Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие медицины в Древней Индии↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Медицина Древнего Египта Древнейшим очагом египетской цивилизации была долина нижнего течения реки Нил. Источники медицинских знаний: иерографические надписи на саркофагах, пирамидах, папирусы, названные именами первых владельцев, издателей, месту находки. Древнеегипетская религия существовала на протяжении почти 3,5 тысячелетий. Культ животных занимал значительное место в верованиях египтян. Особо почиталась змея. Особенностью египетской религии является заупокойный культ – верили в загробную жизнь – продолжение земной. Заупокойный культ древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий народов древности. На его основе развивалась мумификация (бальзамирование трупов). Цель бальзамирования – предотвратить гниение, тление тела. Представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования. Познания их о строении человеческого тела были глубокими и сравнимы только с достижениями древних индийцев. В середине II тыс. до н.э. в Древнем Египте описаны крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник. Бальзамирование способствовало развитию химии. Современное слово «химия» произошло от древнего названия Египта – «Кемет» или «Кхемет». Успешно развивалась косметика. Причины болезни. Причины болезни древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты и т.п), так и со сверхъестественными представлениями. Египтяне были убеждены, что все людские недуги происходят от пищи. Вот почему серьезное внимание они уделяли очищению желудочно-кишечного тракта. Большое значение в Древнем Египте придавалось соблюдению гигиенических требований. По свидетельству Геродота: «Египтяне пьют воду только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое. Обрезают себя ради чистоты. Предпочитают быть опрятными, нежели красивыми». Деятельность врачей подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном лечении. Нарушая же их, мог поплатиться жизнью. У врачей Древнего Египта существовала специализация. Издавна существовала профессия врачевателя зубов, которые лечили консервативно. Врачебные школы открылись для посторонних. Принимали в школы и хорошо подготовленных состоятельных иноземцев. Требования к учащимся были очень высокими. За аморальные поступки строго наказывали. Все выпускники школ приносили торжественную клятву, обязуясь бороться за жизнь пациентов.
Контрольные тесты
1.Источник изучения истории медицины в Древнем Египте: А). Поэмы Гомера Б). Египетские медицинские папирусы, В).Аюр – Веды, Г).Канон врачебной науки, Д).Коран. 2Автор проекта ступенчатой пирамиды фараона Джосера: А) Имхотеп, Б) Геродот, В) Страбон, Г) Рамзес, Д)Хуфу. 3. Что является философской основой бальзамирования умерших в Египте: А) Заупокойный культ, Б)Развитие гигиенических традиций, В) Культ природы, Г) Материалистические представления, Д) Все вместе. 4.Выдающийся врач-ученый Древней Индии: А). Сушрута, Б). Парацельс, В). Абу Али ибн Сина, Г). Чарльз.Дарвин, Д).Амбруаз Паре. 5.Для какого государства Древнего мира характерен самый развитый заупокойный культ: А). Древняя Греция, Б).Месопотамия, В).Древний Китай, Г).Древний Египет, Д). Древняя Индия. 4 Название папируса Г. Эберса: А) «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», Б) «Канон врачебной науки», В) «Сборник Гиппократа», Г) «Чарака-самхита», Д) «Сушрута-самхита». 5.Классический аюрведический трактат: А) «Чарака-самхита», Б) Свод законов царя Хамурапи», В) Папирус Эберса, Г) Сборник Гиппократа, Д) Канон врачебной науки. 6.Книга о строении человеческого тела и развитии хирургии в Древней Индии: А) «Смушрута-самхита», Б) Чарака-самхита, В) Свод законов царя Хаммурапи, Г) Папирус Смита, Д)Канон врачебной науки. 7.В каком государстве рабовладельческого периода получило распространение бальзамирование трупов: А). Древняя Индия, Б). Древний Египет, В). Древняя Греция, Г). Древний Китай, Д). Месопотамия. 8. Крупнейший хирург Древнего Китая: А). Хуа То, Б). Аполлон, В). Сушрута, Г). Имхотеп, Д). Ар Рази. 9.Как назывался метод профилактики натуральной оспы, используемый в ряде стран Древнего Востока: А) Вариоляция, Б) Вампиризм, В) Тотемизм, Г)Анимизм, Д)Фетишизм. 10.Памятник права Древней Месопотамии: А) «Смушрута-самхита», Б) Чарака-самхита, В) Свод законов царя Хаммурапи, Г) Папирус Смита, Д)Канон врачебной науки.
