Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мероприятия по организации медицинской помощи населению России в XVIII векеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В ряду административных реформ Петра I были мероприятия по медицинскому делу: была организована медицинская канцелярия, во главе ее с 1716 г. поставлен врач, в ряде городов открыты аптеки. В 1718 г. в Петербурге организовали «инструментальную избу» для изготовления хирургических инструментов. Стали использовать и изучать лечебное применение под минеральных источников в Олонецком крае, Липецке и Старой Руссе. Проводились мероприятия санитарного характера: начали учитывать рождаемость и смертность, возник надзор за пищевыми продуктами на рынках, были изданы указы о благоустройстве Москвы.Высокая заболеваемость и смертность населения России, особенно детская смертность, беспокоили лучших представителей медицины. В середине XVIII века проведены реформы в области здравоохранения: в 1763 г. была организована Медицинская коллегия, увеличено число врачей в городах, обращено большое внимание на медицинское образование и подготовку врачей-специалистов и преподавателей. В 1763—1771 гг. в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с родовспомогательными заведениями при них, служившими школами для подготовки повивальных бабок. В связи с разделением на губернии проведены преобразования во врачебном деле: созданы губернские врачебные управы, введены должности уездных лекарей. В 1775 г. в губерниях были созданы приказы общественного призрения, в ведение которых были переданы гражданские больницы. В истории русской медицинской науки и медицинского образования в середине XVIII века видную роль сыграл Павел Захарович Кондоиди (1710—1760), грек по происхождению, привезенный в Россию в раннем возрасте и воспитанный в России. В 1732 г. П. 3. Кондоиди окончил, медицинский факультет Лейденского университета и, возвратившись в Россию, служил военным врачом. В 1741 —1747 гг. П. 3. Кондоиди был помощником генерал-директора медицинской канцелярии и фактически руководил медицинским делом России. Через несколько лет он вновь был привлечен к руководству врачебной администрацией и с 1753 г. по 1760 г. был главным директором Медицинской канцелярии. Кондоиди был первым в России выдающимся врачебным администратором: при нем были составлены многочисленные инструкции для военно-санитарного дела, инструкции генерал штаб-докторам, дивизионным докторам, генерал-фельдмедику армии, военным лекарям, по лечению больных оспой, корью и прочими болезнями, сопровождающимися сыпью, об осмотре инвалидов или неспособных к военной службе и др. При непосредственном участии П. 3. Кондоиди была составлена русская военная фармакопея. Он проявил инициативу в организации акушерского дела и подготовки ученых акушерок. Значительны заслуги П. 3. Кондоиди в развитии и усовершенствовании системы медицинского образования в России,, улучшении преподавания в госпитальных школах. По представлению Кондоиди М. И. Шейным были переведены на русский язык и изданы на казенный счет учебники по анатомии Гейстера и по хирургии Платнера. П. 3. Кондоиди организовал (после перерыва) посылку в иностранные университеты врачей, окончивших госпитальные школы, для получения степени доктора медицины, без которой нельзя было стать преподавателем в госпитальной школе. П. 3. Кондоиди ввел научно-врачебные собрания (прототип конференций и ученых медицинских обществ), организовал медицинскую библиотеку, был инициатором в создании медико-топографических описаний и намечал постоянное издание для публикации трудов врачей. Во второй половине XVIII века Россия сыграла передовую роль в проведении оспопрививания в виде вариоляции. Это мероприятие не встретило в России противодействия, как было в некоторых странах Западной Европы. Врачи и общественность России проявили понимание значения вариоляции. Несмотря на затруднения в связи с отсутствием на местах подготовленных работников, в России вариоляция получила широкое распространение: организовывались прививочные пункты («оспенные дома»), печаталась научно-популярная литература. Это же сказалось позднее и в отношении противооспенной вакцинации. В 1795 г. Дженнер в Англии провел первую прививку, и в 1801 г. в Московском воспитательном доме была проведена первая прививка против оспы вакциной, полученной от Дженнера. В XVIII веке Россия перенесла несколько эпидемий чумы. Наибольшей распространенностью отличалась эпидемия 1770—1772 гг., поразившая и унесшая много жертв в Москве и вообще в России. Передовые отечественные врачи Д. С. Самойлович, А. Ф. Шафонский, С. Г. Зыбелил Таблица первого русского анатомического атласа, изданного п 1744 г. нередко с опасностью для жизни боролись с болезнью, изучали клинику и этиологию чумы.
