Вопрос 1 – История медицины, как наука и предмет преподавания. Источники изучения истории медицины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1 – История медицины, как наука и предмет преподавания. Источники изучения истории медицины.



Вопрос 1 – История медицины, как наука и предмет преподавания. Источники изучения истории медицины.

История медицины изучает закономерности развития и историю врачевания и медицины, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечеств (с древних времен до современности) в неразрывной связи с историй, философией, достижениями естествознания и культуры. Являясь составной частью всемирной истории и культуры, история медицины отражает развитие логии научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицинской науки и практики здравоохранения. Как учебная дисциплина – самостоятельный предмет, который изучается на кафедрах истории медицины в вузах в нашей стране и за рубежом. Ее преподавание позволяет обогатить духовный мир студентов, познакомить их с историей будущей профессией. Курс истории раскрываете общие закономерности всемирно – исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, выявляет достижение каждой новой эпохи в области медицины в контексте духовной культуры человека, показывает взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в разных регионах земного шара, знакомит студентов с историей и основными положениями врачебной этики в различных странах мира.

Вопрос 2 – Врачевание в первобытном обществе. Виды медицинской деятельности и первые врачебные средства.

История человечества начинается с появления человека на Земле. Выделяют две эры: бесписьменную (первобытную и доклассовую) и письменную (с 4 – го тысячелетия до н.э.). В истории первобытной эры выделяют три эпохи:

1. становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада:

2. зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины;

3. разложение первобытного общества: эпоха классообразования.

Соответственно этим этапам первобытной истории условно определяют три периода в развитии первобытного врачевания:

1. врачевание эпохи праобщины (самый длительный), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного, минерального происхождения).

2. Врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленной применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике.

3. Врачевание эпохи классообразования, когда шло становления культовой практики врачевания (зародившееся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания (коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей – профессионалов).

Археологические и палеонтологические исследования палеолитических пещерных стоянок Шанидара, предоставили первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Анализ многочисленных проб почвы из захоронения мужчины показали, что он погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов: тысячелистник, золототысячник, крестовник, эфедра, алтей из семейства мальвовых, растения рода мускару из семейства лилейных и др. В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались потому что, этого требовала забота о детях и других членах общества. Мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами. Врачевание развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с фантастическими представлениями окружающей среды. Результатом рационального мировоззрения были положительные знания и приемы врачевания. Аборигены Австралии, широко используя флору и фауну, применяли для лечения пищевых расстройств эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины. Аборигены Австралии и Америки использовали физические методы: паровая «баня» при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника. Первобытные люди владели приемами оперативного лечения: обрабатывали раны средствами, приготовленными из растений, минералов, частей животных; накладывали шины при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускание, применяя в качестве игл изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючек и шипы растений. В Новой Гвинеи аборигены вскрывали вены при помощи мелких стрел.

Первые религиозные представления:

Тотемизм – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенном видом животного или растения.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

Анимизм – вера в души, духов и всеобщие одухотворение природы.

Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события, явления природы.

Среди разновидностей магии была и лечебная магия - врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала она не составляла секрета, любой мог свершать ритуалы. Со временем развития верование и усложнение ритуалов потребовали определенной специализации. Круг лиц сужался: выполняли старейшины и наиболее умелые. Аборигены высасывали дух болезни при помощи полого рога буйвола. У многих народов больного кормили горькой пищей. Так стало шаманство. К ритуальны обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относиться и трепанация черепа. Ее стал производить Homo sapiens.

Врачевание в период разложения первобытного общества:

В этот период в области врачевания закреплялись и развивались навыки и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты из металла (меди, бронзы, железа) для врачевания, развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время участившихся войн. К оперативным методам: ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, кесарево сечение.

Вопрос 3 – Представление о здоровье и болезнях людей в первобытном обществе. Общие черты медицины доклассового общества.

До возникновения палеопатологии, бытовало мнение, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали позже как результат цивилизации. Некоторые болезни, такие как силикоз или лучевая болезнь, безусловно, являются продуктом ноосферы и связаны с деятельностью человеческого разума. Но это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболевших. Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка – духа болезни.

