ТОП 10:

Предмет и задачи курса истории. В чем сущность исторического знания?



Предмет и задачи курса истории. В чем сущность исторического знания?

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Первоначально значение слова «история» восходило к древнегреческому термину и означало «узнавание», «установление». «Отцом истории» считают древнегреческого ученого Геродота. В римской историографии слово «история» обозначало рассказ о событиях прошлого. История - составная часть гуманитарного образования, наука, изучающая прошлое человечества. Историческое познание основано на изучении событий и фактов.

Предметом изучения истории является прошлое, деятельность и действия людей, осмысление закономерностей и уяснение основных фактов - событий исторического развития страны с древности до наших дней. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни.

Историки-материалисты считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. Такой подход отдает приоритет экономике, обществу, а не людям при объяснении причинности. Историки-либералы убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

Научными категориями, которыми оперирует историческая наука, являются: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт и др.

Главным, а в большинстве случаев единственными источниками информации о прошлом являются исторические источники – все остатки прошлого, родившиеся в определенное время и отражающие его реалии, несущие разнообразную информацию о прошлом. Посредством исторических источников историки получают необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания, позволяющий реконструировать прошлое во всем его многообразии.

Исторические источники делятся на несколько групп: вещественные, письменные, изобразительные, устные (фольклорные), этнографические, лингвистические, фото-, кино-, фонодокументы. Самыми массовыми и распространенными являются вещественные источники. Это могут быть археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда, оружие), а также сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, станки, утварь, приборы). К письменным источникам относятся государственные акты, летописи, книги, письма, дневники и т.д. Изобразительные источники – графические (рисунки, карты, схемы), художественные (гравюры, картины), изобразительно-натуральные (скульптуры) предметы. Наиболее современными являются такие исторические источники как фотографии, кинохроники, аудиозаписи, фонические записи и др.

К наиболее распространенным методам исторического исследования относятся методы историзма и объективности, которые предполагают всесторонний анализ всех источников, относящихся к изучаемому вопросу с целью выявления объективной исторической действительности. Эти методы помогают проводить анализ событий и процессов, которые обусловили то или иное историческое явление.

Выделяют три концепции исторического процесса. В религиозно- исторической концепции предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом. Во всемирно-исторической концепции предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса – традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное (информационное). В рамках этой теории существуют три направления - формационное, либеральное и технологическое. В локально-исторической концепции предмет изучения - локальные цивилизации. В марксистской историко- материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается особенное в историческом процессе - исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное, прежде всего, деятельность исторических личностей. Среди либеральных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп. Например, американский историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: «Бедность почвенно-климатичёских условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления; влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства; заимствование христианства у Византии, которое привело к упрочению авторитарной власти».

Выделяют также формационный подход. Его основоположники – К.Маркс, Ф. Энгельс. История человечества, согласно ей, проходит следующие ступени развития - формации: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Движущей силой развития общества является классовая борьба.

Л.Г. Морган предложил цивилизационный подход в изучении истории. И выделил три стадии цивилизации: дикость, варварство и цивилизация.

Изучение курса «Отечественная история» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенными из них являются: познавательная, воспитательная, политическая, мировоззренческая. Познавательная – изучение различных явлений, фактов и событий, происходивших в России на разных этапах ее истории в хронологических рамках с VI по XXI вв. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная. Существует такой афоризм «История – наставница жизни». Изучение истории воспитывает уважение к добру и справедливости, свободе и равенству, др. человеческим качествам. Знание истории Отечества формирует патриотизм, высокие моральные, нравственные и гражданские качества, помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая – позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает выработать обоснованный курс политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая – ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

 

Образование государства Киевская Русь. Основные этапы древнерусской государственности

Государство у восточных славян сложилось в результате социально- экономических, политических и культурных факторов.

Развитие пашенного земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной верхушки (происходило отделение военно-управленческого труда от труда производительного). Благодаря тому, что отдельная большая семья уже могла обеспечить свое существование, родовая община стала преобразовываться в земледельческую (соседскую). Это создавало условия для имущественного и социального расслоения. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти и повышали роль князей и дружины, которые выполняли функции защитников племени от внешних врагов и судей. Межплеменная борьба приводила к складыванию племенных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его вождем. Со временем власть князя превратилась в наследственную и все меньше зависела от воли вечевых собраний.