55. Земская медицина в Российской империи начала развиваться после земской реформы 1864 г., т. е. введения земско-хозяйственного самоуправления в 34 (из 89) губерниях страны. До 1864 г. медицинская помощь сельскому населению России практически не оказывалась. «Положение о земских учреждениях» (1864) не включало «попечение о народном здравии» в число обязательных повинностей земства. Тем не менее опасность возникновения эпидемий и высокая смертность трудоспособного населения заставляла дворян-помещиков проявлять минимальную заботу о медико-санитарном обслуживании сельского населения; уездные земства стали приглашать врачей. Вначале система медицинской помощи в земствах была разъездной: земский врач жил в уездном городе и в определенные дни разъезжал по селениям. Затем разъездная система сменилась более прогрессивной — стационарной: уезды разделились на несколько медицинских участков, в центральном из них строилась лечебница на 15—20 коек с отделением для рожениц и амбулаторией. Земский врач стал «основной фигурой» медицины в России. Передовые земские врачи вели неустанную борьбу за бесплатное (за счет земства) медико-санитарное обслуживание. Однако полностью это удалось осуществить лишь в некоторой части губерний. В основном земская медицина была платной в той или иной форме. Большой вклад в развитие земской медицины внесли И. И. Моллесон, Е. А. Осипов, П: И. Кудрин, Н. И. Тезяков, П. Ф. Кудрявцев, Ф. Ф. Эрисман, A. П. Воскресенский и многие другие. Земская медицина оставила глубокий след в истории развития 3., положив начало новым формам организации охраны здоровья сельского населения и развитию основных принципов ее: бесплатности и общедоступности мед. помощи. Практическая роль земских врачей сводилась к «подталкиванию земств на развитие медицинской помощи». Несмотря на все эти громадные трудности, в некоторых губерниях страны удалось создать весьма прочную систему медицинского обслуживания населения. Больших успехов добилась врачебная организация Московской губернии во главе с Е. А. Осиповым, к которому присоединился выдающийся ученый-гигиенист Ф. Ф. Эрисман. Здесь удалось утвердить передовые принципы участковой врачебной стационарной помощи, санитарное направление в медицинской деятельности, широко использовать медико-статистический метод. Был разработан ряд важных методических положений врачебной практики. Земская медицинская организация самостоятельно выработала принципы и методы обслуживания сельского населения страны. Передовые принципы теории и практики отечественного здравоохранения вырабатывались под влиянием передовых философских и социально-политических идей выдающимися социологами, учеными-медиками. Они прежде всего и определили лицо общественной медицины.
56.Общественная медицина, совокупность форм деятельности медицинских работников и прогрессивной общественности, отражающаяся в создании и работе органов медицинской и общей периодической печати, обществ, съездов и т.п. и приведшая к улучшению качества и новым организационным формам медицинского обслуживания населения. В отличие от здравоохранения, социальной гигиены, земской медицины, Общественная медицина развивалась в борьбе с официальной постановкой вопросов здравоохранения. В разных странах Общественная медицина приобрела различные формы. Например, в середине 19 — начале 20 вв. в Великобритании она способствовала развитию фабрично-заводского законодательства и улучшению санитарного состояния городов, в Германии и скандинавских странах — развитию страховой медицины, во Франции — развитию сети диспансеров и детских учреждений и т.д. В США произошло своеобразное перерождение Общественная медицина, наиболее ярко выраженное в деятельности Американской медицинской ассоциации (основана в 1846), которая боролась вначале за улучшение медицинского образования, лекарственного лечения и пр., а затем (с начала 20 в) стала ярой противницей вмешательства государства и общества в сферу медицинской частной практики. В России Общественная медицина возникла ещё до земской реформы 1864. Становление русской Общественная медицина связано с переходом страны на путь капиталистического развития, революционной ситуацией 1859—61. Деятели Общественная медицина в резкой полемике с крупными землевладельцами отстаивали необходимость врачебного (а не фельдшерского) обслуживания населения, стационарной бесплатной медицинской помощи и др. Большую роль в развитии Общественная медицина сыграли Вольное экономическое общество, общества врачей в Москве, Петербурге, Казани и др., Русское общество охранения народного здравия, Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова, журналы «Московская медицинская газета», «Врач» и др. В СССР задачи Общественная медицина органически сливаются с задачами и целями советского здравоохранения. См. также Медицина, Медицинские общества, Социальное страхование