Вопрос 12 - Асклепий как представитель древнегреческой медицины, метод и средства врачевания.

Культ бога-целителя Асклепия появился в Древней Элладе. Прообраз реально существовавший легендарный врачеватель Троянской войны. Асклепий почитался как сын Аполлона- бога солнечного света, музыки.асклепий был рожден кесаревым сечением, проищвел его отец Аполлон, вырвавши его из чрева умирающей матери Корониды-дочери огненного титана Флегия. Искусству обучался у мудрого кентавра Хориона. Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя острова. Дети: махаон-заменитый военный хирург, Подалирий- прославившийся врачеванием внутренних болещщней, Гигиея-богиня здоровья, Панакея- покровительница лекарственного врачевания.

 

Вопросы стоматологии в «Каноне врачебной этике» Авиценны.

В каноне представлены обширные знания о прорезывании зубов, их росте, и строении в различном возрасте, описаны многочисленные симптомы заболеваний зубов и полости рта, известные в то время методы их лечения. Он локализовал причину зубной боли «в нерве, находящемся в корне зуба»: «..знай, что зубы принадлежат к числу костей обладающих чувствительность, ибо к ним идут из мозга мягкие нервы. Когда они болят, то ощущается возникающее в них биение и подергивание». Авиценна в своем каноне писал, что источником зловония являются либо десны и язык вследствие возникающего загнивания и рыхлости, оболочка рта вследствие ее дурной натуры, изменяющейся жидкости. Он также рекомендовал дифференцировать первопричину запаха, а если такова исходит из слизистой полости рта, то наряду с медикаментозным лечением чистить язык и слизистую кипарисовыми шишками, использовать зубочистки и скребки из горьких, отрывающих соки дерева, Он сравнительно описал подробно болезни пародонта и рекомендовал способы укрепления подвижных зубов. При заболеваниях десен он предлагал использование лекарственные травы, фрукты

Вопрос 36

Б. Рамаццини - итальянский врач, основоположник профессиональной патологии и гигиены труда как отрасли медицины. Будучи городским врачом в разных районах италии, а затем профессором университетов в Модене и Падуе, он не погнушался посетить самые неприглядные мастерские и изучить тайны механических ремесел. «в разных местностях существуют разные ремесла и что в связи с ними могут возникнуть разные болезни.» свои многолетние исследования Рамаццини обобщил в классическом трактате «о болезнях ремесленников», который был переведен на многие европейские языки и переиздан свыше 25 раз. В нем описаны условия труда и заболевание работников более чем 60 профессий. Рамаццини анализировал причины возникновения заболеваний, предлагал возможные методы их лечения и предупреждения и настаивал на улучшении условий труда мануфактурных рабочих. Эта работа дала материалы и стимул для изучения промышленной патологии.

 

Вопрос 38

Г. Бурхааве (бургав) – врач, химик и ботаник, профессор возглавлявший кафедры медицины и ботаники, химии и практической медицины, основоположний клинической медицины. Отдавая приоритет лечебной практике он утверждал что клинической называется медицина которая наблюдает больных у их ложа; там же изучает подлежащие применению средства. Следовательно надо посетить и видеть больного. Тщательное обследование больного Бургав сочетал с физическим обоснованием диагноза и анатомическими исследованиями. Он первым применил в клинической практике усовершенствованный термометр Фаренгейта, использовал лупу для обследования больного, вел подробные записи историй болезней.клиническая школа Бурхааве съиграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины.

