Источники по истории медицины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники по истории медицины.



Источники по истории медицины.

Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.

Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека). Наука, которая занимается изучением болезней древних людей по костным останкам, называется палеопатологией.

Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.

Устные (фольклорные) источники - это созданные народом и харак­теризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.

Лингвистические источники - отображение в речевой форме реаль­ной исторической действительности.

Кино-, фотодокументы - источники, фиксирующие события, которые могут быть воспроизведены повторно.

Фонодокументы отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.

 

3.Врачевание в первобытном обществе. Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания: 1) врачевание эпохи праобщины(самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах(растительного, животного и минерального происхождения); 2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утвержда­лось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социаль­ной практике; 3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов. Болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества представляли собой, с одной стороны, явление биологическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовлен­ными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовалиих для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений. В то же время, бессилие перед природой порождало фантастические пред­ставления об окружающем мире. В период ранней родовой общины начали за­рождаться первые религиозные представления (тотемизм, фетишизм, ани­мизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось, как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания. К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тыс. до н.э.. В период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарствен­ных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инстру­менты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась лечеб­ная помощь раненым общинникам во время участившихся войн, стала приме­няться ампутация конечностей.

4. Наро́дная медици́на - часть альтернативной медицины, которая включает в себя знания о болезнях, методах и средствах лечения, которые передаются в народе из поколения в поколение. До конца XVIII века народная медицина не отделялась от традиционной врачебной медицины, что ярко показывает книга базельского врача Теодора Цвингера. Она базировалась в основном на старых постулатах о соотношении соков организма. Термин «народная медицина» появился во врачебных трудах немецких учёных в первой половине XIX века и описывал тогда весь образ действий населения по отношению к своему здоровью, куда включалось таким образом не только знахарство, основанное на магии и лечении природными факторами, но также гигиена и использование населением медицины, в том числе традиционной врачебной медицины. Таким образом, этот термин включал в себя едва обозримое многообразие преобладающих в народе представлений о болезнях и способах их лечения. Врачи в этот период, тем не менее, не отказывались от того, чтобы разоблачать медицинские представления населения. В конце XIX века в странах, развивавших научный, доказательный подход к медицинским методам, взяло верх понимание термина, широко распространившееся к концу XX века — под «народной медициной» стало пониматься главным образом иррациональное, основанное на традиции знахарство в противовес традиционной («классической») врачебной медицине. Понятия «народная медицина» и «медицинские суеверия» часто стали использоваться как синонимичные.Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические на­выки), так и фантастические (иррациональные), возникшиекак закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и ирра­циональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критиче­ской оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Храмовая медицина

Медицина храмовая (истор.; син. медицина жреческая) — медицина рабовладельческого общества, тесно связанная с культами, основанная па демонологических воззрениях, сочетавшая применение мистических и магических форм лечения больных с использованием некоторых средств народной медицины.

В Древней Греции существовали как светская, так и жреческая, или храмовая медицина, причем, вероятно, храмовая медицина возникла раньше светской, поскольку основные источники знаний находились именно в храмах. По представлениям одной группы ученых возникновение храмовой медицины в Древней Греции связано с именем Асклепия (Эскулапа) - бога-врачевателя, способного не только лечить, но и воскрешать мертвых (Зевс якобы наказал его именно за воскрешение неугодного ему человека). По представлениям другой, более многочисленной группы исследователей возникновение храмовой медицины связано с именем Гермеса.

Лечение же в храмовой медицине осуществлялось, в основном, следующим образом. Больные приходили в храм Асклепия, Гермеса или другого божества (часто Аполлона) и проводили в храме одну или несколько ночей до появления необычных сновидений. Затем жрецы толковали эти сновидения и давали рекомендации по излечению болезни.

Креативная(храмовая) медицина состоит из нескольких разделов.

