Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские основы древнегреческой медицины.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. Следствием этого было объединение всех знаний о природе в единое русло – натурфилософию. Становление естественнонаучной основы древнегреческой медицины (материалистического направления) происходило в упорной борьбе с религиозно-мифологической идеологией. Яркими представителями первого направления были Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Суть их учения: 1) Основа всех вещей - первоматерия. 2) Первоматерия никем не создавалась, существует вечно. 3) Движение - свойство материи. 4) Каждая вещь - единство и борьба противоположностей. Материалистические позиции были у Демокрита, который создал целостную систему античной атомистики. Выразителями идеалистического направления были представители рабовладельческой аристократии: Пифагор (VI в до н.э.) и Платон (IV в до н.э.) Согласно учению Пифагора, количество и форма определяют сущность вещей. По Платону – реальный мир – лишь отражение идеального мира идей, признавал существование вечного разума. Между идеальным и материалистическим направлением шла постоянная борьба. Материалистическая философия - научная основа передовой медицины античной Греции, которая получила значительное развитие на о. Кос. и полуострове Книдос. Медицинские школы были семейные: знания передавались от отца к сыну. Книдская медицинская школа - одна из ведущих в Древней Греции. Уделялось внимание диагностике: частные симптомокомплексы воспринимали, как отдельные заболевания. Диагностика не была научно-обоснованной. Косская медицинская школа Главная медицинская школа Древней Греции, расцвет которой приходится на вторую половину IV в до н.э. и связан с именем Гиппократа (460-377 гг. до н.э.). Сам он себя считал 17-ым потомком Асклепия. Гиппократ - великий реформатор медицины. Свои знания получил в семейной школе, набирался опыта, много путешествуя. “Гиппократов сборник” составлен после смерти Гиппократа в Александрийской библиотеке. Предполагается, что наиболее выдающиеся разделы сборника: “Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемии”, “О воздухах, водах, местностях”, “О диете при острых болезнях”, “О переломах” принадлежат Гиппократу. Остальные написаны его родственниками. Суть учения Гиппократа 1. К анализу медицинских явлений приложил достижения современной древнегреческой философии. 2.Рассматривал болезнь не как проявление воли злого духа, а проявление жизни человека (“О воздухах, водах и местностях”). Создал учение о влиянии окружающей среды и образа жизни на здоровье. Выделял общие и индивидуальные причины. 3. Рассматривал организм как единое целое. Болезнь - общий процесс всего организма. 4.Создал гуморальную теорию патогенеза заболеваний - жизнь организма определяется 4 соками-влагами: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Пока жидкости находятся в состоянии равновесия - человек здоров, при нарушении равновесия - развивается болезнь. 5.Положил начало учению об основных типах телосложения у людей. Выделил типы темпераментов: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики. 6.Предложил собственный метод – наблюдение "у постели больного" с дальнейшими обобщениями. 7.На основании признаков заболевания устанавливал прогноз и индивидуальное лечение. 8.Считал, что основа терапии - целительные свойства природы. «Природа лечит, врач помогает». 9 Основная заповедь врача - «Не вреди!» 10.Противоположное предлагал лечить противоположным (переполнение врачуется опорожнением, опорожнение переполнением. Труд врачует отдых и наоборот). 11.Широко использовал в лечении народные средства: предложил более 250 видов растительного и 50 видов животного происхождения. 12.При отсутствии педиатрии как науки и отдельной врачебной 13. Написал «Клятву» для врачей - в основных чертах она была сформулирована еще до Гиппократа. Организация лечебного дела в Греции. В VI- IV вв до н.э. были воздвигнуты первые величественные святилища в честь Асклепия -асклепейоны, которые имели лечебно-санаторный характер. Главные средства лечения: водолечение, массаж, гимнастика, священный сон. Были и частные клиники. В ряде крупных городов Древней Греции работали общественные врачи, которые выполняли противоэпидемические мероприятия. Раненных во время войн лечили светские врачи. Авторитет их был высок.