 

Вопрос 39

Джованни батиста Морганьи – ученик профессора анатомии и хирургии Болонского Университета Антонио Вальсальвы, стал доктором медицины в 19 лет. В 24 года возглавил кафедру анатомии Болонского университета, а через 5 лет кафедру практической медицины Падуанского университета. Производя вскрытия умерших, морганьи сопостовлял обнаруженные им изменения пораженных органов с симптомами заболеваний, которые он наблюдал при жизни больного как практикующий врач. Обобщив собранный материал(700 вскрытий) и труды предшественников, морганьи опубликовал классическое 6-ти томное исследование «о местонахождениях и причинах болезней, открытых посредствои рассечения» Морганьи показал, что каждая болезнь вызывает определнные изменения в конкретном органе и определил орган как место локализации болезненного процесса. Сблизив анатомию с классической медициной, морганьи создал первую научно0обоснованную классификацию болезней. Т. О он положил начало новому клинико-анатомическому направлению в медицине.

Вопрос 40

Л. Ауэнбруггер – венский врач, который впервые предложил метод перкуссии. в течение 7 лет он тщательно изучал звуки, издаваемые при простукивании грудной клетки в здоровом и больном организме. Свои клинические наблюдения он систематически сопостовлял с данными патологоанатомических вскрытий и в 1761 году изложил результаты своих исследований на 95 страницах его сочинения «новое открытие позволяющее на основании данных выстукивания грудной клетки человека, как признака обнаружить скрытые в глубине грудные болезни».

Р. Лаэннек – будучи студентом парижского университета, начал работу по изучению чахотки. Патологоанатомические вскрытия умерших от этой болезни выявляли в различных органах специфические образования, которые лаэннек назвал туберкулами. Они возникали и развивались без внешних признаков, а когда симптомы болезни проявлялись, то спасти больного было уже невозможно. Выслушивание ухом приложенным к грудной клетки не давало ощутимых результатов. В 1816 году лаэннек увидел решение проблемы. Первые стетоскопы он клеил из плотной бумаги, затем стал вытачивать их из дерева разных пород. Р. Лаэннек изучил клинику и патоморфологиюпортального цирроза печени, установил специфичность туберкулезного процесса, изучил клиническую картину и диагностику заболеваний легких.

 

Вопрос 41

К. Рокитанский – венский потолог. Его трех томное «руководство патологической анатомии» составленное на основе более чем 20 тысяч вскрытий с применением макро и микроскопических методов исследования. Основной причиной болезненных изменений Рокитанский считал нарушение состава жидкостей организма. В то же время местный патологический процесс он рассматривал как проявление общего заболевания. Понимание болезни как общей реакции организма было положительной стороной его концепции.в серидине 19в. Гуморальная патология Рокитанского вступила в противоречие с новыми фактическими данными(применение микроскопа резко расширило возможности морфологического анализа в норме и патологии.

 

 

Вопрос 42

Р. Вирхов – немецкий врач, потолог общественный деятель. Руководствуясь теорией клеточного строения, он впервые применил ее при изучении больного организма и создал теорию целлюлярно патологии. По вирхову, жизнь целого организма есть сумма жизней автономных клеточных территорий, материальным субстратом болезни является клетка, вся патология- есть патология клетки. Теория целлюлярной патологии была шагом вперед по сравнению с теорией тканевой патологии биша и гуморальной патологией Рокитанского. Она быстро получила всеобщее признание и оказала положительное влияние на последующие развитие медицины.

 

 

Вопрос 43

Л. Пастер – французский ученый, химик и микробиолог, основоположник научной микробиологии и иммунологии. Основные открытия: ферментативная природа молочнокислого(1857) спиртового(1860) и масляно-кислого(1861) брожения, изучения болезней вина и пива (с1857), опровержение гипотезы самозарождения(1860), исследование болезней шелковичных червей (1865), основы представлений об искусственном иммунитете (на примере куриной холеры,1880), создание вакцины против сибирской язвы(1881), путем искусственного применения вирулентности микроорганизмов, создание антирабической(бешенство) вакцины (1885).