Первый раздел - раскрытие творческого потенциала человека. Это направление хорошо представлено в арт-терапии. Оно может развиваться в двух направлениях. Первое - внутреннее психологическое очищение с выводом через творчество негативных психических и соматических состояний. Результат такого творчества должен быть достоянием автора, на других людей он может производить деструктивный эффект. Второе - внутренняя трансформация негативных состояний и творческий акт, как результат этой трансформации. В данном случае чаще всего происходит обращение к природе в творчестве, в первом же случае, это абстракция. Творческий процесс ассоциировался в древности с огнем. В первом случае - это огонь земной сжигающий, а во втором - небесный одухотворяющий. Вспомните миф о Прометее.

Второй раздел - изучение влияние произведений искусства различных эпох и направлений на состояние здоровья человека. Результатом этих исследований является организация целебных, оздоравливающих экскурсий. Искусство ритуальное и искусство светское, их различие в психосоматическом действие на человека.

Третий раздел - использование в лечебных и оздоровительных целях креативных факторов природы (свет, цвет, звук, аромат) в естественном виде и с помощью современных аппаратных методов физиотерапии. В этом разделе достижения современной медицины, физики, психотерапии синтезируются и объединяются с представлениями и знаниями древних о природе человека и мира.

 

Мифология и врачевание

Врачевание в странах Древнего Востока (IV тыс. до н.э. — середина V в. н.э.)

Характеристика эпохи. Возникновение первых рабовладельческих циви­лизаций: в Месопотамии и Египте (IV—III тыс. до н.э.), Индии (середина

III тыс. до н.э.), Китае (II тыс. до н.э.). Восточном Средиземноморье (III—II тыс. до н.э.), Америке (I тыс. н.э.).

Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира.

Врачевание в странах Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия — III тыс. до н.э. — VI в. до н.э.).

Историческое развитие региона: города-государства шумеров (с конца

IV тыс. до н.э.). Вавилонское царство (XIX—VI вв. до н.э.). Ассирийское царство (XX—VII вв. до н.э.). Источники информации о врачевании.

Врачевание в Шумере (III тыс. до н.э.). Изобретение клинописи. Древней­шие тексты медицинского содержания (начало III тыс. до н.э.); их эмпириче­ский характер. Мифология и врачевание. Достижения шумерской цивилиза­ции — основа и источник вавилоно-ассирийской культуры и врачевания.

Врачевание в Вавилонии и Ассирии (II — середина I тыс. до н.э.) Эмпири­ческие знания. Мифология и врачевание. Божества — покровители врачева­ния. Представления о причинах болезней. Два направления врачевания: асуту и ашипуту. Помещения для больных при храмах. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) о правовом положении врачевателей. Врачебная этика. Пе­редача врачебных знаний. Гигиенические традиции. Санитарно-технические сооружения.

Врачевание в Древнем Египте (III—I тыс. до н.э.)

Периодизация и хронология истории и врачевания древнего Египта. Источники информации о врачевании. Медицинские папирусы (папирус Г. Эберса, ок. 1500 г. до н.э. и папирус Э. Смита, ок. 1550 г. до н.э.).

Характерные черты древнеегипетской культуры. Заупокойный культ и ба­льзамирование умерших. Накопление знаний о строении человеческого тела. Естественнонаучные знания древних египтян. Представления о причинах бо­лезней. Врачебная специализация: лекарственное лечение и диететика, опера­тивное врачевание, родовспоможение, лечение женских и детских болезней, зубоврачевание, заразные болезни. Шистозомоз. Гигиенические традиции. Помещения для больных при храмах. «Дома жизни». Врачебная этика.

Врачевание в древней Индии (III тыс. до н.э. — середина I тыс. н.э.)

Периодизация и хронология истории и врачевания Древней Индии.

Источники информации о врачевании.

Индская цивилизация (XXIII—XVIII вв. до н.э., долина р. Инд). Древ­нейшие (из известных) санитарно-технические сооружения.

Ведийский период (XIII—VI вв. до н.э., долина р. Ганг). Священные кни­ги: «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа» как источник све­дений о болезнях. Философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буд­дизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевание.

