Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские основы древнегреческой медицины.

Поиск

Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. Следствием этого было объединение всех знаний о природе в единое русло – натурфилософию. Становление естественнонаучной основы древнегреческой медицины (материалистического направления) происходило в упорной борьбе с религиозно-мифологической идеологией. Яркими представителями первого направления были Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

Суть их учения:

1) Основа всех вещей - первоматерия.

2) Первоматерия никем не создавалась, существует вечно.

3) Движение - свойство материи.

4) Каждая вещь - единство и борьба противоположностей.

Материалистические позиции были у Демокрита, который создал целостную систему античной атомистики.

Выразителями идеалистического направления были представители рабовладельческой аристократии: Пифагор (VI в до н.э.) и Платон (IV в до н.э.)

Согласно учению Пифагора, количество и форма определяют сущность вещей. По Платону – реальный мир – лишь отражение идеального мира идей, признавал существование вечного разума. Между идеальным и материалистическим направлением шла постоянная борьба.

Материалистическая философия - научная основа передовой медици­ны античной Греции, которая получила значительное развитие на о. Кос. и полуострове Книдос. Медицинские школы были семейные: знания передавались от отца к сыну.

Книдская медицинская школа - одна из ведущих в Древней Греции. Уделялось внимание диагностике: частные симптомокомплексы воспри­нимали, как отдельные заболевания. Диагностика не была научно-обоснованной.

Косская медицинская школа Главная медицинская школа Древней Греции, расцвет которой приходится на вторую половину IV в до н.э. и связан с именем Гиппократа (460-377 гг. до н.э.). Сам он себя считал 17-ым потомком Асклепия. Гиппократ - великий реформатор медицины. Свои знания получил в семейной школе, набирался опыта, много путешествуя.

“Гиппократов сборник” составлен после смерти Гиппократа в Александрийской библиотеке. Предполагается, что наиболее выдающиеся разделы сборника: “Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемии”, “О воздухах, водах, местностях”, “О диете при острых болезнях”, “О переломах” принадлежат Гиппократу. Остальные написаны его родственниками.

Суть учения Гиппократа

1. К анализу медицинских явлений приложил достижения современной древнегреческой философии.

2.Рассматривал болезнь не как проявление воли злого духа, а проявление жизни человека (“О воздухах, водах и местностях”). Создал учение о влиянии окружающей среды и образа жизни на здоровье. Выделял общие и индивидуальные причины.

3. Рассматривал организм как единое целое. Болезнь - общий процесс всего организма.

4.Создал гуморальную теорию патогенеза заболеваний - жизнь организма определяется 4 соками-влагами: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Пока жидкости находятся в состоянии равновесия - человек здоров, при нарушении равновесия - развивается болезнь.

5.Положил начало учению об основных типах телосложения у людей. Выделил типы темпераментов: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.

6.Предложил собственный метод – наблюдение "у постели больного" с дальнейшими обобщениями.

7.На основании признаков заболевания устанавливал прогноз и индивидуальное лечение.

8.Считал, что основа терапии - целительные свойства природы. «Природа лечит, врач помогает».

9 Основная заповедь врача - «Не вреди!»

10.Противоположное предлагал лечить противоположным (переполнение врачуется опорожнением, опорожнение переполнением. Труд врачует отдых и наоборот).

11.Широко использовал в лечении народные средства: предложил более 250 видов растительного и 50 видов животного происхождения.

12.При отсутствии педиатрии как науки и отдельной врачебной
специальности, написал труд "О природе ребенка". В работе даются рекомендации по уходу за ребенком и воспитанием.

13. Написал «Клятву» для врачей - в основных чертах она была сформулирована еще до Гиппократа.

Организация лечебного дела в Греции.

В VI- IV вв до н.э. были воздвигнуты первые величественные святилища в честь Асклепия -асклепейоны, которые имели лечебно-санаторный характер. Главные средства лечения: водолечение, массаж, гимнастика, священный сон.

Были и частные клиники. В ряде крупных городов Древней Греции работали общественные врачи, которые выполняли противоэпидемические мероприятия. Раненных во время войн лечили светские врачи. Авторитет их был высок.