Тема 3
Врачевание в странах Древнего Востока (Древней Индии, Древнем Китае). Цели изучения темы
1.Иметь представление о древнейших санитарно-технических сооружениях в Древней Индии. 2.Иметь представление о развитии оперативных методов лечения и врачебной этике в Древней Индии. 3.Знать философские основы китайской традиционной медицины. 4.Иметь представление о методах обследования больного в Древнем Китае. Учение о пульсе. 5.Иметь представление о системе традиционного врачевания “чжень-цзю”, лекарственном врачевании, профилактической направленности китайской медицины. Основная литература 3. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.
Дополнительная литература
Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.
Организация лечебного дела в Греции. В VI- IV вв до н.э. были воздвигнуты первые величественные святилища в честь Асклепия -асклепейоны, которые имели лечебно-санаторный характер. Главные средства лечения: водолечение, массаж, гимнастика, священный сон. Были и частные клиники. В ряде крупных городов Древней Греции работали общественные врачи, которые выполняли противоэпидемические мероприятия. Раненных во время войн лечили светские врачи. Авторитет их был высок.
Медицина эпохи эллинизма. IV в до н.э. с момента воцарения на престол Александра Македонского начинается новая эпоха в истории древности - эпоха эллинизма (древнее название Греции - Эллада). Она заканчивается в середине 1в. н.э.- когда завоевание последнего эллинистического государства Египта завершило создание Великой Римской империи. В эту эпоху происходит великое взаимодействия культур Древней Греции и народов Востока. Самым крупным эллинистическим государством становится царство Птоломеев (эллинистические Египет и Ливия) с его столицей Александрией. Медицина получает значительное развитие и сочетает греческую теорию и практику с опытом и знанием, накопленными в странах Древнего Востока. Особый прогресс наблюдается в анатомии и хирургии. Крупные анатомо-физиологические исследования связаны с деятельностью александрийских врачей- Герофилом и Эразистратом. Герофил- описал основные элементы центральной и периферической нервной систем. Изучал внутренние органы, строение глаз (труд "О глазах"). Эразистрат прославился как блестящий исследователь сердца и его клапанов, описал сердечные и венозные клапаны, изучал строение мозга. Разделил нервы на чувствительные и двигательные. Развитие анатомии способствовало развитию хирургии. Развивается фармакология. Римские завоевания (1-й век до н.э. – 30 г. н.э.) положили конец самостоятельности эллинистических государств. Но эллинистическая культура пережила эллинистические государства и составила существенную часть той основы, на которой успешно развивается мировая культура. Контрольные тесты 1. Выдающийся врач Древней Греции: А). Гиппократ, Б). Авиценна, В).Абу Али ибн Сина, Г). Амбруаз Паре, Д). Гален. 2.Годы жизни Гиппократа: А). 460-377 гг. до н.э., Б). 131-201 г.г. н.э., В). 1020-1110 г.г. н.э., Г).1328- 1399 г.г. н.э., Д).1812- 1904 г.г. н.э. 3.Источник изучения истории медицины в Древней Греции: А). поэмы Гомера, Б). Египетские медицинские папирусы, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи, Д).Канон врачевания Желтого предка. 4.Бог – покровитель врачевания в Древней Греции: А) Эскулап, Б).Асклепий, В). Имхотеп, Г).Ану, Д).Зевс 5.В каком произведении изложена суть учения Гиппократа: А) Поэмы Гомера, Б). Сборник Гиппократа, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи, Д).Канон врачевания Желтого предка. 6. Крупные ученые-экспериментаторы эпохи эллинизма: А) Герофил, Б) Гиппократ, В) Эразистрат, Г) Демокрит, Д)Зевс. 7. Типы темперамента людей по Гиппократу: А) Сангвиники, Б) Холерики, В) Флегматики, Г) Меланхолики, Д) Гипертоники. 8. Основные разделы Сборника Гиппократа: А)“Афоризмы”,Б) “Прогностика”, В)“Эпидемии”, Г) “О воздухах, водах, местностях”, Д) Все вместе. 9. Кто возглавлял археологическую экспедицию, нашедшую древнегреческий город Трою: А) Г. Шлиман, Б) А. Везалий, В) Г. Бургав, Г) А. Паре, Д). Мальпиги. 10.Вклад Гиппократа в медицину: А) Учение об основных видах телосложения и темперамента у людей, Б) Наблюдение у постели больного, В) Лечение переломов и вывихов, Г) Применение обезболивания, Д) Использование повязок при ранениях и травмах. Тема 5 Медицина античного Средиземноморья (Древний Рим). Цели изучения темы
1.Знать основные источники изучения истории медицины в Древнем Риме. 2.Иметь представление о системе подготовки врачевателей в древнем Риме 3.Иметь представление о санитарно-гигиенических сооружениях древнего Рима 4.Иметь представление о развитии военной медицины в древнем Риме 5.Ознакомиться с материалистическим и идеалистическим направлениями учения Галена. Основная литература 1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.
