Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организации и секторы социальной сферыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важнейшей экономической особенностью социальной сферы является то, что большинство ее организаций – некоммерческие. Они преобладают в большей части отраслей социальной сферы, за исключением жилищного хозяйства и средств массовой информации. Рассмотрим главные различия между коммерческими и некоммерческими организациями. Коммерческими являются организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Они самостоятельно определяют направления своей деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками). Некоммерческими являются организации, созданные ради целей, отличных от извлечения прибыли. Статус некоммерческой организации означает запрет на распределение полученной прибыли между учредителями (участниками, членами) организации и ее работниками. Прибыль, если она есть, должна направляться на развитие деятельности организации. За рубежом понятия "коммерческая организация" и "некоммерческая организация" обычно применяют лишь к частным организациям. Государственные организации выделяются в качестве самостоятельной формы. В нашей стране указанные понятия используются как по отношению к частным, так и по отношению к государственным и муниципальным организациям. Российское законодательство предусматривает, что юридические лица могут быть лишь двух типов: коммерческие организации и некоммерческие организации. Статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет коммерческие организации как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие организации – как не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. С точки зрения различий экономических форм организаций вся экономика, и социальная сфера в частности, могут быть разделены натри сектора (см. рис. 1.1). Первый сектор включает государственные (муниципальные) организации. Это учреждения и предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности. Второй сектор – частные коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. В нашей стране частные коммерческие организации существуют в формах хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ. Третий сектор – частные некоммерческие организации. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль среди своих участников, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности. Примерами частных некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации, фонды.
Рис. 1.1. Секторы экономики и формы организаций
Указанные три сектора часто называют соответственно государственным, коммерческим и некоммерческим. Но такие наименования не вполне точно отражают различия между данными секторами. Дело в том, что государственные и муниципальные организации в странах с рыночной экономикой бывают двух типов. Во-первых, это учреждения, деятельность которых не направлена на извлечение прибыли, и прибыль, даже если она получена, не распределяется. В этом отношении учреждения подобны негосударственным некоммерческим организациям. Во-вторых, это государственные и муниципальные предприятия. Их деятельность должна быть ориентирована на извлечение прибыли. В этом отношении они отличаются от учреждений и подобны негосударственным коммерческим организациям. Напомним еще раз, что в соответствии с российским законодательством множество коммерческих организаций шире, чем второй сектор, а множество некоммерческих организаций – соответственно шире, чем третий сектор. Поэтому правильнее именовать первый сектор – государственным, второй – частным коммерческим, третий – частным некоммерческим. Частные коммерческие организации и соответственно частный коммерческий сектор являются конституирующими для рыночной экономики. В социальной сфере этот сектор охватывает почти полностью прессу, книгоиздание, шоу-бизнес, производство аудиовизуальной продукции и представлен во всех других ее отраслях. Существование государственного сектора в социальной сфере обусловлено тем, что государство берет на себя предоставление определенных видов услуг, для того чтобы таким образом избежать недостатков, присущих экономическим отношениям обмена между производителями и потребителями услуг в этой сфере, и реализовать требования социальной справедливости и государственной идеологии. Факторы, обусловливающие участие государства в предоставлении услуг, имеют свои особенности для разных отраслей социальной сферы и будут подробно рассмотрены в последующих главах. Государственный сектор в странах с рыночной экономикой состоит преимущественно из учреждений, являющихся по экономической форме некоммерческими организациями. В социальной сфере этот сектор занимает главенствующее положение в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, музейном, архивном, библиотечном деле и представлен в других отраслях. Негосударственные некоммерческие организации, составляющие третий сектор, создаются и действуют для преодоления изъянов рынка и изъянов государственного участия в решении социальных проблем. Роль негосударственных некоммерческих организаций в социальной сфере будет рассмотрена в разделе 9.4. Контрольные вопросы
