Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицина в Московском государстве↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Создание централизованного Московского государства было завершено при Иване III (1462-1505) после победы московских войск на реке Угре (1480), определившей окончательное свержение на Руси монголо-татарского ига. С этого времени начинается возрождение многих сторон внутренней жизни русского общества, русской национальной культуры, а вместе с ним - народной, светской и монастырской медицины. В лечебниках ХV в. значительное место отводилось хирургии. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Больных усыпляли при помощи мака, мандрагоры, вина. Инструменты (ножницы, долота, топоры) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли, тонкими кишками животных. Использовали магнитный железняк для извлечения металлических осколков стрел, славились оригинальные протезы для нижних конечностей. Европа эпохи феодализма - арена опустошительных эпидемий. В летописях эпидемии чумы, дизентерии называются "повальными болезнями", "моровыми поветриями". В ХVI-XVII вв. карантийные меры стали правительственной системой. Сообщения между городами прекращалось. На дорогах устанавливались заставы, через которые никого не разрешалось пропускать, невзирая на чины. Медицина того времени была бессильна против эпидемий и тем большее значение имела система государственных карантийных мероприятий. Первым государственным медицинским учреждением в России стал Аптекарский приказ, основанный в 1620 году. Сначала это было придворное медицинское заведение, потом функциями его стали: приглашение врачей, контроль за их работой, оплатой, снабжение войск медикаментами, организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, сбор и хранение книг, сбор лекарственного сырья. Первая в Московском государстве "царева" аптека была открыта в 1581 году при Иване Грозном. Нижняя (для простого люда) - в 1672 году. Иноземные врачи пользовались значительными привилегиями. Подготовка русских врачей носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил лекарским помощником. Иногда Аптекарский приказ назначал экзамены, после чего русскому лекарю выдавали набор хирургических инструментов. Первая государственная Аптекарская школа на Руси была открыта в 1654 году при Аптекарском приказе на средства государственной казны. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке. Преподавание велось у постели больного. На Руси не было той схоластики, которая господствовала в Западной Европе. Анатомия преподавалась по костям и рисункам, и сокращенному переводному труда Андрея Везалия.
Контрольные тесты
Тема 9
Медицина позднего средневековья (XV – XVII вв.): доколумбовая Америка (майя, ацтеки, инки)
Тема 10 Медико-биологическое направление нового времени (серединаXVII – начало XX века): великие естественно-научные открытия, анатомия, общая патология, микробиология, физиология
Цели изучения темы 1. Знать влияние французского материализма XVIII в. на развитие медицины. 2. Иметь представление о дифференциации медицинских дисциплин в изучаемый период 3. Иметь представление о сути учений Дж. Б. Морганьи, М.Ф.К. Биша, роли И.Ф. Земмельвейса, И.В. Буяльского, Дж. Листера в борьбе с раневой инфекцией, знать значение деятельности Л. Пастера, И.И.Мечникова, Д.И.Ивановского и других ученых для развития микробиологии и вирусологии. И.М. Сеченов, И.П. Павлов – крупнейшие физиологи мира.
Основная литература 1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. Заведений / 9 –е изд,-2009.- 560 с.
Дополнительная литература 1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Медицина, 2008.- 180 с.
Методические указания
Новое время отождествляется с периодом утверждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками 1640-1918 г.г. Капиталистический способ производства ранее всего стал развиваться в странах Западной Европы, где и совершились первые буржуазные революции. В погоне за обогащением буржуазное общество стремилось обеспечить технический прогресс, создавать условия для развития естественных наук. Особое влияние на развитие естественно-научных знаний оказал французский материализм XVIII века. В области медицины большое значение имела деятельность врачей –материалистов: Анри Леруа, Жюльена Ламетри, Пьера Кабавниса. Наибольшее влияние на развитие медицины XIX века оказали 3 великие естественно-научные открытия: 1.закон превращения энергии (М.В.Ломоносов, 1748; Лавуазье, 1773). 2.эволюционная теория английского естествоиспытателя Ч.Дарвина, которую он изложил в книге «О происхождении видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за существование» (1859 г.). 3.теория клеточного строения организма. В основных своих чертах эта теория была сформулирована в трудах немецкого ботаника М.Шлейдена и немецкого врача Т.Шванна (1839).В создание ее большой вклад внесли французский ученый Распайль (1824-1825 гг.), английский ботаник Броун, русский ученый Горянинов (1834г), чешский врач Я.Э. Пуркине (1837), и др. Во 2-й половине 19 столетия формируется новое направление в медицине – патологическая анатомия, основателем которой явился Джованни Батиста Морганьи. Он доказал, что каждая болезнь вызывает определенные изменения в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса. Создал первую научную классификацию болезней. Французский анатом, физиолог и врач Мари Франсуа Ксавье Бища впервые показал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав. Патологический процесс поражает не весь орган, а только отдельные его ткани. Заложил основы гистологии. Развитие патологии в середине 19 века проходило в борьбе 2 направлений: старого, гуморального (humos – влага) и более позднего, солидарного (solidus - плотный). Ведущим представителем гуморального направления был Карл Рокитанский. По его мнению основной причиной болезненных процессов является нарушение состава жидкостей организма. Понимал болезнь как общую реакцию организма. Однако в середине XIX столетия гуморальная теория К. Рокитанского вступила в противоречие с новыми фактическими данными. Принципы морфологического метода в патологии заложил Рудольф Вирхов, который создал теорию целлюлярной (клеточной) патологии. Суть его учения: 1.