Дополнительная литература
1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.
Основные положения темы
Процесс экономического развития России в ХVIII веке сопровождался подъемом русской культуры, науки и искусства. Лучшие представители философии и естествознания обращались к опыту, к наблюдении над явлениями природы, стремились к практическому применению научных знаний. Острая потребность в большом количестве врачей для нужд военных, служилого дворянства, купечества вызвала необходимость в открытии постоянных сухопутных и морских госпиталей. Первый госпиталь был открыт 21 ноября 1707 года в Москве, за Яузой рекой. Позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге. В подготовке врачебных кадров и развитии медицины в России большую роль сыграли госпитальные школы (1707), открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764). Первая госпитальная школа была открыта при постоянном сухопутном госпитале в Москве (1707). Руководить ею стал голландский врач Николай Бидлоо, ученик Г. Бургава. Такие школы появились и в других госпиталях. Для получения звания лекаря, после прохождения общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская академия или духовное училище), в госпитальной школе необходимо было учиться 5-7, а иногда и 11 лет. В программу преподавания были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Обучение проводилось на практике, в больничных палатах. В каждой госпитальной школе имелся анатомический театр с музеем, библиотека, ботанические огороды. Среди анатомических препаратов встречались и образцы с патологией зубочелюстной системы, а среди инструментов – применяемые для проведения зубоврачебных операций (на голове, губах, деснах, языке). В библиотеках госпиталей были и книги и диссертации по вопросам зубоврачевания. Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали ведущие места в русской медицине, некоторые из них стали преподавателями в госпитальных школах. В 1718 г. Петром I была открыта «инструментальная изба» для изготовления хирургических инструментов. Начало новой эры в развитии науки и общественной мысли России положили открытие в 1725 году Академии наук, а в 1755 году – Московского университета. Возникновение научной системы материалистической философии связано с именем гениального русского ученого М.В. Ломоносова (1711-1765). Развив учение об атомах и их движении, открыв и научно обосновав закон постоянства вещества и движения, М.В. Ломоносов на его основе пришел к глубоким естественнонаучным и философским выводам. Важно для истории медицины письмо, написанное М.В. Ломоносовым в 1761 г. графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа», в котором ученый выступает как государственный деятель, проявляя озабоченность по поводу неблагоприятных показателях здоровья российского населения. Горячим последователем М.В. Ломоносова был Д.С. Самойлович, который опытным путем изучал чуму, пытаясь с помощью микроскопа решить вопрос о возбудителе чумы, устанавливал пути передачи чумного заразного начала, описал клинику болезни, создал систему противоэпидемических мероприятий. Выдающимся врачом ХVIII в. был Семен Герасимович Зыбелин (1735-1802) который много внимания уделял изучению этиологии болезни, наследственной конституции, и ее значению для здоровья людей. Большое значение он придавал вопросам гигиены и патологии детского возраста. Реформы Петра I были направлены на дальнейшее совершенствование управления медицинской помощью и создание материальной базы для медицинских учреждений. Вместо Аптекарского приказа в 1716 г. была создана Медицинская канцелярия, руководить которой стал врач в должности архиятера. В 1763 г. Медицинская канцелярия преобразована в Медицинскую коллегию, которая с 1764 г. получила право присваивать врачам степень доктора медицины. В целом ХУШ век был периодом бурного развития медицинской науки в России. Среди врачей, способствовавших утверждению в медицине последовательных материалистических, естественнонаучных представлений об организме человека, о функциях его органов, сущности патологических процессов, их течении, лечении и исходе, способствовавших борьбе с идеалистическими понятиями в медицине, проникавшими из Западной Европы, были Н.