Классическая эпоха (II в. до н.э. — V в. н.э.). Представления о здоровье и болезнях (учения о трех природных субстанциях и пяти стихиях). Аюрведа — учение о долгой жизни. Лекарственное врачевание («Чарака-самхита», дати­руется II в. н.э.). Представления о строении тела человека (вскрытия). Высо­кое развитие оперативных методов лечения («Сушрута-самхита», датируется IV в.) и родовспоможения. Гигиенические традиции. «Предписания Ману». Лечебницы (дхармашалы). Врачебные школы при храмах. Врачебная этика.

Врачевание в Древнем Китае (середина II тыс. до н.э. — III в. н.э.)

Периодизация и хронология истории и врачевания Древнего Китая. Дости­жения древнекитайской цивилизации. Источники информации о врачевании.

Философские основы китайской традиционной медицины. Учения у син и ынь-ян; их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лече­ние. Методы обследования больного. Учение о пульсе. Традиционное враче­вание чжэнь-цзю («Хуанди Нэй цзин», III в. до н.э.). Лекарственное враче­вание и оперативное лечение. Бянь Цюэ (XI в. до н.э.), Ван Чун (I в.), Хуа То (II в.), Ван Шухэ (III в.).

Предупреждение болезней. Вариоляция. Гигиенические традиции.

Врачевание и медицина в Древней Греции (III тыс. до н.э. — I в. н.э.)

Роль Древней Греции в истории мировой культуры и медицины. Периоди­зация и хронология. Источники информации о врачевании и медицине.

Крито-ахейский период (III—II тыс. до н.э.). Санитарно-технические соо­ружения дворцов на о. Крит (с конца III тыс. до н.э.).

Предполисный период (XI—IX вв. до н.э.). Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» о врачевании времен Троянской войны (1240—1230 гг. до н.э.) и последующего периода. Эмпирический характер врачевания.

Полисный период (VIII—VI вв. до н.э.). Греческая мифология о врачева­нии; боги — покровители врачевания. Первые асклепейоны (с VI в. до н.э.). Храмовое врачевание. Греческая натурфилософия (VII в. до н.э.) и врачева­ние. Лечебницы (ятрейи).

Классический период (V—IV вв. до н.э.). Формирование (к V в. до н.э.) древнегреческой материалистической философии; ее влияние на развитие вра­чевания. Демокрит (460—371 гг. до н.э.). Учение о четырех соках организма. Врачебные школы: кротонская, книдская, косская. Их выдающиеся врачева-тели. Академия Платона (428—347 гг. до н.э.). Появление «свободных ис­кусств» в образовании.

Жизнь и деятельность Гиппократа (ок. 460—370 гг. до н.э.).

«Гиппократов сборник» — энциклопедия периода расцвета древнегрече­ского врачевания. История создания (III в. до н.э., Александрия Египетская). Содержание основных работ сборника. «Гиппократов сборник» о врачебной этике. «Клятва».

Эллинистический период (вторая половина IV в. до н.э. — 30 г. до н.э.). Эллинистическая культура. Аристотель (384—322 гг. до н.э.); его влияние на развитие медицины. Медицина в Царстве Птолемеев. Александрийский мусейон. Александрийское хранилище рукописей. Развитие описательной анатомии и хирургии: Герофил (ок. 335—280 гг. до н.э.) и Эразистрат (ок. 300-240 гг. до н.э.).

 

Мифология и врачевание в Египте.

Среди главных божеств древнего Египта имевших отношение к врачеванию, был бог письма и знаний Джехути (греч. Тот). Он изображался в виде человека с головой птицы ибиса или в образе павиана (оба — символы мудрости в древнем Египте).

Согласно преданию Тот разделил человечество по языкам и изобрел письменность, придумал математику и астрономию, религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами. Ему приписывалось составление самых древних египетских медицинских текстов.