Хазары и норманны стремились взять под свой контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, это ускоряло складывание княжеско- дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Они собирали продукты промыслов со своих соплеменников и, меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VII-сер. IX в.) происходило складывание межплеменных союзов и их центров. В IX в. появляется полюдье – объезд князя с дружиной подчиненных территорий для сбора дани.

На втором этапе (2-я пол. IX - сер. X в.) процесс складывания государства ускорился, во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). В правление Олега (879-912) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским.

Князь Игорь (912-945) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов.

Третий, этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она установила в середине X в. фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты». Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира (980-1015), который заменил племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру (православие) и укреплять власть киевского князя на местах.

События 862 г., описанные в ПВЛ, легли в основу норманнской теории. Согласно ей, новгородцы обратились к соседям- варягам и их князю – конунгу Рюрику с просьбой стать во главе восточно-славянских племен.

Норманнская теория была выдвинута в 40-50-е гг. XVIII в. немецкими учеными, приглашенными для работы в Российской Академии наук, Г.Байером, Г. Миллером и Шлёцером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена извне варягами. Они делали вывод об отсталости славян. Эта теория была подвергнута критике М.В.Ломоносовым. Исторические исследования свидетельствуют, что процесс складывания государства у славян начался еще до призвания варягов. Сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик - это реальная историческая личность. Норманнская дружина насильственными методами собирала дань и стремилась объединить славянские племенные союзы, что способствовало ускорению процесса складывания государства. Одновременно происходит объединение местной княжеско-дружинной верхушки и ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли в 882 г., свел воедино «путь из варяг в греки», чем создал экономическую базу для складывающегося государства.

Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.

В отечественной исторической науке наиболее распространено деление эпохи Киевской Руси на пять этапов.

Начальный этап (800-882 гг.)- образование Русского феодального государства со столицей в Киеве. Территория государства ограничивалось племенами полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Основными политическими событиями этого периода был поход Руси на Византию в 860 г. и призвание на княжение Рюрика в Новгороде.

Второй этап (882-911 гг.)- захват власти в Киеве Олегом.

Третий этап (911-1054 гг.) - расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточно-славянские племена. Этот период знаменателен крещением Руси и началом формирования «Русской правды» - правовой основы государства. Это правление Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого.

Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого - стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, ставшее во главе вотчинной системы, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса. Князья использовали дружину в борьбе за перераспределение феодальной ренты.

Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.

Юридически закрепил начавшуюся раздробленность Любечский съезд князей в 1097 г. На нем принят новый порядок наследования власти. Теперь каждый князь передавал по наследству свои земли («вотчину») старшему сыну. Происходит усиление роли феодальных центров, возрастает роль бояр, которые стремились к самостоятельности. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого Киевская Русь фактически распадается и начинается период феодальной раздробленности.

 

Движение декабристов

Среди причин зарождения движения декабристов выделяют следующие: в ходе Отечественной войны и походов в Европу дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, а также увидели и сравнили жизнь простых людей в Европе и в России. Вернувшись, многие из них стали более остро воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян; крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься передовой частью общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости; политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, что вызывало неудовлетворенность в обществе; реакционный внешнеполитический курс, направленный на реставрацию феодально-монархических режимов в Европе и подавление там революционных выступлений; влияние идей европейского Просвещения.

Первыми носителями освободительных идей в России выступили представители дворянства, многие из которых сознавали, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом.

«Союз спасения» (1816-1818 гг.) - первая тайная офицерская организация во главе с полковником А.Н. Муравьевым. В нее входили князь С.П. Трубецкой, Н. Муравьев, М. и С. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин - все участники Отечественной войны 1812 г. Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия.

«Союз благоденствия» (1818-1821 гг.), сложившийся на основе распущенного «Союза спасения», был более многочисленной организацией. Помимо пропаганды в армии и великосветских салонах, он осуществлял и легальную деятельность. Под его влиянием находились легальные литературные общества «Зеленая лампа», «Измайловское общество», а также «Общество для распространения ланкастерских училищ» (для взаимного обучения).