Л. Бидлоо, К.И. Щепин, С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, Н.М. Максимович-Амбодик, А.М. Шумлянский. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ: ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 1. Семен Герасимович Зыбелин (1735-1802) - первый русский профессор медицины. 2. Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) - основоположник отечественного акушерства. 3. Данило Самойлович Самойлович (1744-1806) – основоположник отечественной эпидемиологии
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Семен Герасимович Зыбелин (1735-1802) - первый русский профессор медицины. Литература 1. Зыбелин С.Г. Избранные произведения. -М., 1954; С. 80-96, 143-171, 195-208. 2. Хрестоматия по истории медицины. -М., 1968. С. 19-22. 3. Заблудовский П.Е. Медицина в период дворянской империи (ХVIII в.).-М., 1955. 4. Громбах С.М. Зыбелин в борьбе с эпидемией чумы 1771-1772 г.г. // Советское здравоохранение, -1954, № 2, -С. 33-40. 5. Исаев Г.П. Оригинальное произведение С.Г. Зыбелина // Гигиена и санитария. -1974, №8.
II. Нестор Максимович МАКСИМОВИЧ-АМБОДИК Литература: 1. Хрестоматия по истории медицины. -М.,1968. -С. 19-22, 177-195. 2. БМЭ. 2-е издание, т.1, -897 с. 3. Конюс Э.М. Истоки русской педиатрии. -Л., 1946. –С. 128-148. 4. Прейсман А.Б., Н.М. Максимович-Амбодик // Акушерство и гинекология, 1963. № 4. -С. 137-140.
III Данило Самойлович САМОЙЛОВИЧ (1744-1806) - ОСНОВОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ Литература: 1. Самойлович Д.С. Избранные произведения.-М., 1949 -т. 1; 1952. -т. 2. 2. Хрестоматия но истории медицины. -М., 1968. С. 300-326. 3. Громбах С.М. Русская медицинская литература XVIII века. Изд. АМН CCCP, -M.,1959, C. 138-139. 4. Ревенок К.Д. Значение деятельности Д. Самойловича на Херсонщине // Советское здравоохр. 1975; № 4, С. 73-78. 5. Сигал Б.С. Данило Самойлович - основоположник отечественной эпидемиологии // Врачебное дело. 1956, № 4, С. 363-366.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Общественно-политическое и экономическое положение России в ХУШ веке. 1. Реформы Петра I по организации медицинской помощи населению. 2. Медицинское образование и санитарное просвещение в ХVIII веке. 3. Назвать первые госпитальные школы и медико-хирургические училища. Система подготовки "лекарей" и "полулекарей". 4. Первые высшие медицинские школы (Университет и Академии). Значение их основания для развития отечественной медицинской науки. 5. Структура управления медицинской помощью в России в ХVIII веке. Архиятерство. Медицинская Коллегия. Приказы общественного призрения. 6. Генеральный регламент о госпиталях. Время издания. Основные положения. 7. Организация воспитательных домов и родовспомогательных заведений. Подготовка "повивальных бабок". 8. Роль М.В. Ломоносова в развитии естествознания и медицины. 9. Письмо М.В Ломоносова "О размножении и сохранении российского народа". 10. Роль русских естествоиспытателей ХVIII века в разработке эволюционного учения (К.Ф.Вольф, А.Каверзнев). 11. Н.А. Радилев. Значение его философских трудов для развития отечественной медицины. 12. Основные черты, характеризующие деятельность отечественных врачей ХVIII века. 13. С.Г. Зыбелин - первый русский профессор медицинского факультета Московского университета.
Контрольные тесты
Основная литература 1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. Заведений / 9 –е изд,-2009.- 560 с.
Дополнительная литература 1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Медицина, 2008.- 180 с.