Помимо главных божеств в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Это покровительница врачевателей могучая Сохмет, или Сах-мет (егип. Могущественная) — богиня войны, супруга верховного бога Мемфис Птаха (она почиталась в образе львицы или львиноголовой женщины, рис. 22) и покровительница женщин и рожениц богиня Тауэрт, ее изображали в виде самки гиппопотама. Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный культ, который возник еще в додинастический период и является ключом к пониманию всей египетской культуры. Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее продолжением земной. Представления о том, что после смерти человека его загробные субстанции связаны с местом погребения, вызвало стремление сохранить тело от разрушения, т.е. набальзамировать его (от греч. balsamon — бальзам)

Мумификацией в древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Их секрет бальзамирования навеки утерян, однако трупы умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Процедура бальзамирования, занимавшая 70 дней, достаточно подробно описана Геродотом в середине V в. до н. э. Однако исследования, проведенные в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнения в это ставшее классическим описание.

Понятно, что возможность забальзамировать труп умершего родственника имели не многие. Народ Египта, начиная с додинастического периода, хоронил умерших в песке соседних с долиной Нила пустынь. Завернутые в циновки тела умерших без всякой мумификации оставались почти без изменения: песок высушивал их, предохраняя от дальнейшего разрушения.

 

Гален

Гален-выдающийся врач.Он признается автором больше 125 трудов по медицине. Важнейшин из них: «О назначении частей человеч/тела»,»Об анатомии»,»Терапевтические методы»,»О составе лекарств».Он описал кости,мышцы,связки,внутренние органы,исследовал нервную систему,описал все отделы головного и спинного мозга,7 пар черепно-мозговых нервов,58 спинномозговых нервов и нервы внутренних узлов.

Детально описал анатомическое строение сердца,венечные сосуды и артериальный проток.Перегородку сердца ошибочно считал проницаемой для крови. Внёс развитие в Фармокологию.Имел представлени о 4 соках организма: крови,слизи,Желтой и чёрной желчи.

 

Развитие медицинских знаний

Средневековье

Отмеченная суеверием и догматизмом, медицина средневековой Европы не нуждалась в исследованиях. Образование охватывало сразу все науки, ограничиваясь изучением трактатов признанных авторов. Диагнозы ставились на основе анализа мочи; терапия вернулась к первобытной магии, заклинаниям, амулетам. Лекари применяли немыслимые и бесполезные, а порой даже вредные снадобья. Самыми распространенными методами были траволечение и кровопускание. Гигиена и санитария опустились на чрезвычайно низкий уровень, что послужило причиной частых эпидемий.

Основными лечебными средствами стали молитвы, пост, покаяние. Природа заболеваний уже не связывалась с естественными причинами, считаясь наказанием за грехи. В то же время положительной стороной христианства являлось милосердие, требовавшее терпеливого отношения к больным и калекам. Медицинская помощь в первых больницах сводилась к изоляции и уходу. Методы лечения заразных и душевнобольных представляли собой своеобразную психотерапию: внушение надежды на спасение, уверения в поддержке небесных сил, дополненные доброжелательностью персонала.

Восточные страны стали местом создания медицинских энциклопедий, среди которых самым внушительным по объему и ценности содержания считался «Канон врачебной науки», составленный великим Авиценной. В пяти книгах этого уникального труда обобщены знания и опыт греческих, римских и азиатских врачей. Имевшее более 30 латинских изданий, сочинение Авиценны несколько столетий было обязательным руководством для каждого медика средневековой Европы.

Начиная с X века, центр арабской науки переместился в Кордовский халифат. В государстве, образованном на территории Испании, в свое время работали великие хирурги Ибн Зухру, Ибн Рушд и Маймонид. Арабская школа хирургии основывалась на рациональных методах, проверенных многолетней клинической практикой, свободных от религиозных догм, которым следовала европейская медицина.

Современные исследователи рассматривают средневековые медицинские школы как «луч света во мраке невежества», своеобразный предвестник Ренессанса. Вопреки распространенному мнению, школы лишь отчасти реабилитировали греческую науку, прежде всего посредством арабских переводов. Возврат к Гиппократу, Галену и Аристотелю носил формальный характер, то есть, признавая теорию, последователи отбрасывали бесценную практику предков.