Р. Кох – немецкий ученый, один из основоположников бактериологии.Изучая специфические возбудители различных болезней, Кох создал лабораторную, бактериологическую и определил стратегию исследований. Он разработал плотные питательные среды для выращивания чистых бактериальных культур и сформулировал критерии взаимосвязи между возбудителем и инфекционным заболеванием. окончательно установил этиологию сибирской язвы(1876), открыл возбудители туберкулеза(1882) и холеры(1883). Исследовал чуму и малярию, трахому, тропическую дизентерию, возвратный тиф. Изучая туберкулез он получил туберкулин, глицериновый экстракт чистой культуры микробактерий туберкулеза, который оказался ценным диагностическим средством

 

Вопрос 44

Достижения и направления развития гигиены в россии 19 века:

1) А.П. Доброславин - первый отечественный профессор гигиены. Докторская дисенртация «материалы для физиологии метаморфоза»(обмена вещ-в), начал читать курс гигиены в петербургской медико-хирургической академии и создал первую в нашей стране кафедру гигиены, была создана эксперементальная гигиеническая лабаратория, он является автором первых в россии учебников по гигиене. Его научные труды посвящены изучению обмена вещ-в, гигиене питания и военной гигиене. По его инициативе было создано «русское общество охранения народного здравия» и гигиенический журнал «здоровье»

2) Ф.Ф. Эрисман – выдающийся российский гигиенист, один из основоположников научной гигиены в России. Он уделял большое внимание школьной гигиене и гигиене жилища, боролся за усовершенствование канализации, первый кто опубликовал материалы о антисанитарном состоянии подвальных жилищ и ночлежек. Создал первое в нашей стране руководство по гигиене(1872-1877), осуществил первое в мире комплексное социально-гигиеническое исследование условий жизни промышл. Пролетариата в московской губернии. Создание большой школы российских гигиенистов

3) Г.В. Хлопин- профессор, создал научную гигиеническую школу и внес ощутимый вклад в развитие токсикологии, школьной, общественной и коммунальной гигиены.

 

Вопрос 45

1) народная медицина: врачеванием занимались ведуны, ведьмы, кудесники, чаровницы. В народе они считались посредниками между человеком и силами природы. В сферу их деятельности входили: магические действия, лекарское знахарство. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. Их труд оплачивался. Свои врачебные секреды они передавали из поколения в поколение через отца к сыну (семейные школы). В лечебной практике использовали средства растительного, животного и минерального происхождения. Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в травниках и лечебниках.

2) монастырская медицина – а вместе с ними и монастырские больницы стали развиваться на руси после принятия христианства. Болезнь принималась как наказание, или результат вселения бесов. Исцеление- духовное прощение. Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи, дополняли ихв монастырях лечили раненых, больных заразными, нервными и психическими заболеваниями, тяжелобольных (нередко постригали в монахи).

3) светская медицина: в основе опыт народного врачевания

4) санитарное дело: в древней руси присутствовали водопроводы и водосборники. Сообщается о существовании больниц, неотъемлемой частью медико-санитарного быта была баня(использоваласть так же как место где принимали роды, вправляли вывихи, делали кровопускания, массаж, лечили простуду, болезни суставов и т.д) во время эпидемий проводились меры по ограницению заморных мест, организовывали заставы и засеки.

 

Вопрос 46

Специальных медицинских книг от Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно. Об этом говорят общий уровень культуры Киевской Руси и наличие биологических и медицинских вопросов в дошедших до нас от Киевской Руси книгах общего содержания. В Шестодневе, например, содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»). Внучка Владимира Мономаха Евпрак-сия-Зоя, вышедшая замуж за 'византийского императора, оставила в XII веке сочинение «Мази», в котором отразила медицинский опыт своей родины. В письменных источниках времени Киевской Руси видно знакомство с применением растительных лекарств и их действием на организм. Многие древние рукописи содержат миниатюрные рисунки, которые образно названы историком «окна, через которые можно видеть исчезнувший мир Древней Руси». На миниатюрах изображено, как лечили больных, оказывали помощь раненым, как были устроены больницы при монастырях, приведены рисунки лекарственных трав, медицинских инструментов, протезов. Начиная с XI века в миниатюрах получили отражение общественная, пищевая и личная гигиена, а также санитария русского народа.