жизнь организма – сумма жизней автономных клеточных территорий; 2.материальным субстратом болезни является клетка, 3.вся патология – есть патология клетки. В целом его теория – шаг вперед по сравнению с теориями тканевой патологии Биша и гуморальной патологией Рокитанского. Однако она подвергалась критике со стороны многих клиницистов, физиологов, которые отстаивали мнение, что болезнь - патологическое состояние всего организма. Это время экспериментального периода развития физиологии. Успехи достигнуты по изучению отдельных систем и функций организма (Р. Декарт, 1956, Франция), А. Галлер (1708 -1777, Швейцария), Л. Гальвани (1737 - 1798,Италия), Ф. Мажанди (1783 - 1855, Франция), Мюллер (1801 - 1858, Германия), К. Людвиг (1861 - 1895, Германия), Э. Дюбуа - Реймон (1818 - 1896), К. Бернар (1813 - 1878, Франция), Гельмгольц (1821 - 1894, Германия). В развитии нервизма и формировании нейрогенной теории в России большую роль сыграла деятельность Е.О. Мухина, И.Е. Дядьковского, И.М. Сеченова, С.П. Боткина, И.П. Павлова. В это время в мире, в т.ч. России наблюдается становление экспериментальной медицины (Л. Траубе, Германия; С.П. Боткин, Россия; И.П. Павлов, Россия). В развитии микробиологии можно выделить 2 периода: эмпирический и научный. Эмпирический период связан с Эдвардом. Дженнером, который предложил метод вакцинации.14 мая 1796 г. привил 8-летнему мальчику от больной матери вирус коровьей оспы. Явился прародителем новой науки, которую впоследствии назвали иммунологией. Официальным годом рождения иммунологии считается 1881 г., когда Л. Пастер, прочитав свой знаменитый публичный доклад в стенах Французской академии наук, известил об универсальном принципе создания искусственного иммунитета, путем введения ослабленного возбудителя то же самой болезни.. И.И.Мечников – выдающийся русский биолог, патолог, иммунолог, создатель фагоцитарной теории иммунитета. В 1908 г. был удостоен Нобелевской премии вместе с Паулем Эрлихом, который положил начало учению об антителах как факторах гуморального иммунитета. В 1892 г. Дмитрий Иосифович Ивановский открыл вирусы и заложил основы вирусологии. Роберт Кох, лауреат Нобелевской премии 1905 г. предложил метод выращивания чистых бактериальных культур на плотных питательных средах, окончательно установил этиологию сибирской язвы, открыл возбудителей туберкулеза (1882), холеры (1883). Контрольные тесты 1.Один из основных представителей гуморального направления патологической анатомии XIX века А) К. Рокитанский Б) Р. Вирхов В) Н.И.Пирогов Г) В.В.Пашутин Д) Все вышеуказанные 2.Кто создал научную микробио-логию А) А.Левенгук Б). Л.Пастер В) Р.Кох Г) Г.Н.Габричевский Д) все вышеперечисленные 3.Кто открыл витамины А) Н.И.Лунин Б) Л.Пастер В) Г) Дж. Б.Монтано Г) И.И.Мечников Д) Ж.Л.Пти 4. Кто открыл группы крови А) Э. Дженнер Б) Я. Янский В) К. Ландштейнер Г). И.И.Мечников Д) Л.Пастер 5.Основоположник эволюционного учения, автор труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь» А) Ч. Дарвин Б) Г. Мендель В) И.И. Мечников Г) Г.И. Минх Д) М. Буонарроти 6.Кто создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета А) И.М, Сеченов Б) Г.Н. Габричевский В). И.И.Мечников Г) П.Эрлих Д) Л Пастер 7.Кому в 1908 г. была присуждена Нобелевская премия А) И.И. Мечникову Б) П. Эрлиху В) И.И. Мечникову и П.Эрлиху Г) Г.Н. Габричевскому Д) И.М. Сеченову 8.Сформулировал хромосомную теорию наследственности А) Т.Х.Морган Б) Ф.Рюйш В)Ч.Дарвин Г) Ж.Ламарк Д)К.Линней 9.Определил орган как место локализации болезненного процесса А) Дж. Б. Морганьи Б) М.Ф.К. Биша В) К.Рокитанский Г) И.И.Мечников Д)Л.Пастер 10.Создатель целлюлярной патологии А) Р.Вирхов Б) А. И.Полунин В) К.Рокитанский Г) Д. Б. Морганьи Д) Ж.Н.Корвизар ТЕМА: Медико-биологическое направление нового времени (серединаXVII – начало XX века)
Медицина в России в период развитого феодализма (ХVIII век)
Развитие феодального общества в России в XVIII в. вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, ростом товарного производства, дальнейшим укреплением Российского централизованного феодального государства. Прогрессивную роль в развитии производительных сил и национальной культуры в России, в укреплении централизованного феодального государства сыграли реформы, проведенные Петром I, в которых значительное внимание было уделено медицинскому делу. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1. Знать общественно-политическую и экономическую обстановку в России ХVIII века. 2. Иметь представление о естественно-научных материалистических взглядах М.Б. Ломоносова, А.Н. Радищева, Каспара Фридриха Вольфа и Афанасия Каверзнева к их значение для развития отечественного естествознания и медицины. 3. Знать основные черты развития медицинского образования и медицинской науки в России в ХVIII веке. 4. Ознакомиться с биографией и научно-практической деятельностью выдающихся представителей отечественной медицины - С.Г. Зыбелина, Н.М. Максимович-Амбодика, Д.С. Самойловича.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.013 с.) |