«Южное общество» (1821-1825 гг.) во главе с П.И. Пестелем, С. Волконским, С.И. Муравьевым-Апостолом, А.П. Юшневским действовало на Украине. Программным документом общества стала «Русская Правда», написанная Пестелем. Она включала: уничтожение самодержавия и установление республики; уничтожение сословий, равноправие всех граждан, введение суда присяжных для всех граждан, свободы слова, печати, вероисповедания, занятий; разделение властей на законодательную власть - Народное вече (парламент), исполнительную - Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) - Верховный Собор; уничтожение крепостного права; разделение земли на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок определенного размера.

«Северное общество» (1822-1825гг.) во главе с Н.М. Муравьевым, С.П. Трубецким, К.Ф. Рылеевым действовало в Петербурге. Программным документом стала «Конституция», написанная Никитой Муравьевым. Она предполагала введение конституционной монархии; разделение властей на законодательную (парламент) и исполнительную (во главе с императором); федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей; ликвидацию крепостного права; сохранение прав помещиков на землю в определенных размерах; наделение крестьян приусадебным участком в 2 дес., остальная земля должна арендоваться у помещика; рассмотрение и принятие Конституции Учредительным собранием.

Выступление членов тайных обществ намечалось на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825г. в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти к брату покойного Константину, так как у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему брату - Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. Затем назначили повторную присягу уже Николаю. Декабристы решили воспользоваться условиями междуцарствия для выступления. Они планировали поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат издать Манифест к русскому народу, в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Временного правительства и политические свободы. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. П. Каховский взял на себя задачу убить Николая. Руководителем восстания избрали князя С.П. Трубецкого. Утром 14 декабря 1825 г. офицерам - членам «Северного общества» удалось вывести часть войск на Сенатскую площадь (около 3,5 тыс. чел.). К этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой струсил и не явился на площадь, что, в свою очередь, вызвало замешательство у декабристов. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче, был убит Каховским. К ночи восставших расстреляли из артиллерийских орудий.

29 декабря 1825 г.-3 января 1826 г. произошло восстание членов Южного общества на Украине («восстание Черниговского пехотного полка») под руководством С. Муравьева-Апостола и М. Бестужева-Рюмина. К этому времени было известно о судьбе восстания в Петербурге, был арестован Пестель. Восстание также окончилось неудачей.

Лидеры декабристов были повешены в июле 1826 г. (К. Рылеев, П. Пестель, С. Муравьева-Апостол, М. Бестужева-Рюмин, П. Каховский), остальные участники восстаний разжалованы и сосланы в Сибирь и на Кавказ.

Декабристы потерпели поражение из-за узкой социальной базы, ориентация на заговор; недостаточной конспирации, в результате чего правительство узнало о планах заговорщиков; отсутствия единства и согласованности действий; неготовности общества к ликвидации самодержавия и крепостничества.

Выступление декабристов, несмотря на поражение, стало первым организованным антиправительственным выступлением, подчеркнуло неотвратимость перемен, заставило общественность искать решение назревших для России проблем. Поражение декабристов спровоцировало усиление правительственной реакции.

 

Внутренняя политика Советского государства в 1917-1924 гг. Образование СССР

Верховным органом Советского государства стал Всероссийский съезд Советов. Впервые таким органом провозгласил себя II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. К моменту созыва этого съезда Совета рабочих и солдатских депутатов существовали отдельно от Советов крестьянских депутатов. В конце ноября 1917 г. ЦИК Советов крестьянских депутатов слился с ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Слияние рабочих и крестьянских Советов по всей стране завершил III Всероссийский съезд Советов, который открылся 10 января 1918 г. На съезде было представлено большинство национальных районов страны. Большевики составляли половину делегатов и на III Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, на котором было представлено более 250 крестьянских Советов. Открывшийся 13 января 1918 г. в Смольном, он объединился с III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.

III съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Основные начала федеративного устройства Советского государства были изложены в его резолюции "О федеральных учреждениях Российское Республики", принятой в дополнение к Декларации. Съезд принял Закон о социализации земли и постановление о новом названии существующей верховной государственной власти. Впредь Советское правительство должно было именоваться "Рабочее и Крестьянское Правительство Российской Советской Республики".

