Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация медицинского дела.

Поиск

В Древней Италии до II в н.э. обходились без врачей профессионалов. Лечили дома народными средствами, заклинаниями. Первыми врачами были рабы, из числа военнопленных. Они лечили семью хозяина, его родственников. В конце III - начале II в. до н.э. в столице Римской республики стали появляться свободные врачи. По приказу Юлия Цезаря с 46 г. до н.э. предоставлялось почетное римское гражданство приезжим врачам. Это была государственная регламентация численности врачей.

Рим внес значительный вклад в военную медицину. В конце I- начале II в. во всех подразделениях и во всех родах войск появились врачи-профессионалы. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждый воин имел необходимый перевязочный материал. Были санитарные команды из 8-10 человек, которые оказывали доврачебную помощь на поле боя. После битвы раненых отвозили в специальные лагеря, где устраивались военные лечебные учреждения - валетудинарии. Во время войн врачи получали освобождение от воинской обязанности, что способствовало наплыву иноземных врачей. Существовала врачебная специализация.

Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинской дело в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей – архиатров, которые работали в банях, цирках, театрах. В обязанности врачей входило и преподавание медицины.

Образование в период Ранней Римской империи состояло их трех основных ступеней: начальной, средней и высшей. Первые специальные высшие школы – юридические и медицинские – появились в Римской империи в I- II вв. н.э. Кроме медицинских предметов (анатомии, физиологии, хирургии, акушерства) преподавались грамматика, математика, литература, философия. Практическую медицину изучали у постели больного. Наряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ.

Медицинская наука Виднейшим представителем был Асклепиад (последователь Эпикура, Лукреция). Годы жизни 128 – 60 гг до н.э. Грек по происхождению. Отверг идеалистическое учение: болезнь - кара богов. Считал, что какова причина, таким должно быть и лечение. Предложил девиз: «Лечить безопасно, скоро, приятно».

Античная медицина достигла высшей ступени своего развития в лице выдающегося врача Рима, анатома, физиолога Галена (ок. 130 – ок. 201 г. н.э.). Родился в Пергаме (ныне Турция) в семье известного архитектора. С 28 лет в течении 6 лет работал в школе гладиаторов. Был очень хорошо образован. Оставил около 500 произведений по философии, математике, медицине. Основной труд по медицине – «О назначении частей человеческого тела».

В учении Галена прослеживается 2 линии: материалистическая и идеалистическая.

Изучая анатомию, физиологию (на раненых гладиаторах, животных: свиньях, собаках, иногда - львах и слонах), он предстает как материалист. Описал кости, мышцы, суставы - дал им название. Описал внутренние органы, мозговые оболочки, желудочки мозга, мозжечок; 7 пар из 12 ЧМН, все отделы головного и спинного мозга.

В физиологии применил острый эксперимент. Положил начало учению о физиологии различных систем организма. Изучал двигательную функцию (сгибание, разгибание), дыхательную (роль грудной клетки, легких в дыхании), нервной системы (использование поперечного и продольного сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств).

В фармакология предложил собственный метод приготовления лекарств. Галеновы препараты - естественное сырье, обработанное механическим или физико-химическим способом. Выделял таким образом действующее начало в лекарственном растении. Ввел дозировку с помощью весовых и объемных единиц.

В трудах Галена имеются зачатки учения о кровообращении. Он создал схему движения крови. Центром кровеносной системы считал печень. По его мнению кровь разносится по всему телу и целиком поглощается тканями. В печени немедленно образуется новая порция крови. Перегородку сердца он считал проницаемой для крови, как у новорожденных. Систола, по его мнению, - пассивный процесс, диастола - активный.

На формирование мировоззрения Галена большое влияние оказали учения Платона и Аристотеля о целесообразности всего созданного, о существовании в природе вечного разума. Считал, что всеми процессами управляет душа, которая живет в крови. «Болезнь - разлад тела с душой, выход тела из подчинения души».