Мед страх-е ХХ Россия Начало страховой защите работающих на производстве в России было положено принятием 15 мая 1901 г. Законодательного акта "Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах". В 1903 году в России был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях. Толчком к созданию такого Фонда послужило издание закона от 2 июня 1903 года, утвердившего «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Инициатива издания такого закона исходила от Всероссийского торгово-промышленного съезда и общества для содействия русской промышленности и торговли. Вознаграждение должно было производиться за счет предпринимателей. Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих». 61 ) Крупнейшим представителем терапии в России первой половины XIX в. был выпускник Московского университета (1800), а впоследствии его профессор (1809) и декан медицинского факультета Матвей Яковлевич Мудрое (1776—1831). Его система клинического обследования и индивидуального подхода к больным («лечить не болезнь, а больного») принесла ему славу выдающегося терапевта первой четверти XIX в. Основные ее положения сформулированы в его «Слове о способе учить и учиться медицине практической, или деятельному врачебному искусству при постелях больных» (1820). Истории болезней, которые М. Я- Мудров тщательно записывал «при постелях больных», были для него «дороже самой богатой библиотеки». Обследуя больных, он одним из первых в России применил методы пальпации, перкуссии и аускультации. Во время Отечественной войны 1812 г. вместе с профессорами медицинского факультета Московского университета М. Я. Мудров выехал в Нижний Новгород, где оказывал помощь раненым и больным. М. Я- Мудров внес также существенный вклад в развитие военной гигиены («Слово о пользе и предметах военной гигиены...», 1809), деонтологии («Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача», 1814), в развитие учения о единстве и целостности организма. 62 ) ТЕРАПЕвтическая школа С. П. Боткина положила начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине (в Военно-медицинской академии). Многообразная научная и практическая деятельность С. П. Боткина обогатила российскую клиническую медицину. Он впервые описал клиническую картину ряда заболеваний; выделил инфекционный гепатит (болезнь Боткина); показал возможность изучения в эксперименте ренальной гипертонии; внес много нового в изучение ревматизма, болезней сердца, сосудов, почек.Впервые в России С. П. Боткин организовал при руководимой им клинике несколько лабораторий: общеклиническую, химическую, бактериологическую и физиологическую, которой в течение 10 лет (с 1878 г.) заведовал И. П. Павлов. Соединив экспериментальную физиологию с клинической медициной, С. П. Боткин создал принципиально новое направление в российской клинической медицине — экспериментальную терапию и заложил основы клинической фармакологии. Развивая это направление, С. П. Боткин внес существенный вклад в раз-работку теории нервизма, сформулированную впоследствии И. П. Павловым. Велика роль С. П. Боткина в развитии общественной медицины: в организации борьбы с инфекционными заболеваниями и высокой смертностью населения, в строительстве больниц, становлении школьной гигиены и т. П 63) школа Г. А. Захарьина, олицетворяла искусство клинической практики (в Московском университете) Г. А. Захарьин выразил главную задачу клинициста следующим образом: «Определить, какая болезнь (исследование и распознавание), как она пойдет и чем кончится (предсказание), назначить план лечения и проводить в исполнение, сообразуясь с течением болезни (наблюдение)». Г. А. Захарьин большое значение придавал клиническим лекциям: «Клиническая лекция должна быть образцом правильной методики и индивидуализирующей клиники. И чем более она отличается от главы учебника, тем более она имеет право называться клинической лекцией». Исследования Г. А. Захарьина охватывали ряд вопросов клинической медицины. Он описал картину сифилиса легких (сифилитическую пневмонию, клинику легочного туберкулеза), сифилиса сердца, кроме этого, он дал классификацию туберкулеза. Г. А. Захарьин выдвигал теорию о роли эндокринных нарушений в этиологии хлороза. Одной из основных заслуг Захарьина является развитие метода непосредственного клинического наблюдения и разработка метода опроса больного.