С разрушением римской империи на сцену выступают арабы и германские племена, среди которых распространяется просвещение и которые являются хранителями медицинских познаний. Халифы подражают Птолемеям в покровительстве наукам и учёным. Гарун-аль-Рашид устраивает в Багдаде школы, больницы и аптеки. Его сын Альмамон основывает в Багдаде Академию, призывает к себе из всех стран учёных. Школы устраиваются во многих местах: в Куфе, Басре, Бухаре и т. д. В Испании науки находят особенно благоприятную для себя почву. Хотя арабы и находились в условиях, по-видимому, особенно способствовавших развитию медицины, — господствовавшее рабство, фетишизм, мистицизм составили, однако, препятствие, о которое разбились стремления лучших арабских врачей. Последние лишь повторяли Галена и пристегивали к его воззрениям свои измышления, объясняли или переводили сочинения древних писателей и кое-когда присоединяли свои наблюдения.

Анатомии у арабов не существовало, ибо они не вскрывали трупов, для физиологии они не имели никакой опоры кроме Галена; при описании болезней и лекарств они имели случай наблюдать то, что выставляла сама жизнь, но их наблюдения отрывочны и неясны. Знаменитейшие из арабских медиков: Аарон (христианин), Бактишва (несколько врачей-несторян), Гонен, Абенгефит, Разес, Гали-Аббас, Авиценна, Абулказис, Авензоар, Аверроэс, Абдул-Латиф. В Византии М. разделяла судьбу остальных отраслей человеческого знания и влачила жалкое существование. Сочинения византийских врачей — жалкие компиляции. Из писателей достаточно упомянуть Актуария и Деметрия.

В Западной Европе царствовали мрак и невежество, науки находили немногих поклонников. В школах Германии, Англии, Галлии, начиная с IX в., преподавалась и медицина; лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Средние века была Салернская. Сочинения этой Школы были приняты, как образцовые, в других училищах; особенной славой пользовалась гигиеническая поэма "Regimen Sanitatis". К Салернской школе принадлежали врачи из духовного и светского звания, также женщины; они заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Писатели Средних веков в Западной Европе, как и арабские, не отличаются самостоятельностью направления. Только с XIII в. у немногих представителей медицины замечается поворот и обнаруживается стремление изучать природу путем наблюдений и опытов. Таковы Арнольд де Вилланова и Роджер Бэкон. В XIV стол. начинается разработка анатомии на основании вскрытий и Мондини издает сочинение, содержащее точные изображения органов. До XV в. арабы царили в европейской медицине, так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского.

В средние века главным образом была развита практическая медицина, которой занимались банщики-цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитет банщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины. В некоторых городах Европы в конце XV в. из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов (например, в Кёльне).

Научная медицина в средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей. Самым характерным для Средневековья феноменом целительной практики являлись святые и их реликвии. Расцвет культа святых приходится на Высокое и Позднее Средневековье. В Европе насчитывалось более десяти наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XIII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней.

Помимо исцеления святыми, были распространены амулеты, которые считались важным профилактическим средством. Получили хождение христианские амулеты: медные или железные пластины со строчками из молитв, с именами ангелов, ладанки со святыми мощами, флакончики с водой из священной реки Иордан и т.п. Пользовались и лечебными травами, собирая их в определённое время, в определённом месте, сопровождая определённым ритуалом и заклинаниями. Часто сбор трав приурочивали к христианским праздникам. Кроме того, считалось, что крещение и причащение тоже воздействуют на здоровье человека. В средние века не было такой болезни, против которой не было бы специальных благословений, заклятий и т. д. Целебными считались также вода, хлеб, соль, молоко, мёд, пасхальные яйца.

Больницы появились в Раннее Средневековье, как правило, при церквах и монастырях. Уже в V в. по уставу св. Бенедикта монахам, которые не имели специального образования, вменялось в обязанность лечить и ухаживать за больными. Больницы Раннего Средневековья предназначались не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих.

В Высокое Средневековье, с конца XII в., появились больницы, основанные светскими лицами — сеньорами и состоятельными горожанами. Со второй половины XIII в. в ряде городов начался процесс так называемой коммунализации больниц: городские власти стремились участвовать в управлении больницами или полностью взять их в свои руки. Доступ в такие больницы был открыт бюргерам, а также тем, кто внесёт специальный взнос.

 

Что касается болезней, то это были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.

Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII—XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённымх существовали специальные больницы — лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню — единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая таким образом о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.

Христианство разработало учение о болезни как следствии греха или испытания. «Медицинская» часть этого учения основывалась на античной теории римского врача Галена (129—199 н.э). Cогласно этой теории, здоровье человека зависит от гармоничного сочетания в его организме четырёх основных жидкостей — крови, слизи, чёрной и жёлтой желчи.

24. САлернская школа Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них —Салернская медицинская школа, основание которой относят к IX в. Школа в Салерно (недалеко от Неаполя) имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины. Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов город продолжали называть civitas Hippocratica (город Гиппократа). По велению императора Священной Римской империи Фридриха II (1212—1250) ей — единственной в стране — было йано право присвоения звания врача; без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось. В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет. Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. Со всей Европы стекались в Салерно страждущие исцеления и знаний:

 

Каждый согласен: по праву Салерно — бессмертная слава. Целого света стеченье туда, чтоб найти исцеленье. Я полагаю, что верно учение школы Салерно.

Салернская школа оказала большое положительное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики (рис. 80). Лучшим сочинением Салерн-ской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма «Салернский кодекс здоровья» («Regimen sanitatis Saler-nitanum»). • Ее автор — Арнольд из Виллановы (Arnaldo de Villanova, 1235—1311), прославленный ученый, врач и химик средневековья, впоследствии — магистр университета в Мон-пелье. Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов). В красочной форме описал Арнольд четыре темперамента у людей. Вот каким он видел сангвиника:

Труд Арнольда из Виллановы, изданный впервые в 1480 г., был переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.

Арнольд из Виллановы (ок. 1235-1312 гг.), известный врач и алхимик, магистр медицины в Монпелье, составил сборник мудрых советов и наставлений, известный как «Салернский кодекс здоровья». В него вошли медицинские стихи, написанные в Салерно и других медицинских школах.

25. Салернский кодекс здоровьяКак правильно питаться, каков должен быть распорядок дня, что необходимо делать, чтобы чувствовать себя бодрым и веселым – этими вопросами задаются не только люди в XXI веке. Их поставил, а что самое главное – дал на них ответ, врач и философ Арнольд еще в XIV веке. Салернский кодекс здоровья – это древние секреты здоровья и успеха, которые остаются актуальными и по сей день. Книга алхимика, философа и врача Арнольда из Виллановы «Regimen sanitatis Salernitanum» («Салернский кодекс здоровья»). Древний Салерно, расположенный в глубине Пестанского залива (Кампания), с начала II века до н. э. был известен как место отдыха и, возможно, как курортное место. Древнеримская медицина, видимо, уже тогда ценила природные данные этого приморского уголка. Уже в IX столетии в Салерно возникла своя медицинская школа. Лучшее из того, что было создано еще античной медициной, бережно хранилось и развивалось в Салерно. XII-XIII века были временем его наивысшего расцвета. Салернская медицинская школа просуществовала до середины XIX столетия. К этому времени её поэтическое наследие «Flos medicinae» разрослось до 3500 стихотворных строк, но небольшой «Regimen sanitatis Salernitanum» Арнольда из Виллановы остался лучшим памятником её тысячелетнего существования. По содержанию произведение Арнольда делится на 102 главы. В первой даны предписания Салернской школы английскому королю. Далее, вплоть до главы 80, даются всевозможные наставления диетико-гигиенического порядка, относящиеся к режиму дня и питания. В главе 81 говорится о количестве костей, зубов и кровеносных сосудов человека, а в следующей - о четырёх жидкостях (влагах) человеческого организма и из воплощении в четырёх материальных стихиях (вода, земля, воздух, огонь). Салернские предписания для сохранения здоровья не утратили своего значения и во многом соответствуют современным гигиеническим и диетическим требованиям.

 

Древнерусское врачевание.

На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника».(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, 6аавле и Киеве, а позднее — в Новгороде, Смоленске, Львове. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.

Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Печерский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий, лечивший мазями прокаженных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) —ближайший ученик преподобного Антония.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.052 с.)