Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие медицины в Древнерусском государстве.

Поиск

 

Древнейшее государство восточных славян - Киевская Русь сложилось во второй половине IX века. К этому времени на Руси в основном сформировались феодальные отношения. Древнейшие славянские города Киев, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Новгород стали крупными центрами ремесла и торговли.

Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988 году при князе Владимире (978-1015). Оно содействовало централизации и укреплению государства, сближению его с европейскими христианскими странами (Византией, Болгарией, Чехией, Францией, Англией, Германией, Грузией, Арменией и др.), благотворно отразилось на развитии древнерусской культуры, просвещения, науки.

Истоки культуры киевской Руси связаны с традиционной культурой славянских племен, которая впоследствии была обогащена влиянием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые произведения того времени, которые на русский язык переводили монахи - самые образованные люди того времени.

 

Развитие врачевания.

Народная медицина издавна развивалась на Руси и была неотъемлемой частью языческой культуры русского народа. Опыт русской народной медицины был обобщен в лечебниках и травниках. Широко использовались для лечения цвет липы, кора ясеня, багульник, подорожник, чеснок, лук, мед, сырая печень трески, минералы. Русская паровая баня считалась издавна замечательным средством врачевания. Ее действие основано на обильном потоотделении, способствующем удалению через кожу различных вредных веществ.

Еще во времена Язычества врачевание объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в чудодейственные тайны. Врачеватели-язычники в народе считались посредниками между человеком и таинственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу (или во вред) человеку. В сферу их деятельности входили: общественные магические действия, лекарственное знахарство, гадание о личной судьбе и т.п. За советом и помощью к ним обращались простые люди и великие князья. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. Свои врачебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение от отца к сыну (так называемые "семейные школы").

С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская медицина, а вместе с ней и монастырские больницы. Ранние сведения о них относятся к XI веку. Древнерусские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи.

Наряду с монастырской медициной в Древней Руси сохранялось и народное врачевание по традициям языческих верований. Однако в крещеной Руси "ведовство" и "волхование" были возведены в степень наказуемого антирелигиозного преступления.

И все же врачевание в Древнерусском государстве не было церковной монополией. Уже при князе Ярославе Владимировиче на Руси существовали вольные врачи и вольная врачебная практика, то есть светская медицина. В отличие от бесплатной церковной медицины, она была платной.

По уровню развития санитарного дела Древнерусского государства в Х-ХIV вв. опережало страны Западной Европы. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, начатые в 1932 году и во многом сформировавшие наши представления о русском средневековом городе. Освобожденные от земли целые улицы и площади, покрытые многоярусными (до 30 настилов) деревянными мостовыми, созданными в Х-ХI вв. Найдены в большом количестве предметы гигиенического обихода. Вскрыты гончарные и деревянные водоотводы и водосборники, одни из древнейших в Северной Европе.

За период с XI по XVII вв. в летописях упоминается более чем о 50 эпидемиях. Начинались они, как правило в пограничных городах - Новгороде, Пскове, Смоленске, через которые проезжали иноземные купеческие караваны.

Понимание "прилипчивости" заразы побуждало население к организации мер по ограничению зараженных мест - "запиранию заморных мест" (улиц и домов, где были больные).

Древнерусское государство - Киевская Русь - существовало в течение трех столетий. После смерти последнего великого князя киевского Мстислава Владимировича (1125-1131) - сына Владимира Мономаха - оно распалось на несколько мелких княжеств. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208-1255) - внука Чингиз-хана.

Монголо-татарское нашествие разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней Азии и Закавказья. Непрекращающаяся борьба русского народа заставили завоевателей отказаться от идеи создания на Руси своих органов управления. Русские княжества сохранили свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы.

Светская медицина, зачатки которой появились на Руси в ХI-ХШ вв., угасла. Русская национальная медицина укрылась в монастырях. Одним из ведущих был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году и не подвергавшийся вражескому нашествию. При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется как памятник архитектуры.

 

Медицина в арабоязычных халифатах.