Инициатива опроса должна оставаться в руках лечащего врача. Надо сказать, что опрос Захарьина охватывал не только прошлое (анамнез), но и настоящее состояние, а также обстановку, в которой живет больной. По сути, в опросе у Г. А. Захарьина имеются два основных принципа: физиологический (по системам и органам) и топографический. Метод такого опроса охватывает все системы и органы: кровообращение, дыхание, мочеполовую систему, желудочно-кишечный тракт (который включает желудок, печень, кишечник, селезенку), кроветворную систему, обмен веществ, нервную систему, а также нервно-эмоциональное состояние (головные боли, сообразительность, сон, настроение, память, парестезии, головокружение и т. д.).Очень большое значение Г. А. Захарьин придавал лечению. В лечебных советах Захарьина большое место занимали указания больному об образе жизни и о режиме. Вот, что он говорил: «Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если хочешь быть здоров».наряду с покоем Захарьин рекомендовал движение. Г. А. Захарьин наряду с применением медикаментов, использовал также гигиенические и профилактические мероприятия, а также общие лечебные приемы – кровопускание, климатолечение больных туберкулезом легких (кстати сказать, климатолече-ние рекомендовалось не только на юге, но и на природе в любой местности), массаж, минеральные воды.Вопросы гигиены занимали в клиническом учении Захарьина существенное место. 64. До XIX века в России не было ни больниц для детей, ни детских врачей. Лечением занимались "повивальные бабки" и акушерки. Смер тность детей, особенно на первом году жизни, была чрезвычайно ве лика. Ряд мероприятий по борьбе с детской смертностью был прове ден лишь в XVIII веке. Так по указу Петра I некоторые монастыри бы ли фактически превращены в своеобразные воспитательные дома. В 1706 г. митрополит Иов организовал 3 больницы на берегу р. Волхов, гостиницу для прохожих и "дом для незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев" в монастыре города Колмов. В 1714 г. в Пе тербурге была организована богадельня-приют для подкидышей и бес призорных детей. В феврале 1721 года появился сенатский указ "О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев...". Реализовывать этот указ спустя сорок лет пришлось И.И.Бецкому (1704 - 1795). По его проекту был создан Московский воспита тельный дом (манифест Екатерины II от 1 сентября 1763 г.). Степан Фомич ХОТОВИЦКИИ (1796 - 1885) - основоположник пе диатрии в России. В 1847 году издал первое оригинальное руководство по пе диатрии на русском языке - "Педиатрика", где указал, что ребенок - это не "миниатюра взрослого", а организм, обладающий рядом отличительных черт в морфологическом, физиологическом и психологическом отношении, поэтому в вопросах его терапии и ги гиены следует исходить из анатомо-физиологических особенностей детского организма. В монографии излагается методика обследова ния ребенка, приводятся сведения о причинах, симптомах и лечении детей. Нил Федорович ФИЛАТОВ (1847 - 1902) впервые описал "скарла тинозную краснуху" (1885), идиопатическое воспаление шейных лим фатических узлов, ранний диагностический признак кори - отрубевидное шелушение эпителия на слизистой оболочке губ и щек, появляю щееся за несколько дней до сыпи (пятна Филатова - Бельского - Коплика). Свой большой опыт он подытожил в работах "Семиотика и диагностика детских болезней"(1890), "Лекции об инфекционных за болеваниях детского возраста" (1903). "Клинические лекции" (1883). "Краткий учебник детских болезней" (1893) и др. Николай Петрович ГУНДОБИН (1860 - 1908) - организатор Сою за борьбы с детской смертностью в России. Наиболее крупные его работы: "Общая и частная терапия болезней детского возраста" (1896), "Школьная гигиена" (1902), "Гигиена детства" (1903), "Особенности детского возраста" (1906), "Детская смертность в России и меры борьбы с нею" (1906). "Воспитание и лечение ребен ка до 7-летнего возраста" (1907), "Современные задачи школьной гигиены" (1907) - посвящены возрастным анатомо-физиологическим особенностям детского организма, вопросам физического воспитания, закаливания, режима учебных заведений. 