Введение христианства оказало влияние на развитие древнерусской медицины. Заимствованная из Византии православная религия перенесла в Киевскую Русь установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением. «Устав великого князя Владимира Святославича» (конец X или начало XI века) указал на врача, его выделенное и узаконенное положение в обществе, относя лечца в «люди церковные, богадельный». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. Кодификация эта знаменательна: она придавала авторитет лечцам и обеспечивала духовенству надзор за ними. Медицинское право утверждалось за определенными лицами и учреждениями.

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы.

С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безвозмездно врачевание»). Больницы при монастырях предназначались для обслуживания не только монастырского, но и окрестного населения. Монастыри пытались сосредоточить врачевание в своих руках, объявляли гонение на народную медицину. но не смогла победить народной медицины.

 

Вопрос 47

В обширном Киевском государстве наряду с культурой продолжала развиваться медицина. Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь.В связи с развитием ремесла в Киевской Руси X—XIII веков получила дальнейшее развитие народная медицина. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием занимались светские люди — мужчины и женщины, а также духовенство (главным образом монахи в монастырях после принятия христианства). Врачевание считалось почетным занятием. Носителями медицинских знаний явились народные врачи ремесленники. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входящих в состав обширного русского государства. Практика врачей-ремесленников оплачивалась и потому была доступна лишь имущим слоям населения.Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства в основном были растительного происхождения

 

Вопрос 48

Образование московского государства: после изгнания золотой орды и обьединения русских земель вокруг москвы во времена княжения ивана 3 великое московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы.

Аптекарский приказ: в период между 1581 и 1620 г на территории кремля был организован аптекарский приказ, первоначально он был задуман как придворное учреждение по управлению государевым врачебным и аптекарским делом и вплоть до 18 столетия назывался «ближний государев аптекарский приказ» со временем его функции значительно расширились.

Первая лекарская школа: была открыта в аптекарском приказе в 1654, во время войны с польшей. ченики собирали травы,, работали в аптеке и в полку, изучали латинский язык, фармацию, диагностику болезней и способы их лечения. Обучение длялось от 4-6 лет. Обучение было наглядным и велось у постели больного. Анатомию изучали по костным препаратам и анатомическим рисункам. Учебных пособий не было, их заменяли травники и лечебники, а также истории болезней. Функции аптекарского приказа: руководство аптеками, аптекарскими огородами, сбором лекарственного сырья,приглашение на службу ко двору врачей, проверка их документов об образовании, проведение экзаменов врачам и аптекарям, прибывшим в россию, контроль за их работой и оплатой, подготовка и распределение врачей по должностям, проверка историй болезней, подбор лекарей в стрелецкие полки и снабжение войск медикаментами, организация некоторых карантинных мер, суд-мед освидетельствование, собирание и хранение травников, лечебников и др мед книг, подготовка российских лекарей, заготовка и продажа водки, вина, пива и меда(основной источник финансирования)

 

Вопрос 49

Торговые ворота страны часто открывали путь страшным эпидемиям. В нашей стране такими воротами были псков и нговгород. Частые эпидемии повальных болезней привели к введению предохранительных мер на руси: 1)сначала это выражалось в изоляции больных и оцепление неблагополучных мест, умерших погребали там же где он умер, общение с зачумленными домами прекращалось2) когда эпидемия охватывала весь город, на дорогах организовывали заставы, в лесах устраивали завалы 3) для уничтожения заразы в домах применяли вымораживание, сжигание, окуривание дымом, проветривание, мытье. 4) умирающих стали хоронить за чертой города 5) во время мора прекращался ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Это приводило к неурожаям и голоду, которых шел вслед за эпидемиями, появлялась цинда и др болезни, которые несли новую волну смертей

 

Вопрос 50

Народная медицина:Значительное место в лечебниках этого времени отводилось хирургии. Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инстременты проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли или нитями из кишок животных

Светская медицина: оказывали врачебную помощь на дому или в русской бане. Стационарной помощи практически не сужествовало. При монастырях продолжали строить больницы. В 17в на руси впервые были созданы гражданские больницы, предназначенные как для лечения больных так и для обучения лекарскому делу. Иноземные доктора пользовались уважением и почетом. 15-17 века на руси были временем становления аптек и аптечного дела, создания первых больниц в городах, начало подготовки врачей из россиян, зарождение гос организации мед. Дела

 

Вопрос 51

Реформы петра1

1) учредил в Москве курс лекций для бояр по анатомии с демонстрациями на трупах.