ТЕМА: Медико-биологическое направление нового времени (серединаXVII – начало XX века) Медицина в России в период разложения феодализма и нарастания капиталистических отношений (первая половина XIX века)
В первой половине XIX века достижения научной и практической мысли характеризуются разработкой вопросов охраны здоровья населения: развитием гигиены, предупреждением болезней, борьбой с заразными заболеваниями, совершенствованием методов обучения студентов. Тема 8 Критерии оценок 100-83% - на поставленный вопрос дан правильный ответ и подробные комментарии 82-68% - на вопрос дан правильный ответ с очень небольшими разъяснениями 67-58% - на вопрос дается очень краткий правильный ответ (название учреждения, имя ученого) 56% - ответа нет ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ – см. вопросы ко всем занятиям КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ - см. контрольные тесты ко всем занятиям ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА – см. указанную литературу ко всем занятиям.
Приложение 1 КЛЯТВА ГИППОКРАТА "Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно ток же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому". __________________________________________________________________ Гиппократ. Избранные книги. –М., 1936, С. 87-88.
ПИСЬМО К МОЛОДЕЖИ Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке? Прежде всего последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем попытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего. Никогда не пытаетесь прикрыть недостатки своих знаний хотя бы и самыми смелыми догадками и гипотезами. Как бы ни тешил ваш взор своими переливами этот мыльный пузырь - он неизбежно лопнет, и ничего кроме конфуза у вас не останется. Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накапливай факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши "тэррии" - пустые потуги. Но, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Но превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие. Второе - это скромность. Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажитесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее вы утратите меру объективности. В том коллективе, которым мне приходится руководить, все делает атмосфера, мы все впряжены в одно общее дело, и каждый двигает его по мере своих сил и возможностей. У нас зачастую и не разберешь, что "мое", а что "твое", но от этого наше общее дело только выигрывает. Третье - это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях. Наша Родина открывает большие просторы перед учеными, и нужно отдать должное - науку щедро вводят в жизнь в нашей стране. До последней степени щедро. Что же говорить о положении молодого ученого у нас? Здесь ведь ясно и так. Ему многое дается, но с него много спросится. И для молодежи, как и для нас, вопрос чести - оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша Родина. И.П.Павлов
ОПЫТЫ ВРАЧЕЙ НА СЕБЕ "Во все времена учение рисковали своим здоровьем в поисках истины" (И. И.Мечников) История медицины хранит многие имена врачей-подвижников науки, проводивших с целью научного познания рискованные эксперименты на себе. Их имена и дела достойны долгой, благодарной памяти. Большое место в этом славном списке занимают отечественные врачи, среди которых были крупные ученые. Опыты самозаражения проводились и проводятся и советскими врачами Н.И. Латышевым, Е.Г. Бабановой, Н.И. Бешевой-Струниной, П.П. Поповым, З.В. Ермольевой, А.И. Доброхотовой, А.А. Шаткиным, В.А. Знаменским и др. Близки к опытам самозаражения испытания на себе вакцин. Особенно в период, когда вакцино-профилактика только-только начала свое развитие, и технология приготовления вакцин была несовершенна. Э.Ульман в 1885г. и Н.Ф. Гамалея в 1886г. испытали на себе антирабическую вакцину; В.М. Хавкин в 1892г. - живую холерную, а затем инактивированную противочумную; Д.К. Заболотный, И.Г. Савченко, П.Г. Стасевич, A.M. Леонтович - инактивированную холерную вакцину с последующим приемом культуры холерного вибриона; С.К. Дзержговский в 1902г. и В.П. Болдырев в 1903г. - иммунизирующее действие активного дифтерийного токсина; Г.Н. Габричевский - инактивированную стрептококковую противоскарлатинозную вакцину; Ш. Николь и Н.Ф. Гамалея в 1919г. - вакцину против сыпного тифа. Сообщения об этих опытах не всегда публиковались. Некоторые ученые неоднократно ставили опыты самозаражения различными инфекционными болезнями (И.И. Мечников, О.О. Мочутковский, И.Н. Ашешов, Эузебио Балки). Эти опыты играли неоценимую роль в развитии учения об инфекционных болезнях (холера, сыпной и возвратный тиф, малярия, желтая лихорадка и др.). Были установлены патогенность для человека предполагаемых возбудителей, условия их действия, механизмы заражения, что позволило разработать меру усиленной борьбы с инфекциями. ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
Тема 1. 1-Г; 2- А.Б; 3-Б; 4-Д; 5- Б; 6- Д; 7- А; 8- Д; 9- Д; 10- Д; 11- А; 12 –Б.