Медицина эпохи эллинизма. IV в до н.э. с момента воцарения на престол Александра Македонского начинается новая эпоха в истории древности - эпоха эллинизма (древнее название Греции - Эллада). Она заканчивается в середине 1в. н.э.- когда завоевание последнего эллинистического государства Египта завершило создание Великой Римской империи. В эту эпоху происходит великое взаимодействия культур Древней Греции и народов Востока. Самым крупным эллинистическим государством становится царство Птоломеев (эллинистические Египет и Ливия) с его столицей Александрией. Медицина получает значительное развитие и сочетает греческую теорию и практику с опытом и знанием, накопленными в странах Древнего Востока. Особый прогресс наблюдается в анатомии и хирургии. Крупные анатомо-физиологические исследования связаны с деятельностью александрийских врачей- Герофилом и Эразистратом. Герофил- описал основные элементы центральной и периферической нервной систем. Изучал внутренние органы, строение глаз (труд "О глазах"). Эразистрат прославился как блестящий исследователь сердца и его клапанов, описал сердечные и венозные клапаны, изучал строение мозга. Разделил нервы на чувствительные и двигательные. Развитие анатомии способствовало развитию хирургии. Развивается фармакология. Римские завоевания (1-й век до н.э. – 30 г. н.э.) положили конец самостоятельности эллинистических государств. Но эллинистическая культура пережила эллинистические государства и составила существенную часть той основы, на которой успешно развивается мировая культура. Контрольные тесты 1. Выдающийся врач Древней Греции: А). Гиппократ, Б). Авиценна, В).Абу Али ибн Сина, Г). Амбруаз Паре, Д). Гален. 2.Годы жизни Гиппократа: А). 460-377 гг. до н.э., Б). 131-201 г.г. н.э., В). 1020-1110 г.г. н.э., Г).1328- 1399 г.г. н.э., Д).1812- 1904 г.г. н.э. 3.Источник изучения истории медицины в Древней Греции: А). поэмы Гомера, Б). Египетские медицинские папирусы, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи, Д).Канон врачевания Желтого предка. 4.Бог – покровитель врачевания в Древней Греции: А) Эскулап, Б).Асклепий, В). Имхотеп, Г).Ану, Д).Зевс 5.В каком произведении изложена суть учения Гиппократа: А) Поэмы Гомера, Б). Сборник Гиппократа, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи, Д).Канон врачевания Желтого предка. 6. Крупные ученые-экспериментаторы эпохи эллинизма: А) Герофил, Б) Гиппократ, В) Эразистрат, Г) Демокрит, Д)Зевс. 7. Типы темперамента людей по Гиппократу: А) Сангвиники, Б) Холерики, В) Флегматики, Г) Меланхолики, Д) Гипертоники. 8. Основные разделы Сборника Гиппократа: А)“Афоризмы”,Б) “Прогностика”, В)“Эпидемии”, Г) “О воздухах, водах, местностях”, Д) Все вместе. 9. Кто возглавлял археологическую экспедицию, нашедшую древнегреческий город Трою: А) Г. Шлиман, Б) А. Везалий, В) Г. Бургав, Г) А. Паре, Д). Мальпиги. 10.Вклад Гиппократа в медицину: А) Учение об основных видах телосложения и темперамента у людей, Б) Наблюдение у постели больного, В) Лечение переломов и вывихов, Г) Применение обезболивания, Д) Использование повязок при ранениях и травмах. Тема 5 Медицина античного Средиземноморья (Древний Рим). Цели изучения темы
1.Знать основные источники изучения истории медицины в Древнем Риме. 2.Иметь представление о системе подготовки врачевателей в древнем Риме 3.Иметь представление о санитарно-гигиенических сооружениях древнего Рима 4.Иметь представление о развитии военной медицины в древнем Риме 5.Ознакомиться с материалистическим и идеалистическим направлениями учения Галена. Основная литература 1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.
Дополнительная литература
1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.008 с.) |