2) 1707-основаниев Москве при генеральном госпитале первой в России госпитальной школы

3) до Петра 1 в России не существовало ни одного высшего мед. Учебного заведения

4) воинский указ (1716) – определил число докторов, полевых лекарей, цирюлников и полевых аптекарей в различных подразделениях действующей армии

5)1722- указ о госпиталях, положил начало развитию анатомических секций умерших и судебным вскрытиям

6) 1724 г – учреждение Академии наук в питербурге, по указу петра

7)В 1718 г. открыты сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 8) 1720 г.— адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.

9) В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адмиралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы работы в морских госпиталях. 10) В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях».

 

Вопрос 52

Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Петр понимал, что здравоохранение в России находится на очень низкой ступени развития (высокая детская смертность, эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он начал строительство морских и сухопутных госпиталей, а при них – госпитальных школ, где обучали лекарей. первый госпиталь был открыт в Москве в 1707 г. Это был сухопутный госпиталь, также при нем была открыта госпитальная школа, которая была рассчитана на 50 учащихся. Далее госпитали и госпитальные школы при них открывались в Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве, Екатеринбурге и т. д. В госпитальных школах был достаточно высокий уровень преподавания, высокое качество учебных программ. Такой системы в медицинском образовании не было ни в одной стране Европы. В госпиталях специально оборудовались комнаты для клинических занятий, преподавания анатомии, основ акушерства. Преподавание анатомии обязательно включало в себя вскрытия. Деятельность госпитальных школ подчинялась общим правилам и указаниям(«Генеральный регламент о госпиталях»). В финале обучения в госпитальной школе учащиеся сдавали экзамен, который включал в себя теоретические знания, клинические знания, а также то, что сегодня называется практическими навыками. В госпиталях были организованы медицинские библиотеки.В госпиталях было обязательно патолого-анатомическое исследование – вскрытие трупов.В 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища. Эти училища открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий.

 

Вопрос 53

В XVIII веке в России особо выявилась потребность в большем число врачей, в первую очередь для удовлетворения нужд военных, служилого дворянства и нарождающегося купечества, а также для медицинского обслуживания фабрик и заводов, расположенных в местах, удаленных административных и культурных центров страны. В XVIII веке русская наука в области медицины и медицинского образования сомкнулась не с подавляющим отсталым большинством, господствовавшим на медицинских факультетах многих университетов Западной Европы, а с передовым, прогрессивным для того времени Лейденским университетом. В отличие от остававшегося в течение всего XVII века схоластическим, чисто книжным, обучения будущих докторов медицины на медицинских факультетах западноевропейских университетов, госпитальные школы России с первых лет своего существования построили обучение будущих врачей практически. Организуя медицинское образование, Россия и заимствовала этот передовой и еще не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного. Не случайно поэтому школы для подготовки врачей в России были созданы при госпиталях. Задача подготовки врачей в XVIII веке была в России разрешена оригинальным, самобытным путем: был создан новый вид высшего учебного заведения для подготовки врачей — школы на базе крупных госпиталей. В подготовке врачебных кадров и развитии медицины в России XVIII в. большую роль сыграли госпитальные школы, открытые на базе госпиталей, и медицинский факультет Московского университета (1764). Первая госпитальная школа была открыта при постоянном военном госпи­тале в Москве (1707). Позднее такие школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и других городах России.Это были высшие учебные заведения. Для получения звания лекаря после прохождения общеобразовательной подготовки (славяно-греко-латинская академия или духовное училище), в госпитальной школе учеба продолжалась 5-7 лет, а иногда и 11 лет. Через 3 года после сдачи экзаме­нов ученику присваивалось звание подлекарь (среднее между врачом и фельдшером), а по окончании седьмого года подлекаря производили в ле­кари. Ученики госпитальных школ изучали анатомию, физиологию, опера­тивную хирургию, фармакологию, судебную медицину, неврологию, зубо­врачевание с челюстно-лицевой хирургией, челюстно-лицевой травматоло­гией и ортопедией. В каждой госпитальной школе был анатомический театр с музеем.