14-16 марта 1918 г. в Москве проходил Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов. Центральным вопросом повестки дня стал Брестский мир. Съезд ратифицировал мирный договор. Поражение левых эсеров, выступавших за продолжение войны, привело к распаду их правительственного блока с большевиками.

Главным решением V Всероссийского съезда Советов, проходившего 4-10 июля 1918 г., было принятие первой Советской Конституции.

Первые Всероссийские съезды Советов собирались регулярно, в промежутках между ними действовал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Рабочим органом ВЦИК был его Президиум. Высшим органом власти и общего управления стал Совет Народных Комиссаров - Советское правительство, подотчетное Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК.

Совнаркому предоставлялось право издавать необходимые декреты без обсуждения их ВЦИК, а также осуществлять другие мероприятия в рамках общей программы II Всероссийского съезда Советов. Это право Совнаркома было специально подтверждено ВЦИК вопреки требованиям левых эсеров, пытавшихся воспротивиться усилению исполнительной власти.

Высшими органами отраслевого управления стали народные комиссариаты, пришедшие на смену министерствам. Первоначально многие наркомы являлись не столько руководителями новых ведомств, сколько комиссарами, т. е. представителями Советского правительства в старых министерствах.

Слом старых и создание новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по территории страны. Власть на местах переходила к областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоянными рабочими органами съездов Советов были их исполнительные комитеты.

При Советах создавались советы народного хозяйства "как местные учреждения по организации и регулированию производства", которые ставились в двойное подчинение - Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ) и соответствующим Советам. На основании декрета Совнаркома от 8 апреля 1918 г. "Об учреждении военных комиссариатов" в распоряжение губернских военкоматов, которые в то время обычно существовали как отделы местных Советов, передавались "все вооруженные силы, военные учреждения, лазареты, госпитали, склады и запасы имущества, предназначенные для военных нужд губернии". Милиция также находилась в ведении местных Советов.

Создание советских Вооруженных Сил происходило в условиях стихийной демобилизации. Новая армия могла быть создана только на добровольной основе. Ядром ее стали возникшие еще в период Февральской революции отряды Красной гвардии. Однако Красная гвардия не была способна вести длительную войну с многочисленной, технически оснащенной армией врага. В составе наркомата по военным делам было образовано Временное бюро по созданию Рабоче- Крестьянской Красной Армии. Оно разработало проект Декрета об образовании армии.

Армия комплектовалась из наиболее сознательных представителей трудящихся, достигших 18-летнего возраста. Декрет открывал доступ в ряды Красной Армии гражданам независимо от их этнической принадлежности. Красноармейцы находились на полном государственном довольствии, получая ежемесячное жалованье. На этих же принципах создавался Рабоче-Крестьянский Флот.

Система охраны общественного порядка стала создаваться еще до Октября в виде рабочей милиции, основанной на идее всеобщего вооружения народ. Рабочие несли службу поочередно в рабочее время, за ними сохранялся средний заработок. Они сами избирали своих руководителей - начальников отрядов, командиров и комиссаров. Однако в ходе установления диктатуры пролетариата возникла необходимость образовать специальный орган охраны революционного порядка.

28 октября 1917 г. было издано постановление Народного комиссариата внутренних дел "О рабочей милиции", которая учреждалась при Советах рабочих и солдатских депутатов. Структура, функции и принцип организации всенародной милиции определялись в процессе ее реального формирования.

Наряду с органами по охране общественного порядка была создана особая система органов, специально предназначенных для борьбы с политическими противниками Советской власти - Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Постановлением СНК от 7 декабря 1917 г. ВЧК создавалась при Совнаркоме, а не при Наркомюсте, чего добивались левые эсеры, стоявшие во главе этого наркомата. Председателем ВЧК был назначен Ф. Э. Дзержинский. Поначалу ВЧК задумывалась как орган расследования, и ее репрессивные меры сводились к конфискации имущества и продовольственных карточек. Однако местные ЧК вскоре присвоили себе право после короткого суда расстреливать арестованных.

