (бацилла Коха – Уикса), и представил на заседании Берлинского физиологического общества статью о возбудителе туберкулеза. В ней были сформулированы знаменитые требования, на основании которых можно констатировать связь заболевания с определенным микроорганизмом (постулаты Коха): 1) микроорганизм должен быть выявлен во всех случаях данного заболевания, причем все симптомы болезни должны объясняться числом и распределением микробов; 2) микроорганизм должен быть получен в культуре в чистом виде; 3) при инфицировании культивированным микроорганизмом подопытного животного у последнего должно возникать соответствующее заболевание; 4) микроорганизм должен быть получен от больного животного. С некоторыми поправками эти постулаты верны и сегодня. К 1883–1884 относится опубликование еще одной работы Коха – об открытии холерного вибриона и способе его передачи. Этот результат был получен Кохом в ходе изучения холерных эпидемий в Египте и Индии. В 1883 ученый сообщил о создании вакцины против сибирской язвы.

В 1885 Кох был назначен профессором Берлинского университета и избран директором Института гигиены. В 1889 впервые выделил (совместно с Ш.Китасато) чистую культуру возбудителя столбняка. На Международном медицинском конгрессе в Берлине, состоявшемся в 1890, представил доклад об открытии туберкулина – вещества, продуцируемого туберкулезной бациллой. Клинические испытания показали, что туберкулин не обладает терапевтическим эффектом, хотя его можно использовать для диагностики туберкулеза (проба Коха).

В 1891 Кох возглавил основанный им Институт инфекционных болезней в Берлине. В 1896 предпринял поездку в Африку для изучения эпидемии чумы рогатого скота и разработал вакцину против этой болезни, а в 1897 отправился с этой же целью в Индию. В 1903, изучая инфекционные заболевания жителей Африки, обнаружил спирохеты в крови людей, страдающих возвратным тифом, в 1906 установил, что переносчиком возбудителя сонной болезни является муха цеце.

Кох создал многие важнейшие методы исследования: ввел в практику анилиновые красители, предложил использовать в микроскопии иммерсионные системы и конденсор Аббе, разработал метод культивирования микроорганизмов на биологических жидкостях и плотных питательных средах, ввел в практику метод дробных посевов. Умер Кох в Баден-Бадене 27 мая 1910.

43)В 1885 г. Пастер организовал в Париже первую в мире антирабическую станцию. Уже через год число привитых достигло трех тысяч человек из разных стран мира. Вторая антирабическая станция была создана в России И. И. Мечниковым (в Одессе в 1886 г.). Затем бактериологические станции стали организовываться в Петербурге, Москве, Варшаве, Самаре и других городах России.

Следующей славной страницей истории иммунологии стало открытие физиологических механизмов иммунитета. До открытий И. М. Мечникова и П.Эрлиха сущность индивидуальной невосприимчивости организма к инфекционным заболевания была совершенно не понятна.

Илья Ильич Мечников (1845—1916 гг., рис. 185) — выдающийся русский биолог, патолог, иммунолог и бактериолог, создатель фагоцитарной теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии. Изучая процессы внутриклеточного пищеварения, он заметил, что мезодермальные клетки — лейкоциты (а также клетки селезенки и костного мозга), которые он впоследствии назвал фагоцитами (греч. phagocytus; от phagein — есть, поедать и kytos — полость, клетка) обладают способностью собираться вокруг инородных частиц (бактерий в том числе) и поглощать их, выполняя таким образом функцию защиты организма от болезнетворных микроорганизмов. Первый доклад о фагоцитарной теории иммунитета — «О защитных силах организма» И. И. Мечников сделал на VII съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе в 1883 г. Его теория явилась также основой для понимания сущности процесса воспаления.

В 1896 г. И.И.Мечников организовал первую в России (вторую в мире) Пастеровскую станцию по борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями. Работая в Париже (1888—1916 гг.), он создал крупную научную школу российских микробиологов, иммунологов и патологов.

Практически одновременно с Мечниковым, в конце XIX в., немецкий ученый Пауль Эрлих, 1854—1915 гг.) в процессе работы с дифтерийным токсином сформулировал теорию гуморального иммунитета. Согласно этой теории, микробы или токсины содержат структурные единицы — антигены, которые, попадая в организм, через определенное время вызывают образование антител — белков класса глобулинов. Антитела существуют в виде особых химических групп на поверхности клеток; часть их отделяется от поверхности, циркулирует с кровью и, встречаясь с микробами или токсинами, связывает их. Причем антитела способны связывать только те антигены, в ответ на проникновение которых они возникли. Эрлих показал, что существуют два вида иммунитета: пассивный, который достигается введением в организм готовых антител, и активный, когда организм сам вырабатывает антитела в ответ на введение антигенов. Позднее было показано, что иммунная система подавляет также и раковые клетки, которые постоянно появляются в любом здоровом организме. Более того, иммунные реакции возникают и при пересадке органов и тканей, что привело к созданию в наши дни нового важного направления иммунологии — неинфекционной иммунологии.

Бурная полемика и многочисленные исследования, предпринятые после открытий Мечникова и Эрлиха, привели к весьма плодотворным результатам: было установлено, что иммунитет определяется как клеточными (фагоцитоз), так и гуморальными факто­рами. Таким образом, было создано стройное учение об иммунитете, а его авторы И. И. Мечников и П. Эрлих были удостоены Нобелевской премии (1908 г.).

44) Не нашла-(

45)В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора, не было инструментальных или лабораторных методов обследования больного. При постановке диагноза врач исходил из результатов анамнеза (опроса), прощупывания пульса и осмотра больного и его выделений. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки) вплоть до второй половины XIX в. (в то время как первый термометрический прибор уже был изобретен Г. Галилеем в конце XVI в.).

Первый надежный спиртовой (1709), а затем и ртутный (1714) термометр со шкалой от 0 до 600° предожил один из выдающихся ученых своего времени Даниэль Габриэль* Фаренгейт (Fahrenheit, D.G., 1686— 1736), работавший в Голландии. В качестве исходных он использовал три точки отсчета. Первая — 0° определялась в сосуде со смесью льда, воды, солей аммония и морской соли. Вторая— 32°F соответствовала точке таяния льда. Третья — 96 °F являлась нормальной т



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.016 с.)