 

Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В VI в. н.э. юго-западная Аравия стала объектом завоевательной политики Византии и Ирана, которые вели борьбу за проходившие там караванные торговые пути между Востоком и Западом.

В VI- VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама.- религии, которая в основных своих чертах сложилась к 622 г. Ее основоположник – Мухаммед из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину, положившую начало исламскому государству. Как государственное образование обширный полиэтнический Халифат оказался непрочным. В IX- XIII вв. он распался на ряд более мелких халифатов и национальных государств.

В завоеванных странах распространялись арабский язык и ислам, во многом определивший дальнейшее развитие философии и других наук в регионе.

Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две сферы: «арабские» (или традиционные, связанные с исламом) и «иноземные» (общие всем народами, всем религиям). Изучение «иноземных» наук диктовалось потребностями развивающегося общества и отражало его интересы.

Арабоязычная медицина сохранила, дополнила и возвратила в Европу все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья. Развивая алхимию, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи.

Выдающимся философом, врачом и химиком был Ар-Рази (Rhazes, 850-923).С его именем связано применение ваты в медицине и изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Ар –Рази составил первый в арабской литературе энциклопе­дический труд по медицине в 25 томах «Всеобъемлющая книга по медицине».

Несмотря на то, что ислам не допускает вскрытия человеческого тела, врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно это проявилось в офтальмологии. Ибн ал-Хайсам, 965-1039 г.г., первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал название его частям. Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз. Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

Сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафис, ок. 1210-1288, на три столетия раньше Мигеля Сервета описал легочное кровообращение.

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз- Захрави (лат. Abulcasis, ок. 936-1013). С его именем связано применение кетгута в абдоминальной хирургии, шов ниткой с двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе. Он был конструктором новых хирургических инструментов, разработал методику местного прижигания при хирургических операциях.

Больничное дело.

Организация больничного дела в халифатах была на высоком уровне. В средневековье выделялись три вида больниц, основанных мусульманами. К первой группе относились крупные больницы для широких слоев населения, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями. Ко второй группе относились небольшие лечебницы, учреждаемые известными врачами и религиозными деятелями, которые их финансировали. Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения, передвигавшиеся вместе с армией и размещавшиеся в палатках, замках и т.д..

В IX –XI вв.одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия – государство Саманидов. Столицей этого государство была Бухара. В 980 г. недалеко от этого города родился великий ученый-энциклопедист – Абу Али ибн Сина. (Avicenna).Важнейший его труд - «Канон медицины», состоит из пяти книг. Первая - посвящена теории медицины, вторая и пятая книги - лекарствоведению, в третьей книге описаны отдельные болезни, четвертая - посвящена хирургии. В «Каноне» обобщен весь опыт древности и раннего средневековья. Используя свои многочисленные наблюдения, автор дал исчерпывающее и оригинальное для своего времени изложение медицинской теории и практики.

В целом средневековая арабоязычная культура оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья.

Контрольные тесты

1. Автор труда «Канон врачебной науки»: А) Авиценна, Б). Гиппократ, В) Асклепиад, Г). Н.И.Пирогов, Д) Л.Пастер.

2. Создатели славянской письменности: А) Козьма и Домиан, Б) Кирилл и Мефодий, В) Павел с о. Эгина, Г) Орибасий из Пергама, Д) Пьер и Мария Кюри.

3. Выдающиеся врачи средневекового арабоязычного мира: А) ал Захрави, Б)Ибн ал-Хайсам, В)Али ибн Иса, Г) ал Рази, Д) Гален.

4.Ученый-энциклопедист Средневекового Востока: А) Гиппократ, Б) Авиценна, В) Гален, Г) Асклепиад, Д) Хуа То.

5. Даты жизни Авиценны: А) 380-299 гг. до н.э., Б) 980-1037 гг., В) 1000-1078 гг., Г) 1540-1611 гг., Д)1828-1905гг..