1. Почему к социальной сфере относят предоставление жилищно-эксплуатационных услуг и не относят оказание бытовых услуг? 2. Следует ли включать в социальную сферу пассажирский транспорт (общественный транспорт)? 3. Какова роль государства в историческом развитии социальной сферы? 4. Что такое государство благосостояния? 5. Каковы причины и цели реформ систем социального обслуживания, проведенных в странах с рыночной экономикой в 1990-е гг.? 6. Какова роль идеологических факторов в формировании и изменении систем социального обслуживания? 7. В каких аспектах можно рассматривать деятельность в социальной сфере? 8. Почему для понимания экономического устройства отраслей социальной сферы особое значение имеет учет социально-культурных факторов? Литература Основная
Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: ТЕИС, 1998. С. 6–20, 27-106. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Шейман И.М., Якобсон Л.И., Демидова Л.С. и др. М.: Наука, 1995. С. 7–27. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 18–28. Якушев Л.П. Социальная защита. М.: Редакция журнала "ПЕНСИЯ", 1998. С. 6-21, 41-97. Barr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 3-69. Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 1-35. Дополнительная
Больничные и страховые кассы (отечественный опыт медицинского страхования) / Гришин В.В., Мирский М.Б., Данилишина Е.И. и др. М.: Федеральный фонд ОМС, 1997. Отчет о мировом развитии 1997. Государство в меняющемся мире. Вашингтон: Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 1997. С. 62–72. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: НИИ культуры. 1992. С. 12–15, 173–180. An Introduction to Health Economics for Eastern Europe and the Former Soviet Union / Ed. by S. Witter, T. Ensor. Clichester, N. Y., etc.: John Wiley & Sons, 1997. P. 1-14. Markets, Hierarchies and Networks / Ed. by G. Thompson, J. Frances, R. Levacic, J. Mitchell. L.: Sage, 1991. The Nonprofit Sector: a Research Handbook / Ed. by W.W. Powell. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1987.
Глава 2. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Организация здравоохранения
Отрасль здравоохранения представляет собой систему организаций и лиц, оказывающих медицинскую помощь населению. Принято выделять три типа медицинской помощи, соответствующих разным этапам лечебно-диагностического процесса: ■ профилактическая (вакцинация, осмотры и т.п.); ■ скорая (оказывается мобильными группами медицинских работников лицам, состояние которых требует неотложного медицинского вмешательства); ■ амбулаторная (диагностика и лечение заболеваний, не требующие постоянного пребывания пациента в медицинской организации); ■ стационарная (диагностика и интенсивное лечение заболеваний, производимые с помещением пациента в медицинскую организацию на срок более одного дня); ■ реабилитационная (оказывается после интенсивного стационарного лечения заболеваний и обеспечивает восстановление функций организма, нарушенных болезнью); ■ медико-социальная (медицинские и социальные услуги, направленные на поддержание существующего уровня здоровья людей или облегчение их страданий при неизлечимых и хронических заболеваниях). По сложности применяемых медицинских технологий выделяются следующие уровни оказания медицинской помощи. Первый уровень: первичная медико-санитарная помощь, включающая профилактические мероприятия, скорую помощь, медицинскую помощь, оказываемую амбулаторно врачами общей практики и терапевтами. Второй уровень: специализированная медицинская помощь, оказываемая амбулаторно, и стационарная медицинская помощь, оказываемая на основе медицинских технологий массового применения. Под специализированной медицинской помощью понимаются виды помощи, оказываемой врачами, специализирующимися на лечении определенных типов заболеваний (окулистами, отоларингологами, хирургами и т.д.). Третий уровень: стационарная медицинская помощь, оказываемая на основе новых медицинских технологий, которые еще не получили массового применения. Типы медицинской помощи и уровни ее оказания технологически взаимосвязаны. Профилактические мероприятия (например, вакцинация или медицинские осмотры) содействуют, с одной стороны, сокращению заболеваемости, а с другой – выявлению болезней на ранних стадиях развития. Лечение заболеваний начинается на этапах оказания скорой и амбулаторно-поликлинической помощи. При этом сначала оказывается первичная медико-санитарная помощь терапевтом, педиатром, врачом общей практики. Если этого недостаточно, больной направляется на консультацию к специалисту, проводятся специализированные диагностические исследования. В случае необходимости лечение больного продолжается в стационарных условиях. Особо сложные заболевания требуют направления больного для специализированного стационарного лечения с помощью так называемых высоких технологий (например, аортокоронарного шунтирования, трансплантации органов и т.