Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История здравоохранения города и региона.

Поиск

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА. МУЗЕИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ БЕЛАРУСИ И УНИВЕРСИТЕТОВ, ЗНАЧЕНИЕ.

ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА И РЕГИОНА.

 

Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 курса медико-диагностического факультета высших медицинских учебных заведений

 

 

Гомель 2010

Составитель: Петрова Н.П.

 

 

Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины по теме: «История медицинского вуза. Музеи истории медицины Беларуси и университетов, значение. История здравоохранения города и региона». Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

 

Утверждено на заседании кафедры

протокол № ___

от «___»__________2010

для внутрикафедрального пользования

ТЕМА: ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. МУЗЕИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ БЕЛАРУСИ, ЗНАЧЕНИЕ. ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА И РЕГИОНА.

ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний и подведение итогов занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины Беларуси, в том числе истории здравоохранения города и региона помогут понять суть становления и развития современной медицины.

4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов с историей медицинского университета; музеями истории медицины Беларуси; особенностями развития здравоохранения города и региона.

5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: усвоить особенности становления и развития здравоохранения г. Гомеля и Гомельской области.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Студент должен знать:

― музеи истории медицины Беларуси, их значение.

― историю здравоохранения города и региона.

― историю Гомельского государственного медицинского университета.

уметь:

― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах и для совершенствования своей профессиональной деятельности;

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1.История медицины Беларуси как часть общей истории медицины.

2.Музеи истории медицины Беларуси, в том числе медицинских организаций и университетов, значение.

3.История здравоохранения города и региона.

4. История медицинского университета.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

История медицины как наука и предмет преподавания играет важную роль в системе подготовки врача, формировании прогрессивного научного мировоззрения, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Являясь составной частью всемирной истории науки и культуры, история медицины отражает развитие логики и научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицинской науки и практики здравоохранения.

Медицина интернациональна. В ее становлении и развитии участвуют все народы мира. В наше время интернационализации всех научных знаний и медицинских в частности преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками нашей страны или даже СНГ, она не может отрываться от всемирной истории культуры и медицины.

История медицины Беларуси является частью общей истории медицины. Она изучает становление и развитие медицинских знаний на территории Беларуси, деятельность белорусских ученых-врачей, рассматривая их в неразрывной связи с мировой историей медицины и историей медицины России.

Республиканский музей истории медицины.

Идею создания музея истории медицины высказывали многие ученые-медики. Особый вклад в ее осуществление внес профессор Р.Крючок. Под его руководством в 1950-е годы в Минском медицинском институте была организована музейная группа, началась огромная поисковая работа, создан ряд экспозиций, которые использовались для учебного процесса. В 1980-е годы заведующий музейной группы доцент А. Касач проделал большую работу по реорганизации институтского музея истории медицины в самостоятельное учреждение. В мае 1990 г. Министерство охраны здоровья республики приняло решение об открытии Республиканского музея истории медицины Беларуси.

Отделы музея.

1. Отдел "Возникновение народной гигиены и врачевания в Беларуси". Он отражает обычаи и традиции, которые относятся к гигиене питания и жилища, личной гигиены. В отделе представлены самобытные средства народной медицины, рациональные приемы лечения. Среди древних людей господствовали такие болезни, как артрит, рахит, кариес, пародонтоз, многочисленные травмы. Была необходимость оказывать первую медицинскую помощь. Отдельные бытовые инструменты, с некоторой вероятностью, исследователи относят к медицинским. Ножеподобные кремниевые пластинки IX тыс. до н.э., костяные иголки V-X вв., бронзовые пинцеты VIII - IX вв. могли использоваться для вскрытия гнойников, удаления инородных предметов, для кровопускания. Отдельное место занимают материалы, которые освещают связь древних религиозных верований с лекарствами. Люди не знали причин многочисленных заболеваний и объясняли их возникновение проникновением в организм злых духов. Чтобы защититься от них, люди применяли различные амулеты. Кроме того, для белорусов было характерно поклонение валунам. Например, считалось, что валун "Богиня Мара" вылечивал от разных женских заболеваний. С приходом христианства в Беларусь люди стали обращаться с молитвами к святым-врачевателям - Пантелеймону, Козьме и Демьяну. Приемы и способы народной медицины описаны в рукописных травниках и лечебниках. Для изгнания злых духов народные лекари вместе со средствами растительного, животного и минерального происхождения широко применяли заговоры.

2. Отдел "Развитие медицины в Беларуси в XVI -XVIII вв." В этот период на территории Беларуси велись многочисленные и кровавые войны, господствовали эпидемии разных болезней. Иногда от эпидемий умирало до 97 % жителей некоторых городов и деревень. Для борьбы с эпидемиями устанавливались карантины, запрещались погребальные процессии, власти занимались санитарным благоустройством городов. В это время появились деревянные мостовые, первые водопроводы. Первое упоминание о шпитале как специальном учреждении для опеки престарелых и бездомных жителей Минска относится к 1513 г. Позже, к концу XVIII в. открылось еще несколько подобных учреждений. В XVI -XVIII вв. на Беларуси получило развитие аптечное дело. В конце XVIII в. в Беларуси существовало около 40 аптек. Белорусские аптеки были хорошо оборудованы и ничем не уступали западноевропейским. Аптечные приборы, утварь изготавливались на местных стекольных мануфактурах. В 1659 г. в Минске было 2 аптеки, к концу XVIII в. - четыре. В XVI в. медиков с дипломами университетов было очень мало. Центральной фигурой отдела является известный просветитель и гуманист Франциск Скорина - первый доктор медицины на Беларуси, который получил ученую степень в 1512 г. в Падуанском университете в Италии. Основную медицинскую помощь в те времена оказывали цирюльники. В источниках XVI - XVIII вв. упоминается более 150 цирюльников из Беларуси. Они ставили банки, делали массаж, кровопускание, удаляли опухоли, делали другие хирургические манипуляции. В 1635 г. в Минске был основан цех цирюльников (медиков хирургов-эмпириков), просуществовавший дo XIX века. Первая медицинская школа для подготовки врачей в Беларуси была создана в 1776 г. в Гродно.