6.Монастырь – ведущий центр русской национальной медицины XIV в.:

А) Аптекарский Приказ, Б) Кирилло-Белозерский монастырь, Б) Киево-Печерская лавра, В) Церковь Андрея Стратилата, Г) Московский Кремль, Д) Афонский монастырь.

7. Врачи Византии: А) Павел Эгинский, Б) Гален, В) Орибазий, Г) Гиппократ, Д) Агапит.

8. Основные черты медицины Византии: А) Написание энциклопедий, Б) сохранение наследия Древней Греции и Рима, В) наличие библиотек, Г) оспопрививание, Д) развитие военной медицины.

9.Санитарно-технические сооружения Византии: А) Двухъярусный акведук Валента, Б)Цистерна Базилики, В)Четырехъярусный акведук, Г) сточные системы, Д) водопровод.

Тема 7

Медицина раннего (V и Х вв.) и классического (XI – XV вв.) средневековья:

Западная Европа.

Цели изучения темы

 

1.Знать влияние схоластики на развитие медицины.

2.Иметь представление о галенизме в средневековой медицине Европы.

3.Ознакомиться с историей создания первых высших школ в Западной Европе и характером преподавания в них.

4.Иметь представление об эпидемиях повальных болезней в Западной Европе, причинах возникновения и основных концепциях их распространения в средние века.

Основная литература

1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.

 

Дополнительная литература

1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.

 

476 г.- дата крушения эпохи рабовладения в Европе и начало новой эпохи феодальных отношений. В этом году пала Западная Римская империя под натиском варварских племен, которые находились на стадии родоплеменных отношений. Процесс культурного развития у них только начинался, поэтому они не смогли стать полноправными преемниками позднеантичных традиций. Феодальный Запад в целом долгое время отставал от феодального Востока.

Эпоха феодализма существовала примерно 12-13 веков.

Феодальный строй во всех странах Западной Европы прошел 3 стадии:

1.раннее средневековье - 5-6 вв.- 11в.; 2.развитое средневековье-11-15 вв.;

3.разложение феодализма, зарождение капитализма-16-17 вв.

На протяжении раннего и развитого средневековья феодальное общество отличалось абсолютным господством богословия. До середины 11 в. христианская церковь была единой. В 1045 г. она раскололась на западную (католическую) и восточную (православную). После этого они обособились и стали полностью самостоятельными.

Католическую церковь в это время отличали непомерные поборы в пользу церкви, жестокая инквизиция, церковные суды, созданные в 12 в. для борьбы с еретиками, торговля индульгенциями - отпущение грехов за определенную плату.

Основным направлением философии становится схоластика - тип религиозной философии, основанный на церковных догматах. Схоластикой новые открытия отрицались, а люди, высказывавшие новые идеи, объявлялись еретиками.

В области медицины главным авторитетом был Гален. Средневековые схоласты сознательно "забыли" о выдающихся экспериментальных достижениях Галена в области анатомии, физиологии, а его идеалистическое учение было возведено в религиозную догму и стало знаменем схоластической медицины средневековья. Так возник галенизм - одностороннее, искаженное учение Галена.

Большое распространение получили алхимия, астрология, поиски философского камня.

Средние века на Западе и на Востоке характеризуются новым явлением, не известным древнему миру - крупными эпидемиями и пандемиями инфекционных болезней. Эпидемии рассматривались как "божье наказание".

Врачи-последователи Гиппократа, Авиценны объясняли происхождение заразных заболеваний с точки зрения "болезнетворных миазмов". Источник миазмов - болота, трупы больных.

В тоже время города раннего средневековья не имели элементарных санитарно-технических сооружений (канализации, водопроводы). Весь мусор выбрасывался прямо на улицу. Постройки возводились безо всякого плана (в зависимости от вкусов владельцев). Улицы Парижа, Лондона не были замощены: остатки пищи выбрасывались из окон на улицу (вспомните Рим, Новгород - в средневековье).

Задолго до разработки научно обоснованных мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять карантин - на пограничных пунктах 40-дневная изоляция и наблюдение. Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 году.

По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа – до этого больницы в Западной Европе создавались при монастырях.