ВЧК ввела две карательные меры, до революции в России не применявшиеся: взятие заложников и трудовые лагеря. Троцкий первым приложил усилия к созданию лагерей (приказ от 4 июня 1918 г.). Туда были помещены белочехи, отказавшиеся сдать оружие. 5 сентября 1918 г., в разгар "красного террора", Совнарком одобрил создание лагерей. Функционировали два вида лагерей: одни были в ведении НКВД (туда направлялись люди, уже осужденные трибуналом), другие - ВЧК (там находились "потенциальные классовые враги", "чуждые элементы", "паразиты", арестованные на всякий случай в административном порядке).

10 июля 1918 г. съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. Она включала Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и провозглашала пролетарский характер Советского государства.

Конституция допускала лишение избирательных прав лиц, использующих наемный труд с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, священнослужителей, офицеров, агентов полиции. Вводилось преимущество рабочих, по сравнению с крестьянами, в нормах представительства при выборах в органы власти. Выборы были не всеобщими, не прямыми, не тайными и не равными.

Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации, означающий, что членство в ней строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве.

События 1917 г. привели к распаду Российской империи. После окончания гражданской войны началось объединительное движение. РСФСР была заинтересована в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых Советских республик в условиях капиталистического окружения, потребность в объединении диктовалась также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. После окончания гражданской войны встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик.

Основные принципы национальной политики Советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя: принцип равенства всех наций и народностей, признание права наций на самоопределение, которые были провозглашены в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.).

Летом 1922 г. был подготовлен проект партийно-государственной комиссии («план автономизации»), который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного объединения настаивал И.В.Сталин. Однако В.И.Ленин выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально- политического условия укрепления Советского государства. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих прав в пользу общесоюзных органов власти (внешняя политика, оборона и т.п.).

С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин на Первом Всесоюзном съезде Советов, который открылся 30 декабря 1922 г. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе 4 республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которую вошли Азербайджан, Армения и Грузия). Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Право свободного выхода декларировалось, однако механизм осуществления этого права не был определен.

В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти стал Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из 2 законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально- государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления

Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках, В 1920 -30-е гг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В республиках развивалась система здравоохранения.

 

Предмет и задачи курса истории. В чем сущность исторического знания?

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Первоначально значение слова «история» восходило к древнегреческому термину и означало «узнавание», «установление». «Отцом истории» считают древнегреческого ученого Геродота. В римской историографии слово «история» обозначало рассказ о событиях прошлого. История - составная часть гуманитарного образования, наука, изучающая прошлое человечества. Историческое познание основано на изучении событий и фактов.

Предметом изучения истории является прошлое, деятельность и действия людей, осмысление закономерностей и уяснение основных фактов - событий исторического развития страны с древности до наших дней. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни.

Историки-материалисты считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. Такой подход отдает приоритет экономике, обществу, а не людям при объяснении причинности. Историки-либералы убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

Научными категориями, которыми оперирует историческая наука, являются: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт и др.

Главным, а в большинстве случаев единственными источниками информации о прошлом являются исторические источники – все остатки прошлого, родившиеся в определенное время и отражающие его реалии, несущие разнообразную информацию о прошлом. Посредством исторических источников историки получают необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания, позволяющий реконструировать прошлое во всем его многообразии.

Исторические источники делятся на несколько групп: вещественные, письменные, изобразительные, устные (фольклорные), этнографические, лингвистические, фото-, кино-, фонодокументы. Самыми массовыми и распространенными являются вещественные источники. Это могут быть археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда, оружие), а также сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, станки, утварь, приборы). К письменным источникам относятся государственные акты, летописи, книги, письма, дневники и т.д. Изобразительные источники – графические (рисунки, карты, схемы), художественные (гравюры, картины), изобразительно-натуральные (скульптуры) предметы. Наиболее современными являются такие исторические источники как фотографии, кинохроники, аудиозаписи, фонические записи и др.

К наиболее распространенным методам исторического исследования относятся методы историзма и объективности, которые предполагают всесторонний анализ всех источников, относящихся к изучаемому вопросу с целью выявления объективной исторической действительности. Эти методы помогают проводить анализ событий и процессов, которые обусловили то или иное историческое явление.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.171.181 (0.02 с.)