Тема 2. 1.- Б; 2 – А; 3 – А; 4 – А; 5 – Г; 6 – а; 7- А; 8- А; 9 –А; 10- В
Тема 3 1-А; 2-А; 3 – А; 4- Б; 5- Б; 6- Г.Д; 7- Б,В,Г; 8- А; 9- Д; 10-А,Б,В.
Тема 4 1- А; 2- Б; 3- А.Б,В.Г; 4-Б;5-Б; 6- Г; 7-Б; 8- А,В; 9- А; 10- А,Б,В, Г,Д.
Тема 5 1- Б; 2-А;3-А.Б; 4-А;5-Д; 6-А; 7-Б; 8-Б; 9-А; 10-А,Б,Г; 11-А.
Тема 6 1-А; 2-Б; 3-А; 4-Б,В; 5- А; 6-В; 7-В; 8-А; 9-А; 10-А.
Тема 7 1-Б; 2-В; 3-А; 4-Б; 5-А; 6-Б; 7-Б; 8-А; 9-Б; 10-Г; 11-А.
Тема 8
1- Б; 2-А; 3-Б; 4- В; 5- А; 6- А,Б; В; 7-В; 8-Б; 9- В;;10- Б.
Тема 9 1-А; 2- А; 3- А; 4- А; 5- А; 6- А; 7- А; 8- В; 9- Б; 10- Б; 11- Б.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1.Введение…………………………………………………………………………
Тема 1. История медицины как наука. Врачевание в первобытном обществе
Тема 2. Врачевание в странах Древнего Востока (Месопотамии, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае)…………………………………………………………………………….
Тема 3.Медицина античного Средиземноморья (Древняя Греция и Древний Рим)……………………………………………………………………………….
Тема 4. Медицина средневекового Востока (V-ХVII в.в.): Византийская империя, арабские халифаты, Средняя Азия, Древнерусское государство, Московское государство……………………………………………………………
Тема 5. Медицина эпохи феодализма в странах Западной Европы: раннее и развитое средневековье (V -XV вв.), эпоха Возрождения (XV – XVII вв.)…………………………………………………………………………………
Тема 6. Медико-биологическое направление нового времени (середина XVII – начало XX века)……………………………………………………………………
Тема 7. Клиническая медицина нового времени и общественное здоровье (середина XVII - начало XX века)……………………………………………….
Тема 8.Медицина новейшего времени: здравоохранение и медицина в России
Тема 9. Медицина новейшего времени: основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения…………………
Медицина Древнего Египта Древнейшим очагом египетской цивилизации была долина нижнего течения реки Нил. Источники медицинских знаний: иерографические надписи на саркофагах, пирамидах, папирусы, названные именами первых владельцев, издателей, месту находки. Древнеегипетская религия существовала на протяжении почти 3,5 тысячелетий. Культ животных занимал значительное место в верованиях египтян. Особо почиталась змея. Особенностью египетской религии является заупокойный культ – верили в загробную жизнь – продолжение земной. Заупокойный культ древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий народов древности. На его основе развивалась мумификация (бальзамирование трупов). Цель бальзамирования – предотвратить гниение, тление тела. Представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования. Познания их о строении человеческого тела были глубокими и сравнимы только с достижениями древних индийцев. В середине II тыс. до н.э. в Древнем Египте описаны крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник. Бальзамирование способствовало развитию химии. Современное слово «химия» произошло от древнего названия Египта – «Кемет» или «Кхемет». Успешно развивалась косметика. Причины болезни. Причины болезни древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты и т.п), так и со сверхъестественными представлениями. Египтяне были убеждены, что все людские недуги происходят от пищи. Вот почему серьезное внимание они уделяли очищению желудочно-кишечного тракта. Большое значение в Древнем Египте придавалось соблюдению гигиенических требований. По свидетельству Геродота: «Египтяне пьют воду только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое. Обрезают себя ради чистоты. Предпочитают быть опрятными, нежели красивыми». Деятельность врачей подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном лечении. Нарушая же их, мог поплатиться жизнью. У врачей Древнего Египта существовала специализация. Издавна существовала профессия врачевателя зубов, которые лечили консервативно. Врачебные школы открылись для посторонних. Принимали в школы и хорошо подготовленных состоятельных иноземцев. Требования к учащимся были очень высокими. За аморальные поступки строго наказывали. Все выпускники школ приносили торжественную клятву, обязуясь бороться за жизнь пациентов.