Слово "госпиталь" происходит от латинского hospes - гостеприимный, по меньшей мере до IX века употреблялось применительно к беднякам и путешественникам - в значении места, где им оказывалось гостеприимство. На современную клиническую больницу с врачами, сиделками, палатами и некоторой специализацией госпиталь начинает походить разве что с XV века, вплоть до позднего средневековья далеко не каждый из них вообще имел какое-либо отношение к медицине.

В средние века в Западной Европе языком науки и образования была латынь. Первые высшие школы появились в Италии. Старейшая среди них - Салернская медицинская школа, основанная в IX веке, которая в 1213 году была преобразована в университет. Затем университеты появились в Болонье, Оксфорде, Кембридже (13 век), Париже, Неаполе, Монпелье (13 век). Число учащихся в каждом из университетов не превышало несколько десятков на всех факультетах. Преподавание носило догматический характер - заучивали наизусть отобранные и отрецензированные церковью произведения Гиппократа, Галена, Авиценны. Средневековая "научная" медицина была обращена лицом к текстам, спиной к больному. Представления студентов об анатомии были поверхностными. Интерес к строению человеческого тела считался греховным. Заниматься анатомией было очень опасно, часто в связи с этой деятельностью возникали судебные процессы.

В большинстве средневековых университетах хирургия не преподавалась. Ею обычно занимались банщики, цирюльники и хирурги, которые не имели университетского образования и не признавались в качестве врачей.

Таким образом, медицина в средневековой Европе развивалась в сложных и неблагоприятных условиях, но в ее недрах зародилась медицина эпохи Возрождения.

Тема 8

 

Медицина позднего средневековья (XV – XVII вв.):

Западная Европа в эпоху Возрождения, Московское государство.

 

Цели изучения темы

1. Иметь представление о развитии естествознания в Западной Европе в эпоху Возрождения. Ознакомиться со становлением анатомии, физиологии как наук. Иметь представление о развитии клинической медицины в эпоху Возрождения. Вклад Амбруаза Паре в развитие хирургии, ортопедии, акушерства. Джироламо Фракасторо и его учение о заразных болезнях. Значение эпохи Возрождения для последующего развития науки.

2. Иметь представление об организации первых аптек и аптекарских огородов в Московском государстве. Создание Аптекарского приказа и зарождение элементов государственной медицины. Борьба с эпидемиями в Московском государстве и санитарные мероприятия в городах. Подготовка российских лекарей.

 

Основная литература

1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. Заведений / 9 –е изд,-2009.- 560 с.

 

Дополнительная литература

1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Медицина, 2008.- 180 с.

 

Позднее средневековье именуется эпохой Возрождения. Главная черта культуры того времени - обращение к наследию античной, главным образом - древнегреческой культуры, в т. ч. и медицины.

В XIV-XV вв. в общественной и культурной жизни Западной Европы и прежде всего Италии, произошли большие перемены. В недрах феодальной общественно-экономической формации зарождался новый капиталистический способ производства. Он требовал нового притока знаний, и ученые обратились к исследованию природы.

Прогрессивными направлениями в естествознании того времени были ятроматематика (греч. mathematike – наука о количественных отношениях) и ятромеханика (греч. mechane – орудие, машина).

Среди выдающихся достижений эпохи Возрождения, имеющих отношение как к физике, так и к медицине – изобретение в конце XVI в. термометра (точнее, воздушного термоскопа). Его автор – итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642), подтвердивший и развивший гелиоцентрическую теорию Н.Коперника (1543). В начале XVII в. в Европе было сделано множество оригинальных термометров.

Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии) в этот период истории оказала деятельность английского философа и политического деятеля Франсиса Бекона (1561-1626). Не будучи врачом, Бекон во многом определил пути дальнейшего развития медицины. Ф.Бекон, в частности, сформулировал три основные цели медицины: первая – сохранение здоровья, вторая – излечение болезней, третья – продление жизни. Основными орудиями познания Ф.Бекон считал чувства, опыт, эксперимент. Прогнозируя развитие науки, Ф.Бекон выдвинул ряд идей, реализацией которых занимались многие последующие поколения ученых. К ним относятся: изучение анатомии не только здорового, но и больного организма; изобретение методов обезболивания; широкое использование при лечении больных людей прежде всего природных факторов и развитие бальнеологии.