 

Вопрос 54

Развитие феодального общества в России в XVIII в. вступило в новую стадию, которая характеризовалась господством крепостничества, развитием капиталистического производства, формированием армии и фло­та, в связи с военно-политической обстановкой и созданием новой технической организационной основы для решения представших перед государством неотложных задач. Возникает острая необходимость в подготовке ученых, значительного числа инженеров, учителей, способных обеспечить решение задач, стоявших перед промышленностью, армией, торговлей. Велико значение реформ, направленных на дальнейшее совершенствование управления медицинской помощью и создание материальной базы для медицинских учреждений. Вместо Аптекарского приказа в 1721 г. создается Медицинская канцелярия, которая в 1763 г. была преобразована в Медицинскую коллегию. Для изготовления хирургических инструментов в 1718 г. организуется «инструментальная изба».

В 1775 г. образуются "Приказы общественного призрения", губернские врачебные управы, открываются новые аптеки, вводятся должности уездных лекарей, производится учет рождаемости и смертности, производятся вскрытия умерших, принимаются меры по санитарному надзору за пищевыми продуктами. В 1801 г. было положено начало организации оспопрививания методом вакцинации, заменившим вариоляцию.

Петр I, являясь членом Парижской Академии наук, имел обширные знания в области техники, был хорошо знаком с естественными науками и понимал огромное государственное значение медицины. Он сам изучал анатомию, перевязывал раны, умело производил некоторые хирургические операции: пункцию живота, кровопускание и др. Часто посещал операции, производимые в госпиталях, присутствовал на вскрытиях.

Петр I овладел техникой удаления зубов и нередко применял ее на практике. Он всегда носил с собой два набора инструментов: матема­тический и хирургический (в последнем находился пеликан и щипцы для удаления зубов).В Ленинградском музее антропологии и этнографии хранится "Реестр зубам, дерганым императором Петром I". В коллекции содержится 73 зуба, удаленных лично Петром I, причем большинство зубов относится к молярам, т.е. к группе трудноудаляемых. Однако, несмотря на искривлен­ность корней, переломов нет, что свидетельствует о хорошем владении техникой удаления.Начало новой полосы в развитии науки и общественной мысли в России связано с открытием в 1725 г. Академии наук. Возникновение научной системы материалистической философии связано с именем гени­ального русского ученого М.В. Ломоносова (1711-1765). Философские, естественнонаучные и общественно-политические демократические взгля­ды ученого оказали большое влияние на развитие естествознания в России. Особенно важно для истории медицины письмо, написанное М.В.Ломоносовым в 1761 г. графу И.И.Шувалову "О размножении и со­хранении российского народа", в котором ученый выражает заботу о здоро­вье народа и развитии медицины.

 

Вопрос 55

П. А. Загорский – утверждал русскую анатомическую терминалогию взамен латинской. Создал первое в россиии оригинальное отечественное руководство по анатомии «сокращенная анатомия» в 2 книгах

И. Ф. Буш - он был в сущности первым преподавателем хирургии в академии. Деятельность Буша, как ученого, выразилась в 44-х научных работах, из которых многие имели серьезное научное значение. Кроме того, Буш принимал весьма видное участие в издании одного из величайших научных трудов по оперативной хирургии — «Анатомико-хирургических таблиц, печатанных по Высочайшему соизволению и щедротами Е. В. Императора Николая І».автор первого русского руководства к преподаванию хирургии с 3 частях(1807) основоположник первой русской хирургической школы и первой хирургической клиники в россии.

И. В. Буяльский- профессор кафедры анатомии в петербургской медико-хирургической академии. В 1828 опубликовал «анатомико-хирургические таблицы», которые имели иллюстрации. Буяльский



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 6156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.069 с.)