Контрольные тесты
1.Источник изучения истории медицины в Древнем Египте: А). Поэмы Гомера Б). Египетские медицинские папирусы, В).Аюр – Веды, Г).Канон врачебной науки, Д).Коран. 2Автор проекта ступенчатой пирамиды фараона Джосера: А) Имхотеп, Б) Геродот, В) Страбон, Г) Рамзес, Д)Хуфу. 3. Что является философской основой бальзамирования умерших в Египте: А) Заупокойный культ, Б)Развитие гигиенических традиций, В) Культ природы, Г) Материалистические представления, Д) Все вместе. 4.Выдающийся врач-ученый Древней Индии: А). Сушрута, Б). Парацельс, В). Абу Али ибн Сина, Г). Чарльз.Дарвин, Д).Амбруаз Паре. 5.Для какого государства Древнего мира характерен самый развитый заупокойный культ: А). Древняя Греция, Б).Месопотамия, В).Древний Китай, Г).Древний Египет, Д). Древняя Индия. 4 Название папируса Г. Эберса: А) «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», Б) «Канон врачебной науки», В) «Сборник Гиппократа», Г) «Чарака-самхита», Д) «Сушрута-самхита». 5.Классический аюрведический трактат: А) «Чарака-самхита», Б) Свод законов царя Хамурапи», В) Папирус Эберса, Г) Сборник Гиппократа, Д) Канон врачебной науки. 6.Книга о строении человеческого тела и развитии хирургии в Древней Индии: А) «Смушрута-самхита», Б) Чарака-самхита, В) Свод законов царя Хаммурапи, Г) Папирус Смита, Д)Канон врачебной науки. 7.В каком государстве рабовладельческого периода получило распространение бальзамирование трупов: А). Древняя Индия, Б). Древний Египет, В). Древняя Греция, Г). Древний Китай, Д). Месопотамия. 8. Крупнейший хирург Древнего Китая: А). Хуа То, Б). Аполлон, В). Сушрута, Г). Имхотеп, Д). Ар Рази. 9.Как назывался метод профилактики натуральной оспы, используемый в ряде стран Древнего Востока: А) Вариоляция, Б) Вампиризм, В) Тотемизм, Г)Анимизм, Д)Фетишизм. 10.Памятник права Древней Месопотамии: А) «Смушрута-самхита», Б) Чарака-самхита, В) Свод законов царя Хаммурапи, Г) Папирус Смита, Д)Канон врачебной науки.
Тема 3
Врачевание в странах Древнего Востока (Древней Индии, Древнем Китае). Цели изучения темы
1.Иметь представление о древнейших санитарно-технических сооружениях в Древней Индии. 2.Иметь представление о развитии оперативных методов лечения и врачебной этике в Древней Индии. 3.Знать философские основы китайской традиционной медицины. 4.Иметь представление о методах обследования больного в Древнем Китае. Учение о пульсе. 5.Иметь представление о системе традиционного врачевания “чжень-цзю”, лекарственном врачевании, профилактической направленности китайской медицины. Основная литература 3. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.
Дополнительная литература
Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.
Развитие медицины в Древней Индии Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н.э. Древняя Индия занимала территорию современных: Индии, Пакистана, Бангладеш, Бутана. Слово Индия греческого происхождения, связано с названием реки на северо-западе страны, которую греки называли Индос. Искусство врачевания («Аюр- Веда» - учение о долгой жизни) высоко ценилось в Древней Индии. Памятники аюрведической письменности «Чарака – Самхита», «Сушрута – Самхита» - отразили все основные направления медицины тог
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.013 с.) |