Деятельность Галена представляет собой целую эпоху в развитии медицины. Он творчески обобщил и переработал сочинения всех предыдущих поколений врачей. В течении 14 веков его произведения были основным источниками медицинских знаний.

Но галенизм - это одностороннее понимание учения Галена. Церковь "забыла" о выдающихся экспериментальных достижениях Галена в области анатомии и физиологии, а идеализм его был возведен в религиозную догму и стал знамением медицины средневековья. Всякие попытки его критики жестоко пресекались церковью. Опровержение галенизма, потребовало колоссального напряжения и героических усилий многих медиков мира: наиболее выдающиеся место занимает Андрей Везалий. С критикой галенизма выступали Мигель Сервет, Абу Али ибн Сина, Парацельс, Гарвей и другие ученые.

С падением Рима в 476 г. древняя рабовладельческая общественная система Западного Средиземноморья прекратила свое существование. Наступил новый период истории - эпоха феодализма. Достижения древних рабовладельческих цивилизаций Греции и Рима легли в основу последующего развития европейской и других культур мира.

 

Контрольные тесты

 

1.Источники изучения медицины Древнего Рима: А) Поэма Тита Лукреция Кара "О природе вещей", Б) Трактат Авла Корнелия Цельса "О медицине", В) Труд Галена "О назначении частей человеческого тела", Г). Греческие и латинские эпиграммы, Д) Археологические находки. 2. Система для стока нечистот в Древнем Риме: А)санитарно-эпидемиологические станции, Б) водопровод, В) термы, Г) клоаки, Д) прачечные. 3. Крупный ученый Древнего Рима: А)Гиппократ, Б) Пифагор, В)Платон, Г) Цельсий, Д) Асклепиад. 4. Основной труд Галена по медицине: А) «О назначении частей человеческого тела», Б) “Афоризмы”, В) “Прогностика”, Г)“Эпидемии”, Д) “О воздухах, водах, местностях”. 5. В каком государстве периода рабовладения появились военные госпитали: А). Древняя Греция, Б). Древний Рим, В). Древняя Индия, Г). Древний Египет, Д). Древний Китай. 6.Врачи Древнего Рима: А)Гиппократ, Б) Пифагор, В)Платон, Г) Цельс, Д) Гален 7.Санитарно-гигиенические сооружения Древнего Рима: А)санитарно-эпидемиологические станции, Б) водопровод, В) термы, Г) клоаки, Д) прачечные. 8.Римский военный госпиталь: А)валетудинарий, Б)асклепейон, В)термы, Г)изолятор, Д)хоспис. 9.В каком государстве эпохи рабовладения получила развитие военная медицина: А) Древняя Индия, Б) Древняя Греция, В) Древний Китай, Г)Древний Рим, Д)Древний Египет. 10. Гален внес вклад в развитие:А) анатомии, Б) физиологии, В) фармакотерапии, Г) ятрохимии, Д) ятрофизики.

 

Тема 6

 

Медицина раннего (V и Х вв.) и классического (XI – XV вв.) средневековья: Византийская империя, халифаты, Средняя Азия, Древнерусское государство, арабоязычные халифаты, средневековый Восток.

 

Цели изучения темы

 

1. Знать периодизацию и хронологию средних веков

2. Иметь представление о Византийской науке и религии

3. Иметь представление о наиболее распространенных средствах народной медицины в Древнерусском государстве.

4. Иметь представление о роли монастырских больниц в развитии медицины на Руси.

5. Ознакомиться с наиболее крупными открытиями, достижениями арабской алхимии.

6. Иметь представление о развитии больничного дела в арабоязычных халифатах

7. Знать выдающихся врачевателей средневекового Востока, их вклад в развитие медицины.

 

Основная литература

1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.

 

Дополнительная литература

1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.

 

Средние века – время господства феодального строя. В разных странах мира феодальные отношения складывались не одновременно. В Европе началом средневековья считают – 476 г. В странах Востока феодальный строй сложился значительно раньше. В Китае он установился в III в, в странах Закавказья – в IV в; в Византии и государствах Средней Азии – в VIII в. На Руси феодальный строй сформировался в IX в.