65. В России зубоврачебное дело получило значительное продвижение в период реформ Петра Великого, который в 1710 году впервые вел в официальный оборот звание "зубной врач". Первым его получил француз Франсуа Дюбрель.Позднее, определенную роль в развитии отечественной стоматологии сыграли основанные в 1733 году госпитальные школы, выпускники которых, кроме всего прочего, имели навыки в оказании зубоврачебной помощи. Первыми признанными специалистами зубоврачебного дела в России XVIIIв. были приезжие иностранцы. Однако еще на протяжении долгого времени услуги зубоврачебного характера в основном продолжали оказывать представители сторонних профессий: банщики, цирюльники, ювелиры, граверы и т.д., и т.п. Так, в Петербурге в XVIII в. из числа иностранцев, практикующих различные виды зубоврачебной помощи, только трое имели официальное разрешение Медицинской коллегии. Тем не менее, в начале XIX в. ряды зубных врачей-иностранцев начинают пополняться русскими зубными врачами, получившими свою подготовку в России. В 1810 году был издан закон, по которому право на зубоврачебную практику предоставлялось лицам, получившим диплом "зубного лекаря". Следующим шагом по развитию зубоврачебного образования в России является закон (1838), в соответствии с которым звание "дантист" и право на самостоятельную работу присуждалось после сдачи экзамена в медицинской академии. Однако только в 1900 году была официально запрещена подготовка дантистов путем ученичества.С 1838 года зубных лекарей, которых обучали зубные врачи, выпускники школ по зубоврачебному искусству стали называть "дантистами". Они получали право на самостоятельную практику только после сдачи экзаменов при медико-хирургической академии или медицинских факультетах университетов.В 1829 году женщины получили право на равных основаниях с мужчинами сдавать экзамены на звание зубного лекаря. Первая русская школа по изучению стоматологии была открыта в Петербурге в 1881 году под руководством Ф.И.Важинского, а в 1883 году в России практиковал 441 дантист. В Москве зубоврачебная школа была организована в 1892 году И. М. Коварским. 66. Доброславин (Алексей Петрович) - первый профессор гигиены, как самостоятельного предмета, в медико-хирургической академии и выдающийся общественный деятель По возвращении из-за границы Доброславин получил звание доцента и с 1871 г. начал чтение курса гигиены. В 1872 г. удостоен звания адъюнкт-профессора, а в 1876 г. - ординарного профессора. В 1878 г. Доброславин устроил небольшую гигиеническую лабораторию, которая затем была расширена и в 1883 г. переведена в отдельное помещение. За 18 лет существования лаборатории из нее вышло до 150 работ; главное место среди них занимают работы по вопросам питания. С 1879 г. Доброславин состоял инспектором санитарной и медицинской части главного тюремного управления; главной заслугой его, на этом поприще, имеющей громадное общественное значение, было изменение организации перевозки арестантов на баржах по Волге и Каме, избавившее население попутных городов от заноса всевозможных заразных болезней. Сношения Доброславина с земством начались с первых же лет его деятельности, благодаря его первым ученикам-врачам; ему постоянно приходилось давать советы и заключения касательно организации санитарной части в земстве. эрисман-Русский врач, один из основоположников гигиены в России. По происхождению - швейцарец, 27 лет жизни отдал России. С 1869 г. работал в Петербурге. Профессор Московского университета (1882-1896). Основал кафедру гигиены на медицинском факультете Московского университета, преобразованную в 1890 г. в Гигиенический институт. В 1896 г. в связи с выступлением в защиту арестованных студентов медицинского факультета был уволен из университета и выслан из России, переехал в Цюрих, где заведовал санитарной частью городского управления. Э. - один из основателей российского фабричного законодательства. Руководитель медицинского обследования 1000 фабрик и заводов Московской губернии, заложил основы медико-биологического изучения работающего человека, аналоги современной профессиональной гигиены, психофизиологии труда, инженерной психологии, эргономики, экологической психологии. Э. - автор первого в России фундаментального руководства “Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда” 67 Вопросы экспериментальной физиологии и медицины в начале XIX в. в России разрабатывались