Современник Ф.Бекона выдающийся французский ученый Рене Декарт (1596-1650) также знаменует переход к философскому мышлению и естествознанию нового времени. Р.Декарт явился одним из творцов ятрофизики (от греч. iatros – врач и physis - природа) – направления в естествознании и медицине, которое рассматривало жизнедеятельность всего живого с позиции физики. Ятрофизика изучала явления природы в состоянии покоя и отражала метафизическое направление в философии XVII-XVIII в. По сравнению со средневековой схоластикой метафизическое мышление XVII в. было явлением прогрессивным. Декарт считал, что жизненные действия подчиняются механическим законам и имеют природу отражения (названную позднее “рефлекторной”). Все нервы он разделил на те, по которым сигналы поступают в мозг (позднее “центростремительные”), и те, по которым из мозга сигналы движутся к органам (позднее “центробежные”), и, таким образом, в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Он изучал анатомию человеческого глаза и разработал основы теории света.

Леонардо да Винчи – живописец, механик, инженер, математик (1452-1519), явился одним из первых основоположников современной анатомии (в числе первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение).

Андреас Везалий (1514-1564). В 25 лет стал профессором Падуанского университета. Занимаясь анатомией, он правильно описал скелет человека и мышцы, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, описал клапаны сердца. В 1543 г. опубликовал труд «О строении человеческого тела» – открытое выступление против учения Галена. Книга Везалия была встречена насмешками и враждой.

Несмотря на то, что анатомия А. Везалия страдала всеми недостатками естествознания того времени: функции органов он рассматривал с точки зрения механики (суставы, кости – шарниры, рычаги), его труд имел революционное значение и явился мощным стимулом для дальнейшего изучения анатомии и физиологии. Везалий был новатором и в преподавании анатомии, сопровождал лекции демонстрациями на трупах, на натурщиках, разнообразными опытами на живых животных.

Огромный скачок в развитии физиологических знаний был совершен благодаря Уильяму Гарвею (1578-1657), английскому врачу, питомцу Падуанского университета, описавшего кровообращение. Свою книгу «О движении сердца и крови у животных» (De motu cordis et sanguinis in animalibus) Гарвей опубликовал в 1628 году после многолетней работы. С именем Уильяма Гарвея связывают рождение научной нормальной физиологии. Гарвей впервые применил метод расчета к изучению процессов в организме. Он доказал: заключающаяся в организме масса крови должна возвращаться обратно в сердце и не может образовываться в печени и всасываться в тканях; пульсация артерий является следствием сокращения сердца. Он также объяснил истинное значение систолы и диастолы, до того понимавшиеся превратно. Главная заслуге Гарвея – в успешном применении нового метода: эксперимента и математического обоснования.

 

Развитие хирургии.

В средние века в Европе в отличие от стран Востока наблюдалось резкое разграничение между врачами, имевшими университетское образование и занимавшихся лечением внутренних болезней, и хирургами, которые не имели университетского образования и считались ремесленниками.

Как и все средневековые ремесленники, хирурги имели цеховое деление и объем выполняемых ими медицинских вмешательств. Режущий хирург (высшая ступень). Проводил челюстно-лицевые и пластические операции. Странствующий хирург проводил наиболее простые операции «малой хирургии», удаление зубов и даже кастрации. Цирюльник - весьма распространенные в то время кровопускания были по преимуществу его делом, кроме оказания медицинской помощи, он брил и стриг клиентов. Банщик кроме снятия мозолей проводил удаление вросшего ногтя и лечил некоторые кожные заболевания. Шарлатан обычно лечил животных, но брался и за медицинскую помощь, если никого другого рядом не было. Последнюю ступень в этом цехе занимал… палач. Он обязан был знать анатомию, так как ему приходилось пытать людей, а потом готовить их к тому, чтобы они сами всходили на эшафот.