Для ее организации был приглашен профессор анатомии, хирургии и природоведения Лионского медицинского колледжа Жан Эмануэль Жилибер. В 1781 г. школа была переведена в Вильно, где стала базой для создания медицинского коллегиума, а затем и факультета университета. Много уроженцев Беларуси работало профессорами медицинского факультета университета. Организацией медицинской помощи населению с 1793 г. до конца XIX в. руководил Приказ Общественного Призрения. Кроме того, больницы открывали благотворительные организации, частные лица, церкви. В 1797 г. создана губернская врачебная управа в составе инспектора, хирурга и акушерки. В 1799 г. открылась больница на 25 коек, с 1835 г на ее территории начало работать психиатрическое отделение "Дом скорбящих" на 20 коек (известная с 1904 г. как Минская губернская больница).

Следует отдать должное организаторам здравоохранения этого периода, которые много сил и труда вложили в развитие отрасли. Это заведующие Гомельским облздравотделом А.Ф.Кривощекий, Е.Е.Родовский, Полесским облздравотделом Н.И.Красовский. С большим уважением отзывались трудящиеся о заслуженном враче Мозырского противотуберкулезного диспансера А.И. Перлове, проработавшем на ниве охраны здоровья 32 года. С 1936 г. работал главным врачом Журавичской больницы заслуженный врач БССР И.М. Сафонов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ.

Темы рефератов (УИРС).

1. История Гомельского государственного медицинского университета.

САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ.

Тестовый контроль.

1. В становлении и развитии медицины участвовали:

1. Государства античности.

2. Все народы мира.

3. Народы Древнего Востока.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сорокина, Т.С. История медицины. [Текст] / Изд. 4-е, перераб. и доп. / Т.С. Сорокина. — М., 2005. — 584 с.

2. Абраменко, М.Е. и др. Очерки здравоохранения Гомельской области. Учебное пособие/ М.Е.Абраменко Гомель, 2005. 136 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Асветнiкi зямлi Беларускай [Текст]: энцыкл. даведнiк / рэдкал. Г.П. Пашкоу [i iнш.]. — Мн.: БелЭн, 2001. — 496 с.

2. Грицкевич, В.П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины [Текст] / В.П. Грицкевич. — Мн.: Наука и техника, 1987. — 272 с.

3. Крючок, Г Очерки истории медицины Белоруссии. [Текст] / Г.Р. Крючок. — Минск: Беларусь, 1976. — 264 с.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА. МУЗЕИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ БЕЛАРУСИ И УНИВЕРСИТЕТОВ, ЗНАЧЕНИЕ.

ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА И РЕГИОНА.

 

Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 курса медико-диагностического факультета высших медицинских учебных заведений

 

 

Гомель 2010

Составитель: Петрова Н.П.

 

 

Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины по теме: «История медицинского вуза. Музеи истории медицины Беларуси и университетов, значение. История здравоохранения города и региона». Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

 

Утверждено на заседании кафедры

протокол № ___

от «___»__________2010

для внутрикафедрального пользования

ТЕМА: ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. МУЗЕИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ БЕЛАРУСИ, ЗНАЧЕНИЕ. ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА И РЕГИОНА.

ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Тема изучается в течение 2 часов, семинарское занятие состоит из 3 частей.

В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части проводится обсуждение студенческих работ по изучаемой теме (УИРС). В третьей части проводится тестовый контроль знаний и подведение итогов занятия.

3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: знание истории медицины Беларуси, в том числе истории здравоохранения города и региона помогут понять суть становления и развития современной медицины.

4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов с историей медицинского университета; музеями истории медицины Беларуси; особенностями развития здравоохранения города и региона.

5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: усвоить особенности становления и развития здравоохранения г. Гомеля и Гомельской области.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ

Студент должен знать:

― музеи истории медицины Беларуси, их значение.

― историю здравоохранения города и региона.

― историю Гомельского государственного медицинского университета.

уметь:

― использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах и для совершенствования своей профессиональной деятельности;

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1.История медицины Беларуси как часть общей истории медицины.

2.Музеи истории медицины Беларуси, в том числе медицинских организаций и университетов, значение.

3.История здравоохранения города и региона.

4. История медицинского университета.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

История медицины как наука и предмет преподавания играет важную роль в системе подготовки врача, формировании прогрессивного научного мировоззрения, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Являясь составной частью всемирной истории науки и культуры, история медицины отражает развитие логики и научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицинской науки и практики здравоохранения.

Медицина интернациональна. В ее становлении и развитии участвуют все народы мира. В наше время интернационализации всех научных знаний и медицинских в частности преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками нашей страны или даже СНГ, она не может отрываться от всемирной истории культуры и медицины.

История медицины Беларуси является частью общей истории медицины. Она изучает становление и развитие медицинских знаний на территории Беларуси, деятельность белорусских ученых-врачей, рассматривая их в неразрывной связи с мировой историей медицины и историей медицины России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.009 с.)