на медицинском факультете Московского университета. Профессора-медики Е. О. Мухин, И. Е. Дядьковский, А. М. Филомафитский, И. Т. Глебов, В. А. Басов были пионерами внедрения эксперимента в медицинские исследования. И. Е. Дядьковский был врачом с широким биологическим кругозором, убежденным материалистом, боровшимся с витализмом. Его биологические и философские взгляды отражены в трактате "Об образе действия лекарств на человеческое тело" (1816). В лекциях ("Курс общей патологии", 1828; "Симптоматология", 1830; "Лекции частнотерапевтические", 1845) он ставил вопрос о необходимости для врачей изучения морфологии и физиологии нервной системы. Подчеркивая важность кровеносной системы в объединении всех органов и частей организма, Дядьковский, однако, решающую роль в регуляции функций отводил нервной системе. Он писал о том, что вся психическая деятельность, включая мышление, зависит от способности головного мозга воспринимать внешние воздействия. А. М. Филомафитский, в отличие от своего современника, сторонника умозрительного, натурфилософского направления в физиологии, шеллингианца Д. М. Велланского, был убежденным приверженцем экспериментальной физиологии. Он ввел в лекциях по физиологии в Московском университете демонстрации опытов на животных — лягушках, голубях и собаках. Перу Филомафитского принадлежал первый оригинальный учебник физиологии на русском языке: "Физиология, изданная для руководства своих слушателей" (1836). Результаты собственных экспериментальных исследований Филомафитского отражены в его трудах: "Трактат о переливании крови (как единственном средстве во многих случаях спасти жизнь)" (1848) и "Физиологический взгляд на употребление эфиров, хлороформа и бензина, как притупляющих нервную деятельность" (1849). Последнюю работу Филомафитский выполнил при содействии Н. И. Пирогова. 68. И.М. Сеченов и его труд «Рефлексы головного мозга».
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) Первым выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и убедительно доказал, что «все акты сонательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Открытое им в 1863 г. торможение впервые продемонстрировало, что наряду с процессом возбуждения сущестует другой активный процесс- торможение, без которого немыслима интегративная деятельность центральной нервной системы. Создал крупную физиологическую школу в России. 69. И.П. Павлов. Роль его учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности в развитии естествознания.
Иван Петрович Павлов (1849-1936) Основатель крупнейшей физиологической школы современности. Его исследования в области физиологии сердечно-сосудистой и пищеварительной систем являются классическими. Ввел метод хронического эксперимента (проведение длительного эксперимента на животном без нарушения его жизненных функций). Экспериментально обосновал принцип нервизма – идею о решающей роли нервной системы в регуляции функционального состояния и деятельности всех органов и систем организма. Изучая поведение животных, выявил рефлексы нового типа, формирующиеся и закрепляющиеся при определённых условиях окружающей среды, которые назвал условными. Доказал, что условные рефлексы вырабатываются в коре больших полушарий головного мозга, что позволило экспериментальное изучать деятельность коры больших полушарий в норме и паталогии и привело к созданию учения о высшей нервной деятельности.
70. Становление и развитие советской системы здравоохранения.
Развитие советской системы здравоохранения происходило в шесть основных этапов:
1) 26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов был образован Медико-санитарный отдел. Общность задач, стоявших перед Врачебными коллегиями, привела к их объединению.
2) С ноября 1917 г. Создавались медико-санитарные отделы.
3) Ноябрь-Декабрь 1917 г. организованы врачебные коллегии при отдельных Народных комиссариатах.
4) 24 января (6 февраля) 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров был образован Совет Врачебных коллегий. основной задачей Совета Врачебных коллегий оставалось объединение усилий в области здравоохранения в масштабах всей страны. В связи с этим велась работа по подготовке Всероссийского съезда представителей Медико-санитарных отделов, которому предстояло решить вопрос об образовании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР.
5) 16-19 июня 1918 г. состоялся всеросийский съезд медико-санитарных отделов Советов.