 

Медицина эпохи эллинизма.

IV в до н.э. с момента воцарения на престол Александра Македонского начинается новая эпоха в истории древности - эпоха эллинизма (древнее название Греции - Эллада). Она заканчивается в середине 1в. н.э.- когда завоевание последнего эллинистического государства Египта завершило создание Великой Римской империи.

В эту эпоху происходит великое взаимодействия культур Древней Греции и народов Востока. Самым крупным эллинистическим государством становится царство Птоломеев (эллинистические Египет и Ливия) с его столицей Александрией.

Медицина получает значительное развитие и сочетает греческую теорию и практику с опытом и знанием, накопленными в странах Древнего Востока. Особый прогресс наблюдается в анатомии и хирургии.

Крупные анатомо-физиологические исследования связаны с деятельностью александрийских врачей- Герофилом и Эразистратом.

Герофил- описал основные элементы центральной и периферической нервной систем. Изучал внутренние органы, строение глаз (труд "О глазах").

Эразистрат прославился как блестящий исследователь сердца и его клапанов, описал сердечные и венозные клапаны, изучал строение мозга. Разделил нервы на чувствительные и двигательные.

Развитие анатомии способствовало развитию хирургии. Развивается фармакология.

Римские завоевания (1-й век до н.э. – 30 г. н.э.) положили конец самостоятельности эллинистических государств. Но эллинистическая культура пережила эллинистические государства и составила существенную часть той основы, на которой успешно развивается мировая культура.

Контрольные тесты

1. Выдающийся врач Древней Греции: А). Гиппократ, Б). Авиценна, В).Абу Али ибн Сина, Г). Амбруаз Паре, Д). Гален.

2.Годы жизни Гиппократа: А). 460-377 гг. до н.э., Б). 131-201 г.г. н.э., В). 1020-1110 г.г. н.э., Г).1328- 1399 г.г. н.э., Д).1812- 1904 г.г. н.э.

3.Источник изучения истории медицины в Древней Греции: А). поэмы Гомера,

Б). Египетские медицинские папирусы, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи, Д).Канон врачевания Желтого предка.

4.Бог – покровитель врачевания в Древней Греции: А) Эскулап, Б).Асклепий, В). Имхотеп, Г).Ану, Д).Зевс

5.В каком произведении изложена суть учения Гиппократа: А) Поэмы Гомера,

Б). Сборник Гиппократа, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи,

Д).Канон врачевания Желтого предка.

6. Крупные ученые-экспериментаторы эпохи эллинизма: А) Герофил, Б) Гиппократ, В) Эразистрат, Г) Демокрит, Д)Зевс.

7. Типы темперамента людей по Гиппократу: А) Сангвиники, Б) Холерики,

В) Флегматики, Г) Меланхолики, Д) Гипертоники.

8. Основные разделы Сборника Гиппократа: А)“Афоризмы”,Б) “Прогностика”,

В)“Эпидемии”, Г) “О воздухах, водах, местностях”, Д) Все вместе.

9. Кто возглавлял археологическую экспедицию, нашедшую древнегреческий город Трою: А) Г. Шлиман, Б) А. Везалий, В) Г. Бургав, Г) А. Паре, Д). Мальпиги.

10.Вклад Гиппократа в медицину: А) Учение об основных видах телосложения и темперамента у людей, Б) Наблюдение у постели больного, В) Лечение переломов и вывихов, Г) Применение обезболивания, Д) Использование повязок при ранениях и травмах.

Тема 5

Медицина античного Средиземноморья (Древний Рим).

Цели изучения темы

 

1.Знать основные источники изучения истории медицины в Древнем Риме.

2.Иметь представление о системе подготовки врачевателей в древнем Риме

3.Иметь представление о санитарно-гигиенических сооружениях древнего Рима

4.Иметь представление о развитии военной медицины в древнем Риме

5.Ознакомиться с материалистическим и идеалистическим направлениями учения Галена.

Основная литература

1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.008 с.)