д.). После перенесенных операций или терапевтического лечения обострений хронических заболеваний требуется реабилитационная медицинская помощь: долечивание в санатории или в амбулаторных условиях. В здравоохранении, в сравнении с другими отраслями социальной сферы, особое значение имеют вопросы координации и преемственности в работе отдельных звеньев. Следует также отметить, что технологические связи здесь не являются безальтернативными. Отдельные заболевания могут лечиться как амбулаторно, так и в стационаре. Лечение в стационаре может быть менее интенсивным, но длительным по времени, или более интенсивным и коротким с последующим долечиванием в амбулаторных условиях и т.п. Системы здравоохранения в разных странах существенно различаются по структуре организаций, оказывающих медицинскую помощь. В России профилактическая медицинская помощь оказывается амбулаторно-поликлиническими учреждениями, диспансерами, санаторно-курортными учреждениями. Скорая медицинская помощь – станциями скорой медицинской помощи. Амбулаторная помощь – амбулаторно-поликлиническими учреждениями, поликлиническими отделениями больниц, диспансеров, клиник. Поэтому в нашей стране часто используют термин "амбулаторно-поликлиническая помощь". Стационарная помощь предоставляется в больницах, родильных домах, диспансерах, клиниках. Реабилитационное лечение – в специализированных больницах восстановительного лечения, физиотерапевтических больницах, наркологических центрах и диспансерах, санаториях и т.д. Медико-социальную помощь оказывают амбулаторно-поликлинические учреждения, больницы, хосписы, специализированные медицинские центры. Первичную медико-санитарную помощь в России оказывает широкая сеть амбулаторно-поликлинических учреждений и станций скорой медицинской помощи. Вторичная медицинская помощь предоставляется врачами-специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений и практически всеми остальными типами медицинских организаций, за исключением санаторно-курортных. При этом в нашей стране, как и во многих других странах, оказание стационарной помощи, в свою очередь, также разделяется по уровням. Лечение относительно простых заболеваний производится в небольших стационарах (участковых, районных, городских больницах), приближенных к месту жительства людей. Более сложные заболевания лечатся в больших по размеру стационарах (центральных районных, городских и специализированных больницах). Медицинская помощь третьего уровня предоставляется в крупных центральных и региональных стационарах (клиниках, областных клинических и специализированных больницах). Разные уровни оказания медицинской помощи различаются по оснащению медицинским оборудованием, квалификации персонала и спектру оказываемых видов медицинских услуг. Особенностью отечественной системы здравоохранения является широкая сеть амбулаторно-поликлинических учреждений и в частности поликлиник, объединяющих в рамках одной организации участковых врачей-терапевтов и врачей-специалистов. Такая организация облегчает взаимодействие врачей разных специальностей при оказании медицинской помощи пациентам. За рубежом первичную медико-санитарную помощь обычно оказывают врачи общей практики, работающие как индивидуальные предприниматели или в составе небольших по численности групповых практик. Специализированная амбулаторная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами, работающими либо как индивидуальные предприниматели, либо в больницах (госпиталях, клиниках). Организации, подобные привычным для нас поликлиникам, встречаются лишь в отдельных странах с развитой рыночной экономикой. Эти различия имеют прямые экономические следствия. Самостоятельная деятельность врачей сопровождается их конкуренцией друг с другом, которая стимулирует их к повышению эффективности своей работы. В случае поликлиник конкуренция между врачами внутри организации практически отсутствует, а возможности конкуренции между разными поликлиниками существенно более ограничены, чем возможности конкуренции частнопрактикующих врачей. Еще одним существенным отличием отечественной системы здравоохранения является организация скорой медицинской помощи. У нас в состав бригад скорой помощи обязательно входят врачи, и такая помощь организована по принципу быстрейшей доставки врача к пациенту. За рубежом бригады скорой помощи состоят только из парамедиков – лиц, не имеющих высшего медицинского образования. Главный принцип оказания такой помощи иной – быстрейшая доставка пациента к врачу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.251 (0.012 с.) |