6) 11 июля 1918 г. после многократного обсуждения Совет Народных Комиссаров принял декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения» — первого высшего государственного органа, объединившего под своим руководством все отрасли медико-санитарного дела страны. Николай Александрович Семашко (1874—1949)—возглавлял Наркомздрав до 1930 г. В 1922 г. Н. А. Семашко возглавил первую в стране кафедру социальной гигиены на медицинском факультете Московского университета и руководил ею в течение 27 лет.Н. А. Семашко был инициатором и главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии (1927—1936). Первым заместителем народного комиссара здравоохранения РСФСР был назначен Зиновий Петрович Соловьев (1876—1928). Наряду с этим с 1918 г. он был заведующим медицинской частью и членом коллегии Народного комиссариата Внутренних дел, а также членом Совета Врачебных коллегий. В июле 1936 г. Постановлением ЦИК и Совета Народных Комиссаров СССР был создан Народный комиссариат здравоохранения СССР. Первым народным комиссаром здравоохранения СССР был назначен Григорий Наумович Каминский. До этого назначения он занимал пост народного комиссара здравоохранения РСФСР.
71) Кризис советского здравоохранения. Причины: 1)Остаточный принцип финансирования (экономическая несостоятельность). в СССР в 50 – 60-х годах из госбюджета на здравоохранение выделялось до 6%, а в конце 80-х – начале 90-х годов – в пределах 3%. Опыт развитых стран показывает: чтобы добиться удовлетворительных показателей здоровья нации, на здравоохранение должно выделяться как минимум 6—8% от стоимости ВНП. Сложившаяся в Советской России ситуация с финансированием здравоохранения требовала коренного реформирования; создания таких условий, которые бы обеспечивали поступление дополнительных средств на охрану здоровья населения.
2) Потеря отношения к здоровью как к социальной ценности (социальная несостоятельность). Система здравоохранения в бывшем СССР основывалась на распределительно-распорядительном принципе управления, суть которого заключалась в централи-зованном механизме: а) формирования бюджета отрасли; б) организации материально-технического и лекарственного обеспечения на основе госзаказа и фондового снабжения по фиксированным ценим; в) формирования и развития лечебной сети в соответствии с государственными нормативами по штатам, ресурсам, заработной плате и т.д Государство, взяв на себя роль единого страхователя здоровья нации, взвалило на себя в лице Министерства здравоохранения исчерпывающую ответственность за состояние –здоровья граждан, его сохранение и укрепление. Тем самым другие секторы как бы сняли с себя ответственность за состояние здоровья трудящихся, не были напрямую заинтересованы в его укреплении. В России не возникло эффективное сотрудничество по проведению мероприятии, направленных на первичную профилактику заболеваний. Центральная впасть лишила местные администрации самостоятельности в проведении работы но охране здоровья жителей. Т.е., существовавшая в СССР государственное, централизованное здравоохранение породило бесправие по охране здоровья, и как следствие, пассивное отношение местных властей, работодателей, самих граждан к сохранению и укреплению здоровья. Произошла потеря отношения к категории «здоровье» как к главной социальной ценности. 3) Неэффективность жестко централизованной системы здравоохранения (медико-организационная несостоятельность) Типичная черта монополии – удовлетворение в первую очередь своих внутренних нужд, выразилась в экстенсивном развитии советского здравоохранения, в частности в ежегодном наращивании численности врачей и количества больничных коек (В середине 70-х годов в СССР на каждые 1000 жителей приходилось 47 врачей).Вместе с тем организация врачебного труда была далека от оптимальной. Советский врач, по существу, подменял среднего мед работника. Недостаточное финансирование, подмена приоритетов, экстенсивное развитие здравоохранения стали основными причинами слабой оснащенности большинства лечебно-профилактических учреждений современной дорогостоящей медаппаратурой, инструментарием, реактивами, лекарствами. Медицинские работники потеряли мотивацию высококачест-венного, эффективного труда и своего профессионального роста, т. к. труд их оплачивался государством в не зависимости от его объема, качества, эффективности. Отсутствовал внешний (потребителя) контроль за качеством труда медицинских работников, а осуществлялся внутриведомственный (ведомству же всегда невыгодно «выносить сор из избы»). Оплата труда была низкой, неадекватной общественному и социальному значению профессии врача; господствовала уравниловка в оплате трудовой деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.12.88 (0.013 с.) |