Хирургам запрещалось выписывать рецепты, выполнять врачебные манипуляции. Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания, все операции причиняли жесточайшие мучения, частой была гибель пациентов от сепсиса – не было методов обеззараживания ран. Раневую поверхность прижигали раскаленным железом или заливали кипящей смолой.

Преобразования в хирургии связаны с именем французского хирурга и акушера Амбруаза Паре (1517-1590). Заслуги А.Паре перед хирургией значимы: вместо мучительного лечения ран прижиганием раскаленным железом или заливанием кипящего смолистого раствора, он ввел наложение повязки из чистой ткани; рекомендовал обеспечить покой раны путем отказа от частых перевязок; заменил перекручивание и сдавливание сосудов перевязкой (лигатурой); улучшил методы ампутации – первый показал, что ампутировать надо в здоровых тканях и сохранять как можно большую часть конечности; предложил и описал много ортопедических приборов; первый описал перелом шейки бедра; внес вклад в акушерство, восстановив забытый древнеиндийский способ – поворот плода на ножку.

Не меньшую перестройку, чем хирургия, претерпела и клиника внутренних болезней. Прежде всего, на смену выучивания наизусть древних медицинских текстов пришли поиски «природы болезней». Это сказалось в тщательном наблюдении за больными, собирании и систематизировании симптомов болезни, установлении последовательности их развития. Это было по существу началом клинической медицины.

Выразителем этого движения явился падуанский ученый Джованни Батиста Монтано (1489-1552). «Источник медицинской науки – только у постели больного», «учить можно не иначе, как посещая больного» – таковы основные положения Монтано.

Особенно большое развитие клинический метод получил в Лейдене, Амстердаме и других научных центрах Нидерландов. Виднейшим врачом-клиницистом был Герман Бургаав (1668-1738), профессор Лейденского университета. Ему принадлежит определение клинической медицины в его сочинении «Введение в клиническую практику», «…клинической называется медицина, которая: наблюдает больных у их ложа там же изучает подлежащие применению средства; применяет эти средства.

Главной заслугой Бургаава является его педагогическая деятельность и создание научной школы. Его заслужено называли «всей Европы учитель». Нововведением в клинике Бургаава было применение термометрирования больных, с использованием термометра Фаренгейта.

Ярким противником галенизма и схоластики был Парацельс (1493-1541) – выдающийся немецкий врач. Парацельс оставил значительное количество сочинений по политическим, религиозным вопросам и медицине. Совершающиеся в организме процессы он считал химическими и химию рассматривал как основную область знаний ученого-врача. В лекарствоведении Парацельс развил учение о дозировке. Ввел в лечебную практику много химических веществ: ртуть и серу при сифилисе; свинец, сурьму, олово, медь, мышьяк. Уделял много внимания в своей деятельности развитию врачебной этики. «Сила врача в его сердце, - работа его должна освещаться естественным светом и опытностью; величайшая основа лекарства – любовь».

Поскольку в средние века и позднее были широко распространены эпидемии, то преобладающее место в медицинской литературе занимали описания заразных болезней и мероприятий против них (эпидемиография). Большую роль в выяснении природы заразных заболеваний и их систематизации сыграли труды падуанского профессора Джироламо Фракасторо (1478-1553) «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546), «О сифилисе или французской болезни». По Фракасторо «Зараза – это поражение, переходящее от одного к другому». Фракасторо передачу заразы приписывал не особым таинственным нематериальным свойствам, а наоборот, материальному началу. «Источник заразы телесен» – специфичен для разных инфекций». Фракасторо систематизировал пути передачи инфекции: непосредственным контактом; через окружающие предметы (постель, одежда, вещи, которые соприкасались с больным); на расстоянии.

Таким образом, эпоха Возрождения была эпохой революционных преобразований, и наука неуклонно продолжала развиваться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.012 с.)