Конец эпохи феодализма определяется временем первых буржуазных революций, главное значение среди которых имела английская буржуазная революция 1640 –1649 гг.

Византийская цивилизация – непосредственная преемница греко – римского наследия. В течение 10 веков она была центром блестящей и своеобразной культуры. Предистория ее начинается во время правления императора Константина Великого, перенесшего столицу Великой Римской империи из Рима, который подвергался набегам варварских племен, в древне - греческий городок Византий на берегу Босфора. В 330 г. состоялось торжественное открытие столицы, которая в последствии получила название Константинополь – «град Константина» (ныне Стамбул).

Восточная Римская империя со столицей Константинополь успешно развивалась до VII в. В недрах ее развивался феодализм. В V-VI вв. в ее состав входили Балканы, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, острова Эгейского моря. Константинополь называли царем городов и Римом Востока. До XII в.- это государство Европы с самым высоким уровнем развития культуры, оказывавшее влияние на соседние страны.

Как и в Древнем Риме практиковалось строительство крупных гидротехнических сооружений: 2х и 4х ярусных акведуков. Значительные запасы воды всегда имелись в подземных цистернах города.

Большим достижением византийской культуры было изобретение в IX в. братьями Кириллом и Мефодием славянской письменности-кириллицы.

Христианство в Византии вытеснив языческую религию греков, оказывало значительное влияние и на медицину.

Основой медицинских знаний в Византии оставались сочинения Гиппократа и Галена, которые служили базисом для компиляций. Представления о лечении болезней тесно связывались с зарождающейся алхимией - "священной наукой"; получением философского камня - панацее от всех болезней и средства продления жизни.

Одними из первых христианских врачей бли Козьма и Домиан. Они были преданы мученической смерти и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей.

Одним из выдающихся врачей Византии был Орибасий из Пергама (325-403 гг.). Он, напротив, не принял христианской религии и стремился сохранить наследие древнегреческой языческой цивилизации. В своем энциклопедическом труде, состоящем из 72 книг, он обобщил наследие Гиппократа, Галена, Геродота и других античных авторов. О многих из них мы знаем лишь то, что успел написать Орибасий.

Павел с острова Эгина - самый смелый хирург своего времени, разработанные им операции считались классическими вплоть до XVII в.

Развитие больничного дела тесно связано с христианством. В IV веке в Египте зародилось пустынножительство, основателем первой формы монашества был Антоний Великий, который стал примером для бесчисленных последователей. Трудности жизни заставляли монахов-отшельников объединяться. Первый монастырь был основан в Египте в 320 году бывшим римским солдатом - Пахомием. Монахи занимались суровым физическим трудом, читали, переписывали, писали книги. В трудные годы войн, эпидемий они принимали под свою крышу больных, раненых, стариков, детей. При монастырях появились приюты для увечных и больных - ксенодохии (прообразы монастырских больниц).

В IX веке в Византии развивается высшая школа. Под высшим образованием в Византии понималось овладение философией, в которой выделялись теоретический и практический разделы, причем, медицина причислялась к теоретической дисциплине, поскольку преподавание осуществлялось по книгам.

Религия запрещала пролитие крови и вскрытие трупов. Обучение медицине велось при монастырях и гражданских больницах и носило характер дискуссии. Чтобы поступить в эту школу надо было иметь общее образование - базу для поступления. Преподаванием занималось несколько человек; при этом использовались наглядные пособия, учебники. Имелись библиотеки ¾ книгохранилища.

Аптеки, появившиеся в Византии представляли собой склад лекарств, которые здесь готовились и продавались.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками, а ее территория вошла в состав Османской империи. Но влияние византийской культуры на страны востока и Запада осуществлялось в течение многих столетий. Именно Византия сохранила те античные традиции, преемственность которых в Западной Европе была нарушена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.205.95 (0.009 с.)